Каждое предприятие когда-нибудь да начинало свою деятельность. И те главбухи, которым довелось стоять у истоков своих предприятий, знают, что сначала новорожденное юрличико несет массу всевозможных расходов, и лишь затем – если повезет – начинает получать доходы. Вот в этом временном промежутке (пока не появились доходы, покрывающие расходы) и возникает проблема с отражением стартовых затрат.
Ведь очевидно, что расходы эти по своей сути относятся ко всей будущей деятельности предприятия, а не только к отчетному периоду. Действительно, отражение убытков в финансовой отчетности еще до того, как предприятие развернуло деятельность и получило первые доходы, выглядит как-то некрасиво. Даже когда доходы появляются, списать под них сразу все накопившиеся расходы, связанные с началом деятельности, тоже вроде бы некорректно. Вот и напрашивается вывод о том, что первоначальные издержки нужно признавать активом.
А как решается эта проблема в других странах?
Скажем, американцы, бравирующие детальностью своих US GAAP , подходят к вопросу об отражении первоначальных расходов следующим образом. Они выделяют два вида подобных расходов: расходы на начало коммерческой деятельности и организационные расходы.
Первая категория затрат связана с тем, что молодые предприятия на начальном этапе своего развития вынуждены «направлять большую часть своих усилий на такие виды деятельности, как финансовое планирование, привлечение капитала; разведка природных ресурсов; разработка природных ресурсов; исследования и разработки; организация снабжения; приобретение собственности, основных производственных фондов и других основных активов, таких, как право на использование минеральных месторождений; наем и обучение персонала; освоение рынка и начало производства»
Подобные расходы принято отражать в отчетах отдельной статьей как дефицит финансовых средств. Это означает, что они попадают в пассив баланса с минусом (наподобие убытков). Поскольку для таких расходов отсутствует возможность корректного соотнесения с доходами, то дефицит этот амортизирует, то есть постепенно списывается на затраты в следующих отчетных периодах.
Вторая разновидность – организационные расходы – включает в себя «гонорары адвокатам за составление учредительных документов и лицам, способствовавшим образованию корпорации, стоимость печати акционерных сертификатов, гонорары за услуги, предоставленные в процессе регистрации, и другие расходы, необходимые для создания корпорации»
Такие расходы подлежат капитализации в качестве нематериальных активов . Причем американское законодательство допускает максимальный срок амортизации 40 лет (для налоговых целей установлен и минимальный срок – 5 лет).
Впрочем, не так давно (с 1998 года) американцы – видимо, озаботившись принципом осмотрительности – предложили трактовать расходы на начало коммерческой деятельности как «понесенные затраты» .
Теперь вернемся на родной нам континент. Еще в 1978 году была принята Директива Евросоюза № 4, в ст. 8 и 9 которой зафиксировано, что орграсходы должны показываться как актив, в том числе (если это предусмотрено законодательством конкретной страны) как нематериальный актив.
Однако система IAS возможность такой трактовки орграсходов отрицает. Пункт «А» параграфа 6 вступления к IAS 38 указывает, что «не ведут к возникновению нематериального актива расходы на учреждение деятельности или предприятия (организационные расходы)».
Подобное ограничение содержится и в украинском стандарте ПСБУ 8 «Нематериальные активы».
Но запрет на признание НМА – это не запрет на признание актива вообще. На наш взгляд, подобные расходы совсем неплохо смотрелись бы в дебете "Расходов будущих периодов.
По срокам их списания предприятию надо будет определяться самостоятельно, оформив соответствующий документ (приказ или распоряжение руководителя). Еще лучше, если такое решение подтвердят учредители: они ведь создавали предприятие – вот пусть и думают.