Банковский аккредитив – широко применяемая и удобная форма взаиморасчетов. Особенно часто ее используют при работе с зарубежными партнерами. В настоящее время российские банки отмечают, что расчеты в аккредитивной форме стали наиболее распространенной формой документарных операций. Чтобы понять, почему организации столь часто пользуются ими, необходимо выяснить, какие возможности дает этот способ взаиморасчетов.
Современная нормативная база, и в первую очередь Положение Банка России от 03.10.2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» еще недостаточно приближена к международным стандартам. Поэтому при операциях внутри России аккредитивы распространены не так широко, как при международных взаиморасчетах.
Слово «аккредитив» происходит от латинского accredo, означающего «доверяю». Современные толковые словари трактуют данное понятие как банковское обязательство выплатить продавцу определенную сумму после того, как он предоставит в оговоренный срок документы, подтверждающие оплату товара или оказание услуг.
Многолетняя практика использования документарного аккредитива, его ориентация на требования торговых операций позволяет сделать вывод о том, что это оптимальная форма для проведения сделок в современном международном бизнесе. Аккредитив всегда основан на коммерческой сделке, но одновременно является отдельным от нее обязательством, что и делает его чрезвычайно удобным банковским инструментом. Он предоставляет безусловную гарантию платежа безотносительно к товарам или услугам, участвующим в сделке. В случае же подтвержденного аккредитива возникает дополнительная защита со стороны банка, репутация которого не может быть подвергнута сомнению. Обычно в роли подтверждающих банков выступают ведущие иностранные банки Германии, Австрии, Швейцарии, США. Это дает продавцу еще более надежную гарантию того, что оплата будет произведена полностью и в срок.
Существующая в настоящее время система международных межбанковских телекоммуникаций S.W.I.F.T. позволяет четко и быстро проводить межбанковские консультации, необходимые для обеспечения высокого качества обслуживания. Представители банка, в котором оформляется аккредитив, без дополнительных просьб со стороны клиента должны быть готовы ознакомить его с названиями подтверждающих кредитных учреждений. Следует иметь в виду, что в российской практике подтверждение иностранным банком платежеспособности компании требуется в подавляющем большинстве случаев.
Надежно, выгодно, удобно
Аккредитив – чрезвычайно гибкая форма расчетов. Он допускает индивидуальный подход к применению условий платежа. Это дает возможность как отсрочки оплаты для покупателя, так и предоставления аванса для продавца. Условия аккредитива могут оперативно изменяться по обоюдному соглашению сторон на любой стадии исполнения контракта. Применяя аккредитив во внешнеторговых сделках, организации получают доступ к широчайшему спектру платежных инструментов, который предлагает современная банковская система. К тому же он способен выполнять и кредитную функцию, когда банк обеспечивает возможность получения средств еще до поступления выручки от реализации импорта.
В каких же ситуациях, использовать документарный аккредитив выгодно и удобно?
Вариантов можно привести множество. Например, можно воспользоваться документарным аккредитивом при установлении торговых взаимоотношений с новым контрагентом, когда одна из сторон, участвующих в сделке, опасается неоплаты со стороны партнера. Иногда документарный аккредитив является единственным выходом из ситуации, гарантирующим успешность сделки. Подобная форма расчетов становится удобной и в случае долгосрочного сотрудничества. Она высвобождает временные ресурсы бизнес-партнеров, снимая с обеих сторон необходимость постоянного контроля за каждой отдельной сделкой. Если покупатель находится в стране с нестабильной экономической ситуацией, которая может резко ухудшиться в любой момент, то использование документарного аккредитива может свести на нет потенциальный риск для продавца. Также в ситуации, когда покупатель не желает использовать 100-процентную предоплату, а продавец на ней настаивает, аккредитивная форма расчетов будет весьма оправдана.
Преимущества аккредитивов для продавца (экспортера)
1. Риск неплатежа со стороны покупателя если и существует, то он минимален при условии соблюдения экспортером требований аккредитива.
2. Платеж может быть выполнен через банк в стране экспортера.
3. Оплата товара (услуг) происходит по факту представления документов в исполняющий банк, а не по факту приема товара покупателем.
4. Безотзывный аккредитив после его авизования не может быть отозван или изменен без согласия на то экспортера.
5. Быстрое получение денег непосредственно после поставки товара (оказания услуг) и отправки документов в исполняющий банк. При соответствии документов условиям аккредитива исполняющий банк, независимо от желания покупателя, будет платить продавцу по аккредитиву.
Преимущества аккредитивов для покупателя (импортера)
1. Экспортер не получает оплаты, пока не представит документы, указанные в аккредитиве.
2. Оплата товара (услуги) не будет произведена, если полученные от продавца документы не соответствуют условиям аккредитива.
3. Импортер получает помощь банка, в котором он обслуживается, при определении условий аккредитива и формировании комплекта документов, представляемых по нему.
4. Импортер может получить льготные условия кредитования при использовании данной формы расчетов.
5. Аккредитив дает возможность покупателю подтвердить свою платежеспособность, что особенно важно при установлении новых торговых связей.
Принцип работы с аккредитивом
Общую схему использования данного финансового инструмента можно описать следующим образом:
1. Покупатель (импортер) и продавец (экспортер) заключают контракт на поставку товара и/или оказание услуги, выбирая аккредитив как способ оплаты и оговаривая его условия.
2. Производится выпуск и авизование аккредитива. Заявление на него импортер подает в свой банк (банк-эмитент). Эмитент открывает аккредитив по системе S.W.I.F.T. (или Телекс) в банке экспортера (авизующий банк). В случае необходимости, аккредитив, подтверждается банком продавца или любым первоклассным банком. При открытии аккредитива средства покупателя депонируются, либо клиента кредитуют за счет собственных средств банка.
3. Авизующий банк направляет полученный аккредитив продавцу (экспортеру), чтобы он проверил его на соответствие условиям контракта.
4. Затем экспортер отправляет товар получателю, а в свой авизующий банк предоставляет товарораспорядительные (отгрузочные) документы, оговоренные в условиях аккредитива.
5. Авизующий банк передает полученные от экспортера документы в банк-эмитент, который, в свою очередь, также проверяет их на соответствие, после чего осуществляет оплату.
6. Банк-эмитент направляет отгрузочные документы импортеру с требованием возмещения оплаченной банком суммы аккредитива.
Это лишь общая принципиальная схема. Следует учитывать, что согласно пожеланиям клиента, банки идут на изменения этого традиционного плана работы под конкретный контракт организации.
Что нужно знать экспортеру…
Если компания собирается в первый раз заключить контракт, используя аккредитивную форму расчетов, ей необходимо быть в курсе некоторых основополагающих правил.
Экспортеру (продавцу) нужно внимательно изучить аккредитив, чтобы убедиться в выполнимости оговоренных в нем условий. До того как в вашу пользу будет выставлен аккредитив, проконсультируйтесь по поводу его условий и оформления со специалистом по документарным операциям Отдела по работе с финансовыми институтами банка. Все аспекты аккредитива должны соответствовать согласованным условиям сделки, в том числе адрес покупателя, выплачиваемая сумма и маршрут транспортировки товара.
Следует иметь в виду, что продавец обязан выполнить все условия, оговоренные в аккредитиве. В противном случае отгруженный товар или оказанные услуги могут быть ему не оплачены. Поэтому особенно важно представить документы, предусмотренные аккредитивом, в исполняющий банк до срока истечения аккредитива (обычно не позднее 21 дня от даты отгрузки).
Если условия аккредитива должны быть изменены, экспортеру необходимо связаться с покупателем для того, чтобы он дал указания банку, открывшему аккредитив, внести поправки.
Продавцу необходимо получить подтверждение страховой компании о том, что она может покрыть страховку отгружаемого товара. Для условий СИФ (стоимость, страхование, фрахт) и СИП (фрахт/стоимость перевозки и страхование, оплаченные до «указанного пункта назначения») обычное страховое покрытие составляет стоимость товара плюс 10 процентов.
Экспортеру надо удостоверится в том, что характеристики товара в выставляемом инвойсе строго соответствуют его описанию в аккредитиве.
… и импортеру
Для импортера (покупателя) наиболее важно знать, что для банка обязательными являются лишь условия самого аккредитива. Его формулировка должна быть простой и четкой. Чем больше деталей оговаривается в нем, тем скорее продавец может отказаться от такой формулировки из-за сложности выполнения всех указанных условий. В то же время покупатель заинтересован в том, чтобы детально определить, за что именно он будет платить.
А вот контракты о покупке товара и другие торговые соглашения между покупателем и продавцом не имеют отношения к банку, предоставляющему аккредитив.
В документах, требуемых от продавца, очень важно определить условия, касающиеся таможенной очистки. В число требуемых бумаг обычно входят транспортные документы, коммерческий инвойс, сертификат происхождения и страховой документ.
Импортер должен быть готов к возможному предложению продавца о внесении изменений в условия аккредитива. В случае наиболее часто используемого безотзывного аккредитива изменения могут быть внесены только по обоюдному согласию сторон.
Срок действия аккредитива должен быть достаточным для того, чтобы продавец произвел товары и успел их отгрузить.
Соблюдая все подробности торговой сделки, описанные в контракте можно избежать внесения изменений в аккредитив после его открытия.
Также покупателю следует иметь в виду, что банки имеют дело только с документами, а не с товарами и описанием услуг. И обязательными для банка являются лишь условия аккредитива. Если все документы соответствуют требованиям, указанным в договоре взаиморасчетов, тогда банк принимает эти бумаги и начинает процедуру оплаты без задержек. В противном случае возможны долгие и утомительные консультации с банковскими службами по поводу возникших несовпадений.
Закон и порядок
Все кредитные организации работают с аккредитивами в соответствии с «Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов, публикация Международной Торговой палаты № 500», утвержденными в 1993 году Международной торговой палатой в Париже. В этом документе четко стандартизированы перечень и виды контрактной документации. Данный свод правил является инструментом для обеспечения международных сделок, лишенным зависимости от нередких противоречий, которые возникают при взаимодействии законодательств двух или нескольких стран. Таким образом, процедура контроля сделки становится достаточно простой и прозрачной.
Подробные инструкции по работе с аккредитивами в России даны в статьях 867–873 Гражданского кодекса с комментариями к ним в главе «Расчеты по аккредитиву». В случае возникновения споров по данному вопросу следует обращаться к разделу «О практике рассмотрения споров, связанных с использованием аккредитивной формы расчетов» письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 39 от 15 января 1999 года.
Мнение
Василий Некрасов, ведущий специалист консультационного отдела департамента аудита ЗАО «СВ-Аудит»
Существенные условия одинаковы для всех
Рассмотрим подробнее требования, которые предъявляет законодательство к данной форме взаиморасчетов.
Прежде всего, аккредитив должен содержать указание на его вид. Он может быть открыт как в рублях, так и в любой другой валюте. В договоре между сторонами сделки должны быть указаны:
- наименования покупателя, эмитента и банка, обслуживающего получателя средств;
- сумма и вид аккредитива,
- способ извещения получателя средств об его открытии;
- способ извещения организации о номере счета для депонирования средств, открытого исполняющим банком;
- полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств;
- сроки действия аккредитива, представления документов, подтверждающих поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), и требования к оформлению указанных документов;
- условия оплаты (с акцептом или без акцепта);
- ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств.
По усмотрению сторон в договор могут быть внесены и другие условия по аккредитиву, например, может быть предусмотрен акцепт уполномоченного организацией лица. Платеж (или частичные платежи) по аккредитиву происходит в безналичном порядке.
Для открытия аккредитива плательщик представляет банку-эмитенту заявление на бланке (форма 0401005), в котором он обязан указать:
- номер договора, по которому открывается аккредитив;
- срок действия аккредитива (дата закрытия);
- наименование получателя средств;
- наименование банка, исполняющего аккредитив;
- место исполнения аккредитива;
- полное и точное наименование документов, против которых будут производиться выплаты по аккредитиву;
- вид аккредитива;
- сумму аккредитива;
- способ реализации аккредитива.
Количество экземпляров заявлений устанавливает банк-эмитент.
Выплаты по аккредитиву производят в течение срока его действия, после того, как контрагент представит документы, перечень которых отражен в договоре.
Закрытие аккредитива в исполняющем банке производится в следующих случаях:
- по истечении срока аккредитива;
- по заявлению получателя средств об отказе от использования аккредитива до истечения срока его действия (если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива);
- по требованию организации о полном или частичном отзыве аккредитива, если такой отзыв возможен по условиям договора.
Остаток неиспользованного аккредитива возвращается обслуживающему банку организации и зачисляется на ее расчетный счет.