Прочитав заголовок, наверное, многие из вас подумали, что я сейчас буду рассказывать о том, как правильно сидеть на рабочем месте, чтобы не затекала спина, ноги и прочие конечности. Тогда почему же только для финансистов? Согласна, что все свое рабочее время они проводят сидя за компьютером и кучей бумаг и спорт им будет только на пользу. Но нет. В данной заметке я хотела бы продолжить обсуждение контроля БДДС, а конкретно поговорить о том, какие действия можно предпринять при превышении лимитов.
Существует несколько вариантов, предлагаю рассмотреть основные.
Самый распространенный способ – корректировка лимитов в рамках одного ЦФО. Осуществляется путем заимствования сумм с других статей либо периодов. Допустим, отдел снабжения спланировал свой бюджет на январь следующим образом: по статье «Оборудование» на сумму 3 млн. руб., а по статье «Запасные части» на 1 млн. руб.
В итоге получилось так (например, форс-мажор), что для того, чтобы производство не остановилось, запасных частей требуется закупить на 1.3 млн. руб. Получается, что лимит превышен на 300 тыс. руб. Один из вариантов – сэкономить на другой статье. Например, активно поискать нового поставщика и закупить оборудование по меньшим ценам, либо же вовсе отказаться от приобретения, если это не приведет к неприятным для предприятия последствиям (старые принтеры и так неплохо работают:))
Либо, можно использовать сумму с другого планового периода, но по той же статье. Так как, за январь лимит исчерпан, то руководитель ЦФО уменьшает лимит февраля в пользу января. Конечно, тут надо понимать, что лишних денег на предприятии не бывает, и хороший финансист, утверждая бюджет, все свободные финансы пустит в оборот. Поэтому, при таком варианте главное согласовать данную рокировку с финансовым отделом, и убедиться, что денежные средства в данном месяце могут быть высвобождены под нужды ЦФО. В итоге сумма общих расходов по ЦФО осталась неизменной.
Тут так сказать, надо уметь соблюдать баланс. Если где-то прибыло, значит где-то должно убавиться. Теперь понимаете, к чему было упоминание о йоге в начале?
Когда же руководитель ЦФО понимает, что «балансировать» ему нечем, то следующий вариант – идти в планово-экономический отдел и слезно доказывать, что превышение по закупке запасных частей обосновано и крайне необходимо. Причем желательно это подкрепить соответствующими документами. Ну а дальше, ПЭО совместно с руководителями, отвечающими за согласование бюджетов, будут принимать решение о корректировке лимитов в вашу пользу, при этом им, скорее всего, придется «балансировать» уже при помощи лимитов других ЦФО.
Понятное дело, что спланировать бюджет точно – дело не простое. И отклонения могут возникать даже по независящим от нас обстоятельствам. Но надо понимать, что если руководитель ЦФО постоянно обращается с просьбой о корректировке бюджета – это первый признак того, что он не может корректно спланировать свой бюджет. А на это следует обратить внимание.
В общем-то это все, о чем я хотела вам рассказать по данной теме. Помним, что баланс – залог успеха. Ну и, конечно же не забываем про спорт – в здоровом теле здоровый дух, и ум :)