Отчет о прибылях и убытках (Income Statement)
За исключением нескольких элементов, как-то:
- экстраординарные события (extraordinary items),
- прекращенные операции (discontinued operations),
- последствия изменения принципов учета (effects of changes on accounting principles).
US GAAP не накладывает ограничений на формат и структурирование доходных составляющих в отчете о прибылях и убытках. Доходы, расходы, прибыли и убытки в этом отчете, как правило, группируются по двум основным типам: одношаговый и многошаговый форматы.
Одношаговый формат IS
Отчет о прибылях и убытках, построенный по одношаговому принципу, имеет всего два раздела: доходный и расходный. Такой формат называется одношаговым потому, что для вычисления операционной прибыли компании (от продолжающихся операций) требуется только один шаг.
Ниже приведен пример отчета о прибылях и убытках, построенного по одношаговому принципу. Как вы можете видеть, этот отчет включает в себя также экстраординарные события, отраженные вне расходной части, но т.к. они не влияют на операционную прибыль, отчет по-прежнему имеет право считаться одношаговым.

Многошаговый формат IS
Многошаговый формат, наоборот, предусматривает наличие нескольких классификаций доходов и расходов, представляемых в нескольких разделах. С течением времени все большее количество компаний начинают использовать этот тип отчетов.
Типичный многошаговый отчет о прибылях и убытках содержит следующие компоненты:
- Операционный раздел
- Доход (продажи)
- Стоимость проданных товаров или услуг
- Стоимость продаж
- Общие и административные расходы
- Прочие операционные расходы
- Неоперационный раздел. В этот раздел попадают доходы и расходы, которые не являются экстраординарными, но не относятся к основной деятельности компании, например – проценты по кредитам, полученные дивиденды и т.п.
- Налог на прибыль
- Прекращенные операции
- Экстраординарные события
- Суммарный эффект от изменения принципов учета
Пример многошагового отчета о прибылях и убытках:

Естественно, приведенный выше пример не является неким шаблоном, по которому составляются подобные отчеты – каждая компания вправе классифицировать доходы и расходы по своему усмотрению так, чтобы они наилучшим образом соответствовали особенностям ее деятельности.
На взгляд автора, преимущества многошагового формата не оставляют сомнений, поскольку они обеспечивают пользователя информации гораздо более полной картиной результатов деятельности компании.
Баланс (Balance Sheet)
Общий формат балансового отчета (формальное название – Statement of Financial Position, но наиболее часто используемое – Balance Sheet) может быть представлен уравнением:
которое в отдельных случаях может быть перегруппировано с целью более наглядно отразить позицию владельцев:
Активы (assets), обязательства (liabilities) и собственный капитал (Owner's Equity) являются ключевыми понятиями и одновременно основными классификационными разделами балансового отчета. Они, в свою очередь, имеют собственные составляющие.
Вот примерная классификация практически используемых на настоящий момент статей балансового отчета:
- Активы
- Текущие (краткосрочные) активы
- Денежные средства и краткосрочные вложения
- Дебиторская задолженность
- Материальные (или товарные) запасы
- Авансированные расходы
- Долгосрочные активы
- Инвестиции
- PPE (основные средства)
- Нематериальные активы
- Прочие долгосрочные активы
- Обязательства
- Текущие (краткосрочные) обязательства, включая текущую часть долгосрочных обязательств
- Долгосрочные обязательства
- Собственный капитал
- Акционерный капитал
- Первоначальный акционерный капитал
- Добавочный капитал
- Нераспределенная прибыль
Ниже приведен пример балансового отчета:

Отчет о движении денежных средств (Cash Flow Statement)
Цель составления отчета о движении денежных средств – отследить и показать произошедшие за отчетный период изменения в «денежных средствах и их эквивалентах».
В соответствии с US GAAP в отчете о движении денежных средств должны быть в обязательном порядке отдельно представлены следующие шесть элементов:
- Денежный поток от операционной деятельности (Cash flow from operating activities) – в этот раздел входят все поступления и платежи, не попадающие под определение инвестиционной и финансовой деятельности. Вот некоторые наиболее типичные из них:
- Поступления от:
- Заказчиков/покупателей
- Проценты по дебиторской задолженности
- Дивиденды от инвестиций
- Платежи:
- Закупка товаров для продажи (поставщикам)
- Проценты по кредиторской задолженности
- Налоги на прибыль и т.п.
- Зарплаты сотрудникам
- Поступления:
- Продажа имущества
- Продажа инвестиционных вложений
- Возвращение займа заемщиком
- Платежи:
- Приобретение основных средств
- Выдача займов
- Поступления от:
- Владельцев (выпуск ценных бумаг)
- Кредиторов
- Платежи:
- Выплата дивидендов
- Кредиторам (возвращение кредитов)
Существуют два внешне сильно различающихся способа составления отчетов о движении денежных средств – прямой и косвенный. Ниже приведены их примеры:
Косвенный метод:

Прямой метод:

Безусловно, тема требований к финансовым отчетам заслуживает гораздо более глубокого рассмотрения, но озаглавив этот материал «форматы финансовых отчетов», я сознательно сузил круг освещаемых в этой статье вопросов несколькими примерами и краткими комментариями, т.к. для одного материала это, на мой взгляд, многовато :).
Приношу извинения за англоязычные названия в статьях отчетов – они умышленно оставлены без перевода, чтобы не вносить путаницу, т.к. русскоязычные термины, к сожалению, далеко не всегда эквивалентны их английским «прототипам» и зачастую неоднозначны в переводе.