Финансовая отчетность: измерение или анализ?

Финансовый Анализ

Автор:
Опубликовано: 16 сентября 2005

Финансовая отчетность: измерение или анализ?

После ряда недавних громких бухгалтерских скандалов, закончившихся банкротством крупных компаний, больше внимания стало уделяться вопросам качества финансовой отчетности корпораций. Как следует из публикаций в прессе, суть искажений отчетности, допущенных менеджментом обанкротившихся компаний, сводилась в основном к завышению выручки от продаж и занижению текущих расходов. Итогом столь порочной практики и стало разорение предприятий.

Но, как известно, непосредственной причиной (поводом) банкротства компании является не содержание ее отчета о прибылях и убытках, а отсутствие денег для своевременного погашения обязательств перед кредиторами. Прибыль в отчете можно приписать, но как приписать деньги на расчетном счету? Почему компании обанкротились только после выявления приписок? Чем они расплачивались с кредиторами до обнаружения искажений в отчетности?

Прибыль, заработанная предприятием за год, обязательно должна материализоваться в форме прироста каких-то активов (денег, запасов, задолженности покупателей) или снижения каких-то обязательств. Искусственное завышение прибыли означает отсутствие такого прироста, то есть чистые активы в балансе предприятия не увеличатся, а могут даже снизиться. Но почему этого несоответствия не замечали ни инвесторы, ни аудиторы компании? Ответ очевиден – они не замечали этого несоответствия, потому что его не было, то есть баланс предприятия тоже был искажен.

При всех своих безусловных достоинствах, система двойной записи чрезвычайно подвержена риску случайных или преднамеренных ошибок. Искусственное завышение выручки (занижение расходов) обязательно приведет к искусственному завышению активов предприятия. То есть, ошибка удваивается: одновременно улучшается и отчет о прибылях и убытках и баланс. Предусмотрена ли в системе двойной бухгалтерии защита от подобных рисков? Да, и она очень проста – обязательная ежегодная инвентаризация всех активов и обязательств предприятия. То, что этот «элемент метода бухгалтерского учета» никогда не работал на советских (а теперь и на российских) предприятиях, вряд ли является откровением для кого-либо. Теперь стало ясно, что и «в чужих отечествах» он не в чести.

На первый взгляд, самым существенным здесь является практический аспект: попробуй проинвентаризировать запасы хотя бы уличного торгового киоска, прежде чем замахиваться на пересчет активов интернациональной компании. Это вечная история – обеспечить беспроводной связью весь мир для корпорации оказывается легче, чем пересчитать остатки запасов на своих складах. Похожую позицию занимают и аудиторы, подтверждая соответствие финансового отчета требованиям многостраничных учетных стандартов, и ничего не говоря о реальной стоимости имеющихся у предприятия активов.

Но сколь бы тяжелой и неблагодарной ни была работа по выявлению реальной стоимости активов и обязательств предприятия на конец года, совершенно определенно можно утверждать лишь одно: без ее осуществления перестают «работать» все остальные бухгалтерские методы и ухищрения, а аудиторское заключение превращается в инструкцию к неработающему механизму. В современной финансовой отчетности огромное значение уделяется способам группировки и классификации элементов отчетности: основные фонды показываются отдельно от оборотных, текущие расходы разделяются с капитальными, чрезвычайные обстоятельства изолируются от обычной деятельности. Масса сил и времени уходит на обоснование методики расчета того либо иного показателя. Но прежде чем «разводить» долгосрочные и краткосрочные активы, следует быть абсолютно уверенным в том, что они существуют как активы вообще. Если же речь идет просто о неподтвержденных записях, то какой смысл во всей последующей суете?

«Актив» – очень красивое и многообещающее слово. В учетной теории под этим термином понимается способность объектов, возникающих в результате прошлых событий и решений руководства, приносить предприятию доход в будущем. Стоимость актива отражает будущие денежные притоки, которые менеджмент предприятия рассчитывает генерировать с помощью данного актива. Во власти менеджера выбрать конкретную форму «генерации» будущих денег – продать актив, сдать его в аренду, наладить с его помощью производство других (более дорогих) активов и т.п. Все это так.

Но с позиции инвестора, актив это прежде всего его деньги, растраченные менеджером. Из всего рассказанного ему менеджером по поводу будущих преимуществ и выгод, которые принесет предприятию данный актив, инвестор может верить на 100% только одному факту – его деньги действительно потрачены. Куда именно они потрачены («инвестированы» – еще одно красивое слово) он не знает. Врожденная интеллигентность инвестора может не позволить ему думать плохо о менеджере, поэтому он заставит себя поверить тому, что показанный ему клочок бумаги представляет из себя нечто суперценное, хотя и не совсем материальное. Однако, суровая реальность последних дней еще раз подтверждает тот непреложный факт, что и менеджеры не ангелы: как и все люди, они могут ошибаться, а могут и врать или даже воровать. То, что менеджер назвал «инвестицией», может оказаться его личным доходом, а новый «актив», приобретенный за деньги инвестора, оказаться его (менеджера) личным самолетом, полем для гольфа или взяткой крупному политику.

После оприходования подобного «актива» на баланс предприятия, представляется уже не столь существенным, покажет его бухгалтер как «текущий» или как «капитальный». Но это для дилетантов и профанов. Для профессионалов учета и аудита работа только начнется: ведь необходимо правильно классифицировать эту «инвестицию», правильно оценить ее, правильно начислять на нее амортизацию. Причем все это нужно, конечно же не менеджеру, бухгалтеру или аудитору, это делается в интересах инвестора!

Снова возвращаясь к вопросу об инвентаризации активов и пассивов предприятия, переформулируем его: настолько ли трудоемка разовая работа по пересчету и оценке активов в сравнении с ежедневным трудом счетного и контрольного персонала по классификации и группировке непроверенных данных? Может быть есть смысл поручить ее выполнение профессиональным оценщикам? Оплата их услуг в конечном счете ляжет на самих инвесторов, но в данном случае они хотя бы будут понимать за что платят, в отличие от оплаты работы аудиторов, проверяющих правильность записей, но не удосуживающихся сверить учетные данные с фактическим наличием и стоимостью активов.

Преимущества такой двухуровневой системы внешнего контроля качества отчетности предприятий заключаются в следующем:

Оценка имущества независимой организацией более объективна в сравнении с аналогичной работой, выполненной силами самого предприятия.

Профессиональные оценщики в состоянии более точно определить справедливую стоимость активов и обязательств предприятия. Трудоемкость работы по физическому счету и измерению будет у профессионалов значительно ниже, чем у счетного персонала предприятия, за счет использования специфических методов, в т.ч. статистических.

Будут уточнены границы сфер ответственности предприятия, аудиторов и оценщиков. Общая ответственность за содержание отчетов будет по-прежнему лежать на менеджменте, аудиторы будут отвечать за соответствие отчетов требованиям учетных стандартов, а оценщики – за величину справедливой стоимости активов и пассивов в балансе.

Инвесторы получат объективную и достоверную информацию о реальной стоимости чистых активов предприятия. Хотя эта стоимость имеет мало общего с рыночной капитализацией предприятия или внутренней стоимостью его ценных бумаг, тем не менее она очень полезна для прогнозирования способности предприятия осуществлять непрерывную деятельность.

Необходимость согласования других отчетных показателей (прежде всего, чистой прибыли) с величиной изменения справедливой стоимости чистых активов (comprehensive income ) сократит возможности менеджмента в манипулировании суммами доходов и расходов. Любой расход будет влиять на величину всеобъемлющего дохода, независимо от его отражения в отчете о прибылях и убытках.

В целом повысится качество отчетности, которая в большей степени станет выполнять функции инструмента измерения, а не инструмента анализа, как это происходит сейчас. Сколь угодно подробная и детальная финансовая отчетность сама по себе никогда не решит главную задачу инвестора – определение стоимости предприятия и оценку его ценных бумаг. Анализ фактических данных и прогнозирование будущих денежных потоков предприятия всегда останется работой инвестора, выполняемой им на свой страх и риск. Максимум того, чем может помочь ему в этой работе финансовая отчетность, заключается в предоставлении более достоверных данных, полученных как результат измерения, а не как результат изощренных проводок и расчетов. Без ежегодного осуществления оценки справедливой стоимости чистых активов предприятия, финансовая отчетность перестает быть объективным инструментом контроля, она превращается в субъективный аналитический документ, отражающий точку зрения менеджмента, бухгалтерии и аудиторов.

Введение обязательной оценки справедливой стоимости чистых активов не затрагивает основных принципов двойной бухгалтерии, она приводит их в соответствие с реалиями корпоративного управления. Когда у предприятия существует единоличный собственник, самостоятельно управляющий своим бизнесом, двойная запись помогает ему точнее оценить финансовые результаты работы предприятия. В условиях большого числа акционеров и разделения функций владения и управления, должен торжествовать принцип «доверяй, но проверяй». Показатель нераспределенной прибыли уже не имеет для акционера корпорации такого же значения, как для единоличного владельца предприятия: свою реальную прибыль акционер получает на вторичном фондовом рынке, у него нет права в любой момент изъять у корпорации сумму прибыли, отраженную в ее балансе. Поэтому единственным объективным способом контроля акционеров за состоянием дел в корпорации становится ежегодная оценка чистых активов этой корпорации по справедливой стоимости.

Чтобы лучше уяснить суть предлагаемых изменений, рассмотрим упрощенный пример. Его цель – доказать, что оценка справедливой стоимости чистых активов в сочетании с учетом движения денежных средств позволяет получить объективные показатели доходов и расходов предприятия без использования субъективных методов калькулирования себестоимости и распределения косвенных затрат. Пример иллюстрирует логику финансового учета с позиции инвестора, который отдает предприятию свои деньги:

Рисунок 1. Взаимосвязь основных элементов финансовой отчетности

Инвестированные в предприятие деньги в конце концов обретают форму активов, под которыми в данном случае понимаются любые объекты, способные увеличить свою стоимость. Следует подчеркнуть, что для инвестора по большому счету безразлично, каким путем менеджер собирается наращивать стоимость актива и каким образом бухгалтер классифицирует его в балансе: долгосрочные инвестиции или оборотные средства, и т.д. В любом случае, это будет субъективная оценка. Данная позиция вовсе не означает, что подобные классификации бесполезны, просто степень их объективности значительно ниже факта расходования денег инвестора. Они могут и должны быть использованы для более подробного разъяснения полученного финансового результата, но измерение величины этого результата возможно и без этих классификаций.

Прежде чем превратиться в активы, деньги, вложенные инвестором, обязательно должны пройти через промежуточную форму расчетов. При традиционном подходе расчеты включаются в состав активов или пассивов предприятия, однако в данном случае принципиальными представляются следующие отличия расчетов от активов:

В ходе расчетов не происходит возрастание вложенной суммы. Расчеты не являются инвестициями, они предназначены для синхронизации денежных потоков предприятия с изменением стоимости его активов.

Расчеты всегда показывают взаимоотношения предприятия с внешней средой: поставщиками, покупателями, бюджетом и т.п. Ни одна денежная транзакция не может миновать стадию расчетов. В отличие от них, активы являются как бы внутренним ресурсом предприятия (овеществленными деньгами), поэтому трансформация одних активов в другие (например, превращение материалов в незавершенное производство) могут не затрагивать расчетов.

По своей сути расчеты крайне изменчивы – они могут отражать как вложение денег (оборот по дебету), так и привлечение средств (оборот по кредиту). Поэтому целесообразно объединить их под одной рубрикой и отражать различия в их характере с помощью изменения математического знака: положительный знак (+) означает вложение денег в расчеты (увеличение дебиторской или снижение кредиторской задолженности); отрицательный знак (-) показывает привлечение средств (увеличение кредиторской или снижение дебиторской задолженности). В этом еще одно принципиальное отличие расчетов от активов: последние могут принимать только положительные значения.

Таким образом, для инвестора существует всего три значимые для него финансовые категории: деньги (как вложенные им изначально, так и все последующие денежные потоки предприятия), расчеты и активы (в отличие от традиционных активов в их состав не включаются остатки денег и расчетов). Основные взаимосвязи между этими категориями отражены на рис. 1: деньги превращаются в активы при посредстве расчетов; внутренние (неденежные) обороты по счетам активов и счетам расчетов для инвестора не имеют значения; прирост стоимости активов, возникающий в результате прибыльной работы предприятия, в конце концов должен проявиться в увеличении денежных остатков, а до этого момента он будет отражен в составе расчетов.

Особо следует подчеркнуть иррелевантность для инвестора внутренних перемещений активов и неденежных оборотов по счетам расчетов. Его интересуют деньги, поэтому процесс превращения незавершенного производства в готовую продукцию или перемещение полуфабрикатов между цехами предприятия не являются объектами его пристального контроля. Эту работу он перепоручает менеджерам. Соответственно, его не интересуют способы оценки запасов, методы начисления амортизации и другие бухгалтерские премудрости, практикуемые на предприятии. Также, он довольно спокойно относится к начислению доходов и расходов, производимому бухгалтерией. И доходы и расходы станут для него очевидными после того, как они затронут денежные счета или изменят величину чистых активов.

С позиции инвестора бизнес-модель любого предприятия крайне проста: оно покупает и продает активы. Покупать их оно должно дешево, продавать дорого . Для покупки оно использует или деньги инвесторов или кредиторскую задолженность (расчеты со знаком «минус»). Продавая активы, оно или получает деньги или увеличивает остаток расчетов (со знаком «плюс»). Величина чистых активов такого предприятия определится по формуле (1):

ЧА = Д ± Р + А    (1)

Если перейти к приростным характеристикам, то получим выражение (2) для нахождения (а точнее – разложения) общей суммы всеобъемлющего дохода:

ЧА1 – ЧА0 = ¤ЧА = ¤Д ± ¤Р + ¤А,    (2)

где ЧА0, ЧА1 – справедливая стоимость чистых активов соответственно на начало и на конец года (по результатам независимой оценки активов и обязательств предприятия).

Продолжим рассмотрение примера на конкретных цифрах. Предположим, что в результате независимой оценки активов и обязательств предприятия имеются следующие данные на начало и конец года:

Таблица 1

Результаты независимой оценки активов и обязательств предприятия

денежных единиц

Показатели На начало года На конец года Изменения за год
1. Деньги 25 30 +5
2. Активы 200 220 +20
3. Расчеты, всего* -75 -40 +35
в том числе:      
расчеты с поставщиками -175 -130 +45
расчеты с покупателями 100 90 -10
4. Чистые активы (стр. 1 + стр. 2 ± стр.3) 150 210 +60

* Отрицательные числа означают остаток кредиторской задолженности, положительные – остаток задолженности дебиторов.

За отчетный год предприятие получило от покупателей за проданные активы деньги в сумме 500. Денежные оттоки на оплату счетов поставщиков составили за этот период 495. В эту сумму входят выплаты за приобретенные товары, услуги (в т.ч. заработная плата, проценты за кредит, налоги), оборудование – все, что приобреталось предприятием в течение года. Операцию, связанную с получением денег от покупателей обозначим номером 1, оттоку денег поставщикам присвоим номер 2.

Денежный приток по операции 1 в сумме 500 записываем в кредит счета Расчетов с покупателями. С учетом данных из табл. 1 о входящем и исходящем сальдо этого счета, получаем сумму дебетового оборота по нему 490 (90 + 500 – 100). Полученная цифра показывает общий объем выручки от продаж, начисленный за отчетный год. Обозначим ее цифрой 3.

Сумма денежного оттока 495 по операции 2 должна быть записана в дебет счета Расчетов с поставщиками. В соответствии с данными табл. 1 сальдо расчетов по этому счету увеличилось на 45 и составило на конец года -130 (кредит). Следовательно, оборот по кредиту счета Расчетов с поставщиками составит 450 (130 + 495 – 175). Эта сумма отражает общий объем поставок активов за год. Присвоим ей номер 4.

Следует еще раз особо отметить, что под поставками активов понимаются все закупки, осуществленные предприятием за год, включающие не только приобретение товаров или материалов, но и покупку электроэнергии, начисление заработной платы, процентов за кредит, налогов и любые другие платежи и начисления. В конечном итоге, все эти выплаты и начисления включаются в себестоимость запасов или списываются как затраты текущего периода на уменьшение прибыли.

Для большей наглядности, обороты и остатки по счетам денег и расчетов приведены в графической форме:

Операции 3 и 4 затрагивают счет Активов. Запишем в его кредит сумму 490 по операции 3 (общий объем продаж), а в дебет сумму 450 по операции 4 (общий объем закупок). Теперь можно рассчитать промежуточное сальдо по счету Активов, которое вытекает из сделанных проводок: 200 + 450 – 490 = 160. Однако, эта сумма не совпадает с результатами инвентаризации и оценки справедливой стоимости активов на конец года 220 (табл. 1). Разница 60 показывает величину всеобъемлющего дохода, полученную предприятием за год. Справедливая стоимость его чистых активов составила на конец года 210. Завершающая операция (номер 5) отразит одновременное увеличение стоимости активов и прирост суммы чистых активов предприятия на конец года:

Финансовый результат работы предприятия за год характеризуется величиной всеобъемлющего дохода 60. Безусловно, сама по себе эта цифра мало что говорит инвестору: в ней погребена и «чистая прибыль», и результаты переоценки активов, и исправленные ошибки предыдущих периодов. Однако, даже то малое, что она все-таки показывает, стоит дорого: все другие, более детальные бухгалтерские показатели должны быть согласованы с этой суммой, так как в сравнении с ней они менее достоверны и имеют значительно более высокую степень субъективизма. И отчет о прибылях и убытках, и отчет о денежных потоках являются по своей сути лишь расшифровкой к сумме всеобъемлющего дохода, полученного по результатам оценки чистых активов предприятия.

Более того, даже без составления традиционных бухгалтерских отчетов, можно предоставить инвестору немало очень полезной и понятной информации, полученной на основе сделанных нами нехитрых проводок. Во-первых, можно осуществить цепной переход от абсолютно очевидного для инвестора понятия «деньги» к менее прозрачному всеобъемлющему доходу, показав, каким образом формировались эти показатели (табл. 2).

Таблица 2

Пошаговый расчет величины всеобъемлющего дохода

Показатели Движение денег Вложение + (привлечение -) денег в расчеты (из расчетов) Итого начислено Вложение денег в прирост активов Всеобъем – лющий доход
1. Выручка от продаж +500 -10 +490 - -
2. Закупки и расходы -495 +45 -450 - -
3. Финансовый результат (стр. 1 – стр. 2) +5 +35 +40 +20 +60

Данные табл. 2 показывают инвестору, что в течение года предприятие получило от покупателей «живых» денег на сумму 500. В состав этой суммы входят 10, полученных от покупателей либо авансом, либо в счет погашения дебиторской задолженности за товары, проданные в прошлые периоды. Следовательно, общий объем продаж за текущий год по методу начисления составил 490. Для обеспечения этих продаж предприятию пришлось потратить деньги в сумме 495 на закупку самых разнообразных товаров и услуг. С учетом того, что часть растраченных денег (45) увеличила сальдо расчетов с поставщиками, то есть была направлена или на погашение задолженности по неоплаченным прошлогодним закупкам, или на предварительную оплату будущих поставок, реально в течение отчетного года было приобретено и получено активов на сумму 450. Следовательно общее превышение начисленной стоимости продаж над начисленной стоимостью закупок составило +40. Однако, не все закупленные активы были проданы в отчетном году, часть из них (+20) увеличила остатки (запасов, НЗП, готовой продукции, товаров, основных фондов и др. активов). То есть, реальный доход, плученный предприятием за год, оказался больше на сумму прироста остатков активов, которые имеются у предприятия в наличии и могут быть проданы в будущем. Величина всеобъемлющего дохода (прироста чистых активов предприятия) составила 60, из нее 5 были получены предприятиям в чистой денежной форме, 35 «затормозились» в расчетах, и 20 размещены в активах, готовых к продаже либо к иному производительному использованию. Реальность остатков и денег, и расчетов, и активов подтверждена инвентаризацией. Заключение профессионального оценщика также подтверждает факт реальности стоимостной оценки этих показателей – при желании, предприятие сможет получить в обмен на них деньги.

В табл. 2 представлен пример расчета «от денег». Можно перегруппировать имеющиеся данные и представить их в форме, больше напоминающий традиционный отчет о денежных потоках, составленный по косвенному методу:

  1. Всеобъемлющий доход +60
  2. Прирост остатков активов -20
  3. Прирост остатков расчетов -35
  4. Чистый денежный поток (стр. 1 – стр. 2 – стр. 3) +5

В этом случае расчет идет «от начислений» к деньгам. При желании можно привести в нем расшифровку всеобъемлющего дохода, то есть приблизить форму расчета к прямому методу отчета о денежных потоках. Однако, форма представления данных является уже элементом анализа, а не измерения, поэтому она не дискутируется в данной статье.

Основной целью автора, как раз и являлось доказательство того, что традиционные финансовые отчеты на 90% являются аналитическими документами, а не «измерительными приборами». Ничего плохого в подробном анализе данных нет, но он должен базироваться на достоверных данных. Такую достоверность бухгалтерскому учету может придать только обязательная ежегодная независимая оценка справедливой стоимости чистых активов предприятия. При наличии подтвержденной инвентаризацией суммы всеобъемлющего дохода, можно с чистой совестью заниматься расчетами чистой прибыли, чистого денежного потока от операций, инвестиций и финансовой деятельности, чистого оборотного капитала и других «чистых» бухгалтерских показателей, не с


1 – Иногда этот термин переводится на русский язык как «совокупный доход». По мнению автора такой перевод может породить ассоциации с валовым доходом или выручкой от продаж. Поэтому в статье используется довольно неуклюжее и не совсем русское выражение «всеобъемлющий доход». Представляется, что несмотря на всю свою корявость, оно более точно отражает суть данного показателя.

2 – Понимание того, что происходит с вложенными деньгами в промежутке между покупкой и продажей активов (т.е., какими конкретно способами менеджмент предприятия и его персонал умудряется наращивать стоимость купленных активов), не должно являться для инвестора предметом его особого беспокойства – все равно полной правды он не узнает об этом никогда.


Автор: