Сегодня в нашей стране очень популярен такой литературный жанр, как альтернативная история: некие фантастически книги о том, что было бы, если бы в тот или иной исторический момент все сложилось не так как произошло на самом деле, а совсем иначе.
И хотя качество этой литературы по большей части оставляет желать лучшего, сама по себе концепция альтернативной истории не так уж и бессмысленна.
Южная Корея – очевидный и яркий пример того, как один и тот же народ может иметь совершенно разное будущее, в зависимости от выбранного страной варианта развития, принятых решений и проведенных реформ.
Корея была насильно разделена СССР и США на два части: Северную и Южную.
Спустя почти семь десятилетий после этого события, экономический потенциал Северной Кореи является одним из слабейших в мире, а Южная Корея входит в список сильнейших мировых экономик (рис. 1).
Рис. 1. Динамика изменения ВВП Южной и Северной Кореи на душа населения в период с 1972 по 2002 г. Источник: The Heritage Foundation.
По итогам 2012 года Южная Корея (или правильнее – Республика Корея, поскольку именно таково официальное название этой восточноазиатской страны) по показателю ВВП (1,64 триллионов долларов США) заняла в мире 13 место, при этом в очередной раз продемонстрировав стабильный экономический рост (рис. 2).
Рис. 2. ВВП Южной Кореи в период с 2003 по 2013 гг. (2012, 2013 гг. – оценочно) в млрд. дол. США. Источник: International Monetary Fund, Statista 2013.
При этом по итогам первых двух кварталов 2013 года рост южнокорейского ВВП составил 0,9% (Q2 2013) и 1,1% (Q2 2013), что позволяет надеяться на сохранение сложившейся позитивной динамики и по результатам текущего года.
Также к важнейшим результатам экономики Республики Корея за 2012 год следует отнести поддержание сравнительно низкого уровня государственного долга (36.7% от ВВП), низкий уровень безработицы (3,2 %), профицитный бюджет и положительный внешнеторговый баланс.
По мнению экспертов Всемирного Банка и Всемирной Финансовой Корпорации, на 2013 год Южная Корея входит в число десяти самых дружественных бизнесу стран, занимая восьмое место в рейтинге «Doing Business – 2013» и повысив общую оценку условий ведения бизнеса на 1 пункт, в сравнении с прошлогодними данными.
Отталкиваясь от результатов исследований ВБ и ВФК, можно отметить, что к сильным сторонам южнокорейской экономической системы следует отнести один из лучших в мире механизм обеспечения исполнения контрактов (2 место в рейтинге!), обеспечивающий сравнительно короткие сроки разрешения споров, рассчитанные с момента подачи судебного иска и до осуществления платежа (почти в 2,5 раза быстрее, чем в среднем по ОЭСР) и низкие судебные издержки (в двое ниже, чем в среднем по ОЭСР), а также легкость процедур подключения к системам энергоснабжения (3 место в мире, сроки и стоимость – втрое ниже, чем в среднем по ОЭСР) и отличные условия в области международной торговли. По последнему показателю Республика Корея также занимает «бронзовое» третье место в рейтинге мировых держав, превосходя абсолютное большинство развитых стран по всем основным параметрам влияющим на легкость ведения экспортно-импортной деятельности, начиная от стоимости экспорта и импорта и заканчивая числом документов и временными затратами необходимыми для совершения внешнеэкономической сделки. В свою очередь, простые и недорогие таможенные процедуры способствуют интеграции Южной Кореи в единое мировое пространство, облегчая южнокорейским товарам выход на международные рынки и рынки других стран.
Также к достоинствам южнокорейской экономики относится развитый рынок кредитных услуг (12-е место в рейтинге) и высокая эффективность процедур по разрешению неплатежеспособности (14-е место в мире), позволяющая в случае возникновения банкротства контрагента, в среднем получить почти 82 цента с каждого доллара долга «висящего» на банкроте.
Отмечу также, что Южная Корея относится к тем немногим странам, где одинаково качественно проработаны вопросы ответственности по кредитам как юридических, так и физических лиц. В частности, в стране с населением в 49 миллионов человек достигнуто 100%-е включение населения в реестры кредитных бюро, что позволяет снизить практически до нуля риски кредитных организаций при кредитовании граждан, а это, в свою очередь, позволяет значительно расширить возможности внутреннего рынка сбыта и покупательские возможности жителей этой страны.
К слабостям южнокорейской деловой среды можно отнести довольно высокие расходы, связанные с регистрацией прав собственности, однако на фоне прочих достоинств эта «ложка дегтя» легко теряется, воспринимаясь как не слишком значительный недостаток.
Немаловажно и то, что наличие под боком Южной Кореи «сердитого» брата – Северной Кореи (между этими странами уже более полувека продолжается военное противостояние), не является дестабилизирующим южнокорейскую экономику фактором и даже запуск Северной Кореей баллистической ракеты со спутником, состоявшийся 12 декабря 2012 года, не оказал, вопреки прогнозам экспертов, значимого влияния на фондовый рынок Южной Кореи. Это, скорее всего, объясняется тем фактом, что межкорейская «холодная» война уже давно воспринимается местным бизнесом без особых эмоций и расценивается как значимый рисковый фактор лишь склонными к паникерским настроениям западными обозревателями.
К последним новациям в сфере облегчения условий ведения бизнеса с Республикой Корея следует отнести и принятое в ноябре прошлого года решение об упрощении визового режима для иностранных предпринимателей, ведущих торговлю с южнокорейскими предприятиями. По запросу Минюста РК Корейская международная торговая ассоциация (KITA) составила список из примерно 12 тыс. корейских бизнес-организаций, партнеры которых, прибывая в страну, могут получить бизнес-визу в срок составляющий не более трех дней.
Таким образом, можно сказать, что южнокорейский деловой климат «теплеет» с каждым годом и, похоже, что этот процесс не собирается останавливаться.
Поэтому вполне логично, что по итогам прошлого года Республика Корея заняла второе место (из 183-х стран мира) во всемирном рейтинге условий роста составляемых «Goldman Sachs» по совокупности пяти групп важнейших с инвестиционной точки зрения показателей, а именно, параметра макроэкономической стабильности, инвестиционного климата, человеческих ресурсов, политических условий и доступности современных технологий.
По этому, несмотря на то, что до 1988 года между Россией и Южной Кореей не существовало практически никаких отношений, сегодня Российская Федерация является значимым деловым партнером Республики Корея: в прошлом году внешнеторговый оборот между нашими странами составил 24,9 млрд. долл., в списке среди внешнеторговых партнеров Республики Корея Россия занимает 11-е место (12-е по экспорту и 9-е по импорту), а инвестиционный поток между РФ и РК уже в течение нескольких лет ежегодно составляет 1,5-2 млрд. долларов США (главным образом из Кореи в РФ).
Таким образом, на первый взгляд, Южная Корея является одним из наиболее инвестиционо благоприятных регионов в мире, причем (что немаловажно) позитивно настроенным по отношению к российским инвесторам и партнерам.
В тоже время, несмотря на вроде бы положительную картину состояния южнокорейской экономики, в 2013 году интерес инвесторов к Южной Корее довольно прохладен.
Согласно отчету Торгово-промышленной палаты Республики Кореи около трети иностранных компаний, ведущих свой бизнес в РК планируют проведение сокращения инвестиций и числа рабочих мест в течение текущего года, да и местные компании, в частности, такие монстры мировой экономики, как «Samsung Electronics», «LG Electronics», «Hyundai Motor Со.» и т.д., сегодня предпочитают не инвестировать свои средства, а накапливать их в виде свободных денежных средств на банковских счетах.
В чем же причина таких действий инвесторов?
Изначально Южная Корея ничем не отличалась от Кореи Северной, не только в плане экономического потенциала, но и в плане природных условий выражавшихся в отсутствии хороших условий для ведения сельского хозяйства и в значительных запасах полезных ископаемых.
Поэтому, для экономики Южной Кореи всегда была характерна выраженная несбалансированность, которая выражалась в сильном «перекосе» в сторону промышленного сектора, являющегося главным «столпом» южнокорейского экономического чуда.
Начатые в 80-х гг .прошлого века реформы сделали ставку на развитие производственного сектора РК и это дало свой эффект. Еще сравнительно недавно южнокорейские производственные мощности были весьма слабы: в 80-х Республика Корея вообще не рассматривалась в списке крупных промышленных держав, однако, уже к 1990-му году Южная Корея заняла по этому показателю одиннадцатое место в мире, в 2000-м – восьмое, в 2010-м – седьмое (рис. 3).
Рис. 3. Топ-15 мировых держав обладающих максимальными производственными мощностями. Источник: HIS Global Insight, McKinsey Global Institute analysis, The Financial Times.
Корея создала огромный, мощный добывающий и перерабатывающий сектора, стала крупнейшим в мире судопроизводителем, крупным производителем автомобилей, компьютеров, полупроводников, телекоммуникационного оборудования для беспроводной связи, стали, нефтепродуктов и т.д.
В тоже время, такое положение дел создало зависимость южнокорейской экономики от состояния международных рынков и сформировало высокую чувствительность к международному движению капитала.
В последние годы темпы развития экономики Южной Кореи замедлились, в частности, на фоне роста экономики Китая, и с 2011 года южнокорейский производственный сектор стал демонстрировать признаки спада и перегрева (рис. 4).
Рис. 4. Поквартальная структура ВВП Республики Корея (1) в период с Q1 2011 по Q4 2012.
Такая же отрицательная динамика начала проявляться и в отношении государственных расходов, валовых показателей накопления основного капитала и объемов экспорта и импорта (рис. 5).
Рис. 5. Поквартальная структура ВВП Республики Корея (2) в период с Q1 2011 по Q4 2012.
Все эти данные, равно как и данные о постепенном замедлении темпов прироста южнокорейского ВВП, формируют у инвесторов чувство неопределенности и опасения приближения нового кризиса, подобного тому, который пережила Южная Корея на рубеже тысячелетий.
Впрочем, тогда кризис был вызван мощнейшей дестабилизацией азиатского рынка и привел к обвалу экономик десятков стран, а сегодня торможение южнокорейского производственного сектора обусловлено, прежде всего, необходимостью конкурировать с китайской экономикой, которая имеет еще немалый потенциал роста.
Поэтому, признавая право инвесторов на осторожную оценку перспектив Республики Корея, этот регион все-таки следует отнести к инвестиционно привлекательным, в первую очередь с точки зрения инвесторов заинтересованных во вложении средств с умеренным уровнем рисков.