Банковский инжиниринг – новый мир финансов

Банковский бизнес в России и зарубежом

Автор:
Источник: Финансовый Директор ISSN 1680 – 1148
Опубликовано: 29 мая 2007

Конструирование новых банковских продуктов, отвечающих повышенным требованиям банков и их контрагентов в доходности, ликвидности и управлении рисками, представляется на нынешнем этапе доминирующим направлением развития банковского дела.

Посредством волшебных превращений банковского инжиниринга международный рынок банковских продуктов за последнее тридцатилетие стал неузнаваем. Мертон Миллер красочно описал зарождение и развитие нового мира финансов — банковского инжиниринга: «Удивление сказочного Рип ван Винкля, очнувшегося после двадцатилетнего сна в совершенно изменившимся мире, блекнет по сравнению с тем, что бы ощутил один из его потомков — банкир или финансист, заснувший (по-видимому, на своем рабочем месте) в 1970-м и разбуженный двумя десятилетиями спустя. Развитие новых финансовых инструментов было столь стремительным за последние 20 лет, что бедный заснувший финансист оказался бы озадачен кажущимися сегодня столь банальными терминами как свопы и свопционы, фьючерс на индекс, баттерфляй спред, евробонды, обеспеченные ипотечные облигации, облигации с нулевым купоном, страхование портфеля — не говоря уже о более экзотических понятиях. Ни один из двадцатилетних периодов истории не был ознаменован столь мощным взрывом инновационной активности» [1].

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Пионерами термина «банковский инжиниринг (engineering)» стали США как страна с самым развитым финансовым рынком. В русском языке отсутствует соответствующая этому термину глагольная форма. Поэтому переводчики (по словам А.С. Пушкина — «почтовые лошади просвещения») предложили две версии: первая — заимствование иностранного слова и перевод его в русскую транскрипцию, то есть «engineering» становится инжинирингом; вторая — взятие за основу того же корня слова, но перевод производится в женском роде (вероятно, это связано с тем, что слово «наука» тоже женского рода). Вторая версия перевода озвучивается как банковская инженерия (наука). Обе версии правомерны и несут полную смысловую нагрузку вложенную в термин. Нами выбрана первая версия перевода исключительно из субъективных предпочтений.

Банковский инжиниринг как экономическое понятие отражает, с одной стороны, процесс проектирования, разработки и практической реализации конкурентоспособных инновационных банковских инструментов, продуктов и бизнес-процессов, а с другой,— виртуозное владение методом системного подхода к экономическим процессам в плоскости творческого поиска и решения актуальных проблем банковской практики. Суть банковского инжиниринга состоит в создании инновационных банковских продуктов и услуг, которые применяются банками для перераспределения финансовых ресурсов, рисков, ликвидности, доходности и информации в соответствии с собственными интересами, специфическими потребностями контрагентов и переменами в макро- и микросреде банка.

Непосредственные родоначальники термина «инжиниринг» (в зарубежной науке он больше употребляется в широком аспекте как «финансовый инжиниринг») трактуют его следующим образом:

  • «Менеджмент и финансы от А до Я» приводит следующую трактовку: «Финансовый инжиниринг — умное использование финансовых инструментов для проведения таких операций, как поглощения, или для увеличения рыночной стоимости компании, имеющей стабильные производственные показатели, т. е. с помощью финансовой, а не стратегической или производственной деятельности…» [2];
  • «Изменения в комбинации элементов, составляющих финансовый инструмент, таких как доходность, рисковость, срочность, трансферабельность и т. п.» [3];
    • «желание снизить риск и развивать новую технологию для получения большей прибыли» [4];
    • «непредсказуемые изменения в форме нового финансового продукта, системы расчетов или организационной структуры для оказания новых финансовых услуг» [5];
    • «это приложение технологии инвестирования к решению финансовых проблем» [6].

В словаре интернет-сайта nigma финансовый инжиниринг трактуется как объединение или разделение существующих финансовых инструментов с целью создания новых финансовых продуктов (пакетов финансирования) [7].

ЦЕЛИ БАНКОВСКОГО ИНЖИНИРИНГА

Исследование атрибутивных качеств банковского инжиниринга как объективного процесса, вызванного к жизни реальными факторами (международная интеграция, глобализация развития, рост конкуренции, изменчивость цен, налоговые асимметрии, технологические достижения, успехи банковской науки, потребности в ликвидности и нерасположенности к рискам), подразумевает выявление и декомпозицию общей цели и основной функции банковского инжиниринга на систему упорядоченно связанных подцелей.

Главная цель банковского инжиниринга — извлечение дополнительной прибыли на базе искусного использования «белых пятен» рынка (свободных сегментов и несовершенств) посредством достижения в инновационных банковских продуктах оптимального соотношения между конкурирующими характеристиками (риском, доходностью и ликвидностью).
К подцелям банковского инжиниринга относятся:

  1. Создание необходимых условий для движения фиктивного капитала. Следуя марксистской терминологии относительно финансового капитала, который трактуется как фиктивный капитал, одной из главных функционально-целевых задач банковского инжиниринга является создание фиктивного капитала и обеспечение его движения;
  2. Получение дополнительной нормы прибыли на основе использования законодательных несовершенств, свободной «ниши» в инфраструктуре рынка и его недостаточной развитости;
  3. Диверсификация банковских рисков. Банковский инжиниринг нацелен, с одной стороны, на «распыление» рисков на сторонних инвесторов, а с другой,— на получение повышенной толерантности к рискам для снижения стоимости своих затрат;
  4. Безрисковое извлечение прибыли. Одной из подцелей банковского инжиниринга является налаживание механизма спекулятивных операций для безрискового получения дополнительной прибыли. Примером спекуляций могут служить различные опционные стратегии.

Таким образом, перед банковским инжинирингом ставятся целевые задачи по конструированию таких параметров банковского продукта, при которых, с одной стороны, структура банковского продукта и формируемые им денежные потоки в наибольшей мере соответствуют основным интересам эмитента, а с другой,— гарантируется максимально возможная инвестиционная привлекательность продукта, что обеспечивается за счет наилучшего соотношения риска, доходности и ликвидности созданного продукта. Эта цель достигается за счет обоснованного выбора и тщательного конструирования каждого отдельного параметра банковского продукта, что обусловливает необходимость умелого применения определенных методов банковского инжиниринга и использовании его инструментов.

Исходя из выявленных целей банковского инжиниринга, зонами его функциональной ответственности являются сегменты банковской деятельности, связанные с управлением рисками, разработкой и выполнением спекулятивных стратегий при торговле ценными бумагами, производными финансовыми инструментами и, самое главное, инновационными банковскими продуктами.

Банковский инжиниринг, выступая как искусство создания инновационных продуктов, расширяет возможности управления ликвидностью, рискованностью и доходностью банковских операций. Это многогранный способ решения проблемных задач, связанных с формированием и движением денежного капитала.

Джон Финнерти, говоря об инжиниринге, выделяет три его составляющие:

  • создание инновационных финансовых инструментов, включающих в себя инструменты потребительского типа (consumer-type) и корпоративные ценные бумаги (corporatesecurities). Примером первых могут послужить ипотека с переменной ставкой, брокерские счета управления наличностью, фонды муниципальных облигаций; второй тип объединяет бумаги в самом широком смысле этого слова (включая и производные);
  • создание инновационных финансовых процессов, появление которых вызвано,как правило, изменениями в законодательстве (например, «регистрация на полке») либо технологическим развитием (например, электронные платежи);
  • создание инновационных решений корпоративных финансовых вопросов, финансовых стратегий, таких как стратегии отзыва облигаций или структуризация выпуска с использованием рычага [8].

ИННОВАЦИОННЫЙ БАНКОВСКИЙ ПРОДУКТ

Банковский продукт можно считать инновационным, если ему присущи следующие качественные характеристики: специально создан для управления специфическими денежными потоками и внедрен в структуру рынка впервые; присутствовал ранее на рынке, но хотя бы один из его параметров или элементов (банковский инструмент, банковский бизнес-процесс, банковская стратегия) модифицированы примененным впервые на данном рынке способом; сконструирован пакетный продукт, в котором впервые на данном рынке применено сочетание существовавших ранее банковских продуктов. Иными словами, понятие инновации привязывается к национальному рынку, что позволяет в процессе анализа украинского рынка рассматривать в качестве инновационных банковские продукты, структуры которых копируют продукты, обращающиеся на зарубежных рынках. Такой подход правомерен, поскольку большинство банковских контрагентов вкладывают средства на внутреннем рынке, а следовательно, будут воспринимать впервые появившийся на национальном рынке банковский продукт как инновационный. Важно в этом вопросе уйти от слепого копирования, «зеркального» отражения западных продуктов в национальной банковской практике.

Банковская инновация оправдывает свое конструирование, если она удовлетворяет интересы и потребности, по меньшей мере, одной из сторон — покупателя или продавца. Это может быть и более высокая доходность для инвестора или более низкая стоимость капитала для эмитента, уменьшение налогооблагаемой базы, обход регулятивных требований, хеджирование рисков — словом, все те аспекты, которые относятся к внутрибанковской деятельности. При этом выгода от инновации должна превышать затраты на ее создание и продвижение или, по меньшей мере, быть равным им.

Немаловажно, что затраты на инновацию особенно велики в части ее продвижения на рынке. Как и для любого новшества, для восприятия потребителем банковского инновационного продукта необходимо время. Так, если время формирования спроса на новинку разбить на пять равных отрезков, то в среднем на первом этапе новый товар приобретут лишь 2,5% потенциальных покупателей (новаторы), на втором — 13,5% (ранние последователи), на третьем — 34% (раннее большинство), на четвертом — 34% (запоздалое большинство), на последнем — оставшиеся 16% (отстающие) [9].

На банковском рынке сомнения инвесторов еще более обострены: во-первых, в случае отсутствия истории обращения какого-либо инновационного банковского продукта велик ожидаемый кредитный риск по ней; даже хорошая репутация заемщика не всегда означает минимальный кредитный риск; во-вторых, на ранних этапах весьма невелика ликвидность рынка инноваций: о какой вообще ликвидности может идти речь, если рынок только формируется? Кроме того, многие банковские инновации сложны для понимания потенциальными инвесторами. Во-первых, инвестору бывает сложно оценить преимущества от использованич новинки; во-вторых,— разобраться в честности сделки, оценить принимаемые в результате такой сделки риски. Зачастую инвестор или эмитент не используют инновацию лишь по причине неосведомленности о том, что он мог бы добиться тех же финансовых результатов при меньших затратах. Инвестиционные банки в принципе не обязаны информировать клиентов о лучших альтернативных инвестиционных решениях (особенно об альтернативах своих конкурентов). Во многих случаях компании могли бы найти лучшее инвестиционное решение, но они сталкиваются с трансакционными издержками, издержками по сбору информации, законодательными ограничениями, которые препятствуют использованию более благоприятной возможности. Перечисленные обстоятельства позволяют называть банковские инновации товаром, требующим опыта. Инновации должны быть использованы, прежде чем их преимущества станут очевидны большинству потребителей.

Очевидно, в виду указанных обстоятельств наибольшая вероятность успеха ожидает банковские инновации, разработанные крупными банками, имеющими хорошую репутацию и опыт продвижения инновационных банковских продуктов.

ЗАПАДНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ

Список наиболее удачных, получивших распространение финансовых инноваций был сформирован американским ученым Дж. Финнерти в 1988 г. и получил название
«Списка Финнерти». В силу того, что активное развитие финансовых операций в последние годы не прекращалось, то к настоящему времени «Список Финнерти» может быть дополнен, в том числе и новыми конструкциями структурированных облигаций, однако он продолжает оставаться актуальным в части анализа основных причин возникновения перечисленных инноваций. На основе анализа «Списка Финнерти» в части избранных инноваций, связанных с долговыми обязательствами можно сделать вывод о том, что основными причинами появления финансовых инноваций явились: необходимость перераспределения рисков в условиях возросшей волатильности процентных ставок и цен, желание повысить ликвидность продукта, а также снизить издержки, связанные с его выпуском и обращением. В мировой практике инновационные финансовые продукты на начальном этапе чаще всего создавались для решения частных задач крупных эмитентов или инвесторов. Однако в дальнейшем, с целью адаптации к потребностям и возможностям рядовых инвесторов и эмитентов, они соответствующим образом совершенствовались, вследствие чего становилось возможным их тиражирование, широкий выпуск различными эмитентами для различных категорий пользователей. Было бы ошибочным считать структурированные бумаги революционным продуктом, они известны уже давно: конвертируемые облигации, заключающие в себе опцион на финансовый продукт, в который предполагается конвертация, были впервые выпущены в 50-х годах XIX века. Однако развитие этого вида финансовых продуктов пришлось на последние 25 лет [10].

Западный банковский и финансовый инжиниринги, стремительно развиваясь и совершенствуясь, создали сотни инновационных продуктов с самыми экзотическими названиями. Вот, к примеру некоторые из них:

Облигации «ада и рая» (HeavenandHellBond) — вариант двухвалютных облигаций, при котором сумма выплаты при погашении зависит от изменения обменного курса за период между размещением и погашением облигаций.

Облигации-«лягушки» (Frogs) — облигации с плавающей процентной ставкой, которая пересматривается раз в квартал или раз в полгода в соответствии с текущей доходностью тридцатилетних казначейских облигаций.

Облигации-«подушки» (CushionBonds) — облигации с высоким купоном, которые продаются по цене выше номинала и характеризуются более высокой доходностью к погашению и доходностью к первому отзыву, чем облигации того же эмитента, размещаемые по номиналу, в связи с большей вероятностью раннего отзыва.

Облигации-«хлопушкм» (FlipBond) — облигации со встроенным бермудским свопционом (свопцион, исполнение которого ограничено определенными условиями), который может быть исполнен в любую дату пересмотра ставки купонного дохода. По облигации выплачивается плавающая процентная ставка на уровне ниже рынка, однако, инвестор может переключиться и получать фиксированный купонный доход в отдельные или все даты выплаты купонного дохода в будущем.

Облигации «мини-макс» с плавающей ставкой (Mini-MaxFloater) — облигации с плавающей ставкой, в которые встроен коллар-опцион.

«Целомудренные» облигации (ChastityBond) — облигации, созданные для предотвращения недружественного поглощения, поскольку предполагают погашение по номинальной стоимости, как только поглощение будет завершено. Идея «целомудренных» облигаций заключается в том, что для приобретателей привлекательность поглощения существенно снижается в связи с необходимостью незамедлительного осуществления выплат держателям облигаций.

«Колокольчики и свистки» (BellsandWhistles) — уникальные и типичные характеристики финансового инструмента, сконструированные для привлечения определенного инвестора или эмитента. Часто используется как уничижительная характеристика тех черт выпуска, которые выглядят так, как будто были созданы только для привлечения внимания.

Облигации-«зайки» (BunnyBond) — купонные облигации, предоставляющие инвестору право выбора между получением купонного дохода в денежном эквиваленте или облигациями с той же ставкой купонного дохода, что и по имеющимся облигациям этого вида. Цель такого формирования дохода защита инвестора от риска реинвестирования.

Облигации-«зомби» (ZombieBond) — высоко спекулятивные облигации, обращающиеся на рынке, по которым существовала угроза дефолта.

Облигации «божьего промысла» (ActofGodBond) — облигации из числа бумаг выпускаемых страховыми компаниями, сумма основного долга и/или процентные платежи, по которым привязаны к убыткам компании вследствие катастроф. Убытки, превышающие установленный предел, повлекут изменение процентных выплат, отложат возврат суммы основного долга или иным образом изменят кредитные отношения.

Облигации «кнута и пряника» (Carrot-and-StickBond) — разновидность традиционных конвертируемых облигаций с низкой премией при конвертации для стимулирования ранней конвертации (пряник), также предоставляющие эмитенту возможность отозвать облигации с установленной заранее премией, в случае если текущая рыночная цена обыкновенных акций несущественно превосходит цену конвертации (кнут).

Облигации «со спусковым, крючком» (TriggerNote) — структурированные облигации, которые должны быть погашены в случае наступления определенного события —спускового крючка» — например, падения/роста процентных ставок ниже/выше определенного уровня.

МЕТОДОЛОГИЯ БАНКОВСКОГО ИНЖИНИРИНГА

Гарантией результативности банковского инжиниринга служит адаптированная к условиям банковских реалий Украины методология, предусматривающая его рассмотрение как процесса, последовательно проходящего следующие этапы:

  1. Разработка целевых задач банка, создающего инновационный банковский продукт.
  2. Оценка специфических интересов и потребностей потенциальных контрагентов. Изучение рыночной ситуации: основных банковских продуктов, тенденций, предпочтений потенциальных банковских партнеров (изучение факторов окружения). Генерирование идей и скрининг (просмотр идей).
  3. Разработка и тестирование концепции. Оценка уровня риска для банка и контрагентов в результате внедрения инновационного банковского продукта.
  4. Подбор альтернативного банковского инструментария.
  5. Оценка системных качеств инновационного банковского продукта:
    1. соответствие внешней и внутренней нормативной базе банка;
    2. соответствие системе контроля и корректировки управления открытыми рисковыми позициями;
    3. оценка риска самого инновационного банковского продукта в системе действующих банковских продуктов;
    4. оценка положительных последствий (снижение риска) от внедрения инновационного банковского продукта.
  6. Оценка соотношения риска, доходности, ликвидности и альтернативных издержек при выборе необходимого банковского инструментария.
  7. Сценарный анализ внедрения инновационного банковского продукта.
  8. Оценка итогов осуществленного анализа и окончательный выбор банковского продукта. Формирование предварительной структуры эмиссии инновационного банковского продукта в соответствии с финансовыми интересами банка-эмитента. Окончательное согласование структуры эмиссии.
  9. Встраивание инновационного банковского продукта в организационно-функциональную структуру банка:
    1. обучение персонала, тестирование маркетинга, выделение финансовых и трудовых ресурсов;
    2. делегирование полномочий и распределение ответственности между подразделениями банка по внедрению или продаже инновационного банковского продукта;
    3. составление графика работ по созданию инновационного банковского продукта;
    4. создание первичной документации и корреспонденции бухгалтерских счетов по вновь созданному продукту.
  10. Продажа инновационного банковского продукта контрагентам, подписание юридической документации и стартовое вхождение в жизнь нового банковского продукта.
  11. Сопровождение инновационного банковского продукта, рыночная поддержка.

Список Финнерти.
Главные факторы, стимулировавшие появление финансовых инноваций на фондовом рынке.


Инновация Ценные бумаги (securities)

Главные факторы

Облигации с нулевым купоном/со значительным дисконтом

(deep discount/zero coupon bonds)

1, 4, 7

Облигации с плавающей ставкой

(floating rate notes)

4, 5, 7

Облигации с правом досрочного возврата и корректирующимся предложением

(puttable/«adjustable tender bonds)

2, 4, 7

Ценные бумаги с реальной доходностью

(real yield securities)

2, 4, 5, 8

Освобожденные от налога облигации с плавающей ставкой

(floating rate tax-exempt notes)

4, 5, 7

Конвертируемые перенастраиваемые облигации

(convertible reset debentures)

3

Облигации с перенастраиваемой процентной ставкой

(Interest rate reset notes)

3

Продлеваемые облигации

(extendible notes)

2, 4

Синтетические конвертируемые долговые обязательства

(synthetic convertible debt)

1, 10

Еврооблигации и еврокоммерческие бумаги

(Euronotes/Euro-commercial paper)

2, 4

Среднесрочные облигации

(medium term notes)

2

Облигации, обеспеченные ипотеками

(mortgage-backed bonds)

4

Облигации, обеспеченные пулом ипотек

(collateralized mortgage obligations)

2, 4, 5

Конвертируемые долговые обязательства с корректирующейся ставкой

(adjustable rate convertible debt)

1, 10

Долговые ценные бумаги с повышаемым рейтингом

(letter of credit/surety bond credit support)

4, 11

Конвертируемые долговые обязательства с нулевым купоном

(zero coupon convertible debt)

1, 11

Конвертируемые облигации с правом досрочного возврата

(puttable convertible bonds)

3, 4, 7

Двухвалютные облигации

(dual currency bonds)

4, 6

Облигации, связанные с ценой товара

(commodity-linked bonds)

4, 6, 8

Ценные бумаги, обеспеченные счетами к получению

(receivable-backed securities)

4, 5

Облигации, деноминированные в иностранной валюте

(foreign-currency-denominated bonds)

4, 7

Продлеваемые облигации с правом досрочного возврата

(puttable-extendible notes)

2, 3, 4

Стриппированные долговые ценные бумаги

(stripped debt securities)

1, 4, 7

Чувствительные к рейтингу облигации с плавающей ставкой

(floating rate, rating sensitive notes)

2, 4, 5, 7

Облигации с аукционной ставкой

(auction rate notes/debentures)

2, 3, 4, 7

Перенастраиваемые под рынок облигации

(remarketed reset notes)

2, 3, 4

Индексированные облигации с нулевым купоном

(dollars BILS)

4, 7

Облигации с растущей ставкой

(increasing rate notes)

3

Бессрочные облигации

(annuity notes)

11

Обновляемые облигации с переменным купоном

(variable coupon/rate renewable notes)

2, 4, 6

Облигации с переменной дюрацией

(variable duration notes)

4, 7

Универсальные коммерческие бумаги

(universal commercial paper)

4

Обращающиеся депозитные сертификаты

(negotiable CD)

2, 5

Переходные ипотечные сертификаты

(mortgage pass — throughs)

2, 4, 5

Стриппированные ценные бумаги, обеспеченные ипотеками

(stripped mortgage — backed securities)

4

Облигации, обеспеченные недвижимостью

(real estate — backed bonds)

4, 5

Облигации «быка» и облигации с максимальной ставкой

(yield curve/maximum rate notes)

4, 6, 7

Индексированные облигации с опционом на валюту/ценные бумаги с доходностью, привязанной к валютному курсу

(indexed currency option notes/principal exchange rate linked securities)

4, 6, 7

Высокодоходные («мусорные») облигации

(high-yield (junk) bonds)

2, 5, 7, 9

Облигации с обязательной конверсией в акции

(mandatory convertible/equity contract notes)

1, 6

Облигации участия

(participating bonds)

3, 4

Цифрами обозначены главные факторы, стимулировавшие появление каждой инновации:

1 налоговые преимущества;
2 снижение операционных издержек;
3 снижение агентских издержек;
4 перераспределение рисков;
5 повышение ликвидности;
6 факторы, связанные с регулированием и законодательством;
7 уровень процентных ставок и их изменчивость;
8 уровень цен и их изменчивость;
9 работа академического характера;
10 выгоды за счет улучшения финансовой отчетности;
11 технические достижения и прочие факторы.

Каждый из перечисленных этапов выполняет определенные задачи и функции, в своей совокупности формируя методологию банковского инжиниринга.

На первом этапе банк-эмитент инновационного продукта должен определиться с целевыми установками, ради которых и осуществляется банковская «магия». К ним может быть, прежде всего, отнесено банальное извлечение дополнительной прибыли в различных формах (маржи, эмиссионного дохода от выпуска вексельных суррогатов, комиссионного вознаграждения, платы за открытие и ведение ссудного счета и т. д.). Посредством «запуска» инновационного банковского продукта могут решаться целевые установки по совершенствованию управления ликвидностью банка-эмитента, аккумулированию дополнительных заемных ресурсов, росту банковской капитализации. Банк также может в качестве подцели внедрения нового продукта выдвинуть секъюри-тизацию наиболее проблемных активов для «рассеивания» кредитных рисков на сторонних инвесторов. К прочим целевым установкам следует отнести: улучшение структуры банковского баланса, нивелирование негативных последствий государственного регулирования банковской деятельности, конкурентную борьбу за отдельные сегменты рынка, расширение клиентуры на обслуживание, управление структурой кредитного портфеля, сохранение собственного капитала и т. д.

На втором этапе анализируются специфические потребности потенциальных контрагентов, которые могут выражаться в следующих формах: потребность в привлеченных ресурсах заемного характера; снижения различных видов риска; обеспечения ликвидности пассивов и активов контрагента; оптимизации управления акционерным капиталом (привлечения новых инвесторов в капитал, сохранения контрольного пакета акций, слияния и поглощения новых предприятий); получения прибыли за счет высокорентабельного размещения активов; учета законодательных ограничений в банковской деятельности (законного снижения налогооблагаемой базы, преодоления ограничений в расчетах с контрагентами, преодоления ограничений в перемещении капиталов).

Третий этап процесса банковского инжиниринга предусматривает полномасштабную оценку рисков по видам, уровню, необходимым методам оценки и финансовым последствиям для банка и контрагента от внедрения инновационного банковского продукта. Для реализации требований данного этапа используется группа методов. Большое распространение получила оценка возможностей убытков, исходя из теории вероятностей и экстраполяции прошлых событий (прошлого опыта) на будущее. Не менее востребованы банковской практикой методы фундаментального анализа, основанные на анализе финансовых аспектов будущего контрагента (рейтинговые, балльные и опросные системы).

На четвертом этапе осуществляется выбор одного или нескольких альтернативных банковских продуктов (или их различных комбинаций). Как правило, на этом этапе выбираются несколько банковских продуктов (финансовых инструментов), берутся их различные модификации (или создается «идея», которая включает в себя то, что должен представлять новый банковский продукт, как работать и какие задачи он должен решать).

К продуктам банковского инжиниринга относятся: финансовые продукты, в основе которых лежит «технология» форвардов и свопов, опционов; «продукты» секъюритиза-ции; инструменты, в основе которых лежит возможность использования примата международного права над «внутренним» (например, использование векселей в странах, присоединившихся к Женевской вексельной конвенции); ценные бумаги, в основе которых лежат права на какие-либо виды ресурсов, например, сырьевого характера (коносамент, складское свидетельство); заемные инструменты (облигация, депозитный сертификат, банковская книжка на предъявителя); инструменты участия в капитале (акция, подписные права) и др. [11].

Пятый этап банковского инжиниринга призван решать задачи соответствия инновационного банковского продукта процедурам и методам внутреннего контроля рисков в банке, то есть тестирования на «уживаемость» с системой банковских отношений. На основе произведенного анализа вносятся определенные коррективы либо в инструментарий вновь созданного банковского продукта, либо в банковский риск-менеджмент Инструментарий банковского инжиниринга, как правило, зависит от стратегии банка в управлении рисками. Толерантность к рискам может носить агрессивный, умеренный или консервативный характер, что устанавливает определенные рамки при создании банковского инновационного продукта.

Рассмотрим три основные стратегии внешнего управления рисками на примере рынка производных ценных бумаг. Предположим, что цель производных ценных бумаг, в нашем случае,— минимизировать риски. Возможности спекуляции здесь не рассматриваются, все примеры условны. Банки пытаются управлять колебаниями значений и вероятностями рисков. В этом случае существуют следующие альтернативы:

Если банк-эмитент инновационного банковского продукта выбирает спекулятивную политику внешнего управления рисками, то он не будет хеджировать. Это молчаливое признание наличия рисков и невозможности результативного управления ими. Вероятность выигрыша и проигрыша здесь, условно говоря, как в казино, 50 на 50. То есть при выборе такого типа политики внешнего управления рисками нет необходимости использовать вообще никакие производные ценные бумаги.

Если банк-эмитент выбирает консервативную политику, то тогда ему потребуются инструменты хеджирования (покупкой или продажей базисного актива на срок, по фиксированной цене). Речь идет в первую очередь о фьючерсах. Их использование предупреждает отрицательное воздействие курсовых колебаний и дает возможность планировать финансово-хозяйственную деятельность на базе стабильных прогнозируемых цен, при этом не возникает дополнительной прибыли за счет курсовых колебаний.

При проведении умеренной политики внешнего управления рисками хеджирование может осуществляться покупкой опционов. Опцион дает право согласиться или отказаться и получить прибыль, но при этом потерять стоимость опциона. Покупка и продажа опционов callи putпозволяет минимизировать издержки и предоставляет возможность заработать умеренную прибыль на курсовых разницах.

Каждый банковский продукт, произведенный в процессе банковского инжиниринга, обладает специфическими рисками. Поэтому банк-эмитент продукта, выбирая ценные бумаги для подготовки инновационного банковского продукта, должен сравнить их между собой по степени рисков и выбрать ту из них, которая с точки зрения риска, наиболее точно соответствует финансовой технологии, которую он создает. Самое главное — это попытаться оценить, насколько предложенные финансовые инструменты в состоянии снизить риски.

На шестом этапе банковского инжиниринга решается задача оценки соотношения риска, доходности, ликвидности и альтернативных издержек при выборе необходимого банковского инструментария. Применительно к кредитному портфелю из множества вариантов соотношений выбирается, условно говоря, наиболее приемлемый портфель активов, лучше всего диверсифицированный. Рассматриваются возможные альтернативные издержки при создании эффективного портфеля (например, на получение ссуд в различных кредитных институтах). Анализируется «временной горизонт» портфеля и его ликвидные возможности на случай изменения экономической ситуации (ошибок в выборе портфеля, увеличения издержек и т. д.). Если речь идет, например, о кредитном портфеле, рассматриваются возможности его секъюритизации.

Седьмой этап предусматривает сценарный анализ внедрения инновационного банковского продукта. Банковская деятельность подвержена воздействию множества факторов, что предопределяет многовариантность ее развития. Поэтому банк должен уметь прогнозировать будущее вновь созданного продукта при изменении внешней среды.

На восьмом этапе альтернативное рассмотрение производных финансовых инструментов завершается окончательным выбором банковского продукта. Чаще всего этот выбор производится группой экспертов, оценивающей различные факторы и производящей «обкатку» нового банковского продукта. Затем окончательное решение принимается целым рядом коллегиальных органов банка: правовым, технологическим, кредитным, инвестиционным и финансовым комитетами.

Девятый этап банковского инжиниринга предполагает организационные мероприятия внутри банка по созданию инновационного банковского продукта: выделение финансовых и трудовых ресурсов; выбор уполномоченных подразделений банка по созданию нового продукта, утверждение порядка их взаимодействия в рамках зон ответственности каждого; составление графика работ по созданию инновационного банковского продукта; разработка необходимой документации и «схем» бухгалтерского учета; «запуск» вновь созданного продукта в действующую банковскую практику.

Десятый этап банковского инжиниринга (продажа) в силу его очевидности нет необходимости рассматривать.

На одиннадцатом этапе осуществляется сопровождение банковского продукта, его рыночная поддержка. Бывают случаи, когда продукт необходимо поддерживать на рынке, например, курс акций, путем системы котировок, системы поддержки продаж. Поэтому банк обязан следить за продуктом на рынке и при необходимости вносить в него свои коррективы, разумеется, если это возможно.

Таким образом, предложенная методология банковского инжиниринга базируется на последовательном прохождении одиннадцати этапов и может быть задействована во всех спектрах банковской деятельности по производству специфического «товара» банка — инновационного банковского продукта.

Автор: