Банкам и страховым компаниями оказалось не по пути.
Стремясь сократить свои издержки и повысить доходы, европейские банки и страховщики в последние годы активно объединялись друг с другом. Сегодня им приходится расхлебывать последствия этих слияний, в большинстве случаев приведших к огромным убыткам.
Во Франции это называется «bancassurance», в Германии – «Allfinanz». Однако, несмотря на различие в названиях, суть этого процесса остается одинаковой: в течение последних пяти лет по всей Европе банки и страховые компании сплошь и рядом объединяются друг с другом. Они стремятся к экономии средств за счет укрупнения своего бизнеса, а так же к взаимному увеличению прибылей, помогая своим новым партнерам продвигать на рынок предлагаемые ими продукты. При этом, процесс слияния банков и страховщиков идет при активном участии ведущих институциональных инвесторов, таких как швейцарская финансовая группа BZ Gruppe.
Однако, практическая реализация этой внешне привлекательной идеи завершилась полным провалом. Как оказалось, организовать взаимодействие в области продвижения продуктов гораздо сложнее, чем это представляли себе финансовые аналитики. Кроме того, объединение банковского и страхового бизнеса привело к серьезным проблемам при подготовке корпоративной отчетности, оказавшимся полным сюрпризом для компаний.
«Теоретически, это имеет смысл, однако реализовать это на практике крайне сложно», – говорит Кристовер Джентль, директор европейского филиала исследовательского отдела компаний Deloitte Consulting и Deloitte & Touche. Он объясняет это так: «Продукты, предлагаемые банками, создаются для того, чтобы их покупали, а продукты страховых компаний – для того, чтобы их продавали. Поэтому, продвижение этих продуктов требует различных навыков и разных систем стимулирования персонала».
Некоторым компаниям, таким как расположенный в Мюнхене страховой гигант Allianz, пришлось набить немало шишек, пока они не смогли удостовериться в вышесказанном на собственном опыте. 31 июля эта вторая по величине страховая компания в мире шокировала инвесторов, объявив о том, что она не сможет получить по итогам 2002 года плановый доход в размере $3 млрд. Эта информация был обнародована вскоре после того, как представители Allianz сообщили, что по итогам второго квартала эта компания понесла убытки в размере $350 млн из-за финансовых трудностей входящего в нее Dresdner Bank.
В прошлом году Allianz заплатила за Dresdner Bank огромную сумму в $20 млрд, надеясь на то, что после завершения интеграции этот бизнес сможет приносить ей по $880 млн в год. Однако, по словам члена совета директоров Allianz Хельмута Перле, спад на мировых финансовых рынках и замедление глобальной экономики крайне негативно сказались на положении Dresdner Bank. При этом, объемы продаж страховых полисов Allianz через сеть филиалов Dresdner Bank оказались гораздо меньше, чем этого ожидали в компании.
Ненамного лучше прошли процессы интеграции и в Credit Suisse Group, одиннадцатой по величине финансовой группе в мире. В 1997 году этот швейцарский банковский конгломерат потратил $2 млрд на то, чтобы приобрести Winterthur, европейскую компанию, специализирующуюся на страховом андеррайтинге . По предварительным оценкам, это слияние должно было бы позволить Credit Suisse Group зарабатывать дополнительно по $300 млн в год. Однако, в жизни события стали разворачиваться далеко не так, как этого ожидали экономные швейцарцы. Для того, чтобы удержать терпевшую убытки Winterthur на плаву, генеральному директору Credit Suisse Лукасу Мюлеманну пришлось инвестировать в нее дополнительно $1.3 млрд, в результате чего сегодня он всерьез рискует потерять свою работу. «Они приобрели Winterthur для того, чтобы повысить эффективность CSFB (подразделение Credit Suisse Group, занимающееся инвестиционным банкингом) и снизить рискованность своего бизнеса. Однако, в результате этой операции рискованность их бизнеса только возросла», – говорит Дерек Чамберс, аналитик лондонского отделения компании
HSBC Securities in London.
Помимо вышеназванных компаний, с аналогичными проблемами столкнулись также и финансовые гиганты из Испании, Италии и Нидерландов. Среди компаний, наиболее пострадавших в ходе неудачной интеграции – Fortis, финансовая группа, созданная в 1998 году в ходе слияния голландской страховой компании и бельгийского банка. 29 августа представители Fortis сообщили о том, что эта компания может быть вынуждена произвести списание своих инвестиций в акции в размере $600 млн. В настоящее время Fortis еще не сообщила, в какой степени это списание скажется на ухудшении ее годовых финансовых показателей. По словам генерального директора Fortis Антона ван Россума, «…с учетом текущей нестабильности рынка акций у нас нет возможности давать реалистичные прогнозы наших финансовых результатов по итогам года».
Несут потери и те инвесторы, которые в свое время активно содействовали объединению банков и страховых компаний. Так, финансовая группа BZ Gruppe была вынуждена продать свои инвестиционные фонды Zьrcher Kantonalbank из-за тех потерь, которые понесла Credit Suisse. Что же касается самой Credit Suisse, то с начала текущего года цена на ее акции уже упала на 50%. Все это явно не радует знаменитого швейцарского инвестора Мартина Эбнера, основателя и главного акционера BZ, который еще в апреле всемерно прославлял те преимущества, которые обеспечивает слияние банковского и страхового бизнеса. «Это чрезвычайно разумно с точки зрения успеха бизнеса и обязательно приведет к росту цен на акции объединенной компании», – убеждал он журналистов.
Разумеется, далеко не все примеры «bancassurance» настолько мрачные. Например, дела у таких компаний как британская Lloyds TSB и французская Societe Generale идут достаточно успешно. Однако, для большинства европейских банков и страховщиков попытка объединить свой бизнес завершилась полным фиаско.