3 сентября в мэрии Москвы прошла конференция, посвященная кредитованию малого и среднего бизнеса. «Московский бухгалтер» выяснил некоторые моменты получения займа, а также, что выгоднее для фирмы: кредит, лизинг или факторинг.
Московский бизнес под крылом правительства
В Москве постановлением правительства от 17 января 2006 г. № 35-ПП был создан Фонд содействия кредитованию малого бизнеса. Эта организация выдает поручительства субъектам малого предпринимательства для того, чтобы последние могли получить кредиты в банке на льготных условиях. Несмотря на значительные преимущества, поручительство выдается не бесплатно. Но исполнительный директор Фонда Алексей Ермолаев успокоил предпринимателей:
— Все расходы составляют 2 процента годовых, и это гораздо меньше, чем банковские проценты. В целях выполнения поставленной задачи выбрано 10 наиболее перспективных банков, которые будут принимать участие в программе. Данные по ним можно посмотреть на сайте Департамента поддержки и развитию малого предпринимательства www.dmpmos.ru. Все расходы на оформление поручительства департамент компенсирует. Более того, уже давно введена система компенсации банковских процентов. Этим активно пользуется ряд фирм и, надо отметить, очень успешно. Для этого компанией рассчитывается «посильный» процент по кредиту и направляется заявление о компенсации разницы в департамент.
Банковский кредит всем душу бередит
Получить банковский кредит без поддержки гораздо сложнее. Прежде чем доверить заемщику свои деньги, банк тщательно проверяет компанию. Размер кредита напрямую зависит от суммы активов компании.
Таким образом, получить банковский кредит компании, которая только начинает работать, практически невозможно. Причина — отсутствие достаточных денежных средств в обращении и имущества. Директор по работе с корпоративными клиентами ОАО «Альфа-Банк» Марат Гареев обратил внимание предпринимателей на основные ошибки:
— Часто получение займа тормозят сами руководители компаний. Основные ошибки, которые они допускают, — это нечетко сформулированные цели финансирования. Директор не рассчитывает финансовые возможности компании и, соответственно, потом не имеет возможности погасить кредит. Из этого вытекают пени и штрафы за неуплату текущей суммы. Документы бывают не заверены печатями фирмы либо даже с истекшим сроком действия.
Если руководитель фирмы все же твердо намерен взять кредит, бухгалтер в первую очередь задумается — как отражать в учете эту операцию. Затраты, связанные с получением кредита, могут быть основными и дополнительными. К первым относят проценты, курсовые и суммовые разницы.
Пример 1
ООО «Парус» взяло кредит в банке на покупку основного средства на 3 месяца. Сумма кредита составила 1 000 000 рублей.
30 июня 2006 г. ООО «Парус» получило кредит на покупку основного средства сумму в 1 000 000 рублей на три месяца. В бухгалтерском учете отразить эту операцию следует так:
Дебет 52 Кредит 66-1
— 1 000 000 руб. — получены кредитные средства на рублевый счет;
Дебет 91-2 Кредит 66-2
— 93 425 руб. (1 000 000 руб. х 1,1% : 365 дн. х 31 дн.) — начислены проценты за пользование кредитными средствами в июле;
Дебет 91-2 Кредит 66-2
— 93 425 руб. (1 000 000 руб. х1,1% : 365 дн. х 31 дн.) — начислены проценты за пользование кредитными средствами в августе;
Дебет 66-1, 66-2 Кредит 52
— 1 186 850 руб. (1 000 000 руб. + 93 425 руб. + 93 425 руб.) — возвращена сумма кредита, уплачены проценты по кредиту.
Проценты начисляют в том отчетном периоде, в котором они должны быть уплачены по договору. Они уменьшают базу по налогу на прибыль при условии, что их сумма не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по аналогичным кредитам более чем на 20 процентов. Если сопоставимые обстоятельства отсутствуют, то проценты учитывают при налогообложении прибыли в пределах ставки рефинансирования Центробанка, увеличенной в 1,1 раз (по кредитам, полученным в рублях), или в пределах 15 процентов годовых (по валютным займам) (ст. 269 НК).
В соответствии с ПБУ 15/01 (п. 27), проценты по кредиту включают в первоначальную стоимость основного средства при наличии нескольких условий:
- фирма понесла расходы на его приобретение;
- наступил срок уплаты процентов;
- стоимость основного средства отражена в составе капитальных вложений;
- оно не введено в эксплуатацию.
Если указанные условия не выполнены, то все затраты по кредиту отражаются в составе операционных расходов. То есть если актив принят к учету в качестве основного средства либо он используется при выпуске продукции, выполнении работ, оказании услуг (письмо Минфина от 18 августа 2006 г. № 03-03-04/1/633).
В налоговом учете бухгалтер может уменьшить налогооблагаемую прибыль сразу после начисления процентов по займу.
Финансирование сделки фирмы
Факторинг — это тоже средство кредитования. От кредита он в основном отличается тем, что не требует обеспечения обязательства залогом. Более того, факторингом можно воспользоваться, даже если у вашей фирмы есть непогашенные кредиты.
Для того чтобы заключить договор, нет необходимости собирать большое количество документов. Об условиях этого вида кредитования рассказал начальник Управления факторинга ОАО «Кредитный Московский Банк» Сергей Красовский:
— Для получения финансирования по договорам поставки необходимо заключить с банком договор, а по сроку отгрузки представить необходимый документ, подтверждающий этот факт. То есть вы поставляете товар покупателю, он предоставляет документы, подтверждающие факт приема-передачи товара (накладные, акты приема-передачи и т.д.). Далее отгрузочные документы передаются в банк, который выплачивает вам до 90 процентов от стоимости товара.
Кредитной организации покупатель погашает полную стоимость товара. Она, в свою очередь, перечисляет продавцу остаток средств за вычетом комиссии. Это очень удобный вариант расчета, потому что фирме не нужно отвлекать свои оборотные активы. Задолженность компании погашается за счет денег, поступающих от дебиторов.
Факторинг позволяет гарантировано получать необходимую сумму в удобные для компании сроки. Еще одно существенное отличие кредита от факторинга — такую форму кредитования может использовать фирма, у которой нет основных средств.
Пример 2
ООО «Орбита» отгрузило ООО «Космос» товары на сумму 400 000 рублей, НДС составил 60 000 рублей. Стоимость товара без наценки 260 000 рублей. ООО «Космос» обязуется оплатить поставленные товары в течение 20 дней после отгрузки.
В бухгалтерском учете ООО «Орбита» необходимо сделать запись:
Дебет 62 Кредит 90-1
— 400 000 руб. — отражена отгрузка товара;
Дебет 90-2 Кредит 41
— 260 000 руб. — списана себестоимость продукции;
Дебет 90-3 Кредит
— 61 000 руб. — начислен НДС по отгруженным товарам;
Дебет 90-9 Кредит 99
— 79 000 руб. — отражена прибыль фирмы после уплаты налога.
После совершения сделки ООО «Орбита» решило уступить банку право требования долга за отгруженные товары. Для этого стороны заключили договор. Сумма вознаграждения по сделке составила 3 процента от уступленного требования:
Дебет 76 Кредит 91-1
— 400 000 руб. — отражена уступка банку денежного требования;
Дебет 91-2 Кредит 62
— 400 000 руб. — списано денежное требование.
По договору факторинга банк перечисляет 70 процентов от суммы поставки, а остальные 30 процентов за минусом вознаграждения — после оплаты ООО «Космос» отгруженных товаров.
В бухгалтерском учете необходимо сделать записи:
Дебет 51 Кредит 76
— 280 000 руб. (400 000 руб. х 70%) — банк перечислил деньги по договору;
Дебет 91-2 Кредит 76
— 10 000 руб. (400 000 руб. х 3% – 2000 руб.) — сумма вознаграждения банка;
Дебет 19 Кредит 76
— 2000 руб. — отражен НДС с суммы вознаграждения;
Дебет 51 Кредит 76
— 2000 руб. — НДС принят к вычету;
Дебет 99 Кредит 91-9
— 10 000 руб. — отражен расход по операции факторинга;
Дебет 51 Кредит 76
— 108 000 руб. (400 000 руб. х 30% –12 000 руб.) — перечислена банком оставшаяся сумма долга за минусом суммы вознаграждения.
Имущество в кредит
Лизинг — это эффективный инструмент для решения проблемы модернизации и расширения производства, как считает директор управления стратегического планирования ЗАО «Центр-Капитал» Валерий Ярован:
— Механизм лизинга прост — лизинговая компания приобретает имущество и затем передает его в пользование клиенту. Право собственности переходит к пользователю после выплаты им стоимости имущества за период использования, а также сопутствующих расходов. В них входят проценты по кредиту и вознаграждения лизинговой компании.
Выбирая из способов займа, на лизинге можно остановиться только потому, что он позволяет снизить налоговые платежи и сэкономить на налоге на прибыль.
Амортизационные отчисления производит та компания, на балансе которой находится лизинговое имущество, при этом закон позволяет применять ускоренную амортизацию (ст. 31 закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ). Однако следует учесть, что налог на имущество не уплачивается, если товар учтен как доходные вложения в материальные ценности.
В целях налогообложения прибыли с 1 января 2006 г. лизингодатели могут учитывать в составе прочих расходов затраты на приобретение имущества, которое передано на баланс лизингополучателя (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК). Ранее передающая сторона была не вправе списать такие затраты, начисляя амортизацию. Она могла только уменьшать доходы от предоставления имущества в лизинг на затраты по его приобретению только по окончании срока действия договора.
С 2006 года указанные затраты признаются в качестве прочих расходов в тех отчетных или налоговых периодах, в которых согласно договору предусмотрены лизинговые платежи. Причем затраты на приобретение предмета лизинга учитываются пропорционально соответствующей сумме лизингового платежа (закон от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ, текст документа вы можете посмотреть в справочной правовой системе КонсультантПлюс).
Таким образом, можно отметить, что кредит, лизинг и факторинг существенно отличаются условиями получения займа. По факторинговым сделкам гораздо легче получить займ, чем по кредиту. Лизинг, в свою очередь, тоже выгодно использовать, но подходит он только к операциям по приобретению основных средств.