Предлагаем вниманию читателей первое из двух запланированных интервью с победителями III Национального конкурса “Внутренний аудитор года” от Института внутренних аудиторов. Наш сегодняшний собеседник - Микрюков Тимофей Валентинович, Ведущий аудитор Управления внутреннего аудита, ПАО Сбербанк, Западно-Уральский банк. Он победил в номинации “Внутренний аудитор года публичной компании”.
Добрый день, Тимофей Валентинович! Спасибо, что согласились ответить не несколько вопросов GAAP.RU. Прежде всего, примите поздравления с заслуженной победой в конкурсе. Для Вас лично она была ожидаемой?
- Конечно, я надеялся на победу: плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Но, честно говоря, всерьез не рассчитывал. Мне интересен был сам факт участия, к тому же составление заявки на участие в конкурсе заставляет подвести итоги своей работы за год.
Ваша номинация-победитель – “Внутренний аудитор года публичной компании”. Какими качествами обязан обладать такой человек, чтобы заслуживать победы, и чем отличается просто внутренний аудитор, скажем, от руководителя службы внутреннего аудита? А что отличает внутренний аудит конкретно публичной организации (в сравнении с непубличной)?
- Критерии выбора победителя определены условиями конкурса. Это и наличие профессиональных сертификатов (CIA), участие в конференциях и встречах, посвященных вопросам внутреннего аудита, публикации на профессиональные темы и т.д. Но, на мой взгляд, можно расширить количество критериев для оценки. Например, можно добавить что-то, связанное с текущей аудиторской работой – “качественное проведение аудита”, а также учитывать организаторскую работу по продвижению внутреннего аудита: проведение конференций, встреч, собраний и т.п. Что касается личных качеств, то для аудитора считаю важным иметь высокую работоспособность и желание развиваться, получать новые знания и навыки.
Отличие рядовых сотрудников от руководителей внутреннего аудита обусловлено спецификой решаемых задач. Руководитель отвечает в целом за развитие службы, и в его оценке должна присутствовать оценка работы всей службы; рядовой аудитор отвечает за определенный участок. Но вопросы теории и развития внутреннего аудита доступны всем, каждый имеет возможность написать статью, выступить на встрече Института внутренних аудиторов. Практическое внедрение новых методов аудита более характерно для руководителей в силу больших полномочий.
Отличие аудиторов публичных и непубличных компаний, на мой взгляд, несущественны. Штатная численность сотрудников, конечно, отличается: в ПАО Сбербанк, например, работает более тысячи аудиторов, а где-то это 2-3 человека. Разница в масштабах влияет на организацию и методы внутреннего аудита.
Каким образом победа в конкурсе сказалась на Вашей работе? Меняет ли она отношение к победителю в трудовом коллективе? И кстати, для Вас лично и для окружающих, это больше победа человека, или же это победа организации, которую Вы представляете?
Пока никак не сказалась :) Добавилось немножко нагрузки по освещению этого события во внутреннем и внешнем медийном пространстве. Отношения в коллективе не поменялись, были и остаются хорошими. Все мои коллеги, конечно, рады моей победе. Я оцениваю свое первое место как заслугу всей нашей команды - службы внутреннего аудита ПАО Сбербанк, а также инициативной группы Регионального центра Института внутренних аудиторов в г. Перми.
Как Вы думаете, есть ли возможности для Института внутренних аудиторов на будущее проводить данный конкурс с большим числом номинаций помимо означенных четырех, ведь работа внутренних аудиторов не проходит в изолированном режиме, но в условиях очень тесного сотрудничества с другими сторонами?
Сложно сказать. Увеличение числа номинаций может привести к “размытию” ценности победы. Конкурс однозначно нужен, а чтобы полноценно оценить участников, можно увеличить число критериев для оценки. У нас в банке часто используют метод краудсорсинга, когда каждый желающий может предложить свои идеи по решению какой-либо проблемы. Можно что-то подобное организовать в среде внутренних аудиторов с целью спросить, какие номинации и какие критерии учитывать в конкурсе.
2015 год можно считать годом официального утверждения нового профессионального стандарта “Внутренний аудитор”. Ощущаете ли Вы – как представитель этой среды, знающий всю подноготную изнутри – что в России сегодня профессия внутреннего аудита действительно сформировалась в полном смысле этого слова, причем именно с приходом нового стандарта, или все осталось, по большому счету, как было?
Я бы сказал, что в настоящее время профессия сформировалась и активно развивается. Утверждение стандарта – это очередной этап в признании профессии, но не будем забывать, что впереди еще вопросы применения стандарта, оценки профессиональных квалификаций, разработки образовательных стандартов и т.п. У нас в стране исторически был сильно развит институт контрольно-ревизионных органов, а внутреннего аудита как понятия не было. Сейчас все постепенно меняется, внутренний аудит находит свое признание и в законодательстве, и в практике деятельности организаций всех форм собственности.
Находите ли Вы, что в России с годами растут запросы к представителям профессии, и чтобы полноценно выполнять свои обязанности, они обязаны теперь обладать новыми для себя компетенциями (например, киберугрозы, корпоративная культура), которые еще несколько лет назад были необязательны?
Безусловно. Развиваются организации – должны развиваться и внутренние аудиторы. В этом плане цель внутреннего аудита – способствовать достижению целей организации - остается неизменной, и для этого внутренний аудит должен идти в ногу с менеджментом. У нас, например, много внимания уделяется ИТ-составляющей, развитию корпоративной культуры, управлению рисками, и все это влияет на развитие компетенций аудиторов.
Относительно недавно (уже в этом году) аудиторская компания KPMG провела исследование, в ходе которого выяснилось, что финансовые директоры и руководство аудиторских комиссий в компаниях, оказывается, не получают достаточно информации об управлении корпоративными рисками, которая должна поступать - от кого? От внутренних аудиторов! Впрочем, это результат скорее глобальный, половина опрошенных компаний в том случае были резинтентами США. А как в России? Согласились ли бы Вы с таким утверждением на основе личного опыта и ощущений?
На мой взгляд, в этом есть определенная доля истины. Насколько мне известно, в компаниях (в т.ч. российских) часто создаются службы по управлению рисками с уровнем подчинения напрямую главе компании; в советах директоров могут быть созданы комитеты по управлению рисками. Может возникнуть некая конкуренция между внутренним аудитом и такими подразделениями. Такого быть не должно, все должны быть “в одной упряжке” и работать на достижение целей организации. Избежать этого позволит четкое разграничение полномочий между службами (составление “карты гарантий”), повышение статуса внутреннего аудита, и самое главное - повышение профессионализма внутреннего аудита, позволяющего идти в ногу с бизнесом.
Внутренний аудит лично для Вас – ступень карьеры или же род деятельности “на всю жизнь”? Если второе, то собираетесь ли Вы в будущем пробовать свои силы в конкурсе повторно?
Я во внутреннем аудите с 2004 года, до этого работал в бухгалтерии, финансовой службе банка. Могу сказать, что во внутреннем аудите работать интереснее: постоянно узнаешь что-то новое, меньше “текучки”. Я, например, сменил несколько специализаций по внутреннему аудиту банковской деятельности: проверял и кассовую работу, и внутрихозяйственную деятельность, и кредитование физических и юридических лиц, и работу с просрочкой. Однако это, конечно же, далеко не все, что происходит в банке. Как сказал Председатель Правления нашего банка Г.О. Греф, сейчас банк становится высокотехнологичной компанией с банковской лицензией, и это является определенным вызовом для нас, аудиторов, по развитию новых компетенций.
По поводу того, является ли аудит ступенью карьеры или родом деятельности “на всю жизнь”, я особо не задумывался. Для меня важно то, что работа приносит удовольствие, и пока мне интересно во внутреннем аудите в ПАО Сбербанк. Возможно, когда-нибудь приму участие в конкурсе еще раз – в любом случае, это отличная строчка для резюме :)
Каким образом в Вашей организации организован подход к повышению профессиональной квалификации внутренних аудиторов, если это не секрет?
- Это отдельная тема для разговора, про которую можно долго рассказывать. Обучению аудиторов у нас уделяется особое внимание, выделено 10% рабочего времени на обязательное обучение.
Мы и на встречах Института внутренних аудиторов, и на конференциях рассказывали о нашем Университете Службы внутреннего аудита, где изучаются как общеобразовательные дисциплины (системное мышление, навыки личной эффективности, теория внутреннего аудита и т.д.), так и узкоспециализированные направления по аудиту отдельных операций банка.
Кроме этого, часто участвуем в различных конференциях, тренингах, мастер-классах и т.д.
Что ж, нам остается только пожелать Вам удачи. Спасибо за Ваши ответы, надеемся побеседовать еще раз по тому же самому поводу!
Спасибо.