Бухгалтерский учет на предприятиях ЖКХ (часть 2)

Российский бухучет

Автор:
Источник: Финансовый Директор ISSN 1680 – 1148
Опубликовано: 5 декабря 2008

Бухгалтерский учет определен одной из приоритетных сфер, в которых осуществляется адаптация законодательства Украины к законодательству Европейского Союза. Актуальными также остаются вопросы усовершенствования государственного регулирования в сферебухгалтерского учета.

Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета, направленные на обобщение в регистрах бухгалтерского учета (кроме регистра забалансового учета) методом двойной записи информации о наличии и движении активов, капитала, обязательств и фактов финансово-хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ независимо от форм собственности, организационно-правовых форм и видов деятельности, а также на накопление аналитических данных о составе и движении активов, капитала и обязательств, доходов, расходов, финансовых результатов, утверждены Приказом Министерства финансов Украины от 29.12.2000 г. № 356.

Форма бухгалтерского учета как определенная система регистров бухгалтерского учета, порядка и способа регистрации и обобщение информации в них выбирается предприятиями самостоятельно с соблюдением единых основ бухгалтерского учета и с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных.

Учетные регистры (книги, ведомости, журналы и т. п.) предназначены для хронологического, систематического или комбинированного накопления, группирования и обобщения информации о хозяйственных операциях, которая содержится в принятых к учету первичных документах. Составляются они ежемесячно, подписываются исполнителями и главным бухгалтером или лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета предприятия. Ведение учетных регистров и контировка документов первичного учета осуществляются с применением кода класса счетов и кода синтетического счета.

Формирование аналитических данных осуществляется группировкой одинаковых по экономическому содержанию данных первичных документов в ведомостях, из которых итоги переносятся в соответствующие журналы. Разрез (детализация) аналитической информации в регистрах бухгалтерского учета предприятием может расширяться, изменяться.

В случаях когда необходимую аналитическую детализацию показателей по объектам учета на отдельных счетах (запасов, расходов, доходов и т. п.) непосредственно в журналах обеспечить невозможно, то предварительно данные первичных документов в нужном аналитическом разрезе группируются (накапливаются) во вспомогательных ведомостях (листах-расшифровках), из которых итоги записываются в журналы. Аналитические данные в учетных регистрах должны соответствовать данным синтетического учета на последнее число месяца.

Хозяйственные операции отражаются в учетных регистрах во время поступления первичных документов или итогами за месяц, в зависимости от характера и содержания операций. Информация в учетные регистры переносится после проверки первичных документов по форме и содержанию. Итоговые записи в журналах сверяются с данными первичных документов, которые были основанием для записей, и с ведомостями.

На документах, данные которых включены в учетные регистры, отмечают номера соответствующих учетных регистров и порядковые номера записей в них (номер строки). По документам, данные которых отражены в учетных регистрах общим итогом, номер регистра и номер записи указывают на отдельном листе, который прилагается к сброшюрованным документам.

В учетных регистрах, показатели которых переносят в Главную книгу или в другие учетные регистры, делают отметку об этом в соответствующей строке регистра.

В учетных регистрах подчистки и неоговоренные исправления текста и цифровых данных не допускаются. Ошибки в учетных регистрах исправляются корректурным способом, т. е. неправильный текст и/или цифры зачеркиваются и над зачеркнутым приводится правильный текст и/или цифры. Зачеркивание осуществляется одной черточкой так, чтобы можно было прочитать исправленное. Исправление ошибки должно сопровождаться надписью «исправлено» и подтверждено подписями лиц, которые подписали этот регистр, с указанием даты исправления.

Ошибки в учетных регистрах за отчетный год, которые выявлены после записей итогов учетных регистров в Главную книгу, исправляются способом сторно. Этот способ предусматривает составление бухгалтерской справки, в которую ошибка (сумма, корреспонденция счетов) вносится красным цветом или в скобках, а правильная запись вносится чернилами темного цвета. Внесением этих данных в регистр бухгалтерского учета и Главной книги в месяце, в котором выявлена ошибка, ликвидируется неправильная запись и отражаются правильная сумма и корреспонденция счетов бухгалтерского учета.

Исправление ошибок прошлых лет оформляется бухгалтерской справкой, где приводится содержание ошибки, сумма и корреспонденция счетов бухгалтерского учета, которой исправляется ошибка. В месяце составления бухгалтерской справки ее данные записываются в соответствующий регистр бухгалтерского учета и Главной книги.

Главная книга используется для обобщения данных журналов, взаимной проверки правильности записей по отдельным счетам и составления финансовой отчетности. В Главную книгу вносят из журналов итоги оборотов из кредита счетов. В Главной книге отражаются: сальдо на начало и конец текущего месяца; обороты за текущий месяц по кредиту этого счета, которые приводятся одной суммой; обороты за текущий месяц по дебету этого счета, которые приводятся суммой по корреспондирующим счетам из журналов. Главная книга ведется на протяжении календарного года. На каждый синтетический счет в Главной книге отводят отдельную страницу. Проверку правильности записей в Главной книге осуществляют подсчетом суммы оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также сальдо по дебету и кредиту должны быть соответственно равны.

Предприятия для проверки правильности составления учетных регистров могут применять оборотную ведомость по счетам бухгалтерского учета, которая состоит из данных оборотов на счетах бухгалтерского учета Главной книги после занесения в нее оборотов из всех журналов. Обороты по дебету счетов и кредиту счетов также должны быть равными.

Информация о хозяйственных операциях предприятия за отчетный период (месяц, квартал, год) из учетных регистров используется для составления финансовой отчетности.

Регистры бухгалтерского учета построены на корреспонденции счетов бухгалтерского учета, которая установлена Инструкцией о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной Приказом Министерства финансов Украины от 30.11.1999 г. № 291, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 21.12.1999 г. № 893/4186.

Формы журналов, ведомостей, Главной книги, таблиц аналитических данных, листов-расшифровок, реестра депонированной зарплаты, бухгалтерской справки являются приложениями к Методическим рекомендациям.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

В соответствии со статьей 10 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия должны проводить инвентаризацию активов и обязательств, во время которой подтверждаются их наличие, состояние и оценка. В соответствии с Письмом Министерства финансов Украины от 13.12.2004 г. № 31-04200-30-10/22823 объекты и периодичность инвентаризации определяется владельцем (руководителем) предприятия, кроме случаев, когда ее проведение является обязательным согласно законодательству.

Основные задачи инвентаризации:

  1. выявление фактического наличия основных фондов, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, средств, ценных бумаг и других денежных документов, а также объемов незавершенного производства в натуре;
  2. установление излишка или недостачи ценностей и средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
  3. выявление товарно-материальных ценностей, которые частично потеряли свое первоначальное качество, устаревших фасонов и моделей, а также материальных ценностей и нематериальных активов, которые не используются;
  4. проверка соблюдения условий и порядка хранения материальных и денежных ценностей, а также правил содержания и эксплуатации основных фондов;
  5. проверка реальности стоимости зачисленных на баланс основных фондов, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, ценных бумаг и финансовых вложений, сумм денег в кассах, на текущих, валютном и других счетах в учреждениях банков, денежных средств в пути, дебиторской и кредиторской задолженности, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов будущих расходов и платежей.

Порядком предоставления финансовой отчетности, утвержденным Постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419, установлены случаи обязательного проведения инвентаризации, в частности перед составлением годовой финансовой отчетности. Проведение инвентаризации в случаях приватизации и передачи имущества государственных предприятий в аренду и регулирование инвентаризационных разниц осуществляется в порядке, установленном Положением об инвентаризации имущества государственных предприятий, которые приватизируются, а также имущества государственных предприятий и организаций, которое передается в аренду, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 2.03.1993 г. № 158. Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится согласно Инструкции о порядке получения, использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной Приказом Министерства финансов Украины № 84 от 6.04.1998 г.

Приказом Министерства финансов Украины от 11.08.1994 г. (с изменениями и дополнениями), зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 26.08.1994 г. № 202/412, утверждена Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов. В ней имеются и все необходимые формы документов для проведения инвентаризационной работы и оформления ее результатов. Однако Министерствам и ведомствам Украины дано право, учитывая отраслевые особенности, разрабатывать указания по применению этой Инструкции.

Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» для подтверждения правильности и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предусмотрено проведение предприятиями, их объединениями и хозрасчетными организациями независимо от форм собственности инвентаризации имущества, средств и финансовых обязательств. Ответственность за организацию инвентаризации несет руководитель предприятия, который должен создать необходимые условия для ее проведения в сжатые сроки, определить объекты, количество и сроки проводки инвентаризации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным.

Инвентаризация проводится обязательно в следующих случаях:

  1. при передаче имущества государственного предприятия в аренду, приватизации, преобразовании государственного предприятия в акционерное общество, а также в других случаях, предусмотренных законодательством;
  2. перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, ценностей, средств и обязательств, инвентаризация которых проводилась не раньше 1 октября отчетного года. Инвентаризация зданий, сооружений и других недвижимых объектов основных фон
    дов может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет;
  3. при изменении материально ответственных лиц (на день приема-передачи дел);
  4. при установлении фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей (на день установления таких фактов);
  5. по предписанию судебно-следственных органов;
  6. в случае техногенных аварий, пожара или стихийного бедствия (на следующий день после окончания явлений);
  7. при передаче предприятий и их структурных подразделений (на дату передачи). Инвентаризация может не проводиться в случае передачи предприятий и их структурных подразделений в пределах одного органа, к сфере управления которого входят эти предприятия;
  8. в случае ликвидации предприятия.

При коллективной (бригадной) материальной ответственности проведение инвентаризации обязательно в случае изменения руководителя коллектива (бригадира), убытия из коллектива (бригады) больше половины его членов, а также по требованию хотя бы одного члена коллектива (бригады).

Причем во всех этих случаях инвентаризации подлежат также имущество и материальные ценности, которые не принадлежат предприятию и учет которых ведется на забалансовых счетах.

В случае получения отказа поставщика удовлетворить претензию относительно не-догруженности товаров или при получении от покупателя претензии проводится выборочная инвентаризация тех товаров, на которые заявлены указанные претензии.

В случае проведения внезапных инвентаризаций все товарно-материальные ценности подготавливаются к инвентаризации в присутствии инвентаризационной комиссии, в других случаях — заранее. Они должны быть сгруппированы, рассортированы и разложены по названиям, сортам, размерам в порядке, удобном для подсчета.

Для проведения инвентаризационной работы на предприятиях распорядительным документом руководителя создаются постоянно действующие инвентаризационные комиссии в составе руководителя структурных подразделов, главного бухгалтера, которые возглавляются руководителем предприятия или его заместителем. Обычно состав такой комиссии отражается в приказе по формированию учетной политики предприятия.

Постоянно действующие инвентаризационные комиссии:

  • проводят профилактическую работу по обеспечению сохранности ценностей, заслушивают на своих заседаниях руководителей структурных подразделов по этому вопросу;
  • организовывают проведения инвентаризаций и осуществляют инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий;
  • существляют контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций, а также выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах хранения и переработки в межинвентаризационный период. При этом основными задачами проверок и выборочных инвентаризаций является осуществление контроля над сохранностью ценностей, соблюдением материально ответственными лицами правил их хранения и ведения первичного учета;
  • проверяют правильность определения инвентаризационных разниц, обоснованность предложений относительно зачетов пересортиц ценностей во всех местах их хранения;
  • при установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации и в других случаях проводят по поручению руководителя предприятия повторные сплошные инвентаризации;
  • рассматривают письменные объяснения лиц, которые допустили недостачу или порчу ценностей или другие нарушения, и свои предложения относительно регулирования выявленных недостатков и потерь от порчи ценностей, зачета вследствие пересортицы отображают в протоколе. В протоколе должны быть приведены ведомости о причинах и о лицах, виновных в недостачах, потерях и излишках и о примененных к ним мерах.

На предприятиях, где из-за большого объема работ проведение инвентаризации не может быть обеспечено одной комиссией, для непосредственного проведения инвентаризации в местах хранения и производства распорядительным документом руководителя предприятия создаются рабочие инвентаризационные комиссии в составе инженера, технолога, механика, производителя работ, товароведа, экономиста, бухгалтера и других опытных работников, которые хорошо знают объект инвентаризации, цены и первичный учет. Рабочие инвентаризационные комиссии возглавляются представителем руководителя предприятия, который назначил инвентаризацию. Запрещается назначать главой рабочей инвентаризационной комиссии тех же материально ответственных лиц, одного и того же работника два года подряд.

Рабочие инвентаризационные комиссии:

  • осуществляют инвентаризацию имущества, товарно-материальных ценностей, средств, ценных бумаг и других денежных документов и незавершенного производства в местах хранения и производства;
  • вместе с бухгалтерией предприятия принимают участие в определении результатов инвентаризации и разрабатывают предложения относительно зачета недостач и излишков по пересортице, а также списание недостач в пределах норм естественной убыли;
  • вносят предложения по вопросам упорядочения приема, хранения и отпуска товарно-материальных ценностей, улучшению учета и контроля над их хранением, а также реализации ненужных предприятию материальных ценностей и имущества;
  • несут ответственность за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризаций согласно приказу руководителя предприятия, за полноту и точность внесения в инвентаризационные описи данных о фактических остатках имущества, материальных ценностей, денежных средств и документов, ценных бумаг и задолженности в расчетах;
  • оформляют протокол с указанием в нем состояния складского хозяйства, результатов инвентаризации и выводов относительно них, предложений о зачете недостач и излишков по пересортице, списанию недостатков в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и потерь от порчи ценностей с указанием принятых мер относительно предотвращения таких потерь и недостач.

Если материально ответственные лица обнаруживают после инвентаризации ошибки в инвентаризационных описях, они должны немедленно (до открытия склада, амбара, отдела, секции и т. п.) заявить об этом инвентаризационной комиссии, которая после проверки указанных фактов и их подтверждения проводит исправление ошибок.

Контрольные проверки инвентаризации должны проводиться постоянно действующей инвентаризационной комиссией с участием членов рабочих инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц после окончания инвентаризации, но обязательно до открытия склада (амбара, секции и т. п.), где проводилась инвентаризация. При этом проверяются из описи наиболее ценные материальные ценности и те, которые пользуются повышенным спросом.

При выявлении значительных расхождений между данными инвентаризационной описи и данными контрольной проверки назначается новый состав рабочей инвентаризационной комиссии для проведения повторной сплошной инвентаризации ценностей.

Руководитель предприятия должен срочно по докладу постоянно действующей инвентаризационной комиссии рассмотреть вопрос об ответственности первого состава рабочей инвентаризационной комиссии, которая допустила нарушение при проведении инвентаризации ценностей.

Результаты контрольных проверок инвентаризаций оформляются актом по форме приложения № 1 к вышеуказанной Инструкции. Регистрацию проведенных контрольных проверок осуществляет бухгалтерия в специальной книге (приложение № 2 соответственно).

В инвентаризационных ведомостях приводятся данные о дате приобретения или сооружения не отраженных в бухгалтерском учете основных средств. При инвентаризации проверяется наличие документов на земельные участки, водохранилища и другие объекты природных ресурсов, которые подтверждают право собственности предприятия на них.

При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливаются правильность их оформления, реальность стоимости отраженных в балансе предприятия ценных бумаг, полнота и своевременность отражения в бухгалтерском учете доходов из финансовых инвестиций.

Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием названия, серии, номера, номинальной и балансовой стоимости, сроков их погашения.

Инвентаризация ценных бумаг, переданных предприятием на хранение специальным организациям (депозитарий, банк), состоит в сверке остатков, отраженных на соответствующих счетах бухгалтерского учета предприятия, с данными выписок специальных организаций.

При инвентаризации товарно-материальных ценностей:

  1. их перевес, обмер, подсчет проводится в порядке размещения ценностей в данном помещении, не допуская беспорядочного перехода комиссии от одного вида ценностей к другому.
    При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки вход в помещение опломбируется, и комиссия переходит в следующее помещение;
  2. инвентаризационные описи составляются отдельно на товарно-материальные ценности, которые находятся в пути, не оплаченные в срок покупателями отгруженные' товары, и на те, которые находятся на складах других предприятий (на ответственном хранении, на комиссии, в переработке);
  3. количество ценностей и товаров, которые хранятся в неповрежденной упаковке поставщика, может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре части указанных ценностей;
  4. на приходных документах на товарно-материальные ценности, которые поступили на объект и приняты во время его инвентаризации материально ответственным лицом в присутствии членов инвентаризационной комиссии за подписью ее главы, делается от
    метка «после инвентаризации» со ссылкой на дату описи, где записаны эти ценности;
  5. на расходных документах о товарно-материальных ценностях, которые отпущены со склада во время инвентаризации с разрешения руководителя предприятия и главного бухгалтера в присутствии членов инвентаризационной комиссии за подписью ее главы, делается отметка, и они отражаются в отдельной описи в порядке, аналогичном для ценностей, которые поступили во время инвентаризации;
  6. допускается составление групповых инвентаризационных описей малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных в индивидуальное пользование работников, с указанием в них ответственных за эти предметы лиц (на которых ведутся личные карточки) с их распиской в описи.

При инвентаризации незавершенного производства, незавершенного капитального строительства и незавершенного ремонта:

  1. в инвентаризационных описях указывается наименование задела, стадия или степень их готовности, количество или объем работ;
  2. сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, которые находятся возле рабочих мест и не подвергались обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а фиксируются в описях материальных ценностей или в отдельных описях;
  3. количество сырья и материалов, которые входят в состав неоднородной массы или смеси в незавершенном производстве, определяется техническими расчетами в порядке, предусмотренном отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции;
  4. инвентаризационная комиссия должна проверить, не значится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудования, которое передано в монтаж, а фактически монтаж не начат, а также состояние объектов, которые законсервированы и строительство которых временно прекращено, выявить причины и основания для их консервации;
  5. на построенные объекты, которые фактически введены в действие полностью или частично, но принятие и ввод в действие которых не оформлено надлежащими документами, а также на завершенные, но по каким-то причинам не введенные в действие объекты, в отдельных инвентаризационных актах указываются причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.

Инвентаризация расходов будущих периодов и резервов будущих расходов и платежей заключается в проверке обоснованности остатка указанных сумм на дату инвентаризации, соответствия утвержденному распорядительным документом руководителя предприятия перечню создаваемых резервов, для чего:

  1. остаток резерва на оплату отпусков, включая отчисления на государственное социальное страхование с этих сумм, по состоянию на конец отчетного года определяется по расчету, который базируется на количестве дней неиспользованного работниками предприятия ежегодного отпуска и среднедневной оплаты труда работников.
    Среднедневная оплата труда определяется делением на 25,4 среднемесячной заработной платы одного работника, которая по действующему законодательству принимается для оплаты отпуска. Количество дней неиспользованного отпуска всеми работниками предприятия, на которое создается резерв, не может быть вычислено более чем за два года с уменьшением на количество авансированного отпуска в тех случаях, когда очередной отпуск частично предоставлен в счет будущего (неотработанного) периода;
  2. при инвентаризации резерва на выплату предусмотренного законодательством вознаграждения за выслугу лет уточняется размер резерва, который не должен превышать суммы начисленного вознаграждения и подлежит отнесению на расходы производства и обращения;
  3. к сумме резервов на оплату отпусков и вознаграждения за выслугу лет прибавляются отчисления по установленным нормативам на государственное социальное страхование с этих сумм;
  4. инвентаризация страхового резерва небанковского финансового учреждения, который создается для покрытия рисков невозврата основного долга по кредитам, заключается в обосновании соответствия остатка указанного резерва предельному размеру такого резерва на дату инвентаризации;
  5. остатка резерва на производственные затраты для подготовительных работ на предприятиях промышленности с сезонным производством на конец года не должно быть. При составлении годового отчета затраты, связанные с обслуживанием и управлением производства, которые были включены в себестоимость продукции в нормативно-сметном порядке, который определяется отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости, должны быть приведены в соответствие с фактическими расходами на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственными и общехозяйственными расходами;
  6. инвентаризационная комиссия по документам устанавливает и включает в описи расходы, которые подлежат отражению на счете учета расходов будущих периодов и резерва сомнительных долгов;
  7. проверка правильности определения остатка других видов резервов на конец года проводится согласно отраслевым указаниям, согласованным с Министерством финансов Украины.

При инвентаризации расчетов:

  1. всем дебиторам предприятия-кредиторы должны передать выписки об их задолженности, которые предъявляются инвентаризационной комиссии для подтверждения реальности задолженности. Предприятия-дебиторы обязаны на протяжении десяти дней со дня получения выписок подтвердить задолженность или заявить свои возражения;
  2. на суммы задолженности поставщиков по неотфактурованным поставкам после их проверки бухгалтерия должна потребовать от поставщиков расчетно-платежные документы. Поставщики обязаны подать покупателям такие документы или сообщить причины их непредоставления или об отсутствии такой задолженности;
  3. на счетах учета расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, другими дебиторами и кредиторами должны оставаться исключительно согласованные суммы.
    В отдельных случаях, когда до конца отчетного периода расхождения не устранены или остались невыясненными, расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своем балансе в суммах, которые вытекают из записей в бухгалтерском учете и признаются ею правильными.
    Заинтересованная сторона обязана передать материалы о расхождениях на решение соответствующих органов;
  4. суммы по расчетам с учреждениями банков, финансовыми и налоговыми органами должны быть согласованы с ними. Оставление в учете неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается;
  5. к акту инвентаризации расчетов прилагается справка о дебиторской и кредиторской задолженности, относительно которой срок исковой давности истек, с указанием лиц, виновных в истечении срока исковой давности дебиторской задолженности, а также названия и адреса дебиторов или кредиторов, суммы, причины, даты и основания возникновения задолженности.

При регулировании инвентаризационных разниц:

  1. взаимный зачет излишков и недостач вследствие пересортицы может быть допущен только относительно товарно-материальных ценностей одинакового наименования и в тождественном количестве при условии, что излишки и недостачи образовались за один и тот же проверяемый период и у одного и того же проверяемого лица.
    Органы государственного управления, к ведению которых относятся предприятия, могут устанавливать порядок, когда такой зачет может быть допущен относительно одной и той же группы товарно-материальных ценностей, если ценности, которые входят в ее состав, схожи по внешнему виду или упакованы в одинаковую тару (при отпуске их без распаковки тары);
  2. в случае если при зачете недостатков излишками при пересортице стоимость ценностей, которые оказались в недостаче, больше стоимости ценностей, которые оказались в излишке, разность стоимости должна быть отнесена на виновных лиц.
    Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостача ценностей свыше норм естественной убыли с отнесением их на результаты финансово-хозяйственной деятельности. По таким суммовым разницам в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть приведены исчерпывающие объяснения причин, по которым разницы не могут быть отнесены на виновных лиц.
    Превышение стоимости ценностей, которые оказались в излишке, над стоимостью ценностей, которые оказались в недостаче при пересортице, относится на увеличение данных учета соответствующих материальных ценностей и результатов финансово-хозяйственной деятельности;
  3. протокол инвентаризационной комиссии должен быть в пятидневный срок рассмотрен и утвержден руководителем предприятия;
  4. утвержденные результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете предприятия в том месяце, в котором закончена инвентаризация, но не позднее декабря отчетного года.

В соответствии с Письмом Министерства финансов Украины от 08.12.2004 г. № 31-04200-20-10/22572, заключения постоянно действующих инвентаризационных комиссий относительно урегулирования инвентаризационных разногласий (количественных и суммовых разниц) представляют собой распорядительный документ и являются основанием для записей в бухгалтерском учете после их утверждения руководителем предприятия. Разницы по всем статьям и счетам учета обязательно должны устраняться по результатам инвентаризации и принятого решения об их урегулировании. При этом руководитель предприятия может принять решение об изменении периодичности проведения инвентаризации.

В примечаниях к финансовой отчетности приводятся сведения о результатах проведенных в отчетном году инвентаризаций по форме, которая приведена в приложении № 3 указанной Инструкции.

Законом Украины «Об общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза» бухгалтерский учет определен одной из приоритетных сфер, в которых осуществляется адаптация законодательства Украины. В то же время гармонизация отечественного законодательства с законодательством Европейского Союза учетом международных требований к финансовой отчетности касается прежде всего субъектов хозяйствования, которые выходят на международные рынки капитала с целью повышения прозрачности финансовой отчетности отечественных субъектов хозяйствования, обеспечения ее сопоставления с отчетами иностранных компаний, содействия привлечению иностранных инвестиций.

Актуальными остаются вопросы усовершенствования государственного регулирования в сфере бухгалтерского учета с целью методического и организационного обеспечения применения национальных и международных стандартов и единых методологических основ ведения бухгалтерского учета всеми субъектами хозяйствования. В силу этого распоряжение Кабинета Министров Украины от 24.10.2007 г. № 911-р «Об одобрении Стратегии применения международных стандартов финансовой отчетности в Украине» непосредственно предприятий ЖКХ коснется в части незначительных изменений в методологии. Кардинальных изменений, скорее всего, не произойдет.

Автор: