Аналитический обзор рынка аудиторских услуг и результаты федерального интегрированного рейтинга аудиторский организаций Российской Федерации и Зарубежья по итогам работы за 2003 год

Теория аудита,...

Автор:
Опубликовано: 15 Сентября 2005

Подготовлен первый федеральный интегрированный рейтинг аудиторских организаций России и международных аудиторских групп http://www.aprussia.ru/doks/reyting.doc

Рейтинговый процесс и подведение итогов 2003 года осуществляли аналитики и эксперты информационно-рейтингового агентства (ИРА) экспертно-аналитической компании «ЮНИПРАВЭКС». Результаты этой работы показали значительный рост рынка аудиторских услуг. Новая методика выявления степени надежности бизнес-партнеров получила одобрение не только самих аудиторов, но и их клиентов.

Структура рынка аудиторских услуг

В ментальности российских бизнесменов аудит, по большей части, ассоциируется с тотальными контрольно-счетными функциями всепроникающего ревизорского ока. Как и во времена гоголевских героев, ревизора с аудиторской проверкой панически боятся не меньше налогового инспектора. Однако, титанический труд скромных «ревизоров» финансовых скрижалей за последнее десятилетие в положительную сторону изменил отношение к аудиторам. Теперь их все чаще рассматривают как незаменимых помощников, добрых советчиков, профессиональных консультантов. Директорский корпус и их главбухи, преодолев генетический страх, но, еще робея, уже сами инициируют приглашение аудиторов. Рынок российского аудита стал разрастаться не только вширь и вглубь, но и ввысь. Сегодня он охватывает кроме всех отраслей народного хозяйства, еще и государственный сектор экономики. А с финансовой точки зрения это самостоятельный сегмент бизнеса с годовым оборотом в десятки миллиардов рублей.

Сами аудиторы довольно самокритично относятся к своей деятельности. Высокое качество услуг достигается, по их мнению, значительными конкурентными преимуществами, накопленным опытом работы, стабильным штатом с высокой квалификацией, многопрофильностью, успешным применением апробированных методик, предоставлением услуг по МФСО, масштабом клиентской базы, глубоким знанием и владением вопросами отраслевых предприятий, высокой корпоративной и особенно информационной культуры.

Критерии, аудиторских организаций, оказывающих качественные услуги
(экспертная оценка по 10-балльной шкале)

Высокое конкурентное преимущество 9,9
Многолетний опыт работы 9,1
Высококвалифицированный постоянный штат специалистов 8,8
Многопрофильность команды 8,5
Наличие апробированных аудиторских методик 8,2
Предоставление услуг по Международным Стандартам Финансовой Отчетности 7,3
Длина/качество клиентской цепочки 6,8
Владение проблемами отраслевой специфики 5,7
Высокая корпоративная и информационная культура 4,9
Другие критерии1,1
Источник: Информационно-рейтинговое агентство (ИРА) экспертно-аналитической компании «ЮНИПРАВЭКС»

Тенденции рынка аудиторских услуг

Российский аудит развивается по особым законам. Федеральным. Поэтому главной положительной тенденцией явилось долгожданное появление и развитие законодательной базы аудиторской деятельности, принятие новых аудиторских стандартов. Вторая положительная тенденция – это устойчивый рост рынка аудиторских услуг. Значительно выросло доверие к советам аудиторов со стороны крупного, среднего и малого бизнеса. Рынок потребовал укрупнения и универсальности аудиторских организаций. Сейчас значительная часть юридических лиц проходит ежегодную аудиторскую проверку, а потому формируется устойчивая тенденция к расширению клиентской базы.

Положительные тенденции российского рынка аудиторских услуг

Появление и развитие законодательной базы
аудиторской деятельности, принятие новых аудиторских стандартов
39 %
Развитие и устойчивый рост рынка аудиторских услуг 24 %
Рост доверия к советам аудиторов 18 %
Укрупнение и универсальность аудиторских организаций 11 %
Значительная часть юридических лиц проходит
ежегодную аудиторскую проверку, формируется устойчивая клиентская база
8 %
Источник: Информационно-рейтинговое агентство (ИРА) экспертно-аналитической компании «ЮНИПРАВЭКС»

Вместе с тем в законодательстве остались и белые пятна. Перечень отрицательных тенденций возглавляет замечание по недостаточно четко «прописанным» в законодательстве процедурам проведения конкурсов. Второй отрицательной тенденцией аудиторы назвали желание заказчика во чтобы то ни стало получить подпись аудитора с минимальными для себя финансовыми потерями. По прежнему аудиторов волнует недобросовестная конкуренция, бурная деятельность «своих», т.н. «карманных» аудиторов, демпинг, но главное – «черный аудит». Недавно появилась тенденция к переделу рынка профессиональными аудиторскими объединениями, что не было незамечено профессиональным сообществом. Весьма настораживающей тенденцией стал выбор аудиторов не на основе конкуренции, а на основе лоббирования интересов ведущих аудиторских организаций т.н. «околоправительственными» структурами и органами государственного управления.

Отрицательные тенденции российского рынка аудиторских услуг

Недостаточно четко «прописанные»
в законодательстве процедуры проведения конкурсов
48 %
Желание заказчика получить подпись аудитора
за наименьшие деньги
32 %
Недобросовестная конкуренция, понятие «своих»/
«карманных» аудиторов, «демпингующие» конкуренты, «черный аудит»
17 %
Передел рынка на уровне профессиональных
аудиторских объединений
2 %
Выбор аудиторов не на основе конкуренции, а на
основе лоббирования интересов ведущих аудиторских
организаций «околоправительственными» структурами
и органами государственного управления
1 %
Источник: Информационно-рейтинговое агентство (ИРА) экспертно-аналитической компании «ЮНИПРАВЭКС»

Конкуренты не дремлют

Важным качеством аудитора является умение «держать площадку». То есть цепко удерживать клиентскую цепочку и ограждать завоеванные высоты рыночной экономики от посягательств конкурентов. В этой связи, многие аудиторы научились грамотно применять приемы конкурентной борьбы, опережая конкурентов не только скоростью мысли, но и качеством предлагаемого продукта/услуги. Исследование конкурентных преимуществ участников рейтинга показало, что в основании этой своеобразной пирамиды уникальных возможностей лежит, прежде всего, безупречная репутация и долголетняя работа на рынке. Большой опыт российских аудиторов и их зарубежных коллег, профессионализм, компетентность, независимость, высокая квалификация и значительный интеллектуальный капитал – краеугольные камни профессии. Подмечено, что вторым, самым распространенным комплексом конкурентных преимуществ являются – высокое качество аудиторских услуг, взвешенная ценовая политика, оптимальное соотношение цена/качество, оперативность, минимальные сроки, постоянное совершенствование методов работы. Для клиента не менее ценно и индивидуальное отношение. Поэтому к базовым конкурентным преимуществам можно также отнести: максимальный учет интересов клиентов, индивидуальный подход к решению задач (причем в прямой зависимости от целей и отраслевой специфики предприятий), эффективную поддержку заказчиков в течение всего срока действия договора. И главное – конфиденциальность.

Важнейшим конкурентным преимуществом является и глубокое знание действующего законодательства в области бухгалтерского, налогового, оперативного, управленческого учета и отраслевых методик, налоговой практики и коммерческих аспектов бизнеса, гибкость в реагировании на все изменения, происходящие на рынке услуг. Каждая десятая аудиторская организация в качестве своих сильных сторон отметила системный и комплексный подход при осуществлении крупных бизнес-проектов, широкий спектр не только аудиторских, но и сопутствующих аудиту услуг (аудит бухгалтерской и налоговой отчетности, бухгалтерское и налоговое консультирование, оценка предприятий как имущественных комплексов, анализ финансово-хозяйственной деятельности, экономическое, финансовое и управленческое консультирование, постановка и автоматизация бухгалтерского учета, разработка и анализ инвестиционных проектов, бизнес-планирование, юридические услуги, экологический аудит, семинары по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, правовым вопросам).

Весьма важным конкурентным преимуществом стало наличие собственного учебно-методического центра, занимающегося подготовкой профессиональных бухгалтеров, а также регулярные публикации в ведущих бухгалтерских журналах, периодических изданиях экономического профиля.

В верхней части пирамиды расположились возможности крупных компаний. Это широкие партнерские сети, дающие мобильность и значительный географический охват клиентов. У вершины также находятся особо сложные проекты, исполнение эксклюзивных заказов, преимущественно инвестиционных.

Острие пирамиды венчает опыт работы с компаниями и финансовыми организациями мирового уровня, предоставление услуг по выводу ценных бумаг клиентов на международные финансовые рынки, право международной подписи аудиторских заключений от имени ведущих международных аудиторских ассоциаций, предоставление услуг по Международным Стандартам Финансовой Отчетности (МФСО).

ПИРАМИДА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Право международной подписи аудиторских заключений от имени ведущих международных аудиторских ассоциаций, предоставление услуг по Международным Стандартам Финансовой Отчетности (МФСО), применение стандартов, знаний и опыта зарубежных коллег
(1 %)
Опыт работы с компаниями и финансовыми организациями мирового уровня, предоставление услуг по выводу ценных бумаг клиентов на международные финансовые рынки
(2 %)
Исполнение эксклюзивных (в т.ч. инвестиционных) проектов особой сложности
(4 %)
Широкий географический охват/разветвленная региональная сеть, мобильность
(5 %)
Наличие собственного учебно-методического центра, занимающегося подготовкой профессиональных бухгалтеров, регулярные публикации в ведущих бухгалтерских журналах, периодических изданиях экономического профиля
(6 %)
Системный и комплексный подход при осуществлении крупных бизнес-проектов с участием аудиторов, широкий спектр аудиторских и сопутствующих аудиту услуг (аудит бухгалтерской и налоговой отчетности, бухгалтерское и налоговое консультирование, оценка предприятий как имущественных комплексов, анализ финансово-хозяйственной деятельности, экономическое, финансовое и управленческое консультирование, постановка /автоматизация бухгалтерского учета, разработка и анализ инвестиционных проектов, бизнес-планирование, юридические услуги, экологический аудит, семинары по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, правовым вопросам)
(11 %)
Глубокое знание действующего законодательства в области бухгалтерского, налогового, оперативного, управленческого учета и отраслевых методик, налоговой практики и коммерческих аспектов бизнеса, гибкость в реагировании на все изменения, происходящие на рынке услуг
(13 %)
Максимальный учет интересов клиентов, индивидуальный подход к решению задач, в зависимости от целей и отраслевой специфики предприятий, эффективная поддержка заказчиков в течение всего срока действия договора, конфиденциальность
(16 %)
Высокое качество аудиторских услуг, взвешенная ценовая политика, оптимальное соотношение цена/качество, оперативность, оптимальные сроки, постоянное совершенствование методов работы
(19 %)
Безупречная репутация и долголетняя работа на рынке, большой опыт, профессионализм, компетентность, независимость, высокая квалификация персонала, значительный интеллектуальный капитал
(23 %)
Источник: Информационно-рейтинговое агентство (ИРА) экспертно-аналитической компании «ЮНИПРАВЭКС»

Клиентская база аудиторов

В прошлом году участники рейтинга провели аудит у семи тысяч клиентов. В половине случаев они имели статус «официального аудитора». За год составлено свыше трех тысяч аудиторских заключений. Что на полтысячи больше, чем в 2002 году. Наибольшее число аудиторских проверок состоялось в финансово-банковском и инвестиционном секторах экономики, торговле, строительстве, электроэнергетике, машиностроении и металлообработке, пищевой, промышленности, сельском хозяйстве, нефтяной и нефтегазовой промышленности, черной и цветной металлургии, топливной и угольной промышленности, химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, промышленности строительных материалов, стекольной и фарфоро-фаянсовой, легкой, медицинской промышленности. Более трехсот аудиторских проверок выполнено на предприятиях воздушного, морского, речного, железнодорожного и автомобильного транспорта. Столько же в организациях связи, телекоммуникаций, компьютерном бизнесе. Свыше ста – в гостиницах, ресторанах, турфирмах. Продуктивно взаимодействовали аудиторы с двумя сотнями предприятий военно-промышленного и космического комплексов, внешнеэкономическими объединениями. Участники рейтинга оказали качественные аудиторские услуги полутысяче государственным и муниципальным учреждениям, предприятиям жилищно-коммунального и социального сектора, издательствам и СМИ, организациям культуры и спорта, медицинским, научным и образовательным учреждениям, общественным и некоммерческим организациям. Суммарная выручка от оказания аудиторских услуг во всех отраслях экономики составила около миллиарда рублей. Большинство заключенных договоров носило долгосрочную основу.

Среди факторов, влияющих на их выбор достойного аудитора, заказчики отмечали безупречную деловую репутацию в сочетании с полной независимостью, профессионализм, компетентность аудитора и строгое соблюдение им условий конфиденциальности. Очень важным оказалось соотношение цены и одновременно качества предоставляемых услуг, а также возможность получения их в комплексе. Как правило, клиенты выбирали аудитора на конкурсной основе, внимательно присматриваясь и к их конкурентам. Важным фактором для дальнейшего сотрудничества и долгосрочных контрактов было качество аудиторских заключений и ответственность, которую возлагали на себя аудиторы. Не лишними оказались отзывы и рекомендательные письма серьезных заказчиков.

Факторы, влияющие на решение заказчиков при выборе аудиторов
(экспертная оценка по 10-балльной шкале)

Деловая репутация/независимость 9,8
Профессионализм / компетентность 9,5
Соблюдение условий конфиденциальности 9,2
Соотношение цена/качество услуг 8,9
Комплексные услуги 8,6
Выбор аудитора на основе конкуренции 8,3
Качество аудиторских заключений 7,5
Ответственность, которую берут на себя аудиторы 6,2
Отзывы/рекомендации заказчиков 5,4
Другие факторы 1,2
Источник: Информационно-рейтинговое агентство (ИРА) экспертно-аналитической компании «ЮНИПРАВЭКС»

Лидирует рейтинг

Несколько лет назад страницы отдельных СМИ вдруг «запестрели» таблицами, содержащими информацию, довольно странную для непубличных компаний из сферы бизнес-услуг – аудиторских и консалтинговых. А с прошлого года – и оценочных. На всеобщее обозрение выставлялись суммы выручки, финансовые обороты, показатели прибылей и убытков, уставного капитала. Ранжированные по совокупной выручке, эти списки содержали лишь одну константу. Кто-то всегда был первым. Остальные же – всегда «за кадром». Исследование проблемы линейного ранжирования («рэнкинга») по выручке компаний подтвердило глубокую неудовлетворенность и разочарование не только тех, кто предоставляет данные виды услуг, но, прежде всего, их заказчиков. Поскольку «методика» такого ранжирования проста – полученные от компаний сведения по выручке сортировались сверху вниз. И «рэнкинг» готов. Рублем больше, рублем меньше – компания могла войти, а чаще просто вылетала из «топа – 50», «100», и даже «150». Поэтому для небольших компаний удержать свое вечно «150-е место» стало пределом мечтаний. Лишь бы быть «пропечатанным» в столичном СМИ. Но вот рэнкинг мелькнул в печати. И, как говорится, «до встречи в эфире». Рейтинг – другое. Что? Поясняем.

Рейтинг – сводная оценка состояния организации, фирмы, компании, группы компаний за фиксированный промежуток времени (полугодие, год) по интегрированным критериям. Рейтинг определяется на основании системного и комплексного анкетирования, социологических, социометрических и др. исследований, результатов достижений, анализа корпоративных ресурсов и возможностей компании. Рейтинг определяется в виде индекса. Его повышение или понижение говорит о соответствующей динамике развития компании. Индексы для каждой компании сугубо индивидуальны. Рейтинги, основываются на специальной методологии рейтингового агентства. Расчеты индекса базируются на сведенных в единое целое данных, в том числе и на анализе неструктурированной, нечисловой/нефинансовой информации. Ценность рейтинга заключается в постоянном мониторинге ситуации по каждой рейтингуемой компании и своевременной (и даже, иногда упреждающей, прогнозной) корректировке индексов группы компаний, отражающих в целом динамику рынка в разрезе каждого бизнес-сегмента. Совокупность рейтинговых индексов, рассчитанных по каждой компании, в сочетании с другими показателями отрасли является самым надежным индикатором рынка бизнес-услуг http://www.aprussia.ru/doks/reyting.doc

Ведущими зарубежными рейтинговыми агентствами и изданиями, специализирующимися, например, в области аудита и консалтинга, являются: «International Accounting Bulletin» (крупнейшие аудиторско-консультационные фирмы мира за год), «Consultants News» (рейтинг 50 крупнейших фирм), «Management Consultant International» (рейтинг 45 крупнейших компаний, групп), компания «Vault» (рейтинг 50 самых престижных компаний за год на основе более 760 консультантов по всему миру. Оценка престижности компаний осуществляется по 10-балльной шкале, затем выводится средняя оценка, по которой ранжируются участники).

Наиболее престижными рейтинговыми показателями, имеющими большую практическую значимость в бизнесе, являются индексы, присваиваемые рейтинговыми агентствами «Standard & Poor`s» – http://www.standardandpoors.ru, «Mood`s» – http://www.moods.com, «Fitch Ratings» – http://www.fitchratings.com

В основе любого рейтингового процесса лежит большая аналитическая работа, основанная на изучении и сопоставлении огромного объема финансовой, статистической и другой (в том числе неструктурированной) информации. В результате чего формулируются выводы и формируется интегрированный показатель отдельно по каждому юридическому лицу, субъекту федерации или даже стране.

В российской Федерации исследованием рынка бизнес-услуг (аудит, консалтинг, оценка, рекрутмент, коучинг, маркетинг, PR и др.) и проведением рейтингов занимается экспертно-аналитическая компания «ЮНИПРАВЭКС», входящая в Ассоциацию распространителей финансово-экономической информации (АРФЭИ) http://www.afbid.org/list.asp На основе этих исследований ежегодно издаются специализированные бизнес-каталоги. Общий охват рынка составляет более 15000 организаций, компаний, фирм, групп.

Рэнкинг – технически упорядоченная по какому-либо линейному показателю статистическая (цифровая) информация, сведенная в таблицу (по убыванию/возрастанию). При ранжировании показателей не применяется никакой методики. Поскольку рэнкинги составляются на основе уже готовых данных, представленных либо самими компаниями, либо органами статистики. Отсутствие методики и механизма перепроверки данных характеризуют рэнкинг как самый ненадежный и не точный источник информации. Поэтому рэнкинги используются, прежде всего, лишь для внутреннего предварительного и/или первичного технического сопоставления данных и ставят целью получения суммы цифр, без учета индивидуальных особенностей компаний. На основе рэнкингов системный анализ не проводится.

UNi(Кон) и другие…

Сравнительный анализ ответов, полученных от потенциальных заказчиков аудиторских, консультационных и др. видов услуг показал, что преимущество выбора всегда остается за рейтинговыми индексами. Именно они служат главным критерием заключения сделки. Выручка же аудиторов, по мнению опрошенных, «никогда и ни кого не волновала». Методология рейтингового процесса, разработанная компанией «ЮНИПРАВЭКС», имеет единый стандарт для различных сегментов рынка бизнес-услуг. Что позволяет производить каскадный анализ отраслей в целом, каждого сегмента и компании в отдельности. И на его основе составлять комплексный прогноз развития. Основой методологии является трехмерная рейтинговая матрица, содержащая интегрированные базовые показатели: количественную и качественную характеристики, оценку внутренних и внешних корпоративных ресурсов, сравнительный анализ конкурентных преимуществ. Лидеры рынка, деятельность которых особенно заметно влияет на состояние отрасли бизнес-услуг, группируются в отдельные корпоративные категории (А, Б, В). По специальным показателям определяются индексы: UNi(Кон) (для консалтинга), UNi(Ауд) (для аудита), UNi(Оц) (для оценки стоимости) и др., комплексно отражающие положительную (+) или отрицательную (-) динамику рынка бизнес-услуг и прогноз развития отраслей. Совокупность рейтинговых индексов, рассчитанных по каждой компании, в сочетании с другими показателями по каждой отрасли является самым надежным опережающим индикатором (leading indicators) рынка бизнес-услуг. Технология выделения из всего множества разнообразных параметров, характеризующих деятельность компаний однородного сегмента (специализацию по Классификатору), позволяет рассматривать итоговые показатели рейтинга в качестве единообразного товара. Это является уникальной особенностью системы индексов, разработанных компанией «ЮНИПРАВЭКС»/«UNipravex» для рынка бизнес-услуг. Благодаря этой системе происходит переход от статистически неустойчивых величин (например, совокупной выручки) к тарифному индексу, плавно меняющейся величине, определяемой общими тенденциями рынка. В таком контексте индексы UNi(Кон), UNi(Ауд), UNi(Оц) и др., становятся схожими по стратегическим целям с фондовыми индексами. Поскольку их величина не отражает цены за какую-либо конкретную услугу, а является лишь ориентиром увеличения, уменьшения или стабильности показателей. В этом случае, наиболее важное значение имеет не столько абсолютная величина индекса, сколько ее изменение, которое, как и изменения всех фондовых индексов (ММВБ, РТС, Dow Jones Index, S&P, NASDAQ, Nikkei и др.) является показателем общерыночных тенденций к повышению или понижению.

Аудит в чужом кармане

Трудных хлеб аудиторов дифференцированно оценивался не только в разных в отраслевых сегментах, но и на разных географических широтах. К примеру, средняя стоимость одного часа работы одного московского аудитора составляла одну тысячу рублей, а его коллеги из Дальневосточного, Сибирского, Уральского, Приволжского и Северо-Западного федеральных округов – вполовину меньше. В то же время аудиторы Северной столицы, Южного и Центрального федеральных округов зарабатывали в час немногим меньше, чем москвичи, но чуть больше, чем средний российский аудитор, получающий около тысячи рублей за 60 минут интенсивного труда. Средняя же выручка, приходившаяся в 2003 году на одного высококлассного специалиста, осталась на уровне 2002 года с показателем в восемьсот рублей. В целом по стране участники рейтинга заработали на проведении общего аудита – семьдесят миллионов рублей, банковского – свыше полутора миллионов, страховых организаций – 18 миллионов, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов – тринадцать миллионов рублей. От всех услуг, сопутствующих аудиту, получен миллиард рублей. Из этой суммы на консалтинг пришлось более половины доходов, на оценочные услуги около трети, а на другие виды деятельности – десятая часть от общей выручки.

Горизонты цивилизации

С большой осторожностью эксперты отвечали на блок следующих вопросов: «Является ли, по Вашему убеждению, рынок аудиторских услуг в России цивилизованным? Если »да«, в чем это проявляется? Если »нет«, что следует для этого сделать?». Среди редких «возможно» и «скорее, да», основная часть респондентов сошлась к мнению, что рынок аудиторских услуг еще «не вполне цивилизованный». По их убеждению, для того, чтобы он приобрел черты «международных стандартов», рынок аудита нужно «тверже контролировать», «повысить значимость аудиторской деятельности» и «изменить все законодательство России»…


Компания «ЮНИПРАВЭКС» состоит действительным членом Ассоциации распространителей финансово – экономической информации (АРФЭИ) http://www.afbid.org/list.asp

Ассоциация объединяет наиболее активных участников рынка финансово-экономической информации, среди которых: Информационное агентство «AK&M», CQG International, МФД-ИнфоЦентр, Финмаркет, Интерфакс, Прайм-ТАСС, Информационное агентство «REUTERS», а также биржевые площадки: Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), Московская фондовая биржа (МФБ), «Технический центр РТС» Фондовой биржи РТС. Главной целью АРФЭИ и всех ее членов является деятельность по повышению информационной прозрачности и инвестиционной привлекательности российского финансового рынка, создание условий для справедливой и добросовестной конкуренции на рынке финансовой и экономической информации.


Методология Федерального интегрированного рейтинга аудиторских организаций

Методология рейтингового процесса, разработанная Информационно-рейтинговым агентством (ИРА) экспертно-аналитической компании «ЮНИПРАВЭКС», имеет единый стандарт для различных сегментов рынка бизнес-услуг. Это позволяет производить каскадный анализ отрасли в целом, каждого сегмента и компании в отдельности. И на его основе составлять комплексный прогноз развития. В том числе аудита, консалтинга, оценки, рекрутмента, маркетинга, PR, коучинга и др. Основой методологии является трехмерная рейтинговая матрица, содержащая интегрированные базовые показатели: количественную и качественную характеристики, оценку внутренних и внешних корпоративных ресурсов, сравнительный анализ конкурентных преимуществ.

Методика федерального интегрированного рейтинга аудиторских организаций аудирована ведущими специалистами и экспертами в области аудиторской деятельности, являющимися, в том числе консультантами официального ежегодного бизнес-каталога «Аудит в Российской Федерации, СНГ и Зарубежье».

Сама задача составления рейтинга такого масштаба представлялась весьма неординарной. Поэтому для ее решения в 2001 – 2003 гг. была проведена апробация отдельных элементов рейтингового процесса.

Первый подход к составлению рейтинга аудиторских организаций, действующих на территории Российской Федерации был сделан в период с 15 апреля по 15 июня 2001 г. На этапе проведения первого полномасштабного рейтинга доведение информации до аудиторов производилось компанией «ЮНИПРАВЭКС» по специально сформированным базам данных (более 5000 юридических лиц), опубликованных в официальных ежегодных бизнес-каталогах: «Консалтинг в Российской Федерации», «Консалтинг/Аудит в Российской Федерации, СНГ и Зарубежье» и др. Итоги первого рейтинга, проведенного по методологии компании «ЮНИПРАВЭКС» в сокращенном, измененном и переработанном варианте были опубликованы в экономическом еженедельнике «Деньги» издательского дома «Коммерсантъ». Технологическая схема информационного взаимодействия компании «ЮНИПРАВЭКС» и данного СМИ выглядела следующим образом. Результаты исследований российских рынков аудиторских и консалтинговых услуг по итогам каждого года представлялись компанией «ЮНИПРАВЭКС» в издательский дом «Коммерсантъ» в виде многостраничных объемных аналитических обзоров, диаграмм, гистограмм и таблиц. Таким образом, с 2001 г. все рейтинги аудиторских организаций и консалтинговых компаний проводятся на основе информационного инструментария (рейтинговых анкет), разработанных компанией «ЮНИПРАВЭКС», о чем свидетельствуют соответствующие ссылки в публикациях вышеупомянутого СМИ.

На первом этапе основной проблемой при разработке методологии был вопрос, связанный с терминологическими понятиями. Главным критерием ранжирования организаций/компаний/фирм (по предложению издательского дома «Коммерсантъ») являлся показатель совокупной выручки от представления консультационных/аудиторских услуг за отчетный период. Однако простое ранжирование по базовым показателям (в международной практике называемое рэнкингом), по мнению аналитиков компании «ЮНИПРАВЭКС», не давало полной картины оценки работы аудиторов и консультантов за год. В связи с этим, компанией «ЮНИПРАВЭКС» была разработана специальная рейтинговая анкета, учитывающая и другие объективные критерии. В ее основу были положены апробированные в 2000-2001 гг. показатели работы организаций/компаний/фирм на базе анкеты-резюме для ежегодных бизнес-каталогов «ЮНИПРАВЭКС». (См. раздел "Методологический инструментарий).

Таким образом, на основе объединения рэнкинговой методики и базовых показателей по итогам работы за год была сформирована пилотная/рамочная методология рейтинга. По соглашению сторон она носила компромиссный характер.

Для корректного составления рейтинговых таблиц компанией «ЮНИПРАВЭКС» в анкету был введен важный пункт, отражающий лишь один основной вид деятельности компании. Это позволило на этапе сбора и обработки информации четко разграничить сферы деятельности участников. Другим фактором, дающим понимание о степени активности, являлась информация о продолжительности работы в данном сегменте рынка. Дополнительными критериями для консалтинговых компаний было распределение видов консультационных услуг по специальным классификаторам (FEACO, ЮНИПРАВЭКС и др.), а для аудиторских фирм – по основным видам аудита. Полные перечни видов услуг российского консалтинга (по методике «ЮНИПРАВЭКС») опубликованы в бизнес-каталогах «Консалтинг в Российской Федерации», аудиторов – «Аудит в Российской Федерации», оценщиков – «Оценка в Российской Федерации» и др..

Для полного отражения видов деятельности аудиторов и консультантов были разработаны две исходные матрицы. Одна структурировала информацию по всем семи федеральным округам Российской Федерации, другая – по всем отраслям экономики. Это дало возможность наряду с основной рейтинговой таблицей составить отдельные рейтинги в разрезе каждого федерального округа с учетом работ, проводимых в субъектах Российской Федерации. Правильность представленной информации подтверждалась сведениями из копий бухгалтерских балансов с отметкой местных налоговых органов.

Результатом проведенной работы являются следующие рейтинговые таблицы: 1. «50 крупнейших аудиторских компаний России» 2. «50 крупнейших консалтинговых компаний России». 3. «Компании – лидеры на региональных рынках». 4. «Аудиторские компании – лидеры на региональных рынках». 5. «Консалтинговые компании – лидеры на региональных рынках». В аналитических обзорах, сопровождающих рейтинги, приводились следующие данные в виде диаграмм и таблиц: 1. Рынок консалтинговых и аудиторских услуг в Российской Федерации (по данным компании «ЮНИПРАВЭКС»). 2. Рост основных показателей консалтинговых компаний и аудиторских услуг за текущий год по отношению к предыдущему (на основе полученной информации). 3. Распределение участников рейтинга по федеральным округам. 4. Распределение клиентов по федеральным округам. 5. Структура российского рынка аудиторских компаний. 6. Структура российского рынка консалтинговых компаний. 7. Факторы влияющие на решения заказчиков при выборе бизнес-консультантов (по данным компании «ЮНИПРАВЭКС») и др.

По заключению специалистов, отзывам клиентов и мнению участников рейтинга, он отражал реальную картину состояния двух сегментов рынка – аудиторских и консалтинговых услуг. Вместе с тем, анализ результатов рейтингов, проведенных с 2001 по 2003 гг. позволяет сделать заключение, что методология, разработанная нами три года назад, с бурным развитием консалтинга, динамичными изменениями в аудите, разделением этих видов услуг при выполнении заказов и формированием новой структуры рынка бизнес-услуг, потребовала обоснованной корректировки и частичного пересмотра подходов к интерпретации результатов на основе новых исследований. С ними более подробно можно ознакомится на сайте РИА «РосБизнесКонсалтинг» (http://research.rbc.ru/author.shtml?10049) в разделе «Исследования».

Таким образом, федеральный интегрированный рейтинг аудиторских организаций по итогам работы за 2003 г., опубликованный в журнале «Профиль» №10 от 15 марта 2004 г. явился новым этапом развития рейтингового процесса. Он основывается, прежде всего, на двух группах критериев. Первая группа – комплекс внутрикорпоративных показателей аудиторской деятельности. Вторая – внешние проявления деловой активности организации, компании, фирмы.

К первой группе относятся: основные показатели финансовой деятельности и внутренние ресурсные факторы.

Во вторую группу входят: доля бюджета, направленная на развитие/продвижение организации и внешние ресурсные факторы.

Сочетание этих двух групп критериев, объединенных в интегрированную рейтинговую матрицу, дает достаточно полное представление о производственном потенциале каждой организации, а в совокупности со сводными рейтинговыми таблицами отражает их ранжированный порядок. Такой подход, по мнению разработчиков данной методики, позволит заказчикам аудиторских услуг четко определиться в выборе наиболее приемлемого по нужным показателям бизнес-партнера.

К базовым показателям финансовой деятельности относятся: показатели финансовой устойчивости, коэффициенты финансового состояния и др. Анализ проводился на основании сведений, представленных аудиторскими организациями по итогам работы за первое полугодие 2004 года:

  1. Выручка по работам (услугам) в области аудиторской деятельности за год.
  2. Относительный рост выручки от аудиторских услуг по сравнению с предыдущим годом.
  3. Совокупная выручка от всех видов деятельности за год, в том числе доля выручки от работ (услуг):
    • аудиторские услуги (см. п. 1),
    • консалтинговые услуги,
    • оценочная деятельность и др.
  4. Относительный рост совокупной выручки по сравнению с предыдущим годом.
  5. Средняя выручка на одного аудитора за год.
  6. Средняя стоимость одного часа работы одного специалиста (аудитора).
  7. Прибыль.
  8. Уставный капитал.
  9. Сведения о страховании.

К внутренним ресурсным факторам относятся:

  1. Время работы компании на рынке аудиторских услуг.
  2. Наличие лицензии на осуществление аудиторской деятельности, выданной Министерством финансов РФ.
  3. Имеющиеся патенты, зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания) и др.
  4. Количество штатных сотрудников (общая списочная численность работников на текущий момент).
  5. Количество штатных аудиторов, имеющих квалификационный аттестат аудитора.
  6. Количество привлекаемых аудиторов.
  7. Количество привлекаемых специалистов и экспертов другого профиля (консультантов, оценщиков, бухгалтеров, юристов, инвестиционных аналитиков, маркетологов и др.) для оказания сопутствующих аудиту услуг согласно Ст.1, п.6 Федерального Закона «Об аудиторской деятельности».
  8. Основные виды деятельности.
  9. Специализация по видам услуг.

Под долей бюджета, направленной на развитие и продвижение аудиторской организации в данной методологии подразумевается:

  1. Наличие рекламного бюджета и его объем.
  2. Наличие технологий / инструментария, применяемых в деятельности по связям с общественностью (Интернет – сайт и др.).

К внешним ресурсным факторам также относятся:

  1. Количество аффилированных компаний / Степень аффилированности с компаниями, входящими в группу / Наличие филиалов, представительств, дочерних фирм.
  2. Территория оказываемых услуг.
  3. Обслуживаемые отрасли народного хозяйства.
  4. Количество клиентов в различных секторах экономики.

Рейтинговый процесс индексируется универсальными показателями:

ИНДЕКС ЗНАЧЕНИЕ ИНДЕКСА
Корпоративные показатели
N Количество лет на рынке бизнес-услуг.
(N) Общее количество лет на рынке с учетом последующей перерегистрации, слияний, разделений и т.д.
n/n/n/n Количество штатных сотрудников.
Количество штатных аудиторов, имеющих квалификационный аттестат аудитора.
Количество привлекаемых аудиторов.
Количество привлекаемых специалистов и экспертов другого профиля для оказания сопутствующих аудиту услуг.
Корпоративная категория
А Организация / группа компаний имеет филиалы, представительства, отделения, дочерние фирмы, аффилированные организации, осуществляет свою деятельность как на территории России, так в странах СНГ и зарубежья.
Б Организация осуществляет деятельность в своем федеральном округе и на всей территории России
В Организация осуществляет свою деятельность только в своем федеральном округе.
Индекс внутреннего корпоративного ресурса
1 Организация имеет значительный корпоративный ресурс.
2 Организация имеет достаточный корпоративный ресурс.
3 Организация имеет удовлетворительный корпоративный ресурс.
Индекс внешнего корпоративного ресурса
1 Организация имеет значительный корпоративный ресурс, привлекательный имидж, высокий коэффициент деловой активности, использует информационные технологии.
2 Организация имеет достаточный корпоративный ресурс, хороший имидж, средний коэффициент деловой активности, недостаточно использует информационные технологии.
3 Организация имеет удовлетворительный корпоративный ресурс, недостаточно высокий коэффициент деловой активности, не использует информационные технологии для своего продвижения в рынке.
Дополнительные значения и конкурентные преимущества
+ + Организация имеет эксклюзивный корпоративный ресурс, высокое конкурентное преимущество.
+ Организация располагает дополнительными возможностями в данном классе, обладает значительным конкурентным преимуществом.
 – Организация имеет замечания со стороны контролирующих государственных органов, клиентов.
Дисконтный индекс
% Организация осуществляет дисконтную программу для заказчиков или планирует участие в ней.
Индексы UNi
+ + + Показатели организации позволяют рассматривать ее как претендента для включения в состав индексов UNi(Ауд), UNi(Кон), UNi(Оц) и др.

Сравнительный анализ ответов, полученных от потенциальных заказчиков аудиторских, консультационных и др. видов бизнес-услуг показал, что преимущество выбора всегда остается за рейтинговыми индексами. Именно они служат главным критерием заключения сделки. Выручка же аудиторов, по мнению респондентов, «никогда и ни кого не волновала». Методология рейтингового процесса, разработанная компанией «ЮНИПРАВЭКС», имеющая единый стандарт для различных сегментов рынка бизнес-услуг, позволяет производить каскадный анализ отраслей в целом, каждого сегмента и компании в отдельности. И на его основе составлять комплексный прогноз развития. Основой методологии является трехмерная рейтинговая матрица, содержащая интегрированные базовые показатели: количественную и качественную характеристики, независимую объективную оценку внутренних и внешних корпоративных ресурсов, сравнительный анализ конкурентных преимуществ. Лидеры рынка, деятельность которых особенно заметно влияет на состояние отрасли бизнес-услуг, группируются в отдельные корпоративные категории (А, Б, В). По специальным показателям определяются индексы: UNi(Ауд) (для аудита), UNi(Кон) (для консалтинга), UNi(Оц) (для оценки стоимости) и др., комплексно отражающие положительную (+) или отрицательную (-) динамику рынка бизнес-услуг и прогноз развития отраслей. Совокупность рейтинговых индексов, рассчитанных по каждой организации и/или группе компаний, в сочетании с другими показателями по каждой отрасли является самым надежным опережающим индикатором (leading indicators) рынка бизнес-услуг. Технология выделения из всего множества разнообразных параметров, характеризующих деятельность компаний однородного сегмента (специализацию по Классификатору ЮНИПРАВЭКС), позволяет рассматривать итоговые показатели рейтинга в качестве единообразного товара. Это является уникальной особенностью системы индексов, разработанных компанией «ЮНИПРАВЭКС»/«UNipravex» для рынка бизнес-услуг. Благодаря этой системе происходит переход от статистически неустойчивых величин (например, совокупной выручки) к тарифному индексу, плавно меняющейся величине, определяемой общими тенденциями рынка. В таком контексте индексы UNi(Ауд), UNi(Кон), UNi(Оц) и др., становятся схожими по стратегическим целям с фондовыми индексами. Поскольку их величина не отражает цены за какую-либо конкретную услугу, а является лишь ориентиром увеличения, уменьшения или стабильности показателей. В этом случае, наиболее важное значение имеет не столько абсолютная величина индекса, сколько ее изменение, которое, как и изменения всех фондовых индексов (ММВБ, РТС, Dow Jones Index, S&P, NASDAQ, Nikkei и др.) является показателем общерыночных тенденций к повышению или понижению.

При составлении рейтинга определялись лидеры в различных сегментах рынка. Здесь важным фактором ранжирования служили количественные и качественные показатели по видам аудиторской деятельности, специализациям. Наряду с этим, учитывалась степень деловой активности как внутри своего субъекта федерации, так и за его пределами. Оценка деятельности в ходе рейтингового процесса проводилась с учетом абсолютных показателей, представленных в электронной анкете и коэффициентов деловой активности.

Результатом рейтинга аудиторских организаций является выявление перспективных точек роста и степени привлекательности различных секторов российской экономики с целью приоритетности оказания в них аудиторских услуг и формирования устойчивой клиентской базы для каждой аудиторской организации.

Методологический инструментарий компании «ЮНИПРАВЭКС»

Научно-методологический инструментарий, разработанный компанией «ЮНИПРАВЭКС» для исследования, анализа и проведения рейтингового процесса рынка бизнес-услуг, представляет собой совокупность концептуально взаимосвязанных методов, подходов, принципов, критериев, корпоративных показателей, тарифных показателей, шкал, измерителей, и т.п. Для рейтинга аудиторов, консультантов, оценщиков отбирались показатели и данные, использование которых абсолютно обязательно, так как они наиболее полно и объективно раскрывали предмет и содержание деятельности организации/компании/фирмы/группы компаний. Наряду с этим в методологию включен инструментарий смежных отраслей научных знаний, но таких, без характеристики которых невозможно цельное понимание его ценности в каждой процедуре, задаче, работе. В основу разработки системы индикаторов для измерения количественных характеристик и величин рынка бизнес-услуг легли именно качественные подходы. Разработчики методологического инструментария стремились к тому, чтобы главной исследовательской задачей являлось создание не громоздкого и неподвижного «архива фактов», а, прежде всего, оперативной, мобильно действующей, практикоориентированной модели информационного продукта. А, поскольку в прикладном анализе экономического развития самым распространенным методом является качественная экспертная оценка, совокупность предложенных методов осмысливается в аналитическом сопоставлении, осуществляемом сообществом аудиторов, консультантов, оценщиков и др. К примеру, итоги федерального рейтинга аудиторских организаций показали, что от всех услуг, сопутствующих аудиту, на консалтинг пришлось более половины доходов, на оценочные услуги около трети, а на другие виды деятельности – десятая часть от общей выручки. В целом же, предложенные методы и методики решали задачу не только оптимального сочетания адекватных качественных и количественных показателей внутри бизнес-сообщества для повышения конкурентоспособности, но и приемов анализа применительно к динамике отношений между заказчиками услуг и их исполнителями.

Справка о рейтингах

Рейтинг  – сводная оценка состояния организации, фирмы, компании, группы компаний за фиксированный промежуток времени (полугодие, год) по интегрированным критериям. Рейтинг определяется на основании системного и комплексного анкетирования, социологических, социометрических и др. исследований, результатов достижений, анализа корпоративных ресурсов и возможностей компании. Рейтинг определяется в виде индекса. Его повышение или понижение говорит о соответствующей динамике развития компании. Индексы для каждой компании сугубо индивидуальны. Рейтинги, основываются на специальной методологии рейтингового агентства. Расчеты индекса базируются на сведенных в единое целое данных, в том числе и на анализе неструктурированной, нечисловой/нефинансовой информации. Ценность рейтинга заключается в постоянном мониторинге ситуации по каждой рейтингуемой компании и своевременной (и даже, иногда упреждающей, прогнозной) корректировке индексов группы компаний, отражающих в целом динамику рынка в разрезе каждого бизнес-сегмента. Совокупность рейтинговых индексов, рассчитанных по каждой компании, в сочетании с другими показателями отрасли является самым надежным индикатором рынка бизнес-услуг.

Ведущими зарубежными рейтинговыми агентствами и изданиями, специализирующимися, например, в области аудита и консалтинга, являются: «International Accounting Bulletin» (крупнейшие аудиторско-консультационные фирмы мира за год), «Consultants News» (рейтинг 50 крупнейших фирм), «Management Consultant International» (рейтинг 45 крупнейших компаний, групп), компания «Vault» (рейтинг 50 самых престижных компаний за год на основе более 760 консультантов по всему миру. Оценка престижности компаний осуществляется по 10-балльной шкале, затем выводится средняя оценка, по которой ранжируются участники).

Наиболее престижными рейтинговыми показателями, имеющими большую практическую значимость в бизнесе, являются индексы, присваиваемые рейтинговыми агентствами «Standard & Poor`s» – http://www.standardandpoors.ru, «Mood`s» – http://www.moods.com, «Fitch Ratings» – http://www.fitchratings.com

В основе любого рейтингового процесса лежит большая аналитическая работа, основанная на изучении и сопоставлении огромного объема финансовой, статистической и другой (в том числе неструктурированной) информации. В результате чего формулируются выводы и формируется интегрированный показатель отдельно по каждому юридическому лицу, субъекту федерации или даже стране.

В российской Федерации исследованием рынка бизнес-услуг (аудит, консалтинг, оценка, рекрутмент, коучинг, маркетинг, PR и др.) и проведением рейтингов занимается экспертно-аналитическая компания «ЮНИПРАВЭКС», входящая в Ассоциацию распространителей финансово-экономической информации (АРФЭИ) http://www.afbid.org/list.asp На основе этих исследований ежегодно издаются специализированные бизнес-каталоги. Общий охват рынка составляет более 15000 организаций, компаний, фирм, групп.

Рэнкинг – технически упорядоченная по какому-либо линейному показателю статистическая (цифровая) информация, сведенная в таблицу (по убыванию/возрастанию). При ранжировании показателей не применяется никакой методики. Поскольку рэнкинги составляются на основе уже готовых данных, представленных либо самими компаниями, либо органами статистики. Отсутствие методики и механизма перепроверки данных характеризуют рэнкинг как самый ненадежный и не точный источник информации. Поэтому рэнкинги используются, прежде всего, лишь для внутреннего предварительного и/или первичного технического сопоставления данных и ставят целью получения суммы цифр, без учета индивидуальных особенностей компаний. На основе рэнкингов системный анализ не проводится.


Федеральный интегрированный рейтинг аудиторских организаций Российской Федерации по итогам работы за 2003 г.

Открыть рейтинг >>>


  • Скачать анкету для участия в рейтинге можно здесь >>>

Уважаемые коллеги, дамы и господа!

Компания «ЮНИПРАВЭКС» приглашает организации, оказывающие аудиторские услуги, к участию в программе Consulting Research. Она представляет собой единый комплекс акций, направленных на формирование обширной и устойчивой клиентской базы из числа потребителей аудиторских, консалтинговых, оценочных услуг во всех отраслях народного хозяйства и инвестиционных секторах экономики. Одним из важных факторов привлечения внимания заказчиков к услугам аудиторов является их позиционирование в рынке бизнес-услуг. С этой целью проводится второй федеральный интегрированный рейтинг аудиторских организаций Российской Федерации и стран СНГ. Результаты рейтинга помогут предпринимателям, руководителям, менеджерам выбрать в качестве бизнес-партнеров наиболее профессиональных, имеющих безупречную деловую репутацию аудиторов.

Федеральный рейтинг аудиторских организаций аудиторский организаций российской федерации по итогам первого полугодия 2004 года

Приглашаем принять участие в рейтинге аудиторских организаций по итогам работы за 1 полугодие 2004 г.

Информационно-рейтинговое агентство (ИРА) экспертно-аналитической компании «ЮНИПРАВЭКС» объявляет о проведении федерального интегрированного рейтинга аудиторских организаций Российской Федерации и стран СНГ по итогам работы за 1 полугодие 2004 г.

К участию в рейтинге приглашаются все аудиторские организации, зарегистрированные на территории РФ и в странах СНГ. Рейтинг такого масштаба проводится в России и в СНГ второй раз.

Результатом рейтинга будут: аналитический обзор, сводные рейтинговые таблицы, интегрированная рейтинговая матрица, сравнительные диаграммы и пр., отражающие состояние деловой активности аудиторских организаций по итогам 1 полугодия 2004 г. Номинации рейтинга отражают состояние рынка аудиторских услуг в каждом федеральном округе РФ и странах СНГ. Каждый участник получит также полную информацию по рейтинговому процессу (финансовые и внутренние рэнкинги, технически упорядоченные сведения, расположенные по убыванию в таблицах, где ранжирование производится по выручке от основного вида деятельности (аудит). Всем участникам будет выслан специальный сертификат. Новизна разработанной методологии (прилагается) заключается в том, что по итогам рейтинга предполагается выявить лидеров в субъектах федерации, различных сегментах рынка, отдельных видах услуг, сферах деятельности, отраслях экономики. Исходя из этого, организаторы рейтинга полагают, что его участники получат возможность привлечь новых заказчиков, сравнить сильные и слабые стороны своего бизнеса с характеристиками ведущих игроков рынка аудиторских услуг, выработать стратегию дальнейшего развития, расширить клиентскую базу.

  • Итоги рейтинга будут опубликованы в августе 2004 г. в еженедельном журнале «ПРОФИЛЬ» общим тиражом около 100000 экземпляров, в ежегодном официальном бизнес-каталоге «Аудит в Российской Федерации» от компании «ЮНИПРАВЭКС» тиражом 5000 экземпляров. А также на Интернет-сайтах: РИА «РосБизнесКонсалтинг» – www.rbc.ru, Интернет-проект www.GAAP.ru, Интернет-еженедельника CONSULTING.RU – www.consulting.ru, ведущего делового портала «Корпоративный менеджмент» – www.cfin.ru, Интернет-сайте Клуба оценщиков – www.appraiser.ru и др. Общий объем потенциальной клиентской аудитории, охваченной информационными каналами данного проекта, составляет свыше миллиона подписчиков и пользователей, лиц принимающих решения. В их числе: директорский корпус всех отраслей народного хозяйства, инвестиционных секторов экономики, финансовые директора, собственники и партнеры компаний, топ-менеджеры, бизнесмены, предприниматели, акционеры, органы государственной власти. Информация доступна в Российской Федерации, СНГ и Зарубежье. Для участия в рейтинге необходимо до 30 июля 2004 г. выслать в Информационно-рейтинговое агентство (ИРА) экспертно-аналитической компании «ЮНИПРАВЭКС» по электронному адресу: uni@mpei-14.mpei.ac.ru заполненную «Электронную анкету участника рейтинга аудиторских организаций».

Участие в рейтинге платное. Стоимость включения в рейтинговый процесс, обработка присланной информации и документации, расходы на изготовление и пересылку по почте сертификата составляет 4.500 руб. Оплата производится на основании выставленных счетов. Для оперативности обработки информации, заполненные анкеты присылайте ТОЛЬКО по электронной почте. Затем (по степени готовности) копии бухгалтерских балансов (ф. №№ 1, 2) или деклараций (для работающих по упрощенной системе налогообложения) – по почте или курьерской службой.

Дополнительная информация:

Список аудиторских организаций Российской Федерации:
http://www.akm.ru/rus/monitoring/unipravex/

Исследования российского рынка бизнес-услуг:
http://research.rbc.ru/author.shtml?10049

Электронный каталог аудиторских организаций:
http://www.cfin.ru/consulting/catalog/index.shtml

Итоги рейтингов, проведенных по методологии Информационно-рейтингового агентства (ИРА) экспертно-аналитической компании «ЮНИПРАВЭКС», размещены на ведущих Инернет-ресурсах для потребителей бизнес-услуг, заказчиков, клиентов и профессионалов всех сегментов этого рынка:

По вопросам порядка предоставления информации для участия в рейтинге:

Информационно-рейтинговое агентство экспертно-аналитической компании «ЮНИПРАВЭКС»
БОБРОВА Ирина Ивановна, ЗИМИН Виктор Алексеевич

111250, г. Москва, ул. Красноказарменная, д. 14 (а/я «ЮНИПРАВЭКС»)
(095) 362-75-64, 362-73-72
uni@mpei-14.mpei.ac.ru

Партнерские сайты:

http://www.profile.ru
http://www.GAAP.ru
http://www.rbc.ru
http://www.consulting.ru
http://www.cfin.ru
http://www.appraiser.ru
http://www.valnet.ru
http://www.rway.ru

Автор:

Теги: аналитический обзор  рынок  аудиторские услуги  результаты  федеральный  интегрирование  рейтинг  аудиторский  организация  Российская Федерация  Зарубежье  итоги  работа  2003