Берегите собственность от налога

Практические советы
Источник: Московский бухгалтер
Опубликовано: 31 октября 2006

В некоторых случаях стоимость основного средства можно свести к нулю и совсем не платить налог на имущество. Как это сделать, мы расскажем в данной статье.

«Бесценное» имущество

Дорогое основное средство можно разбить на отдельные составляющие стоимостью до 20 000 рублей каждая. Например, вместо одного компьютера в учете появляются системный блок, монитор, принтер, сканер и т. п. При этом каждую часть учитывают как отдельный инвентарный объект со своим сроком полезного использования.
Дешевые основные средства, которые стоят не больше 20 000 рублей, фирма сразу списывает на расходы (п. 5 ПБУ 6/01). Таким образом, у них просто нет остаточной стоимости. Рассмотрим эту ситуацию подробнее.
Итак, основные средства стоимостью не более 10 000 рублей не считают амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК). Их списывают на расходы при вводе в эксплуатацию. Только недорогих основных средств не так уж и много. Тем не менее, можно найти выход из ситуации.
Есть способ превратить некоторые дорогие объекты в дешевые. Речь идет об основных средствах, которые состоят из нескольких относительно самостоятельных частей стоимостью до 10 000 рублей каждая. Например, в комплект компьютера входят системный блок, монитор, принтер, сканер, модем и т. д. Этот комплект как раз и можно «расчленить».
Однако налоговые инспекторы настаивают на том, что периферийные устройства – это лишь части одного компьютера. Их надо учитывать вместе с ним как единый инвентарный объект, поскольку сами по себе они работать не могут. Свою позицию они основывают на пункте 6 ПБУ 6/01. Он гласит: единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. При этом в его состав должны включаться любые предметы, которые имеют общее управление и могут работать только в комплекте. Согласны с такой позицией и работники Минфина (письма от 22 июня 2004 г. № 03-02-04/5 и от 30 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/140).
Безусловно, с чиновниками можно поспорить. Принтер может использоваться не одним, а несколькими компьютерами. В этом случае вообще непонятно, какое оборудование надо включить в «единый комплекс». К тому же отключение принтера работе системного блока не мешает. Да и тот же самый монитор к одному и тому же системному блоку навсегда не подключен. А значит, единым целым все эти объекты не являются.
Такого же мнения придерживаются и суды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 марта 2003 г. по делу № А42-6402/02-С4). Арбитры разрешили учитывать монитор как отдельный инвентарный объект, несмотря на то, что он выполняет свои функции только в составе комплекса оборудования (компьютера).
Кроме того, ПБУ 6/01 регламентирует исключительно бухгалтерский учет и не имеет никакого отношения к учету налоговому. В то же время в Налоговом кодексе никаких подобных требований не содержится.
Кстати, в том же самом пункте 6 ПБУ 6/01 сказано: если у одного объекта есть несколько частей с разным сроком использования, то каждую из них учитывают как самостоятельный инвентарный объект. То есть, чтобы учесть части основного средства по отдельности, нужно лишь установить разные сроки их использования. Обратите внимание: эти сроки должны существенно отличаться друг от друга.
Так поступать можно и в бухгалтерском, и в налоговом учетах. Это даст вам возможность сэкономить на налоге на прибыль и налоге на имущество. Кстати, в бухгалтерском учете лимит менее строгий: 20 тысяч рублей, а не 10. Это облегчает задачу по оптимизации налога на имущество, однако затрудняет работу бухгалтерии. Ведь разницы между бухгалтерским и налоговым учетами в такой ситуации возникнут непременно.

Уцените, чтобы не платить лишнего

Налог на имущество платят с остаточной стоимости основного средства. Чем она меньше, тем ниже налог. Причем при расчете суммы платежа учитывают ту стоимость, которая отражена в бухгалтерском учете. После проведения переоценки стоимость основного средства в налоговом учете не изменится. Значит, амортизацию по ним надо начислять в том же порядке и в тех же суммах, что и раньше. Итог: в бухгалтерском учете налог на имущество уменьшается из-за того, что объект дешевеет. В налоговом учете прибыль можно уменьшать на амортизацию, как и раньше. В конце года вы можете провести уценку тех основных средств, рыночная цена на которые снизилась. Техника идеально подходит для такого способа.
Нужно отметить, что переоценку можно провести только в отношении группы однородных объектов основных средств (п. 15 ПБУ 6/01). То есть, если у вас несколько компьютеров, переоценить только один нельзя. Переоценка – это необязательное правило для бухгалтера. Фирма сама может решить, необходимо проводить это мероприятие или нет. Переоценку делают не чаще одного раза в год. Однако не забудьте: уценив объект однажды – это необходимо будет делать ежегодно.

Пример 1
ООО «Пилот» решило уценить 3 компьютера. Первоначальная стоимость каждого – 30 000 руб. Сумма начисленной амортизации по каждому – 18 000 руб. Рыночная цена такого же компьютера – 15 000 руб. Коэффициент переоценки равен: 15 000 : 30 000 = 0,5.
Каждый компьютер должен быть уценен на 15 000 руб. (30 000 руб. – (30 000 руб. * 0,5)). Общая сумма уценки составит 45 000 руб. (15 000 руб. * 3 шт.). Сумма амортизации по каждому объекту должна быть уменьшена на 9000 руб. (18 000 руб. * 0,5). Общая сумма, на которую уменьшатся амортизационные отчисления, – 27 000 руб. (9000 руб. * 3 шт.). Оформить переоценку нужно приказом руководителя фирмы. Специального бланка для такого документа нет. Его можно составить в произвольной форме. После мероприятия нужно заполнить ведомость. Укажите в ней наименование основного средства, стоимость до и после переоценки и сумму уценки.

Минфиновская льгота

Фирмы, созданные или ликвидированные посреди года, могут существенно сэкономить на налоге на имущество. Сделать это им позволяет позиция главных финансистов страны. Все дело в разъяснениях Минфина о том, что при определении среднегодовой стоимости основных средств суммарную остаточную стоимость нужно всегда делить на 13 (при расчете налога за год), на 10 (за 9 месяцев), на 7 (за полугодие) или на 4 (за квартал). Даже в том случае, если организация или ее обособленное подразделение созданы (ликвидированы) в течение года (письмо от 16 сентября 2004 г. № 03-06-01-04/32).
В ту пору у налоговиков к этой проблеме был иной подход. Они следовали своей внутренней инструкции-методичке по применению 30-й главы Налогового кодекса (приложение к приказу МНС России от 19 апреля 2004 г. № СА-14-21/53дсп). А она предписывала рассчитывать имущественный налог исходя из количества фактически проработанных организацией месяцев в отчетном году. То есть если организация была создана, к примеру, в марте, то при расчете налога за год среднегодовую стоимость имущества нужно было делить на 11 месяцев (март-декабрь + 1). Такой же принцип действовал, если фирма в течение года ликвидировалась (реорганизовывалась).
Свои правила налоговая служба разработала с учетом статьи 55 Налогового кодекса. Согласно ей, налоговым периодом для открывшихся в течение года организаций является период со дня их создания до конца года. А для ликвидированных – с начала года до дня ликвидации.
Однако Минфин счел, что «…главой 30 кодекса не предусмотрен особый порядок расчета среднегодовой (средней) стоимости имущества для организаций…, созданных или ликвидированных в течение налогового… периода. На основании этого при определении среднегодовой (средней) стоимости имущества применяется общий порядок…». Поскольку такой подход не сразу нашел понимание в налоговой службе, финансисты его продублировали в письме от 30 декабря 2004 г. № 03-06-01-02/26, направленном в ФНС. Так что пришлось головному налоговому ведомству с такой позици – ей смириться и довести ее до своих территориальных подразделений (письмо от 17 февраля 2005 г. № ГИ-6-21/136@). Таким образом, все точки над «i» в этом вопросе были расставлены.
Покажем на примере, какой способ лучше использовать бухгалтеру при расчете средней стоимости имущества для целей налогообложения и какой наиболее выгоден для фирмы.

Пример 2
ЗАО «Пилот» было создано 20 июня. Ставка налога на имущество – 2,2%. Отчетный период – квартал, налоговый – год.
Остаточная стоимость основных средств:
– на день создания фирмы (20 июня) – 140 000 руб.;
– на 1 июля – 140 000 руб.;
– на 1 августа – 145 000 руб.;
– на 1 сентября – 139 000 руб.;
– на 1 октября – 142 000 руб.

Ситуация 1
Расчет средней стоимости имущества, как раньше требовало ФНС:
(140 000 руб. + 140 000 + 145 000 + 139 000 + 142 000) : (4 + + 1) = 141 200 руб.
Авансовый платеж по налогу за 9 месяцев равен:
141 200 руб. * 1/4 * 2,2% = 777 руб.

Ситуация 2
Расчет средней стоимости имущества, согласно разъяснениям Минфина:
(140 000 руб. + 145 000 + 139 000 + 142 000) : (9 + 1) = 56 600 руб.
Авансовый платеж по налогу за этот период равен:
(56 600 руб. * 1/4 * 2,2%) = 311 руб.

Таким образом, во второй ситуации ЗАО «Пилот» заплатит налог в 2,5 раза меньше (777 руб. : 311 руб.), чем в первой ситуации.

Предложенный Минфином принцип нужно использовать при расчете налога на имущество во всех случаях, когда организация становится его плательщиком в течение года. Например, если она, находясь на упрощенке, утрачивает право на ее применение. Или, занимаясь «вмененным» бизнесом, меняет вид деятельности и переходит на общую систему. Подход финансистов для фирм гораздо выгоднее, чем тот принцип расчета, которого ранее придерживались налоговики.
Материал подготовлен по книге А.В. Петрова «Налоговая экономия: реальные решения»

Примечание:
Активы стоимостью, не превышающей лимит, закрепленный в учетной политике фирмы (но не более 20 000 рублей), основными средствами не признают. Их нужно учитывать как материально-производственные запасы. То есть на счете 10, а не на счете 01. Это дает фирмам возможность снизить налог на имущество. Но с другой стороны, это вызовет расхождения в бухгалтерском и налоговом учетах. Соответственно, нужно будет вести учет отложенных налоговых обязательств по ПБУ 18/01. Ведь для цели налога на прибыль продолжает действовать ограничение в размере 10 000 рублей. Единовременно можно списывать только объекты, стоимость которых не превышает эту сумму (п.1 ст. 256 и подп. 3 п. 1 ст. 254 НК). Для того чтобы сблизить налоговый и бухгалтерский учеты, бухгалтер может установить для целей последнего лимит в размере 10 000 рублей. Но в итоге фирма будет переплачивать налог на имущество.