Управление рисками

Отрывки из книг

Автор:
Источник: отрывок из книги "Сбалансированная система показателей", 2003 г. М., "Олимп-Бизнес"
Опубликовано: 16 сентября 2005

Глава 3. Финансовая составляющая

Управление рисками

Эффективный финансовый менеджмент должен управлять рисками так же, как и доходами. Цели, относящиеся к росту, прибыльности и объему денежных потоков, подчеркивают важность повышения рентабельности инвестиций. Однако необходимо уравновешивать расчет ожидаемой прибыли с управлением рисками и контролем за ними. Именно поэтому многие компании включают в финансовую составляющую показатели оценки риска стратегии, например диверсификации направлений бизнеса, источников дохода, базы клиентов или расширения географического размещения. В целом управление рисками представляет собой дополнительный показатель, который необходимо учитывать при разработке любой стратегии бизнеса.

Стратегические направления финансовой составляющей

Для каждой из трех стадий стратегии – роста, устойчивого состояния, сбора «урожая» – мы выделяем три финансовых стратегических направления (цели), которые ведут к реализации бизнес стратегии:

  • рост дохода и расширение структуры деятельности;
  • сокращение издержек и увеличение производительности;
  • использование активов и инвестиционная стратегия.

Рост доходов и расширение структуры деятельности достигаются при условиях увеличения числа предложений продуктов и услуг, завоевания новых клиентов и рынков, развития товаров и услуг в сторону создания более высокой добавленной стоимости, соответствующего пересмотра цен. Сокращение издержек и увеличение производительности достигаются снижением прямых и косвенных издержек и совместным использованием ресурсов с другими бизнес единицами. Третье направление характеризуется стремлением сократить оборотный капитал, необходимый для поддержания объема и расширения направлений бизнеса, а также оптимального использования основных средств за счет активизации ранее незадействованных ресурсов для развития новых сфер деятельности и ликвидации тех активов, которые не оправдывают свою рыночную стоимость. Все эти мероприятия способствуют увеличению доходов, получаемых за счет более эффективного использования финансовых и материальных активов.

В таблице 3.1 представлена матрица 3 Ѕ 3 трех стадий бизнес стратегии и трех финансовых направлений во взаимосвязи с факторами достижения намеченных финансовых результатов.

Таблица 3.1. Показатели стратегических финансовых направлений

Стадия Стратегические направления
Рост дохода и расширение структуры деятельности Сокращение издержек и увеличение производительности Использование активов
Сбор «урожая» Показатель роста объема продаж в сегменте рынка
Процент дохода от продаж нового продукта или услуги новым клиентам
Доходы/Персонал Инвестиции (процент продаж)
Исследования и развитие (процент продаж)
Устойчивое состояние Доля целевых клиентов
Перекрестные продажи
Процент дохода от нового использования уже существующего продукта
Прибыльность продукта и клиента
Собственные издержки против издержек конкурентов
Сокращение издержек
Косвенные издержки (процент продаж)
Коэффициент ликвидности оборотного капитала (денежный цикл)
ROCE по основным категориям активов
Коэффициент использования активов
Рост Прибыльность продукта и клиента
Процент неприбыльных клиентов
Себестоимость единицы (единицы производства, сделки) Окупаемость
Производительность

Автор:

Теги: сбалансированная система показателей