Аудит и имитация проверки

Аналитические статьи, рейтинги

Автор:
Источник: Журнал "Финансовый директор" ISSN 1680 - 1148. № 1(5)/2002 г.
Опубликовано: 15 сентября 2005

Сегодня украинские предприятия-заказчики не обязательного аудита основной целью проведения независимых проверок выдвигают приведение учета и его результатов в соответствие с налоговым законодательством. Такая внешняя проверка должна, в первую очередь, выявить все ошибки в бухгалтерском и налоговом учете относительно расчетов бюджетных платежей, что и позволяет избежать значительных штрафных санкций со стороны государственных контролеров.

Наиболее эффективной в данном случае является ревизия, которая максимально приближенно имитирует налоговую проверку. Именно по этой причине многие аудиторские фирмы с «радостью» принимают в штат бывших сотрудников налоговой службы или контрольно-ревизионного управления. «Ценность» таких кадров состоит в том, что они прекрасно владеют методиками проведения официальных проверок и способны анализировать не только формальное соответствие первичной документации и отчетных форм, но и неформальное содержание некоторых операций. Хороший аудитор обязан не просто констатировать (или отрицать) достоверность учетных записей и их соответствие действующему законодательству, но должен еще и предлагать пути исправления обнаруженных ошибок, общего совершенствования учетного процесса и оптимизации налоговых платежей.

В последнее время достаточно распространенной стала практика привлечения к «аудиторским» проверкам не бывших, а «действующих» налоговых ревизоров. В связи с тем, что налоговые нормативы и основные акценты в ходе комплексных или оперативных налоговых проверок изменяются слишком часто, экс-фискалы могут значительно отставать в своих познаниях и быстро теряют необходимую квалификацию.

Проведение «предварительного» аудита финансово-хозяйственной деятельности сотрудником налоговой службы может оказаться наиболее эффективным, если именно этот инспектор будет затем проводить официальную комплексную проверку. В районных налоговых администрациях комплексными проверками занимаются отделы «документальных проверок юридических лиц», в которых, как правило, предприятия закрепляются за инспекторами по алфавитному принципу (каждый проверяющий отвечает за предприятия, названия которых начинаются на определенные буквы). В том случае, если известно, что предприятие «попало» в национальный план комплексных проверок (принимается ежегодно в январе), то определить, кто именно будет осуществлять проверку (и примерно в каком месяце) не составляет особого труда (при наличии «доброй воли»).

Потенциальные проверяющие чаще всего с энтузиазмом воспринимают предложение о проведении независимого аудита на «плановом» предприятии. Это связано с тем, что, во-первых, у проверяющих есть возможность «выкраивать» свободное время для таких проверок, так как у них «плавающий» график работы. Во-вторых, проведение предварительной «зачистки» погрешностей в учете упрощает контролерам проведение официальной проверки. В-третьих, такая практика позволяет увеличить собственные доходы.

Наиболее существенным недостатком подобных «деловых» отношений с инспекторами является их противоправность или не формальность и, как следствие, отсутствие каких-либо юридических гарантий возмещения возможных «аудиторских» рисков.

Основные ограничения на проведения официального независимого аудита (или каких-либо иных консультационных услуг) на платной основе со стороны должностных лиц государственных контролирующих органов содержатся в:

  • ЗУ «О предпринимательстве»: «Не допускается занятие предпринимательской деятельностью следующих категорий граждан: военнослужащих, должностных лиц органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, государственного нотариата, а также органов государственной власти и управления, которые призваны осуществлять контроль над деятельностью предприятий» (ст. 2);
  • ЗУ «О борьбе с коррупцией»: «Государственный служащий или лицо, уполномоченное на исполнение функций государства, не имеют права: … заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно или через посредников, или подставных лиц, быть поверенными третьих лиц в делах государственного органа, в котором они работают, а также исполнять работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской, творческой деятельности, а также медицинской практики) (ст. 5)».

Как видно из приведенных документов проведение аудита госслужащим напрямую противоречит законодательству. Поэтому возможно привлечение в качестве «буфера» аудиторской компании. В соответствии со статьей 22 ЗУ «Об аудиторской деятельности» аудиторские фирмы имеют право привлекать на договорных началах к участию в проверке специалистов различного профиля.

Возможен, например, следующий вариант (см. рисунок). Проверяемое предприятие заключает договор на проведение аудита с аудиторской фирмой, а последняя подписывает официальное соглашение с лицензированным учебным центром (или другим учебным заведением) о привлечении «необходимых» специалистов для проведения проверок или консультационных услуг. Учебное заведение, в свою очередь, привлекает инспектора к участию в семинарах или других «преподавательских» мероприятиях. Преподавание инспектора может в принципе сводиться к обучению «уму-разуму» бухгалтера проверяемого предприятия «на практических примерах» ведения документации и т. д. Движение «вознаграждения» от предприятия к инспектору, в данном случае, будет носить вполне легитимный характер, а ответственность за результаты аудиторской проверки (аудиторские риски) будут возложены на фирму посредника. Последняя также должна обезопасить себя от возможных форс-мажорных обстоятельств: выплата гонорара через учебный центр за преподавание может осуществляться только после завершения официальной ревизии; договор на проведение «семинаров» может содержать различные пункты об ответственности и т. д.

Рисунок. Схема проведения неформальной проверки предприятия государственным служащим

Помимо преподавательской деятельности инспектору также не запрещено заниматься и научной работой. В соответствии с ЗУ «Об основах государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности»:

Научная деятельность – это интеллектуальная творческая работа, направленная на получение и использование новых знаний. Ее основными формами выступают фундаментальные и прикладные научные исследования.

Прикладные научные исследования – это научная работа, направленная на получение и использование знаний для практических целей.

Также законом не запрещено и получение вознаграждения за подобную деятельность, в том числе и государственными служащими.

Предостережения. ЗУ «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» (ст. 12) вменяет в обязанность работникам КРУ «в случае обнаружения злоупотреблений и нарушений законодательства передавать правоохранительным органам материалы ревизий». Примерно такие же требования содержит и Закон «О государственной налоговой службе Украины» и многие другие законы, регламентирующие деятельность контролирующих органов. Поэтому привлечение к аудиторским проверкам работников данных организаций должно производиться с большой осторожностью. Совсем не лишним в данной ситуации будет обеспечение предоставляемым для проверки сведениям статуса коммерческой тайны и получение с ревизоров подписки о ее не разглашении (более подробно см. ФД № 2/2001, c.10-17). Узаконенная коммерческая тайна находится под защитой административного и уголовного кодексов.

Если же подобных гарантий недостаточно, то при желании информация для проверки или единоразовой консультации может быть предоставлена анонимно, без конкретных названий и с использованием условных сумм и данных. В этом случае провести идентификацию контрагентов, а тем более собрать какие-либо доказательства достаточно проблематично. В условиях автоматизации учета организация имитационной проверки с измененными данными является, хотя и достаточно трудоемким, но вполне реальным и практически осуществимым процессом.

Автор: