“Выгоды и издержки” Ричарда Джонса - новой фигуры у руля американского FASB

Сравнительный учет: US GAAP &...
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 16 Октября 2020

То, что новым руководителем Американского Совета по стандартам финансовой отчетности (FASB) после многих лет правления Рассела Голдена будет некто Ричард Джонс (Richard Jones), стало известно в декабре пришлого года. К своим новым обязанностям он приступил с 1 июля, в непростое время для экономики любой страны - и американской в том числе. Таким образом, позади первые три месяца на новой должности, и первыми впечатлениями о ней председатель FASB делится в небольшой серии вопросов и ответов в рамках интервью деловому изданию Journal of Accountancy, которое мы тут с удовольствием приводим.

Вкратце о том том, кто этот человек. До недавнего времени - старший бухгалтер и партнер американского отделения аудиторской компании E&Y, которой посвятил большую часть своей профессиональной карьеры. Выпускник Государственного университета Нью-Йорка с дипломом бакалавра бухгалтерского учета и отчетности. Работал в Financial Accounting Standards Advisory Council (FASAC) - консультативном органе для FASB, а также в исполнительном комитете по учетным стандартам в составе AICPA.


Фото: www.accountingfoundation.org

Как хорошо известно, в разработке любых стандартов необходимо всегда быть уверенными, что совокупные издержки на разработку и внедрение их в практику не превысят ожидаемых выгод от всей этой инициативы – и в плане упрощения практики учета, и в плане повышения качества отчетности в глазах ее пользователей. Неизвестно, руководствуется ли Ричард Джонс тем же самым принципом по жизни, однако, как признается он своем интервью, для него этого ключевая задача, по крайней мере, на должности председателя FASB. Принимая во внимания колоссальный (протяженностью более 30 лет) опыт в сфере аудита, технические знания можно назвать основной компетенцией, которой прибавилось в американском совете вместе с приходом туда Ричарда Джонса. Посмотрим, насколько это окажется полезным в таких непростых условиях, когда компании, все еще занятые внедрением новых стандартов по учету аренды, признанию выручки и модели ожидаемых кредитных убытков (“CECL”), еще и вынуждены выживать в условиях коронавирусного кризиса.

А сейчас, собственно, обещанные вопросы с ответами на них.

Как подготовили Вас годы работы в E&Y к роли лидера FASB?

Я провел 30 лет, применяя бухгалтерские правила и помогая компаниям с их пониманием и применением, так что имею представление о связанных с ними выгодах и издержках, и как они внедряются в частных и общественных организациях любых размеров. Я верю, что это наделяет меня представлением о применении GAAP и стандартов, выпускаемых FASB. Одной из вещей, которые привлекли меня в этой роли, была возможность поделиться дополнительными пользовательскими и инвесторскими представлениями о стандартах, в том числе об информации, которую они находят ценной, и о том, как они используют ее.

“Инвесторы важны для разработчиков стандартов” – можете это как-то раскрыть?

Понимание того, какая информация действительно важна для инвесторов, когда и как эта информация влияет на их решения – ключевой фактор в основе анализа выгод и издержек. Очень полезно бывает спрашивать самих стейкхолдеров, как именно они пользуются финансовой информацией по GAAP – понимая при этом, конечно, что ответы могут очень отличаться в случае с пользователями финансовой отчетности частных организаций и финансовой отчетности публичных структур. Я очень многое понял благодаря таким опросам, которые проводит FASB, а также благодаря моим собственным исследованиям с командой FASB и другими стейкхолдерами.

Как можно охарактеризовать Вашу общую философию в отношении роли разработчиков стандартов и улучшения экосреды финансовой отчетности?

Я искренне ценю независимую разработку стандартов. А ценю я ее, поскольку считаю, что это большой актив для нашей экономики. Но я также думаю, что нам необходимо постоянно бороться за свое право быть независимыми разработчиками стандартов. Частью этого является соблюдение осторожности с разрабатываемыми стандартами, обеспечение актуальности информации, которую они несут пользователям, и в то же время принятие в расчет связанных с ними издержек. Вы уже не в первый раз слышите, как я подчеркиваю важность анализа выгод и издержек. Он очень непрост, этот анализ, но я думаю, что это то, чему нам нужно следовать и всегда иметь во внимании.

Одна из вещей, которую мне удалось заметить с приходом в FASB (а также когда я еще был членом FASAC*), было то, что когда вы собираете вместе составителей и пользователей отчетности, часто оказывается, что они вполне могут прийти к решению. То есть когда между ними есть определенное взаимодействие, понимание того, какую информацию ждут пользователи отчетности, составители могут спросить: “А как вы собираетесь ее использовать? Возможно, есть какая-то еще, более актуальная информация или что-то, чем мы уже вас обеспечиваем, на что вы могли бы обратить большее внимание?” Я думаю, это замечательный способ найти решение проблемы. Так что хотя я считаю, что опросы среди пользователей важны, я также считаю, что в выработке решения важен также диалог между пользователями и составителями отчетности.

*Консультативный орган, оказывающий поддержку FASB в его работе – GAAP.RU

Касательно независимой разработки стандартов. В Законе о коронавирусных послаблениях, помощи и экономической безопасности (“CARES Act”) Конгресс отсрочил внедрение модели ожидаемых кредитных убытков от FASB. У Вас есть мысли насчет того, какой прецедент это создает, и какой удар по независимости нанесла эта ситуация?

Я искренне считаю независимую разработку стандартов большим активом для нашей экономики и нашей экономической системы. Тем не менее, я, конечно, понимаю, что мы живем в необычные времена, и я уважаю наше правительство и его право принимать решения в ответ на определенные сложности. Я бы, возможно, предпочел, чтобы мы сделали это сами своими силами, но я уважаю их власть и способность принимать решения на благо страны.

Многие не столь крупные стандарты, которые выходили за последние несколько лет, призваны были упростить финансовую отчетность. Является ли Вашей целью продолжение этого курса?

Безусловно. Когда мы говорим об устранении издержек и сложности из процесса разработки стандартов, очень важно сфокусироваться на устранении именно ненужной сложности. Если у нас сложная транзакция, часто и ее учет будет непростым. Тем не менее, когда у нас имеется ненужная сложность в системе, это создает издержки и составителям, и пользователям отчетности. Издержки для составителей отчетности – в необходимости следовать очень сложному стандарту. Издержки для пользователей – в том, что информацию может оказаться очень непросто донести, к тому же она может оказаться не самой полезной. Она может быть доведена до них с тем уровнем точности, который несовместим с пониманием того, что лежит в основе расчетов.

Что Вы думаете в целом о текущей ситуации с подготовкой отчетности и аудитом? Насколько это известно, еще до COVID-19 Ваш предшественник, Рассел Голден, иногда говорил, что люди измотаны внедрением крупных новых стандартов, таких как стандарты по признанию выручки и аренде. А потом ударил COVID-19…

Конечно же, мы понимаем, что наши стейкхолдеры работают в непростые времена – нет никаких сомнений. И у нас три важных стандарта (по признанию выручки, по учету аренды, и по кредитным убыткам), которые только-только были внедрены или находятся у наших стейкхолдеров в процессе внедрения. С крупными стандартами редко бывает такое, чтобы “один раз сделано – и готово”. Другими словами, мы постоянно получаем данные по ним и ищем способы их улучшить. Но, с учетом сложившихся условий, мы в первую очередь уделяем внимание важным и критическим вопросам.

Далее, мы занимаемся улучшением стандартов, которые еще даже не вступили в силу. В случае с частными компаниями, которые еще не внедрили некоторые из них, мы хотим узнать об опыте внедрения в публичных компаниях и внести изменения, если окажется, что есть необходимость сократить издержки или улучшить информацию в этих стандартах.

И наконец, когда речь заходит о скорости разработки стандартов, мы очень осторожны с тем, чтобы консультационный период давал стейкхолдерам достаточно времени, чтобы предоставить уже нам в ответ важный для качества стандартов отклик. А когда мы выпускаем новые стандарты, мы очень осторожны с определением сроков внедрения, чтобы дать стейкхолдерам достаточно времени на качественное принятие этих стандартов.

Есть что-то в текущей рабочей программе FASB, в отношении чего Вы могли бы сказать, что для Вас это очень важно?

Я нахожусь в очень тесном контакте со стейкхолдерами, и это имеет наивысший приоритет. Одним из преимуществ того, что люди в период всей этой пандемии используют разные способы коммуникаций, является то, что я могу проводить очень много личных встреч* со стейкходерами, и это потрясающе. Раньше мне приходилось много путешествовать, чтобы встретиться с людьми, а время в дороге отнимает время, доступное для встречи с другими стейкхолдерами.

*Очевидно, глава FASB имеет в виду личные встречи по каналам видеосвязи, которые не требуют присутствия на месте, а стало быть, и путешествий – GAAP.RU

Еще одна вещь, которая особенно занимает меня в данный момент – это анализ эффективности уже вступивших в силу крупных стандартов. Признание выручки, аренда и ожидаемые убытки - три больших стандарта, которые компании либо уже внедрили у себя, либо находятся в процессе этого. Мы очень заинтересованы в том, чтобы проверить их на стадии контроля качества (пост-внедренческой стадии), чтобы понять, работают ли они так, как мы хотели, чтобы они работали, чтобы убедиться, что выгоды действительно все еще там, и что они при этом не несут с собой в систему ненужных издержек и сложности. Проверка позволит узнать, нужно ли нам вносить какие-либо изменения или улучшения.

Что Вы думаете по поводу того, какой была на протяжении последних нескольких отчетность частных компаний, определяемая консультативным советом по частным компаниям - Private Company Council (PCC). И куда, Вы полагаете, она будет далее развиваться?

Я давно уже восхищаюсь PCC. Думаю, они проделали большую работу в определении вопросов, актуальных как для частных, так и для публичных компаний. Думаю, что партнерство между PCC и FASB было замечательным. На меня произвели впечатление некоторые члены PCC, с которыми удалось поработать после прихода в FASB. Думаю, у них отличные рабочие процессы, и они проделали впечатляющую работу в плане налаживания контакта со своими стейкхлдерами, чтобы понять, с какими сложностями те сталкиваются, чтобы затем мы могли поработать над ними общими силами.

Есть ли какие-то личные цели, которыми Вы могли бы поделиться?

Мы живем в информационную эру, поэтому сейчас существует фактически неутолимая страсть получать все больше информации. Я не думаю, что финансовая отчетность является в этом плане исключением. Пользователи финансовой отчетности жаждут дополнительной информации. В то же время я понимаю, что за любой предоставленной информацией лежат определенные издержки. Я активно стремлюсь к четкому пониманию информационных потребностей пользователей, издержек, связанных с предоставлением этой информации, и того, как мы будем искать баланс между тем и тем в процессе планирования дальнейшего курса. Опять-таки, ключом к определению этого для нас станет анализ выгод и издержек.

Считаете ли Вы, что технологии способны обеспечить пользователей этой информацией, которой они так жаждут, больше чем когда-либо прежде? Или в этой информации таится опасность того рода, что если на самом деле не предоставить ее правильно и через правильно подобранный фильтр, она может ввести в заблуждение? Вообще, какова роль технологий в сегодняшнем окружении?

Чтобы технологии несли выгоды пользователям финансовой отчетности, важно понимать, какой видят нужную информацию сами пользователи, и как она влияет на их решения, а также понимать связанные с ней издержки – в том числе издержки для самих пользователей. Как пример, если вы спросите меня номер телефона, а я дам вам записную книжку, будет ли это самым эффективным способом обеспечить вас информацией, которую вы ищете? Хотя технологии, конечно же, могут помочь разобраться в больших объемах информации, во многих случаях более эффективным и продуктивным будет сосредоточиться на предоставлении наиболее актуальной информации.

Что бы Вам еще хотелось сказать из того, о чем я не спросил?

Один вопрос, который мне часто задают – об изменении учетных стандартов. Я думаю, есть три вещи, которые нужно учесть перед принятием любого решения о том, нужно ли вносить изменения. Первая – это обеспечат ли изменения пользователей лучшей информацией, которая повлияет на их решения. Вторая – это устранят ли они издержки и сложности. И третья – прояснят ли изменения понимание, и принесут ли они большую последовательность в саму систему GAAP. По мере того как мы изучаем варианты изменений в системе учета, я думаю, важно понимать эти три составляющие, и где они не выполняются, поскольку это будет определять, примем ли мы решение об изменении определенного элемента.                                                             

Теги: Совет по стандартам финансовой отчетности  FASB  Рассел Голден  Ричард Джонс  Richard Jones  Financial Accounting Standards Advisory Council  FASAC  учетные стандарты  система учета  качество отчетности  учет аренды  признание выручки  ожидаемые кредитные