Перспективная услуга и эффективный способ решения проблем в области организации бухгалтерского учёта на предприятии
«Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций», – такое определение содержит Федеральный закон РФ от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». По своей сущности бухгалтерский учет является экономической информационной системой, своеобразным «языком бизнеса», позволяющим описать и предоставить для оценки и анализа достоверную информацию о финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении предприятия. Кроме этого, бухгалтерский учет дает необходимую информацию для исчисления налогов и сборов. Таким образом, значение бухгалтерского учета для бизнеса трудно переоценить. Правильно поставленный и хорошо организованный учет на предприятии – это прежде всего поддержка принятия экономически обоснованных управленческих решений, а также надежная защита от финансовых рисков. Однако, как показывает практика, многие предприятия испытывают в настоящее время проблемы в области организации и ведения бухгалтерского учета. Такие проблемы возникают на предприятиях всех видов, за исключением, пожалуй, крупных корпораций, имеющих в своем штате структуру (отдел, управление, департамент и т.д.), занимающуюся исключительно вопросами методологии учета, отчетности и налогообложения. Запущенность, ровно как и неправильная (некомпетентная) организация и ведение учета, приводит порой к весьма тяжелым последствиям для предприятия.
Как удалось выяснить основными причинами возникновения рассматриваемых проблем являются:
- низкий уровень подготовки бухгалтерских кадров;
- стремление необдуманно сократить расходы на ведение учета, приводящее к возникновению значительных финансовых рисков.
Действительно, к бухгалтеру в наши дни предъявляются повышенные требования – он должен владеть вопросами ведения бухгалтерского учета, налогообложения, права и экономики, поскольку не все предприятия имеют возможность содержать в своем штате соответствующие структуры. В связи с этим многие предприятия нуждаются в высококвалифицированных бухгалтерских кадрах, которых сегодня не хватает. Ведь чтобы получить соответствующую квалификацию специалист должен обладать современным экономическим образованием и опытом работы не менее трех лет. Причем исходя из нынешних условий он должен постоянно совершенствоваться, быть в курсе происходящих повсеместно изменений. Как ни странно, в наше время, когда выбор бухгалтеров на рынке труда велик, найти такого специалиста достаточно сложно. Не является секретом и то, что труд его должен хорошо оплачиваться.
С целью решения данной проблемы аудиторские фирмы предлагают сегодня ряд услуг, основными из которых являются: аттестация персонала, проведение проверок состояния бухгалтерского учета, подготовка и повышение квалификации бухгалтерских кадров.
Второй причиной возникновения проблем с учетом и финансовых рисков являются все возрастающие расходы на ведение бухгалтерского учета, достигающие подчас сумм, которые предприятие не в состоянии тратить на эти цели. Чтобы лучше понять состав и структуру этих расходов, проанализируем их в приводимой таблицы.
Таблица №1. Состав и структура расходов на ведение учета.
№ | Статьи расходов | Сумма |
1 | Затраты на наем и содержание персонала бухгалтерии, в том числе: | |
Оплата услуг кадровых агентств | ||
Оплата труда персонала бухгалтерии | ||
Отчисления на социальное страхование (единый социальный налог) | ||
2 | Затраты на создание и функционирование рабочих мест, в том числе: | |
Приобретение компьютеров и оргтехники | ||
Приобретение бухгалтерских и правовых программ | ||
Обслуживание оргтехники | ||
Обслуживание и обновление программного обеспечения | ||
Приобретение (аренда) офисной мебели | ||
Приобретение (аренда) офисных площадей | ||
Коммунальные услуги (электричество, отопление, вода) | ||
3 | Затраты на услуги третьих лиц, в том числе: | |
Оплата консультаций в области бухгалтерского учета, налогообложения и права | ||
Оплата консультаций по настройке и использованию программного обеспечения | ||
И Т О Г О |
В таблице мы намеренно не заполняем графу «Сумма», поскольку это значение может различаться в зависимости от конкретных условий функционирования предприятия. Поэтому мы предлагаем читателю заполнить ее самому, что позволит более точно понять складывающуюся ситуацию. (При заполнении таблицы обратите внимание на то, что затраты на приобретение компьютеров, оргтехники и программ, приобретение мебели для бухгалтерии являются долгосрочными вложениями, то есть призваны окупаться в период всего срока службы техники и оборудования. Поэтому в таблицу необходимо записать сумму этих затрат, относящихся к анализируемому периоду).
Как видно из проведенного анализа, организация и ведение учета требует ощутимых затрат, которые порой могут достигать трети бюджета предприятия. При этом желание непродуманно сократить эти расходы порой обращается увеличением финансовых рисков предприятия.
Наиболее эффективным инструментом в решении данной проблемы, ровно как и проблемы персонала, сегодня является предлагаемая аудиторами услуга – эккаунтинг (синонимами являются также «бухгалтерское обслуживание», «бухгалтерское сопровождение»). Сущность эккаунтинга состоит в том, что аудиторская фирма, заключив договор с предприятием, берет на себя ведение бухгалтерского учета на нем. Такую возможность предоставляет статья 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», которая разрешает руководителю организации либо «передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации», либо или «вести бухгалтерский учет лично». На этих двух допущениях строятся два вида эккаунтинга – полный и частичный.
В случае, когда клиент поручает аудиторской фирме полностью вести бухгалтерский учет – фирма берет на себя все обязанности по ведению бухгалтерского и налогового учета, а также по своевременному представлению бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности в соответствующие органы. Все работы производятся на территории аудиторской фирмы и на ее оборудовании, что позволяет клиенту не иметь ни должностей бухгалтеров в штате предприятия, ни рабочих мест для них. Клиент должен лишь своевременно извещать фирму о произведенных хозяйственных операциях и передавать для обработки первичные документы.
При всем своем удобстве данная форма эккаунтинга не получала пока широкого распространения в силу причин юридического характера. Дело в том, что согласно п.3 статьи 7 закона «О бухгалтерском учете» при такой форме обслуживания аудиторская фирма приобретает дополнительные функции, связанные возможностью осуществления контроля за движением имущества (в том числе и денежных средств) клиента. Естественно, такое положение, как правило клиента не устраивает.
В связи с этим был разработан второй вариант эккаунтинга – частичный, при котором клиент берет контрольные функции на себя (руководитель фирмы возлагает на себя обязанности главного бухгалтера), а аудиторская фирма ведет учет и составляет отчетность. Все работы, как и при первом варианте производятся на территории аудиторской фирмы и на ее оборудовании, что позволяет клиенту не иметь ни должностей бухгалтеров в штате предприятия, ни рабочих мест для них. Клиент составляет и передает фирме для обработки всю первичную документацию, фирма составляет соответствующие бухгалтерские регистры и отчетность и сдает ее в соответствующие адреса, либо передает клиенту.
При любом из этих вариантов аудиторская фирма гарантирует правильность ведения учета и составления отчетности и несет полную ответственность за ущерб, нанесенный клиенту по ее вине. Таким образом, заказывая эккаунтинг, клиент делегирует аудиторской фирме не только функции своей бухгалтерии, но и существенную часть финансовых рисков, то есть он получает хорошо отлаженную и гарантированную ответственностью аудиторов систему учета на своем предприятии. (Здесь хочется обратить особое внимание на то, что сотрудник фирмы (бухгалтер) в соответствии с действующим законодательством (ст.118 КЗоТ РФ) несет ответственность лишь за причинение прямого ущерба в размере, не превышающем его среднемесячную заработную плату.)
Эккаунтинг дает клиенту и ряд других преимуществ. Например, клиент более не нуждается в консультациях по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения, вследствие чего он может отказаться от использования бухгалтерских и правовых программ. Если же помощь по этим вопросам ему понадобиться, он получит ответ на них в аудиторской фирме, которая делает солидную скидку на консультационные услуги по вопросам права, учета, налогообложения и экономики при условии заказа эккаунтинга. Предоставление такой скидки не является рекламным трюком. Эти услуги действительно стоят дешевле для тех клиентов, чью бухгалтерию ведут специалисты данной аудиторской фирмы. Дело в том, что себестоимость аудиторских и консультационных услуг складывается из человеко-часов, отработанных специалистом. В случае, когда к специалисту обращается за консультацией незнакомый клиент, специалист обязан вникнуть в суть той хозяйственной ситуации, о которой спрашивает клиент, просмотреть дополнительные документы (договора, первичные бухгалтерские документы, справки, письма и т.д.), иначе его ответ будет просто поверхностным. На все это тратится время, что повышает себестоимость, а соответственно и цену услуги. В случае, когда бухгалтерский учет предприятия ведет аудиторская фирма, специалист этой фирмы, дающий консультацию, знает сущность проводимых клиентом хозяйственных операций, ему не требуется много времени на выяснение сути вопроса. Поэтому услуга получается дешевле.
В силу названных преимуществ, а также невысоких цен (в среднем эккаунтинг обходится не дороже, чем содержание собственной бухгалтерии, а если сосчитать все сопутствующие услуги, то цена может получиться даже ниже обычных расходов, связанных с ведением учета на предприятии) эккаунтинг сегодня завоевал популярность среди клиентов и рынок его продолжает динамично развиваться. Основной причиной тому является его экономическая эффективность не только для клиента, но и для исполнителя (аудиторской фирмы). Как известно, аудит является сезонной услугой (проводится с января по апрель). В остальное время высококлассные (и высокооплачиваемые) специалисты работают фактически вполсилы, не принося прибыли фирме. Обеспечивая их постоянную занятость, а также рационально разделяя их труд по участкам и степеням сложности аудиторская фирма получает прибыль даже при сравнительно небольшой цене на данный вид услуг (эккаунтинг). Можно сказать, что цена на данную услугу формируется под влиянием уникальных обстоятельств, что и делает ее доступной и обоюдовыгодной.
Сказав о многих достоинств эккаунтинга нельзя, однако, не остановиться на его недостатках, главным из которых является такой психологический фактор, как удаленность от клиента его бухгалтерии (под удаленностью имеется в виду то, что бухгалтерские документы находятся вне офиса, что создает у некоторых предпринимателей ощущение отсутствия в их руках рычагов управления экономикой предприятия). Второй недостаток эккаунтинга связан с человеческим фактором, поскольку при переходе на этот вид обслуживания клиент должен сократить ряд служащих своего предприятия.
Таблица №2. Достоинства и недостатки эккаунтинга.
Достоинства эккаунтинга | Недостатки эккаунтинга |
Делегирование не только обязанностей по ведению бухгалтерского учета на предприятии, но и ответственности за неправильное ведение учета и составление отчетности. | Психологический фактор (размещение бухгалтерии отдельно от офиса) |
Получение дополнительных аудиторских услуг с солидной скидкой. | Человеческий фактор (необходимость сокращения штата сотрудников) |
Отсутствие необходимости в большинстве консультационных услуг, связанных с ведением учета и налогообложением. | |
Относительно невысокая цена. |
Подводя итоги рассмотрения основных проблем предприятий в области организации учета можно сделать вывод, что эккаунтинг сегодня является одним из эффективнейших способов их решения и имеет хорошую перспективу для развития.
О фирмах, предлагающих эту услугу сегодня и критериях их выбора мы постараемся рассказать в следующих статьях.