Есть ли у физического лица, не зарегистрированного в качестве предпринимателя, аффилированные лица?

Личные финансы

Автор:
Источник: Журнал «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления» №6-2009
Опубликовано: 23 Июня 2009

В данной статье раскрываются подходы к разрешению вопроса о наличии аффилированных лиц у физических лиц — не предпринимателей, сложившиеся в правоприменении к настоящему времени.

Законодательное регулирование вопроса

Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об акционерных обществах) связывает с наличием у физического лица аффилированных лиц ряд существенных корпоративных событий, в частности, таких как:

  • совершение сделок с заинтересованностью (статьи 81, 83 Закона об акционерных обществах);
  • добровольное и обязательное предложение акционерам о приобретении акций (статьи 84.1 и 84.2 Закона об акционерных обществах);
  • выкуп акций лицом, которое приобрело более 95% акций открытого акционерного общества (статьи 84.7, 84.8 Закона об акционерных обществах).

При этом, если в установлении аффилиро-ванности, то есть факта и правовых последствий влияния третьих лиц на деятельность субъектов акционерного права — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — сложностей не возникает, то применительно к такому влиянию на физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, единого мнения у судов различных инстанций не сложилось.

Отсутствие единообразия в подходах к разрешению вопроса о наличии у физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, аффилированных лиц обусловлено различным толкованием судебными инстанциями норм права, регулирующих отношения аффилированности.

В текущий момент понятие аффилированного лица используется преимущественно в акционерном и антимонопольном законодательстве.

В силу статьи 93 Закона об акционерных обществах лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Для сравнения следует отметить, что до 2001 года в данной статье Закона было прямо указано, что лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Однако и в настоящее время единственной отраслью законодательства, содержащей определение понятия аффилированного лица, продолжает оставаться антимонопольное законодательство и, в первую очередь, Закон РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее — Закон о конкуренции).

Согласно ст. 4 Закона о конкуренции аффилированные лица — это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Из данного определения и последующего содержания статьи 4 Закона о конкуренции, раскрывающей категории аффилированных лиц юридического лица и физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, следует, что Закон формально исключает наличие аффилированных лиц у физического лица, не являющегося предпринимателем.

Между тем судебные инстанции на практике выявили сложности однозначного и единообразного толкования данной нормы: если следовать формальной логике Закона о конкуренции, то окажется, что ни супруг, ни дети, ни родители, ни другие близкие родственники не должны рассматриваться как способные оказывать влияние на соответствующее физическое лицо, например, на акционера. Вместе с тем подобный вывод не согласуется с правовым назначением института аффилированности, защищающего интересы акционеров от злоупотреблений органов управления акционерного общества.

Следствием данной ситуации стало формирование в теории права и судебной практике двух противоположных мнений по рассматриваемому нами вопросу.

Противоположные взгляды на проблему

В соответствии с первой точкой зрения у физического лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, отсутствуют аффилированные лица.

Сторонники указанной позиции исходят из строгой формальности закона и обосновывают ее приведенными выше нормами законодательства, исключающими физических лиц из числа субъектов, в отношении которых устанавливается аффилированность.

Изложенная позиция нашла свое подтверждение в судебной практике.

Так, в постановлении от 15.11.2004 г. по делу № А23-906/04Г-17-29 Федеральный арбитражный суд Центрального округа указал на следующее: согласно ст. 93 ФЗ «Об акционерных обществах» лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями российского законодательства. Определение аффилированных лиц по отношению к физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, содержится в ст. 4 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Требования к аффилированным лицам по отношению к физическим лицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, законами РФ не установлены.

При этом ФАС Центрального округа отметил, что при толковании ст. 4 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» необходимо исходить из буквального содержания данной нормы; ее применение по аналогии путем распространения установленных в ней требований к аффилированным лицам физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, не допустимо, поскольку в силу ст. 93 ФЗ «Об акционерных обществах» такие требования к аффилированным лицам могут быть установлены только законом, данное положение исключает возможность применения норм закона по аналогии.

Аналогичная позиция была высказана ФАС Московского округа в постановлении от 05.10.2006    г. по делу № КГ-А41/9607-06-П, ФАС Уральского округа в постановлении  от 10.10.2007  г. по делу № Ф09-8294/07-С4.

Из анализа судебной практики и юридической публицистики можно сделать вывод, что приведенная позиция основана на следующих принципах:

  • отсутствие законодательного закрепления понятия аффилированного лица физического лица исключает применение такого понятия на практике;
  • правовые нормы об аффилированных лицах физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, не подлежат применению по аналогии;
  • аффилированные лица физического лица не могут устанавливаться и через понятие «группа лиц», предусмотренное статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку применительно к аффилированности группа лиц – одна из ее категорий.

Вторая точка зрения, сформировавшаяся по рассматриваемому нами вопросу, исходит из наличия у физического лица аффилированных лиц.

Примером такой позиции может служить постановление Федерального арбитражного   суда   Восточно-Сибирского   округа   от 09.09.2004 г. по делу № А33-18250/03-С1-Ф02-3620/04-С2.

Указанным постановлением суд кассационной инстанции подтвердил законность решения Арбитражного суда Красноярского края, согласно которому договор купли-продажи был признан недействительным по мотиву несоблюдения при его заключении порядка одобрения сделок с заинтересованностью, предусмотренного ст. 83 Закона об акционерных обществах.

Как установил суд, в совершении оспариваемой сделки был заинтересован генеральный директор компании-продавца, поскольку покупателем по договору выступила организация, возглавляемая мужем дочери (зятем) названного генерального директора.

Кассационным судом приведено следующее обоснование своей позиции: в соответствии с пунктом 1 статьи 81 ФЗ «Об акционерных обществах» сделки, в совершении которых имеется заинтересованность лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества или акционера общества, имеющего совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций общества, а также лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания, совершаются обществом в соответствии с положениями главы XI указанного Федерального закона.

Указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица:

  • владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной в сделке;
  • занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной в сделке.

Согласно пункту 1 статьи 93 ФЗ «Об акционерных обществах» лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Понятие аффилированного лица дано в Законе РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

В соответствии со статьей 4 указанного Закона аффилированными лицами физического лица являются его супруг (супруга), родители, дети, братья, сестры.

Руководитель организации-покупателя в соответствии с положениями статьи 4 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» являлся аффилированным лицом своей жены, одновременно приходящейся дочерью генеральному директору компании-продавца.

Следует отметить, что в приведенном постановлении кассационным судом не было указано, на каком правовом основании к отношениям с участием физических лиц им применяются нормы статьи 4 Закона о конкуренции, относящиеся к предпринимателям.

Можно лишь предположить, что в данном случае они применены судом по аналогии закона.

В постановлении от 06.03.2006 г. по делу № Ф09-1245/06-С5 Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа аффи-лированность, установленная Законом о конкуренции в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, также была применена в отношении физических лиц, не являющихся предпринимателями (в данном деле суд установил аффилированных лиц в отношении акционеров — физических лиц).

Особенный подход в развитии данной позиции отражает постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24.08.2006 г. по делу № Ф09-7271/06-С5.

В данном случае аффилированность в отношении физического лица была установлена через понятие группы лиц.

Судом признан недействительным договор купли-продажи недвижимости, совершенный без предварительного одобрения общего собрания акционеров при наличии в его совершении заинтересованности генерального директора акционерного общества-продавца. Заинтересованность генерального директора выразилась в том, что второй стороной в сделке выступило общество, возглавляемое племянницей указанного директора.

В отношении данных лиц суд сделал следующий вывод: в силу ст. 81 ФЗ «Об акционерных обществах» и ст. 4 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» названные лица являются аффилированными между собой, поскольку составляют со стороной сделки — приобретателем имущества — одну группу лиц.

Анализ приведенных судебных актов позволяет сделать вывод о том, что сторонники второй точки зрения исходят из следующих принципов:

  • любое физическое лицо, в том числе не осуществляющее предпринимательскую деятельность, может иметь аффилированных лиц;
  • несмотря на то что Закон о конкуренции не содержит в понятии афффилированных лиц ссылки на категории аффилированных лиц физического лица, само по себе это не исключает их существования;
  • Закон о конкуренции не является единственным нормативным актом, которым установлен перечень аффилированных лиц, поскольку в соответствии со ст. 93 Закона об акционерных обществах требования к аффилированным лицам определяются законодательством Российской Федерации в целом, а не только Законом о конкуренции;
  • как минимум, аффилированными лицами физического лица являются лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой относится данное физическое лицо.

Общие выводы

Изложенное позволяет нам прийти к следующим выводам.

Действительно, из буквального значения норм права, регулирующих отношения аффи-лированности, следует отсутствие аффилированных лиц у физического лица, не занимающегося предпринимательской деятельностью. Также неправильно решать вопрос и по аналогии закона (пункт 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации), поскольку статья 93 Закона об акционерных обществах предписывает регулирование аффилированности только посредством специальных норм закона.

Вместе с тем до тех пор, пока законодательно не будет определено понятие аффилированного лица физического лица, при разрешении споров по вопросам отношений аф-филированности, по нашему мнению, следует руководствоваться положениями пункта 2 статьи 6 Гражданского кодекса РФ, согласно которым гражданско-правовые принципы разумности, добросовестности и справедливости предполагают применение правовых последствий аффилированности к установленной судом зависимости физического лица от другого субъекта.

В заключение отметим, что на уровне федеральных органов власти уже признана сама исследуемая проблема и необходимость ее разрешения на законодательном уровне.

Так, в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006—2008 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2006 года № 793-р) указано, что одним из направлений должно стать совершенствование законодательства об аффилированных лицах. «В рамках решения проблемы раскрытия информации и повышения прозрачности сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, требуется уточнить определение понятия «аффилированные лица» и его соотношение с понятием «группа лиц». Понятие «аффилированные лица» применяется в корпоративных отношениях, тогда как понятие «группа лиц» больше используется при осуществлении антимонопольного контроля. Определение понятия «аффилированные лица» содержится в Законе РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», которым руководствуются арбитражные суды при применении положений ФЗ «Об акционерных обществах». При этом в Законе РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в части физических лиц аффили-рованность устанавливается только в отношении индивидуальных предпринимателей. Таким образом, существующее определение понятия «аффилированные лица» не позволяет обеспечить прозрачность структуры собственности и прозрачность сделок с заинтересованностью. Без решения этих вопросов сложно ожидать повышения доверия к инструментам фондового рынка со стороны инвесторов, а следовательно, и притока инвестиционных средств в корпоративные ценные бумаги».

Однако, несмотря на то что данная позиция была высказана Правительством Российской Федерации еще в 2006 году, до настоящего времени проблема законодательного закрепления аффилированности физических лиц осталась неразрешенной.

Автор: