Быть настоящим предпринимателем, или Социальная функция бизнеса

Управление качеством

Автор:
Источник: Генеральный Директор
Опубликовано: 16 июля 2010

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Чем отличается настоящий бизнес от простого зарабатывания денег
  • Как бизнес может менять мир вокруг себя
  • Кого можно назвать истинным предпринимателем

Также Вы прочитаете

  • Почему Генеральный Директор компании Pressto Public Communications отказывается от некоторых потенциально выгодных контрактов

Как-то мне в руки попало социологическое исследование. В нем утверждалось, что число людей, способных стать успешными предпринимателями, составляет 5–7% населения, не более. Авторы исследовали американский рынок с его многовековыми предпринимательскими традициями. Думаю, у нас этот показатель еще ниже. Но, по моему мнению, даже из этих 5% не все настоящие предприниматели, творцы. Помимо финансовой успешности, на мой взгляд, бизнес должен еще соответствовать ряду условий, чтобы называться делом в полном смысле этого слова. Попробую аргументировать свою точку зрения.

Условие 1. Финансовый успех не может быть единственной целью бизнеса

Я не раз замечал, что всех бизнесменов можно условно разделить на две группы. Первых привлекают только деньги. Созданные ими предприятия редко вписывают новые главы в историю бизнеса. Их деятельность – область высокого риска, ведь такая мотивация толкает в зоны наивысшей прибыли, а они, как известно, очень часто граничат с криминалом.

Вторую группу составляют предприниматели, которые с помощью бизнеса воплощают в жизнь мечту, создают совершенно новый мир, построенный и развивающийся вокруг определенной концепции. А прибыльность – нередко совершенно фантастическая – становится результатом практического использования возможностей, открываемых этой идеей. Таких примеров множество: компании Ford, McDonald’s, IBM, Adobe, Microsoft, Disney, Apple, Google…

Генри Форд создал не только конвейер и гигантское производство, но и средний класс, сделал иным стиль жизни всех последующих поколений американцев. Google олицетворяет изменившееся отношение современного человека к информации, и даже процесс поиска информации в Интернете теперь во многих языках обозначается словом «гуглить».

Компании второго типа необратимо меняют жизнь людей, их привычки, стиль. Отличие таких компаний от фирм первого типа ярко иллюстрируется цитатой, связанной с историей еще одной культовой компании из числа создающих сегодняшний мир. Речь идет об Apple и ее лидере Стиве Джобсе. В начале 1980-х годов, переманивая из PepsiCo (замечу – очень успешной в финансовом плане компании) талантливого маркетолога Джона Скалли, Джобс произнес одну из самых известных своих фраз: «Ты хочешь до конца жизни продавать сладкую воду или получить шанс изменить мир?». Это высказывание не только хорошо иллюстрирует первую характерную черту настоящего бизнеса, но и позволяет логично перейти ко второму его свойству.

Условие 2. Создавать новые возможности для окружающих людей

Потеряет ли окружающий мир (люди, другие компании, общество) что-нибудь ценное, если вдруг Ваш бизнес исчезнет? Многие ли действительно почувствуют эту утрату? Приведу пример из практики нашей компании. Несколько лет назад у нас был опыт создания ведомственной системы всероссийского масштаба, в которой фиксируется состояние всех потенциально опасных технических объектов – от лифта до мощного химического или металлургического производства. Такой системе нужна надежная платформа, которая защитит информацию, обеспечит ее правильную обработку и перемещение между местными, региональными и центральными подразделениями. Мы предложили сложное программное решение, которое до этого применялось в основном в силовых структурах. В результате информационные реки потекли бесперебойно (без сбоев связи, перегрузок сервера и пр.), и до сих пор разработанная нами информационная система позволяет сохранять контроль над состоянием технических объектов и предотвращать аварии. Сегодня отсутствие этой системы отрицательно сказалось бы на работе очень многих людей. А если бы вместо собственной сложной разработки мы внедрили простенькое решение или чужой программный продукт, была бы наша ценность в глазах клиента такой же значительной? Полагаю, нет.

Не надо думать, что создание новых возможностей – удел только больших компаний или высокотехнологичного бизнеса. Приведу простой условный пример. В маленьком городке индивидуальный предприниматель на законных основаниях взял в долгосрочную аренду единственный городской пляж. На нем ничего не изменилось, кроме того, что за вход жители города теперь должны платить деньги. А те, кто не согласен или не может себе этого позволить, вынуждены купаться в неблагоустроенных местах с неудобным доступом к воде. Другой бизнесмен создал в трехкомнатной квартире частный детский сад. У родителей появилась альтернатива – годами дожидаться очереди в муниципальный сад или за небольшие деньги отдать ребенка в частную группу.

Предположим, оба бизнеса созданы на законных основаниях, приносят прибыль своим владельцам, те платят все положенные налоги в бюджет. Разница тем не менее очевидна. В первом случае предприниматель делает деньги на том, что сузил пространство возможностей для своих земляков, а во втором – на том, что создал новые возможности. Поэтому только второй занимается настоящим делом.

Условие 3. Создавать условия, в которых люди могли бы реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал

Как один из основателей бизнеса, я особенно горжусь тем, что наша компания дала российским инженерам возможность самореализоваться. Это одаренные люди, которые не хотят зарывать свой талант, превращаясь в настройщиков компьютеров или внедренцев чужих технологий. Уезжать за рубеж они тоже не хотят, потому что любят свою страну и стремятся, чтобы их разработки позволили ей стать сильнее – и в оборонной сфере, и в области технологической независимости. Современный человек проводит на работе больше половины активной жизни. И если это время он рассматривает как отнятое у него силой в обмен на пропитание – это трагедия. Совсем другое дело, если человек понимает, что его работа полезна людям. Такую удовлетворенность работой мне посчастливилось видеть у своих инженеров, когда создавалась и описанная система, и десятки иных, имеющих в том числе оборонное значение.

Когда практически весь коллектив состоит из людей с подобным настроем, поверьте, атмосфера в компании – превосходная. Уверен, что этот заряд люди сохраняют и дома. А значит, рядом с ними приятнее и интереснее жить, у их детей хороший пример для подражания. Если Ваша компания предоставляет сотрудникам возможность реализовать свои таланты и способности – это тоже признак предпринимательской деятельности с большой буквы. А вот современное понятие корпоративной культуры мне не очень нравится. Мне кажется, в нем есть явный привкус манипулирования. Я думаю, что, если у бизнеса нет здоровой основы (хорошей цели), этого не скроешь никакими HR-технологиями.

Бизнес с социальной миссией

Социальное предпринимательство – явление для России новое. Оно сочетает в себе бизнес и благотворительность. От чистого предпринимательства эта деятельность отличается целями, главная из которых – решение социальных проблем общества, а от благотворительности – ориентацией на создание устойчивой бизнес-модели, предусматривающей, что такой бизнес полностью компенсирует свои расходы за счет собственных доходов, а в идеале приносит прибыль.

Примером социального предпринимательства может служить мастерская «Веселый войлок», действующая в Рыбинске. В ней работают многодетные матери. Мастерская выпускает игрушки, бижутерию, сувениры из войлока. Сотрудницы работают на дому, а готовые изделия сдают в мастерскую. Продукция реализуется через галереи, мастерская выполняет также частные и корпоративные заказы.

Еще один пример – Школа фермеров в Пермском крае, в которой выпускники детских домов учатся работать на земле. С теми, кто, пройдя обучение, решил организовать собственное дело, заключается договор на выкуп и реализацию произведенной продукции.

(Подготовлено редакцией по материалам сайта www.nb-fund.ru

О социальных функциях бизнеса

Когда у нас в России говорят о социальных функциях бизнеса, то часто впадают в крайности. Одни считают, что единственная социальная обязанность предпринимателя – платить налоги в бюджет. Другие придерживаются точки зрения, что бизнесмены, зарабатывающие много денег, обязаны поддерживать школы, театры, спортивные команды и другие социальные организации и проекты. На мой взгляд, первое – это просто обязанность перед государством, а второе – благотворительность и меценатство. Ни то, ни другое не является социальной функцией бизнеса. Настоящие предприниматели, как было отмечено выше, меняют к лучшему жизнь окружающих людей и общества, создавая новые возможности, полезные продукты и условия для самореализации сотрудников. Это и есть настоящие социальные функции бизнеса.

Говорит Генеральный Директор
Владимир Медведев
Генеральный Директор компании PresstoPublicCommunications, Москва

Наверное, наше агентство может отказаться от потенциально выгодного контракта по единственной причине – из-за несоответствия заказа критериям нашей социальной ответственности. Дело в том, что наши клиенты – это фармацевтические компании, о продуктах которых мы рассказываем широкой аудитории. А ведь когда мы говорим о лекарствах, мы говорим о жизни и здоровье людей – одной из главных ценностей в обществе. Наша компания неоднократно сталкивалась с ситуациями, когда вопрос ответственности был решающим при выборе вектора развития. Однажды мы отказали в услугах владельцу марки малоизвестного лекарства. Наш аналитический отдел изучил историю препарата на рынке, его фармакологические характеристики, данные клинических исследований. И на деле оказалось, что представленные производителем сведения об эффективности препарата не соответствовали действительности. Поэтому от заключения договора мы отказались.

Если же говорить о принципах, то один из них – отказ от работы с производителями биологически активных добавок (БАД). Качество этих препаратов практически невозможно проверить, система их регистрации в нашей стране упрощена, и всегда есть законодательные зазоры, которыми может воспользоваться недобросовестный производитель. Поэтому мы взяли себе за правило вообще не работать с БАД. Хотя, уверен, среди них есть безопасные и качественные, тем не менее здоровьем людей мы не рискуем.

Автор: