Каскадирование в системе ВALANCED SCORECARD: необходимость и достаточность

Отрывки из книг

Автор:
Опубликовано: 16 сентября 2005

Balanced Scorecard umsetzen, Horvath & Partners, 2004, с. 38). Чтобы компания могла быть успешной, должна существовать уникальная ценность для клиента, которую только эта компания предлагает на том или ином рынке (M. Traecy \ F. Wiersema, источник: Balanced Scorecard umsetzen, Horvath & Partners, 2004, с. 38). Еще один классик стратегического управления – М. Портер (M. Porter) – для определения стратегии вводит понятие «уникального ценностного предложения» (англ. «unique value proposition»), создаваемого компанией для определенной целевой группы клиентов. «Уникальность» предложения для клиента заключается в том, что определенного набора качественных характеристик продукта по некой цене клиенту не предлагает больше никто из конкурентов компании. Качественные характеристики в данном случае понимаются широко – это и качественные характеристики продукта самого по себе, а также такие аспекты, как, например, скорость обслуживания, ассортимент, возможность выполнения индивидуальных заказов, сервисная и информационная поддержка, удобство расчетов и т.д. Именно на четком понимании своего уникального ценностного предложения для своих клиентов строятся успешные стратегии.

Таким образом, каждая стратегия – уникальна. А раз уникальной является стратегия, то уникальной будет и система стратегических целей, показателей и мероприятий верхнего уровня. Соответственно, уникальными будут и системы целей, показателей и мероприятий структурных подразделений. Разумеется, нельзя говорить о том, что система Balanced Scorecard водителя, работающего в бизнес-школе, будет кардинально отличаться от системы Balanced Scorecard, работающего в телекоммуни-кационной компании. Их «карты» будут в какой-то части похожими (идентичными), но в какой-то – отличными. Например, водителю, работающему в бизнес-школе, необходимы минимальные знания английского языка, поскольку ему часто приходится ездить в аэропорт и встречать там многочисленных иностранных партнеров. А водитель телекоммуникационной компании, к примеру, обязан каждодневно содержать в идеальной чистоте, автомобиль, раскрашенный в фирменные красно-желтые цвета, поскольку это является частью маркетинговой стратегии компании.

Таким образом, процесс каскадирования призван обеспечить практическую реализацию знаменитого принципа, изложенного идеологом системы Balanced Scorecard – «Make Strategy everyone’s everyday job» («сделать стратегию каждодневным делом каждого сотрудника»). Стратегия компании по своему определению является уникальной. Другими словами, стратегия призвана обеспечить компании монопольное (поскольку – уникальное) положение на рынке – по крайней мере, в течение какого-то периода времени. Монополия (хотя бы временная) является мечтой любого бизнесмена. Но стратегия, создающая определенную уникальность и призванная обеспечить формирование желаемой монополии, вряд ли будет реализована, если сотрудники о ней ничего не знают либо не знают своего участия в ее реализации. Стратегия компании будет жизнеспособной только в том случае, когда каждый сотрудник компании (включая уборщицу и водителя) будет четко понимать, какой именно вклад он вносит в достижение стратегических целей бизнеса в целом и как от этого зависит его заработная плата. Именно этой цели служит простой и гениальный управленческий инструмент – система Balanced Scorecard.

Автор:

Теги: сбалансированная система показателей