Современные методы и технологии оценки деятельности медицинских учреждений

Статьи

Автор:
Источник: Библиотека ключевых показателей эффективности
Опубликовано: 19 октября 2009

Данная статья посвящена новому направлению в области информационных технологий, разработанному ведущими учеными Центрального экономико-математического института Российской Академии Наук совместно со специалистами компании «Тродос Консалтинг» для  решения задач мониторинга и оценки результативности медицинских учреждений.  Статья будет представлять интерес, в первую очередь, руководителям медицинских учреждений, но может быть также полезна и менеджерам подразделений,  отвечающих за отдельные направления деятельности.

В настоящее время наблюдается существенное повышение требований к результативности деятельности медицинских учреждений. Такие требования формируются как внутри медицинского учреждения, в первую очередь, со стороны высшего менеджмента (Главного врача, Генерального директора и его заместителей и т.д.), так и со стороны органов государственного регулирования (Министерства Здравоохранения и социального развития РФ). В частности, имеется приказ Минздравсоцразвития России №681н от 28 ноября 2008 г. «Об утверждении целевых показателей эффективности деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» [1]. В соответствии с данным документом определяется объемы и порядок премирования руководителей государственных медицинских учреждений (в зависимости от суммарного количества баллов, набираемых за выполнение целевых показателей, установленных Минздравсоцразвития РФ).

Кроме того, повышаются требования со стороны страховых компаний, оказывающих услуги по программам добровольного медицинского страхования (ДМС), к своим потенциальным партнерам – медицинским учреждениям. Так, по мнению экспертов некоммерческой организации «Центр страховой информации» контролировать деятельность лечебных учреждений становится все сложнее. Между тем страховщики считают, что именно наличие контроля за качеством медицинских услуг  может стать одним из главных аргументов в пользу приобретения гражданами полиса ДМС. При этом подчеркивается стремление страховых компаний к усилению контроля над уже действующими медицинскими учреждениями, вместо создания собственных, полностью контролируемых, клиник «с нуля». Последний вариант, как правило, является экономически нецелесообразным. Страховые компании при выборе медицинских учреждений для заключения партнерских договоров, в первую очередь, обращают внимание на качество обслуживания населения, репутацию медицинского учреждения, наличие необходимой ресурсной базы, и возможность внешнего контроля основной деятельности.

Таким образом, внедрение современной информационной системы мониторинга и оценки эффективности деятельности организации является весьма актуальной задачей для медицинских учреждений всех типов (как государственной, так и частной форм собственности).  И такая система, отвечающая всем требованиям российского законодательства и международным стандартам, была создана ведущими учеными Центрального экономико-математического института Российской Академии Наук совместно со специалистами компании «Тродос Консалтинг». Методика мониторинга и оценки была разработана на основании перечня показателей, представленных в рамках приказа №681н от 28 ноября 2008 г.  Минздравсоцразвития России «Об утверждении целевых показателей эффективности деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» с учетом элементов теорий Системы Сбалансированных Показателей (ССП) и Динамического моделирования.

Сбалансированная Система Показателей (Balanced Scorecard) – наиболее популярная, признанная в мире концепция управления реализацией стратегии, разработанная профессорами Гарвардского университета Д. Нортоном и Р. Капланом (США) [2]. Сбалансированная Система Показателей обеспечивает целенаправленный мониторинг деятельности медицинского учреждения, позволяет прогнозировать и упреждать появление проблем, органично сочетает уровни стратегического и оперативного управления, контролирует наиболее существенные финансовые и нефинансовые показатели деятельности. Степень достижения стратегических целей, эффективность бизнес-процессов и работы всего медицинского учреждения в целом, каждого его подразделения и каждого сотрудника определяется значениями ключевых показателей эффективности (KPI), которые, могут быть связаны с системой мотивации сотрудников. Показатели с их целевыми и граничными значениями определяются таким образом, чтобы максимально охватить все критические области, влияющие на реализацию стратегии.

В результате проведенных исследований была разработана Системы Сбалансированных Показателей Медицинских учреждений (ССП МУ), реализованная, в частности, на платформе QPR Scorecard, при этомбыли учтены важнейшие требования российского законодательства, определенные в приказе Минздравсоцразвития России №681н. Также в ССП МУ добавлены дополнительные показатели, в большей степени, отражающие экономическую эффективность медицинского учреждения с учетом инвестиций и операционных затрат (например, прибыль после налогов, чистый дисконтированный поток, количество пациентов на медицинского работника и др.). Это представляет большой интерес не только для Минздравсоцразвития России, которое контролирует выделение бюджетных ассигнований, но и для руководителей финансовых подразделений медицинских учреждений.

Малый рис.1 158.jpg (43 Кб.)

Рис. 1. Процесс мониторинга и оценки деятельности

Плановые значения этих показателей моделируются с использованием, так называемого, «системно-динамического подхода», разработанного известным американским ученым Дж. Форрестером [3]. Следует отметить, что эффективность медицинских учреждений зависит от многих факторов, таких как, обеспеченность высококвалифицированным медицинским персоналом и современным оборудованием, наличии достаточных финансовых ресурсов (как собственных, так и государственных субсидий) для оказания качественных медицинских услуг,  наличии необходимой  ресурсной базы, например, койко-мест в стационарах и т.д. Взаимовлияние таких факторов на результаты деятельности медицинских учреждений носит сложный, зачастую контринтуитивный (нелинейный) характер. Системно-динамический подход повзоляет учесть динамику важнейших характеристик медицинских учреждений (в том числе, влияние «обратных связей» и «временных соотношений» между переменными, от которых зависят KPI) и ответить на вопрос «Что, если?». Такой подход, как правило, характерен западным методикам оценки и прогнозирования результативности, но в России применительно к медицинским учреждениям, используется впервые и не имеет аналогов. В частности, имеются примеры успешного внедрения системно-динамических моделей целевых показателей эффективности медицинских учреждений США, Великобритании (Королевский Медицинский Центр Нотингема), Новой Зеландии и др.

Следует отметить особую ценность предлагаемой технологии для медицинских учреждений, поскольку она обеспечивает возможность  реализации стратегииориентированные на качество медицинского обслуживания при различных сценарных условиях.

По-сути, разработанная технология мониторинга и оценки позволяет лицам принимающим решения:

  • моделировать значения плановых показателей деятельности медицинских учреждений с помощью системы имитационного моделирования, поддерживающей методологию системной динамики (в частности, Powersim Studio 8);
  • вносить и контролировать фактические значения показателей деятельности медицинских учреждений с помощью типизированных форм ввода данных, имеющих WEB-интерфейс в единое информационное хранилище ССП МУ (базу данных QPR)[4];
  • осуществлять измерение результативности деятельности медицинского учреждения на основе оценки соответствующих план-факт отклонений;
  • визуализировать плановые и фактические значения целевых показателей деятельности медицинского учреждения на специальных экранах, представляющих собой автоматизированные рабочие места (АРМ), спроектированные (преднастроенные) для различных категорий руководителей.

Малый рис.2 159.gif (42 Кб.)

Рис. 2. Пример карточки сотрудника в системе

Малый рис.3 160.gif (64 Кб.)

Рис. 3. Мониторинг целевых показателей Минздрав

Отличительной особенностью предлагаемой технологии является полная ориентация на лицо принимающее решения и открытость системной архитектуры. Пользователи могут самостоятельно редактировать аналитические справочники, перечень и алгоритмы расчета целевых показателей деятельности, менять внешний вид интерфейса и т.д. При этом, все задачи решаются в рамках единого информационного пространства, поддерживаемого WEB-порталом QPR. Другим важным плюсом разработанного подхода является невысокая стоимость решения по сравнению, например,  с системами класса SAP BW/SEM или Oracle BI.

Итак, важнейшие преимущества от использования описанного решения (ССП МУ) для медицинских учреждений:

  • автоматизируется задача подготовки отчетности по выполнению целевых показателей деятельности перед Минздравсоцразвития России;
  • обеспечивается мониторинг  целевых показателей деятельности медицинских учреждений в режиме реального времени (с помесячной, поквартальной динамикой значений показателей);
  • повышается «прозрачность» медицинского учреждения перед страховыми компаниями – потенциальными и действующими партнерами по программе ДМС;
  • повышается внутренняя (операционная) эффективность медицинских учреждений;
  • обеспечивается своевременность получения информации руководством медицинского учреждения в различных аналитических разрезах (например, по филиалам, клиническим, поликлиническим отделениям и т.д.);
  • обеспечивается возможность сценарного планирования целевых показателей деятельности медицинского учреждения во времени, т.е. формирование ответов на вопрос «что будет, если?»;
  • повышается финансовая устойчивость медицинского учреждения, обеспечивается возможность бюджетного контроля и мониторинга рисков;
  • обеспечивается связь между стратегическими целями медицинского учреждения и операционной деятельностью;
  • формируется информационная база необходимая для развития коммерческой деятельности на рынке платных медицинских услуг.

В заключение, отметим, что ожидается существенный экономический эффект от внедрения данной технологии, в первую очередь, за счет роста качества подготовки данных, необходимых для принятия стратегических решений и повышения «прозрачности» перед Минздравсоцразвития России и страховыми компаниями, что в свою очередь влияет на уровень государственных ассигнований  и премий руководству медицинского учреждения, а также на результаты возможной коммерческой деятельности.

Отметим, что автоматизация ССП МУ на программных продуктах является существенным фактором успеха внедрения данного решения, так как это дисциплинирует сотрудников медицинского учреждения поддерживать данные в актуальном состоянии и повышает культуру принятия решения руководством на основе анализа ключевых показателей деятельности. Первым и единственным решением на данный момент, является реализация ССП МУ на программном комплексе QPR Heath Care Management, который позволяет создать, либо существенно повысить эффективность мониторинга и оценки результативности медучреждения.

Дальнейшим развитием решения ССП МУ является разработка модели бизнес-процессов, в соответствии с государственными стандартами РФ и использованием международного опыта.

Автор:

Теги: оценка деятельности