Что сулит предпринимателям отмена ЕСН?

Статьи и аналитические...

Автор:
Источник: Налоговый вестник
Опубликовано: 8 Июня 2010

Реформа системы формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов имеет давнюю историю. В 2009 году пройден очередной рубеж этой реформы – принят пакет законов, отменивших с 1 января 2010 года прежнюю систему в виде единого социального налога и вводящих новую систему в виде страховых платежей. Изменились также состав органов, контролирующих исполнение плательщиками своих обязанностей, и их полномочия. Каким же будет администрирование?

С 1 января 2010 года прекратила действие гл. 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ. Такое изменение в НК РФ внесено Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона »О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".    

Вместо единого социального налога в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» вводится новый порядок формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов.

На период до 1 января 2011 года установлен переходный период. Именно с указанной даты вводятся новые ставки страховых взносов. В 2010 году применяются ставки, которые предусматривались по ЕСН.

Цена вопроса для «упрощенцев» и «вмененщиков»

С 1 января 2011 года также изменится порядок распределения налоговых доходов, получаемых по специальным налоговым режимам.

Возникает вполне обоснованный вопрос: чего ждать от этого нововведения малому бизнесу, особенно предпринимателям, применяющим УСН и ЕНВД?

В настоящее время «упрощенцы» платят налог по ставкам 6% для объекта «доходы» и 15% для объекта «доходы минус расходы», а «вмененщики» – 15%.

Суммы налогов по УСН и ЕНВД согласно Бюджетному кодексу РФ (ст. 56, 61.1, 61.2, 146) распределяются между региональными и муниципальными бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов.

При этом в регионы и муниципалитеты суммы налогов по УСН и ЕНВД поступают по нормативу 90%. Оставшиеся 10% распределяются между бюджетами государственных внебюджетных фондов. Причем сумма минимального налога по УСН распределяется только между фондами.

Действующие нормативы распределения представлены в табл. 1.

Таблица 1

Распределение поступлений от специальных налоговых режимов, %

Вид налоговых поступлений

Бюджетная система

Государственные внебюджетные фонды

 

региональные бюджеты

бюджеты муниципальных районов

бюджеты городских округов

ПФР

ФСС

ФФОМС

ТФОМС

УСН

90

 – 

 – 

 – 

5

0,5

4,5

УСН-Патент

90

 – 

 – 

 – 

5

0,5

4,5

УСН-min

 – 

 – 

 – 

60

20

2

18

ЕНВД

 – 

90

90

 – 

5

0,5

4,5

Соответственно, предприниматели, применяющие УСН и ЕНВД, также участвуют в формировании бюджетов государственных внебюджетных фондов, уплачивая своеобразный «единый социальный налог». К тому же «упрощенцы» и «вмененщики» платят взносы в Пенсионный фонд РФ в размере 14% фонда оплаты труда.

С 1 января 2011 года поступления по УСН и ЕНВД будут полностью зачисляться в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований (т.е. доля фондов подлежит зачислению в региональные и муниципальные бюджеты).

Новые нормативы распределения представлены в табл. 2.

Таблица 2

Распределение поступлений от специальных налоговых режимов с 1 января 2011 года

Вид налоговых поступлений

Бюджетная система

Государственные внебюджетные фонды

 

региональные бюджеты

бюджеты муниципальных районов

бюджеты городских округов

ПФР

ФСС

ФФОМС

ТФОМС

УСН

 

 

 

 

 

 

 

УСН-Патент

100

 – 

 – 

 – 

 – 

 – 

 – 

УСН-min

100

 

 

 

 

 

 

ЕНВД

 – 

100

100

 – 

 – 

 – 

 – 

Одновременно (с 1 января 2011 года) в отношении налогоплательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, устанавливается обязанность по уплате страховых взносов в размере 34% (Правительством решается вопрос об изменении размера страховых взносов на два пункта до 32%) 1 фонда оплаты труда наравне с налогоплательщиками, применяющими общий режим налогообложения.

Вместе с тем для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения, полностью отменяется ЕСН, тогда как у «упрощенцев» и «вмененщиков» доля отчислений во внебюджетные фонды не исключается из общей массы налоговых обязательств, а перераспределяется между региональными и муниципальными бюджетами.

Кроме того, для отдельных налогоплательщиков (например, применяющих единый сельскохозяйственный налог и др.) устанавливается переходный период с 2011 по 2014 год. В течение этого периода ставки страховых взносов для них будут увеличиваться постепенно: с 20,2% на период 2011-2012 годов до 27,1% на период 2013-2014 годов. И только с 1 января 2015 года ставка страховых взносов составит 34%.

Однако на налогоплательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, данное правило не распространяется, а нагрузка возрастает единожды с 2011 года.

Так, с 1 января 2011 года для налогоплательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, ставка страховых взносов увеличивается на 20%. Причем для налогоплательщиков, использующих общий режим налогообложения, ставка страховых взносов увеличится на 8%, а для налогоплательщиков, в отношении которых предусмотрены льготные ставки страховых взносов (применяющих единый сельскохозяйственный налог и др.), – на 6,2% (в 2011годах) и 13,1% (в 2013-2014 годах).

В результате с 1 января 2011 года для предпринимателей, применяющих УСН и ЕНВД, финансовая нагрузка единовременно увеличится в 2,4 раза. Тогда как для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения, финансовая нагрузка увеличится в 1,3 раза, а для налогоплательщиков, применяющих единый сельскохозяйственный налог, – в 1,4 раза (в 2011-2012 годах) и 1,9 раза (в 2013-2014 годах) соответственно.
Таким образом, малый бизнес, применяющий УСН и ЕНВД, ставится не только в неравное положение с другими субъектами предпринимательства, но и на грань банкротства, «вымирания».

Что изменится в администрировании?

Другой немаловажный вопрос – есть ли изменения в администрировании? Или помимо установления плоской шкалы ставок с их повышением вообще мало что изменится?

Действующая редакция НК РФ наделяет налоговые органы правами на проведение мероприятий налогового контроля в отношении уплаты налогоплательщиками сумм налогов и представления деклараций по ним: взыскание недоимок, применение к плательщикам санкций за ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате налогов и представлению деклараций.

В числе мер, направленных на обеспечение исполнения плательщиком налоговой обязанности, можно выделить приостановление операций по банковским счетам плательщиков, предусмотренное ст. 76 и подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ.

Широкое использование налоговыми органами своего права блокировать банковские счета провинившихся, по их мнению, налогоплательщиков (иногда заслуженно, но чаще всего нет) породило немало судебных споров. Порой даже незначительные нарушения (просрочка подачи декларации либо спорное применение плательщиком льгот) приводили к тому, что налоговый орган относил такого плательщика к недобросовестным и блокировал его счета.

Единый социальный налог в этом плане не был исключением. Исполнение обязанностей по уплате ЕСН (как и по другим видам налогов) вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками. С третьей стороны в спорах по ЕСН выступали органы государственных внебюджетных фондов. Так что плательщики оказывались «в тисках»: с одной стороны – налоговый орган, а с другой – фонд. И те, и другие контролировали правильность исполнения налогоплательщиком обязанностей по ЕСН. И те, и другие могли применить к нему различного рода санкции.

Однако теперь законодатель исключил ЕСН из числа налогов, и, надо сказать, оправданно. Соответственно, раз это уже не налог, а отдельная самостоятельная система страховых платежей, налоговые органы были исключены из числа субъектов, уполномоченных контролировать исполнение плательщиками обязанностей по осуществлению таких платежей, а также применять различного рода санкции, в т.ч. в виде приостановления операций по банковским счетам налогоплательщиков.

Причем следует отметить: законодатель, лишив налоговые органы указанных полномочий, с прямым или косвенным умыслом не наделил государственные внебюджетные фонды правом блокировки банковских счетов налогоплательщиков, несмотря на довольно большой инструментарий по взысканию сумм страховых взносов, предоставленный фондам.

Таким образом, за нарушение порядка осуществления платежей в государственные внебюджетные фонды (неполная уплата, просрочка платежа, нарушение сроков подачи отчетных документов и т.д.) «заморозка» банковских счетов налогоплательщику не грозит. Но штрафы никто не отменял.

Данное обстоятельство не может не восприниматься положительно. Блокировка банковских счетов зачастую ставила многих предпринимателей на грань банкротства. Теперь одной бедой стало меньше.

Однако бурно радоваться все же не стоит.

Во-первых, ЕСН как налог перестал существовать лишь с 1 января 2010 года.

Во-вторых, согласно п. 5 ст. 243 НК РФ налогоплательщики обязаны ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представлять в региональные отделения Фонда социального страхования РФ соответствующие сведения (отчеты).

В-третьих, на основании п. 7 ст. 243 НК РФ налогоплательщики представляют налоговую декларацию в территориальный орган Пенсионного фонда РФ не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а ее копию – до 1 июля этого года.

Таким образом, за период 2009 года и платить, и отчитываться придется по правилам, установленным в НК РФ.

Кроме того, в силу п. 1 ст. 113 НК РФ срок исковой давности по налоговым правонарушениям составляет три года. Причем согласно абз. 3 указанного пункта за такие правонарушения, как грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, а также неуплата или неполная уплата сумм налога, исчисление срока давности начинается со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

Соответственно, «дамоклов меч» будет висеть над налогоплательщиком все три года, пока не истечет срок исковой давности, т.е. до 1 января 2013 года. И если налоговый орган обнаружит, что налогоплательщик нарушил правила учета объектов налогообложения либо не уплатил или не полностью уплатил суммы ЕСН, к нему может быть применен весь комплекс мер налогового контроля, с тем чтобы взыскать с него сумму задолженности, штрафов и пеней.

Автор: