Бухгалтерский учет основных средств НКО

Российский бухучет

Автор:
Источник: Журнал "Новое в бухгалтерском учете и отчетности" №19 - 2006
Опубликовано: 20 октября 2009

Основные средства — внеоборотные активы, определяющие материально-техническую основу любой организации. Некоммерческие организации также не являются исключением.

Понятие, классификация и оценка ОСНОВНЫХ средств. износ И амортизация

В пункте 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01[1] (в редакции от 12 декабря 2005 г.) дано новое определение основных средств (ОС) с оговоркой в отношении основных средств некоммерческих организаций (НКО): объект принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если он предназначен:

  • для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания данной некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством РФ);
  • управленческих нужд некоммерческой организации;
  • использования в течение длительного времени (т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев) и организация не предполагает последующую его перепродажу.

В соответствии с п. 17 ПБУ 6/01 по объектам ОС некоммерческих организаций амортизация не начисляется. Информация о суммах износа, начисляемого по этим объектам, обобщается на забалансовом счете. Годовая сумма амортизационных отчислений при линейном способе определяется исходя из первоначальной стоимости объекта ОС и нормы амортизации, исчисленной на основании срока полезного использования этого объекта (п. 19 ПБУ 6/01).
При принятии к бухгалтерскому учету объекта ОС организация определяет срок его полезного использования исходя:

  • из предполагаемого срока использования этого объекта в соответствии с его плановой производительностью или мощностью;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

Аналогичная норма содержится и в п. 2 ст. 256 НК РФ: не подлежит амортизации имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности.

Приобретение основных средств

У некоммерческой организации объекты ОС появляются разными путями. Они могут быть приобретены за плату; сооружены или изготовлены сторонними организациями либо собственными силами; получены по договору дарения, пожертвования, в виде гранта и др. Неоприходованные основные средства могут быть выявлены в результате проведенной инвентаризации.
К бухгалтерскому учету основные средства принимаются по первоначальной стоимости, определение которой зависит от способа приобретения объекта ОС.
В соответствии с п. 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью объекта основных средств, приобретенного за плату, признается сумма фактических затрат организации на его приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.
Первоначальной стоимостью объекта ОС, безвозмездно полученного организацией по договору дарения и иным аналогичным договорам, признается текущая рыночная стоимость объекта на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы.
Рассмотрим, как отражаются в учете НКО операции по приобретению объектов ОС.

Покупка основного средства за счет средств целевого использования

Пример 1. Некоммерческая организация покупает за счет средств целевого финансирования офисную оргтехнику для использования исключительно в уставных целях.
Стоимость приобретенной оргтехники — 35 400 руб., в том числе НДС — 5400 руб. Срок полезного использования установлен равным 36 мес. Оборудование введено в эксплуатацию в месяце приобретения.
Ежемесячно в течение установленного срока полезного использования на забалансовом счете 010 «Износ основных средств» организация отражает сумму износа: 983,33 руб. (35 400 руб. : 36 мес.).
В бухгалтерском учете организации должны быть сделаны следующие записи:
Д 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — К 51 «Расчетные счета» — 35 400 руб. — перечислена предоплата магазину;
Д 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение основных средств» — К 60 — 30 000 руб. — отражена стоимость объекта ОС в составе вложений во внеоборотные активы;
Д 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — К 60 — 5400 руб. — отражен НДС, предъявленный продавцом;
Д 08-4 — К 19 — 5400 руб. — отражен НДС в составе вложений во внеоборотные активы;
Д01 «Основныесредства» — К08-4 — 35400 руб.— введен в эксплуатацию объект ОС;
Д 86 «Целевое финансирование»[2] — К 83 «Добавочный капитал»[3] — 35 400 руб. — отражено использование средств целевого финансирования;
Д 010 — 983,33 руб. — начислен износ по приобретенному объекту ОС.

Cооружение или изготовление основного средства сторонней организацией

Пример 2. Благотворительный фонд перечислил применяющему упрощенную систему налогообложения ПБОЮЛ 80 000 руб. за изготовление детской оздоровительной системы, требующей специального монтажа.
Расходы на заработную плату нанятых по договору подряда монтажников составили 3000 руб., социальные отчисления с нее — 630 руб.
Оборудование было привезено транспортной компанией, стоимость доставки составила 1180 руб. с учетом НДС. Срок полезного использования приобретенного оборудования установлен равным 24 мес.
В бухгалтерском учете фонда должны быть сделаны следующие записи:
Д 60 — К 51 — 80 000 руб. — перечислена предоплата предпринимателю;
Д 08-4 — К 60 — 80 000 руб. — отражена стоимость объекта ОС в составе вложений во внеоборотные активы;
Д 08-4 — К 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 3000 руб. — отражена заработная плата монтажников в составе вложений во внеоборотные активы;
Д 08-4 — К 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» — 630 руб. — отражены отчисления с заработной платы в составе вложений во внеоборотные активы;
Д 08-4 — К 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — 1000 руб. — отражена стоимость транспортировки в составе вложений во внеоборотные активы;
Д 19 — К 76 — 180 руб. — отражен НДС, предъявленный транспортной компанией;
Д 08-4 — К 19 — 180 руб. — отражен НДС по транспортировке в составе вложений во внеоборотные активы;
Д 01 — К 08-4 — 84 810 руб. — введен в эксплуатацию объект ОС;
Д 86 — К 83 — 84 810 руб. — отражено использование средств целевого финансирования;
Д010 — 3533,75 руб. (84 810 руб. : 24 мес.) — начислен износ по приобретенному объекту ОС.

Cооружение или изготовление основного средства силами организации

Пример 3. Общественное учреждение собственными силами изготовило стенды для проведения постоянно действующей экспозиции. Стоимость материалов
Работы по изготовлению произвели сотрудники учреждения безвозмездно на добровольных началах. Стенды как экспозиционный комплекс предстоит эксплуатировать в течение 36 мес.
В бухгалтерском учете учреждения должны быть сделаны следующие записи:
Д 60 — К 51 — 20 000 руб. — перечислена предоплата оптовой базе;
Д 10 «Материалы», субсчет 8 «Строительные материалы» — К 60 — 20 000 руб. — оприходованы материалы на склад;
Д 08-4 — К 10-8 — 20 000 руб. — отражена стоимость списанных со склада для изготовления стендов материалов в составе вложений во внеоборотные активы;
Д 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — К 50 — 7500 руб. — выданы денежные средства из кассы под отчет;
Д 10, субсчет 6 «Прочие материалы» — К 71 — 7500 руб. — утвержден авансовый отчет;
Д 08-4 — К 10-6 — 7500 руб. — отражена стоимость прочих материалов в составе вложений во внеоборотные активы;
Д 01 — К 08-4 — 27 500 руб. — введен в эксплуатацию экспозиционный комплекс;
Д 86 — К 83 — 27 500 руб. — отражено использование средств целевого финансирования;
Д 010 — 764 руб. (27 500 руб. : 36 мес.) — начислен износ по приобретенному объекту ОС.

Получение ос по договору дарения, пожертвования или в виде гранта

Пример 4. Общественная организация получила от юридического лица персональный компьютер рыночной стоимостью 25 000 руб. на ведение уставной деятельности. В том же месяце компьютер введен в эксплуатацию. Срок полезного использования установлен равным четырем годам (48 мес.).
В бухгалтерском учете организации должны быть сделаны следующие записи:
Д 08-4 — К 86 — 25 000 руб. — отражено безвозмездное получение персонального компьютера;
Д 01 — К 08-4 — 25 000 руб. — введен в эксплуатацию компьютер;
Д 86 — К 83 — 25 000 руб. — отражено использование средств целевого финансирования;
Д 010 — 520,8 руб. (25 000 руб. : 48 мес.) — начислен износ по приобретенному объекту ОС.
Объект ОС выбывает из организации вследствие продажи; прекращения его использования по причине морального или физического износа; ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд; передачи по договору мены, дарения; внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности; выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции и т.п.
Рассмотрим наиболее распространенные случаи.

Продажа объектов основных средств

Пример 5. Некоммерческая организация продала приобретенный за счет средств целевого финансирования копировальный аппарат, первоначальная стоимость которого 25 000 руб., за 18 000 руб. Сумма износа, начисленного на момент продажи, составляет 6667 руб.
В бухгалтерском учете организации должны быть сделаны следующие записи:
Д 62 — К 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы» — 18 000 руб. — признан доход от продажи копировального аппарата;
К 010 — 6667 руб. — списана с забалансового счета сумма начисленного износа;
Д 91, субсчет 2 «Прочие расходы» — К 01 — 25 000 руб. — списана балансовая стоимость копировального аппарата;
Д 51 — К 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — 18 000 руб. — получена оплата от покупателя;
Д 99 «Прибыли и убытки» — К 91, субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» — 7000 руб. — отражен финансовый результат (убыток) от продажи объекта ОС;
Д 68 «Расчеты по налогам и сборам» — К 99 — 1680 руб. (7000 руб. х 24%) — начислен условный доход по налогу на прибыль;
Д 99 — К 68 — 6000 руб. (25 000 руб. х 24%) — отражено постоянное налоговое обязательство.
Не следует забывать, что в балансе организации пока никак не изменен счет 83. По мнению автора, следует восстановить счет 86 в корреспонденции со счетом 83, так как реализация основного средства не может быть признана целевым использованием. Используемые не по назначению средства целевого финансирования являются для организации внереализационным доходом:
Д 83 — К 86 — 25 000 руб. — восстановлены средства целевого финансирования;
Д 86 — К 91 -1 — 25 000 руб. — отражен внереализационный доход в виде средств целевого финансирования, использованных не по целевому назначению;
Д 91-9 — К 99 — 25 000 руб. — сформирован финансовый результат операции;
Д 99 — К 68 — 6000 руб. (25 000 руб. х 24%) — начислен налог на прибыль.

Пример 6. Условия аналогичны примеру 5, но цена продажи копировального аппарата — 30 000 руб.
В бухгалтерском учете организации должны быть сделаны следующие записи:
Д 62 — К 91 -1 — 30 000 руб. — признан доход от продажи копировального аппарата;
К 010 — 6667 руб. — списана с забалансового счета сумма начисленного износа;
Д 91 -2 — К 01 — 25 000 руб. — списана балансовая стоимость копировального аппарата;
Д 51 — К 62 — 30 000 руб. — получена оплата от покупателя;
Д 91-2 — К 68 — 900 руб. [(30 000 руб. — 25 000 руб.) х 18%] — начислен налог на добавленную стоимость;
Д 91-9 — К 99 — 4100 руб. — отражен финансовый результат (прибыль) от продажи объекта ОС;
Д 99 — К 68 — 984 руб. (4100 руб. х 24%) — начислен налог на прибыль.
Кроме того, следует сделать дополнительные проводки по восстановлению средств целевого финансирования.

Прекращение использования объектов вследствие морального или физического износа, ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации

Пример 7. При проведении инвентаризации в НКО, не занимающейся предпринимательской деятельностью, инвентаризационная комиссия обнаружила, что объект ОС полностью пришел в негодность вследствие физического износа.
Первоначальная стоимость объекта составляет 24 000 руб. Износ начислен в сумме 12 000 руб.
Поскольку некоммерческие организации применяют Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации»[4] только к расходам по предпринимательской и иной аналогичной деятельности, выбытие основных средств вследствие морального или физического износа отражается без применения счета 91. При постановке основного средства на баланс организации в итоге изменились остатки по счетам 01 и 83.
Проводки будут выглядеть следующим образом:
Д 83 — К 01 — 24 000 руб. — списано основное средство вследствие физического износа;
К 010 — 12 000 руб. — списана с забалансового счета сумма начисленного износа.
Аналогичные проводки составляются и при выбытии объектов ОС вследствие морального износа, ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации.

Передача ос в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд

Пример 8. Некоммерческая организация — участник ООО передает объект ОС в качестве вклада в уставный капитал.
В целях бухгалтерского и налогового учета первоначальная стоимость передаваемого объекта составляет 500 000 руб. Срок полезного использования установлен равным пяти годам.
За время эксплуатации начислен износ в размере 300 000 руб. Учредительными документами ООО согласована стоимость передаваемого имущества в размере 300 000 руб.
В бухгалтерском учете НКО должны быть сделаны следующие записи:
Д 58 «Финансовые вложения», субсчет 1 «Паи и акции» — К 76 — 300 000 руб. — отражена сумма вклада в уставный капитал ООО;
К 010 — 300 000 руб. — списана с забалансового счета сумма начисленного износа;
Д 76 — К 01 — 500 000 руб. — списана балансовая стоимость передаваемого основного средства;
Д 91 -2 — К 76 — 200 000 руб. — отражена разница между балансовой стоимостью передаваемого ОС и суммой вклада в уставный капитал ООО;
Д 99— К 91 -9 — 200 000 руб. — отражен финансовый результат (убыток) от продажи объекта ОС;
Д 68 — К 99 — 48 000 руб. (200 000 руб. х 24%) — начислен условный доход по налогу на прибыль;
д 99—К 68 —120 000 руб. (500 000 руб. х 24%) — отражено постоянное налоговое обязательство.
Кроме того, следует сделать дополнительные проводки по восстановлению средств целевого финансирования.

Передача основного средства по договору мены, дарения

Договор мены редко встречается в практике деятельности некоммерческих организаций. Согласно ст. 567 Гражданского кодекса РФ к договору мены применяются правила о купле-продаже, так как стороны договора обязуются передать товары в обмен на другие товары.
Гораздо чаще НКО сталкиваются с договорами дарения (ст. 572 ГК РФ) и пожертвования (ст. 582 ГК РФ). Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественными религиозным организациям и т.п.
На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия. При пожертвовании имущества юридическим лицам жертвователь может поставить условие об использовании этого имущества по определенному назначению.

Пример 9. Благотворительный фонд по договору пожертвования безвозмездно передает некоммерческой организации — клубу защиты животных — компрессор для строительства питомника.
Первоначальная стоимость компрессора составляет 830 000 руб.
К моменту передачи начислен износ в сумме 580 000 руб.
На взгляд автора, при передаче основных средств от одной НКО другой (или государственному учреждению) достаточно следующих проводок:
Д 83 — К 01 — 830 000 руб. — передано основное средство в виде пожертвования;
К 010 — 580 000 руб. — списана с забалансового счета сумма начисленного износа.

В соответствии с п. 3 ст. 39 НК РФ передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на ведение основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, не признается реализацией, поэтому такие операции не облагаются налогом на добавленную стоимость.

Внесение основного средства в счет вклада по договору о совместной деятельности

Договор простого товарищества (договор о совместной деятельности) может быть заключен между двумя или несколькими лицами (товарищами) для совместных действий без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели (ст. 1041 ГК РФ). Соответственно некоммерческие организации могут заключать договоры простого товарищества с другими НКО или коммерческими организациями без цели извлечения прибыли.

Пример 10. Некоммерческая организация заключила с муниципальным образовательным учреждением (школой) договор простого товарищества без цели извлечения прибыли. На основании этого договора организация должна передать школе мультимедийную технику стоимостью 56 000 руб. для проведения факультативных занятий с детьми. В учете НКО будет сделана проводка: Д 58 «Финансовые вложения», субсчет 4 «Вклады по договору простого товарищества» — К 01 — 56 000 руб. — отражена сумма вклада по договору простого товарищества.

Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные п. 4 ПБУ 6/01, и стоимость которых находится в пределах лимита, установленного учетной политикой организации (но не более 20 000 руб. за единицу), могут отражаться в бухгалтерском учете и отчетности в составе материально-производственных запасов.

Пример 11. Некоммерческое партнерство (НП) приобрело офисный шкаф стоимостью 5000 руб. Компания-поставщик применяет УСН.
Лимит, установленный в учетной политике НП для отнесения объектов к основным средствам, равен 15 000 руб.
В бухгалтерском учете НП должны быть сделаны следующие записи:
Д 60 — К 51 — 5000 руб. — перечислена предоплата за офисный шкаф;
Д 10, субсчет 10 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» — К 60 — 5000 руб. — получен шкаф от поставщика. НБУ


[1]Утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н.
[2]Учет расходов целевых средств можно вести по дебету счета 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» в соответствии с учетной политикой организации.
[3]Данная проводка рекомендована письмом Минфина России от 31 июля 2003 г. № 16-00-14/243.
[4]Утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.

Автор: