Часть Третья

Активы
Опубликовано: 20 Сентября 2010

В ситуации с непрерывно действующим предприятием пользователя интересует стоимость активов, отражаемая в соответствии с требованиями к бухгалтерскому балансу, которые указаны в процитированном выше параграфе 16 Принципов КМСФО. Таким образом, пользователь хотел бы знать фактическую стоимость (или, вернее сказать, восстановительную стоимость, о чем пойдет речь ниже) капитала, вложенного в активы, потому что в этом случае получается не только точная сумма капитала, вложенного в предприятие, но и база для расчета амортизации, т.е. расходования активов; кроме того, появляется возможность произвести собственную оценку будущих потребностей в реинвестировании, притоков и оттоков денежных средств по неденежным активам и т.п. Вся эта информация оказывается полезной пользователю при прогнозировании денежных потоков.

Более того, именно пользователь занимается прогнозированием валовых денежных потоков, чистых денежных потоков и прибыли от анализируемого вида деятельности. Для этого он изучает структуру самой компании и ее положение в экономике. Часть компании как механизма состоит из активов в балансе. Активы следует отражать таким образом, чтобы пользователю было удобно прогнозировать денежные потоки будущих периодов. Поэтому в процессе оценки нельзя опираться на расчеты, в основе которых лежат денежные потоки будущих периодов, иначе получается порочный круг. Другими словами, если бы в балансе актив отражался по чистой дисконтированной стоимости денежных потоков, получаемых в результате его использования в анализируемом виде деятельности (или отражался на основе части чистой дисконтированной стоимости, например, на основе прибыли от использования активов за один год), пользователь не смог бы найти в балансе полезный для себя показатель и расчитать те же самые денежные потоки будущих периодов. Кроме того, аналитик не хотел бы, чтобы компания делала за него работу.

Можно прийти к тому же самому выводу, рассмотрев проблему с иной точки зрения исходя из определения актива. В соответствии с Принципами КМСФО:

«Активы – это ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых периодов, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем» (Параграф 49(а))

Таким образом, активы – это ресурсы, обусловливающие появление экономической выгоды в будущем. Экономическая выгода в будущем не является активом. Возможно, путаница в понятиях возникла из-за определения активов, содержащегося в Концептуальных Принципах FASB (американского Управления по стандартам финансового учета):

«Активы – это предполагаемая экономическая выгода в будущем, получаемая или контролируемая хозяйствующим субъектом в результате операций или событий прошлых периодов» (CON6, параграф 25).

Определение, в котором отсутствует утверждение о том, что активы – это ресурсы, представляется неверным. Когда компания покупает грузовик для оказания услуг по доставке продукции, актив в балансе отражается по амортизируемой себестоимости грузовика (см. далее раздел по инфляции); в случае если служба доставки окажется востребованной, все предприятие в целом может стоить гораздо больше. Бухгалтерский баланс не предназначен для отражения стоимости службы доставки, т.е. цены компании, расчетом которой занимается пользователь. Кроме того, не обязательно имеется связь между стоимостью грузовика и стоимостью службы доставки. В этом плане связь, установленная шотландскими бухгалтерами в работе «Повышение ценности отчетности предприятий», имеет обманчивый характер.

Проблему можно сформулировать иначе, а именно: экономическая выгода будущих периодов не является активом, контролируемым компанией в результате событий прошлых периодов, от которого компания ожидает той же самой экономической выгоды в будущем. Такое утверждение представляет собой порочный круг.

Таким образом, экономическая выгода будущих периодов не является активами, используемыми в анализируемом виде деятельности. Другими словами, экономическая выгода будущих периодов представляет собой продукт, а не часть анализируемого механизма; в излагаемом ниже анализе это ресурсы холдинговой компании, а не группы компаний.

Исходя из вышесказанного (активы не могут отражаться в балансе по цене, рассчитанной на основании их рентабельности, и баланс не показывает стоимость всей фирмы), статья, обычно называемая «созданной внутри фирмы деловой репутацией», вообще не должна появляться в балансе. Приобретаемая деловая репутация рассматривается в следующих разделах.

Для того чтобы избежать недопонимания, следует сделать одно пояснение. У активов отсутствует стоимость (не считая чистой стоимости реализации) или сокращается стоимость в случае, если они не обусловливают появление (достаточной) экономической выгоды. Однако это своего рода фильтр, через который должен пройти актив перед оценкой. Затем он оценивается с использованием базы измерения (себестоимости или восстановительной стоимости), не связанной с экономической выгодой будущих периодов. Оценка актива исходя из допущения непрерывности деятельности проводится при условии, что он обусловливает появление экономической выгоды. Тем не менее, это не означает, что экономическая выгода будущих периодов должна участвовать в расчете стоимости актива в денежном выражении.

Рыночная стоимость: материальные и нематериальные активы.

Часто утверждают, что на самом деле активы отражаются в балансе по дисконтированной стоимости будущих доходов, например, от недвижимости. В представленном выше анализе у некоторых активов, задействованных в анализируемом виде деятельности, имеются альтернативные издержки, то есть рыночная стоимость; рыночная стоимость определяется (рынком) исходя из будущей рентабельности активов. Однако данная рентабельность не является рентабельностью анализируемого вида деятельности. Так, недвижимость действительно обладает определенной стоимостью на рынке, при этом стоимость зависит от доходов, которые, по мнению всего рынка или по меньшей мере одного покупателя, можно получить от использования данного актива. Что касается анализируемого вида деятельности, имущество может приносить очень низкий или вообще нулевой доход, если в нем располагается головной офис крупной промышленной корпорации. Имущество можно продать на рынке, так как покупатель имеет возможность сдать его в аренду третьим лицам по определенной цене. Стоимость имущества не зависит от эффективности его использования в анализируемом виде деятельности. Определить степень эффективности можно было бы при помощи продажи и последующей аренды на условиях возвратного лизинга.

В качестве других примеров обязательного отражения инвестиционной стоимости или альтернативных издержек в балансе выступают нематериальные активы. Так, в соответствии с условиями квоты на молочную продукцию, установленной в Европейской Сообществе, фермер имеет право на ежегодную реализацию определенного объема молочной продукции. Он может продать свою квоту на молочную продукцию другому фермеру и отказаться от производства молока. Поэтому квота на молочную продукцию обладает определенной стоимостью. Однако стоимость квоты не имеет никакого отношения к доходам нынешнего владельца квоты от производства молока: его производство может быть как в упадке, так и достаточно эффективным; рыночная стоимость зависит от выгоды, которую, по мнению других людей, можно извлечь от использования данной квоты на молочную продукцию. В этом примере уместным является применение термина «альтернативные издержки».

Аналогичная ситуация складывается с франшизами авиакомпаний на использование определенных маршрутов. Независимо от того, терпит ли авиакомпания значительные убытки на данных маршрутах или нет, она может привлечь средства путем реализации своих франшиз. В балансе целесообразно отразить данные франшизы по альтернативной стоимости (она зависит от выгоды, которую, по мнению третьих лиц, можно получить на данных маршрутах).

Тем не менее, во всех этих случаях определение альтернативных издержек не имеет никакого отношения к доходам от анализируемого вида деятельности. Использование какого-либо компонента доходов от анализируемого вида деятельности при оценке задействованных в нем активов неизбежно приводит к порочному кругу и нецелесообразным расчетам. Кроме того, показатели, интересующие аналитика, – например, объем вложенного капитала, размер начисленной амортизации или возможные проблемы с заменой активов – вытесняются на задний план в результате попытки отразить в балансе стоимость всей фирмы или ее части, а также провести неполную оценку части фирмы. В этом случае пользователю приходится тратить свое время на устранение таких неудобных показателей и заниматься восстановлением полезной отчетности.

Следует отметить, что рыночная стоимость, чистая стоимость реализации и фактическая себестоимость (или по крайней мере восстановительная стоимость) рыночных ценных бумаг (и ряда товаров) могут практически не отличаться друг от друга. Кроме того, экономическая выгода будущих периодов, получаемая в результате использования данного актива, может составлять часть экономической выгоды анализируемого вида деятельности, а также экономической выгоды третьей стороны, приобретающей ценную бумагу. Несмотря на то, что в ряде случаев эти цены совпадают, мы не должны забывать о наличии явных принципиальных различий.

Нематериальные активы.

В представленном выше анализе по сути найден ответ на вопросы, которые неоднократно задавались в связи с оценкой нематериальных активов. Действительно, нематериальный актив, составляющий часть анализируемого вида деятельности, можно капитализировать только одним из двух следующих способов: по фактической себестоимости (или восстановительной стоимости в соответствии с нижеследующими положениями) – в случае с НИОКР согласно действующему во многих странах законодательству о бухгалтерском учете, когда капитализация издержек (иногда) оправдана в целях соотнесения доходов и расходов; и второй вариант – нематериальный актив может отражаться в балансе по рыночной стоимости или другой цене, устанавливаемой в процессе сделок между несвязанными сторонами, когда у рассматриваемого актива имеется альтернативная стоимость (как у квоты на молочную продукцию, франшизы авиакомпании или такого предусмотренного законом права, как патент). Однако в обоих случаях стоимость не зависит от экономической выгоды будущих периодов, поступающей от актива в рамках анализируемого вида деятельности, которую пытается рассчитать пользователь.

Обратите внимание, что когда капитализация в балансе оправдана в связи с необходимостью соотнесения расходов и доходов, (снова) возникает порочный круг при оценке актива по цене, отражающей расчетную величину будущих доходов от производства, в процессе которого происходит потребление капитализированного актива; активы следует показывать по фактической себестоимости и амортизировать по мере реализации проекта. С другой стороны, в случае наличия рыночной стоимости нематериального актива и при отсутствии лимитированного срока использования актива не возникает проблемы с амортизацией (хотя рыночная стоимость и балансовая стоимость могут отличаться). Патент или авторское право с фиксированным сроком списывается в течение соответствующего периода, что также происходит вследствие снижения рыночной стоимости.

Данный подход позволяет также решить проблему, возникающую в ситуации, когда нематериальный актив постоянно «поддерживается» – этот довод часто приводится при рассмотрении торговых марок. Так как нематериальные активы могут отражаться в балансе только по себестоимости или рыночной стоимости, устанавливаемой в ходе сделок между несвязанными сторонами, расходы на поддержание (если они есть) нематериального актива либо показываются в составе капитализированных затрат (если на то имеются веские основания), либо относятся на (определенное объективным образом) увеличение рыночной стоимости.