Чем нас кормят сегодня?

Личные финансы

Автор:
Источник: Журнал ОАО "Московский Фондовый Центр"
Опубликовано: 31 мая 2010

«Price is what you pay. Value is what you get.»

(«Цена – это то, что Вы платите. Ценность – это то, что Вы получаете.»)

WarrenBaffett (Уоррен Баффетт)

Покупка бизнеса в период падения рынка носит двоякий характер. С одной стороны, цены падают и можно купить компанию с существенным дисконтом. С другой стороны сам бизнес объективно дешевеет. В результате существенно меняются и подходы к оценке активов. Применение доходного метода становится менее приоритетным. Не совсем понятно, как изменятся цены и объем продаж, и как возрастут затраты. При оценке бизнеса в кризисной экономике необходимо придерживаться самых консервативных прогнозов. Использовать так называемый затратный метод. Но нельзя забывать и перспективу самой отрасли.

Сейчас мы подробно остановимся на отраслевом подходе. За основу анализа возьмем конкретную отрасль, которая наименее пострадала, а именно – производство молока и молочных продуктов.

Отраслевой подход предполагает, прежде всего, тщательный анализ специфики отрасли. В первую очередь производство, перспективы расширения ассортимента продукции, характер и интенсивность ее потребления. Не менее важно окружение отрасли и степень ее зависимости от внешних факторов.

Молочная отрасль, хоть и незначительно пострадала в результате кризиса, все равно не лишена некоторых проблем. Наиболее актуальные – нехватка качественного сырья (молока, фуражного корма), значительная зависимость от импорта, моральный и физический износ оборудования, дефицит квалифицированных специалистов.

Значительный износ оборудования в ряде случаев делал бессмысленной покупку того или иного завода. Т.к. для дальнейшего эффективного функционирования необходимо было изначально обновить все оборудование и, в ряде случаев, дешевле было построить новый завод, чем перевооружать старый.  

Обеспеченность

Дефицит сырья – качественного молока, мяса, во многом способствует деформации отрасли.  Компании стараются содержать собственные фермы, строить вертикально-интегрированные системы, чтобы обеспечить себя сырьевой базой. Это относится как лидерам – Вим Билль Дан и Юнимилк (не относится только к Danone), так и к небольшим компаниям, таким как «Карат», «Сибирская аграрная группа» и т.д. Такой подход во многом снижает эффективность управления и повышает операционные и административные риски.

В общей сложности Россия является крупнейшим в мире покупателем молочной продукции. За 2009 год импорт составил 4 млн тонн молока. Самообеспеченность молоком и молочной продукцией – 82-84%, т.е. импорт – 16% по всем молочным категориям.

Неоднородна и структура самообеспеченности продукцией в различных сегментах молочной отрасли. Так традиционно более высокий уровень импорта в категориях сыры, сливочное масло, сухое молоко, где в сырах, например, 40% импорта.

Тем не менее, есть положительная тенденция – российское сыроделие стало инвестиционно привлекательным. Первый масштабный проект – Бурцовский, торговая марка Ламбер, производитель Вим Билль Дан. Полное импортозамещение в сыроделии по прогнозам Молочного союза может занять 5-6 лет.

Сливочное масло – импорозамещение более сложное, т.к. потребление растет и импорт уже сегодня на уровне 88%.

Импорт сухого молока – 62,6%. Однако в объеме производства молока сухое молоко занимает незначительную долю – 3-5%.

В средней полосе России импорт незначительный, в отличии от востока страны, где основной поставщик – Китай.
Но в целом, в вопросе самообеспеченности молочная отрасль выигрывает на фоне мясной. Там доля импорта гораздо выше. Даже с учетом значительного импорта отмечается дефицит качественной говядины.

Цены, сезонность

Серьезным препятствием для стабильности развития предприятий молочной отрасли является сезонное колебание цен. Разница в стоимости молока зимой и летом – примерно 30%. В 2009 году было чуть меньше – 21%.
При этом средняя цена сырого молока на 15% выше европейской. Прогноз на 2010 год– 10 руб. за литр. Средняя цена лидеров российского рынка выше средней – 14,5 руб. (ВБД, Данон, Юнимилк).

Доля стоимости сырого молока в розничной цене в России – 42%, тогда как в Канаде – 65%. Июнь – пик производства цельного молока. Ноябрь-январь – наоборот  мертвый сезон для производства молока. Перепад по месяцам может достигать полутора млн тонн. Коэффициент сезонности по регионам составляет – 1,9 – 2,35.

Чем грозят молочной отрасли такие перепады? В первую очередь это сильно отражается на производителях сырого молока. Так в периоды высокого сезона, когда цены существенно падают, низкая выручка от реализации молока не позволяет покрывать бюджетный дефицит. А содержать фермы становится убыточно. В результате многие фермеры не справляются с недостатком средств и обанкротятся. В последствии, предложение сырья станет еще меньше, и производители будут вынуждены закупать его по более высокой цене в период спада и терять финансовую устойчивость. Таким образом, сглаживание сезонного фактора является приоритетной для всех участников отрасли.

Как отмечают в Молочном союзе, производители стараются ослабить влияние фактора сезонности, и в отдельных регионах уже заметны существенные положительные сдвиги. Результатом эффективной политики в сфере развития молочной отрасли стало достижение самого низкого коэффициента сезонности в Ленинградской области – 1,05.

Рентабельность

Необходимо отметить, что существенным плюсом молочной отрасли является ее, несомненно, высокая рентабельность по сравнению со многими другими отраслями народного хозяйства.

Рентабельность производства молока и молочной продукции в целом по годам:

2007 г. – 18%,
2008 г. – 17,9%,
2009 г. – 7,7%.

Относительно низкая рентабельность по итогам прошлого года объясняется неожиданным дефицитом сухого молока на рынке в зимний сезон. Это существенно повысило затраты на сырье. В целом же рентабельность выше 17% говорит о привлекательности отрасли.

Если посмотреть рентабельность производства молока по месяцам, то динамика следующая:

Янв. – 23,1%
Февр. – 19,7%
Март – 15,4%
Апрель – 12%
—-
Июнь – 3% и т.д.

Разница в рентабельности между зимним и летним сезоном составляет 20%. Как уже отмечалось, причина в сезонности.

Потребление молока и молочных продуктов

Общее потребление молока и молочных продуктов в России в 2009 году 32,45 млн т.

Для сравнения:
В Китае – 38,
США – 84,7,
Индия – 106,
ЕС (25) – 149,
Пакистан – 34.

В расчете на душу населения в России потребление молока и молочной продукции – 45 литров в год. В Испании в 2 раза больше, около 90 литров. Обогащенное молоко в России составляет 1,5% от общего объема потребляемого молока. В Испании – 24%.

Рекомендуемая Институтом питания РАМН норма потребления молока и молочных продуктов – 390 кг/год (в пересчете на молоко). В России потребление – 240 кг/год. В рационе взрослого человека должно 25 % молока и молочных продуктов. Для детского и подросткового организма — 50 %.

В целом примерно 94% населения России потребляют молочные продукты. В 2009 году существенно изменилась структура потребления молочной продукции. Вопреки сложившейся традиции роста потребления пакетированных продуктов, в 2009-м выросло потребление именно развесного молока. Особенно ярко выражено такое изменение в регионах с низким прожиточным уровнем. И как утверждают многие розничные сети, спрос на развесное молоко продолжает расти.

Также под влиянием кризиса произошло замещение дорогих продуктов бюджетными. Например, выросло потребление кефира и упало – йогурта. Также потребительские предпочтения отдавались экономичным формам упаковок. Так молочные продукты в мягких упаковках оттеснили твердую тару. Кроме того стали расти продажи молочных продуктов в бутылках. Это тоже стало отличительной особенностью кризисного 2009 года.

Одними из самых быстрорастущих продуктов в 2009 году стали кефир и простокваша. Их потребление выросло более, чем в 2 раза (215% и 212%). Увеличилось и  потребление питьевого йогурта.

Несмотря на невысокое потребление молока, по оценкам аналитиков, рынок растет в среднем ежегодно на 4-5%. Для продолжения роста есть существенный потенциал. Но основная проблема производителей молока – стимулирование спроса.

Поэтому, если говорить об инновациях и инвестициях в молочной сфере, большинство из них приходится на маркетинг и продвижение своей продукции. Так например, как рассказал в интервью «Коммерсанту» генеральный директор компании Danone в России и СНГ Томас Ройтер, в 2009 году на увеличение производственных мощностей было направлен 1 млрд руб., а на рекламу и маркетинг – 3 млрд руб.

Другая проблема молочной отрасли – высокая монополизация. На три компании – Danone, Юнимилк, ВБД, в денежном выражении приходится примерно 61% рынка (таб.1).

Таблица 1 ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ МОЛОЧНОГО РЫНКА В ДЕНЕЖНОМ ВЫРАЖЕНИИ:

ВБД

29,3%

«Юнимилк»

16,7%

Danone

15%

ИСТОЧНИК: ДАННЫЕ «РЕНЕСАНС КАПИТАЛ» ЗА III КВАРТАЛ 2009 Г.

На долю шести компаний приходится более 60% продукции в натуральном выражении соответствующего рынка молока и цельномолочной продукции (в алфавитном порядке):

  • Вимм-Билль-Данн Продукты Питания
  • Danone
  • Кампина
  • Пармалат МК
  • Эрманн
  • Юнимилк

Оставшиеся 40% рынка делятся между более чем 1800 молокозаводами.

Отдельный весьма важный момент – развитие нормативного регулирования производства молочной продукции. Так в декабре 2008 года вступил в силу Федеральный закон №88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Он во многом усложнил жизнь производителям молочной продукции, но в целом способен внести большой вклад в развитие отрасли и укрепление доверия со стороны потребителя. В законе четко прописаны основные отраслевые понятия, что является молоком, а что молочным напитком. Получили пояснение и другие моменты, которые не позволят вводить в заблуждение потребителя. Впрочем эти меры имеют отложенный характер и не принесут быстрого результата.  Но саму инициативу единодушно поддерживают ведущие игроки на рынке.

В 2009 году проявили особенную активность разработчики документов, экспертные институты Ростехрегулирования, органы по сертификации  и контролирующие организации. Для создания полноценной доказательной базы вступившего в силу Закона, отраслевыми институтами было разработано и утверждено около четырех десятков национальных стандартов на молочную продукцию и изменения к действующим ГОСТам.

Яркий пример пользы нового Закона уже сегодня можно наблюдать на полках. Все мы помним предложения «нормализованного молока». Это по сути обычное питьевое молоко, доведенное до нужного уровня жирности. Так как коровы не дают молока конкретно 1,5%, 2,5% или 3%-ой жирности, то его приходится нормализовывать. Достаточно часто под «нормализованной» этикеткой скрывалось «восстановленное молоко». Это сухое молоко, разведенное водой. Прямая подмена и обман в этом случае  почти не распознаваемы и технически сложно доказуемы. Результатом такого умалчивания производителями реального происхождения продукта стало снижение доверия к жизненно необходимому продукту. Теперь такие фокусы не пройдут.

И конечно нельзя не упомянуть о льготах, которые распространяются на молочную отрасль, как на сегмент АПК. Это, например, субсидирование процентов по кредитам Россельхозбанка. Размер льготы в отдельных случаях достигает 100% ставки рефинансирования. В иных кредитных учреждениях действуют налоговые льготы, развиваются различные формы частно-государственного партнерства и др.

Таким образом, молочная отрасль: производители сырья, молокопереработчики и производители молочных продуктов функционируют в отрасли, которая имеет перспективу.

Особенности отрасли

  1. Ежегодный рост на 4-5%, а то и больше;
  2. Высокий уровень дефицита сырья и конечной продукции. (по отдельным позициям – 88% импорта сливочного масла). Но есть успешные примеры импортозамещения;
  3. Высокие сезонные перепады в ценах. (Есть также положительная история уменьшения сезонного перепада в Ленинградской области);
  4. Низкая норма потребления молока и молочных продуктов. (Резерв для наращивания и стимулирования потребления);
  5. Высокая рентабельность в отрасли;
  6. Государственная поддержка и ужесточение требований к качеству продукции, что повышает конкурентоспособность продукции и стимулирует лояльность потребителя к отечественному производителю.

Все эти особенности делают отрасль привлекательной. Особенно по сравнению с другими, большинство из которых находится в весьма тяжелом и неопределенном состоянии. Поэтому планирование инвестиции в молочную отрасль является своевременным и правильным направлением. Важно определиться с непосредственным объектом и формой инвестирования. В тоже время для работающих предприятий необходимо делать упор на качество продукции и повышение эффективности корпоративного управления, как базового условия для наращивания своей ценности.

Автор: