В одном из предыдущих номеров журнала (№ 3, 2003 г.) была поднята тема этического регулирования аудиторской деятельности и рассмотрены базовые принципы профессионального поведения.
Эта проблематика продолжает оставаться актуальной и дает все новую пищу для дебатов и дальнейшего анализа.
Подстегнули интерес к данной теме недавние события, имевшие место в западном учете и аудите. Одним из последствий корпоративных скандалов по обе стороны Атлантики стали все чаще задаваемые аудиторам вопросы в связи с фиаско аудиторских проверок.
Фактически происходит следующее: проштрафилась одна фирма, а отвечать за «потерянное лицо» профессии приходится чуть ли не всему аудиторскому сообществу. Большая часть вопросов такого рода вращается вокруг степени эффективности этических механизмов в аудите.
Будучи инициированным западным бухгалтерским кризисом, этот вопрос вышел за рамки рассмотрения конкретных событий вокруг обанкротившихся корпораций и приобрел самостоятельное значение.
В настоящее время этическая проблематика аудита получает в России все более широкий резонанс.
Мнения кардинально разделились. Часть профессионального сообщества ратует за дальнейшее полноценное развитие этических механизмов в аудите.
Скептики говорят о вторичности роли профессиональной этики в регулировании аудиторской деятельности. Более того, фактически термин «вторичность» выступает здесь как эвфемизм, а подразумевается, что этический механизм аудита вообще не заслуживает сколько нибудь серьезного внимания.
Рассмотрим цепочку рассуждений, а также выгоды и прогнозируемые последствия, к которым может привести отрицание важности этики аудита (рис. 1).
Применительно к договорной аудиторской практике этическая проблематика отнюдь не является неким теоретизированием, так как этика трактует отношения между людьми, а также обязанности, вытекающие из этих отношений. С точки зрения сотрудничества аудиторских фирм и их клиентов взаимопонимание по таким вопросам, как неразглашение коммерческих сведений, беспристрастность проверочных действий и выводов, компетентность, внимательность и оперативность работы, следование общим нормам морали, имеет первостепенное значение. Практика показывает, что любые долгосрочные партнерские отношения в бизнесе немыслимы без элементарной предпосылки, которую можно сформулировать как поиск ответа на вопрос: «Хочу ли я иметь дело именно с данным специалистом, насколько я могу ему доверять?» В усло виях же заниженной этической планки аудита доверительность отношений неизбежно пострадает.
Между тем скептические высказывания в адрес этики аудита могут иметь, как это ни странно на первый взгляд, один положительный эффект (иными словами – нет худа без добра).
Критика, обращенная к аудиторам в плане недостаточной эффективности этического механизма в аудите, может явиться своеобразным импульсом и вызвать у части профессионального сообщества следующую реакцию: «Вы считаете нас неспособными самостоятельно регулировать профессиональную деятельность на основе этических норм?! Мы докажем обратное и сделаем профессиональную этику действенным работающим механизмом».
Рассмотрим цепочку рассуждений, исходящих из признания важности этического механизма аудита (рис. 2).
Итак, является ли мифом эффективность этического механизма регулирования аудита? Или же, напротив, эффективность аудиторской этики – это аксиома, не требующая доказательств? Как часто бывает, истина лежит посередине. Возможности этического регулирования аудита реальны, но доказывать их действенность еще долго придется на практике – изо дня в день – при заключении договора с каждым клиентом и в процесс выполнения обязательств перед ними.
По нашему мнению, для стимулирования работы механизма этического регулирования аудиторской деятельности целесообразно предпринять следующие шаги и мероприятия:
- более широкое включение этической проблематики аудита в учебные программы при подготовке студентов по экономическим специальностям с тем, чтобы поднять уровень осведомленности будущих активных участников рынка об этических нормах аудита;
- углубленное изучение мирового и отечественного опыта этического регулирования аудита в рамках специализированных программ по подготовке и повышению квалификации аудиторов;
- более активные мероприятия общественных профессиональных аудиторских объединений как по разработке соответствующих этических кодексов, так и по внедрению их положений в практику работы членов таких объединений;
- ужесточение этических критериев, используемых в ходе рекрутинга специалистов для аудиторских фирм (в частности, необходимо уделять более пристальное внимание предыдущему послужному списку кандидата, его профессиональному имиджу и репутации);
- в рамках аудиторских фирм применение процедуры, в соответствии с которой каждый сотрудник выражает согласие следовать обязательным этическим нормам, принятым в данной организации;
- повышенное внимание к анализу этических аспектов аудиторской деятельности в ходе контроля качества аудиторской работы;
- проведение мероприятий, направленных на популяризацию (через прессу) этических знаний и внедрение идеологии аудита, исходящей из понимания того, что суть аудиторской работы – это квалификация и опыт, возведенные в степень нравственности.
И в заключение хотелось бы подчеркнуть, что, несмотря на различия в оценках роли этики аудита, пожалуй, никто не станет спорить с тем, что от разрозненной массы специалистов профессиональное сообщество отличается как раз тем, что разделяет общие принципы и нормы.