Как перейти на упрощенную систему налогообложения?
Недавно была принята очередная глава Налогового кодекса, посвященная упрощенной системе налогообложения. Хотя она начинает действовать только с 2003 года, подать документы для перехода на «упрощенку» надо уже сейчас. В статье мы расскажем, когда фирмам выгоднее работать по упрощенной системе и что для этого надо сделать.
Что такое «упрощенка»
Упрощенная система налогообложения предназначена для малого бизнеса. Фирмы и предприниматели переходят на нее добровольно. Это позволяет им платить меньше налогов и сдавать меньше отчетов в инспекцию.
Какие налоги надо платить
Если фирма перешла на упрощенную систему, то она не платит:
- налог на прибыль;
- НДС;
- налог с продаж;
- налог на имущество;
- ЕСН.
Вместо них фирмы платят единый налог. Остальные налоги перечислять в бюджет нужно.
! Обратите внимание: фирмы, применяющие «упрощенку», должны с зарплаты сотрудников платить взносы в Пенсионный фонд.
Как рассчитать единый налог
Единый налог можно рассчитать двумя способами:
- с доходов фирмы;
- с доходов, уменьшенных на расходы.
Вы сами выбираете, как будете рассчитывать единый налог. Выбранный вариант надо указать в заявлении о переходе на «упрощенку».
I способ
Единый налог с доходов рассчитайте так:
Доход от реализации товаров (работ, услуг) | + | Внереализационные доходы | х | 6% | = | Единый налог |
II способ
Единый налог с доходов, уменьшенных на расходы, рассчитайте так.
Доход от реализации товаров (работ, услуг) | + | Внереализационные доходы | - | Расходы фирмы | х | 15% | = | Единый налог |
Если этот налог, меньше одного процента от доходов фирмы, то в бюджет надо заплатить другую сумму:
Доход от реализации товаров (работ, услуг) | + | Внереализационные доходы | х | 1% | = | Единый налог |
Кто не может применять «упрощенку»
На упрощенную систему не может перейти фирма, если:
- у нее есть филиалы и представительства;
- она производит подакцизные товары;
- она платит единый налог на вмененный доход;
- в уставном капитале доля других фирм больше 25 процентов.
Когда выгодно перейти на «упрощенку»
Как правило, фирмам выгоднее платить единый налог. Дело в том, что он заменяет основные платежи в бюджет (ЕСН, налог на прибыль, НДС). Но особенно большая экономия на налогах получается:
- если вы занимаетесь розничной торговлей. В этом случае вам приходится платить налог с продаж. В разных регионах он разный, но чаще всего ставка равна 5 процентам от выручки фирмы. Если вы будете платить единый налог с дохода, то его ставка составит 6 процентов. Однако вам не придется платить не только налог с продаж, но и ЕСН, НДС, налоги на прибыль и на имущество;
- если у вашей фирмы большая прибыль. С нее надо платить налог по ставке 24 процента. Если же перейти на «упрощенку», то ставка фактически снизится до 15 процентов.
Пример 1. ЗАО «Актив» торгует в розницу. В 2003 году доход фирмы составил 1 890 000 руб. (в том числе НДС – 300 000 руб., налог с продаж – 90 000 руб.). Покупная стоимость товаров – 960 000 руб. (в том числе НДС – 160 000 руб.). В 2003 году сотрудникам ЗАО «Актив» выплачена зарплата 200 000 руб. Рассмотрим, что выгоднее: платить все налоги или работать по «упрощенке». |
Фирма платит все налоги
В этом случае ЗАО «Актив» должно заплатить:
- ЕСН и взносы в Пенсионный фонд;
- НДС;
- налог с продаж;
- налог на прибыль.
ЕСН и взносы в Пенсионный фонд равны:
200 000 руб. х 35,6% = 71 200 руб.
Фирма может уменьшить НДС к уплате на сумму налога, которая перечислена поставщикам за товары (160 000 руб.). В результате в бюджет надо заплатить:
300 000 руб. – 160 000 руб. = 140 000 руб.
Налог с продаж равен 90 000 руб.
Прибыль фирмы составит:
(1 890 000 руб. – 90 000 руб. – 300 000 руб.) – (960 000 руб. – 160 000 руб.) – 200 000 руб. – 71 200 руб. = 428 800 руб.
Рассчитаем налог на прибыль:
428 800 руб. х 24% = 102 912 руб.
Всего ЗАО «Актив» заплатит в бюджет:
71 200 руб. + 140 000 руб. + 90 000 руб. + 102 912 руб. = 404 112 руб.
Если фирма работает по «упрощенке», то она может платить единый налог с доходов или с разницы между доходами и расходами.
Фирма платит единый налог с доходов
Сумма единого налога составит:
1 890 000 руб. х 6% = 113 400 руб.
Кроме того, с зарплаты сотрудников надо заплатить взносы в Пенсионный фонд:
200 000 руб. х 14% = 28 000 руб.
Всего ЗАО «Актив» заплатит:
113 400 руб. + 28 000 руб. = 141 400 руб.
Фирма платит единый налог с разницы между доходами и расходами
Сумма единого налога составит:
(1 890 000 руб. – 960 000 руб. – 200 000 руб. – 28 000 руб.) х 15% = 105 300 руб.
Всего ЗАО «Актив» заплатит:
105 300 руб. + 28 000 руб. = 133 300 руб.
Как видим, ЗАО «Актив» выгоднее применять «упрощенку». Причем единый налог лучше рассчитать с разницы между доходами и расходами. В этом случае фирма сэкономит:
404 112 руб. – 133 300 руб. = 270 812 руб.
Как перейти на «упрощенку»
Чтобы перейти на «упрощенку», надо:
- определить, имеете ли вы на это право. Для этого рассчитайте определенные показатели. Они не должны быть больше показателей, указанных в Налоговом кодексе;
- написать заявление.
Какие показатели надо рассчитать
Чтобы перейти на «упрощенку», надо определить:
- среднюю численность работников. В фирме должно работать не более 100 человек;
- стоимость основных средств и нематериальных активов. Она должна быть меньше 100 млн рублей. В Налоговом кодексе не сказано, какую стоимость имущества нужно брать – первоначальную или остаточную. Однако в МНС нам сказали, что фирмы должны вести расчеты по остаточной стоимости;
- сумму выручки за девять месяцев 2002 года. Она должна быть меньше 11 млн рублей. Этот показатель рассчитывается без НДС и налога с продаж.
Обратите внимание: если по итогам 2002 года доход фирмы превысит 15 млн рублей, то она не сможет применять «упрощенку».
Пример 2. ООО «Пассив» торгует продуктами питания. В нем работают 15 человек. У фирмы есть:
За девять месяцев 2002 года фирма продала товаров на 12 600 000 руб. (в том числе НДС – 2 000 000 руб., налог с продаж – 600 000 руб.). Чтобы определить, можно ли применять «упрощенку», бухгалтер ООО «Пассив» сделал такой расчет: |
– средняя численность работников (15 человек) меньше величины, установленной Налоговым кодексом (100 человек);
– остаточная стоимость амортизируемого имущества равна:
(500 000 руб. – 60 000 руб.) + (20 000 руб. – 5000 руб.) = 455 000 руб.
Эта величина меньше 100 млн руб.;
– выручка фирмы за девять месяцев 2002 года равна:
12 600 000 руб. – 2 000 000 руб. – 600 000 руб. = 10 000 000 руб.
Это меньше величины, установленной Налоговым кодексом (11 млн руб.).
ООО «Пассив» по всем показателям удовлетворяет критериям, которые установлены Налоговым кодексом. С 2003 года фирма может перейти на упрощенную систему.
Как написать заявление
Заявление о переходе на «упрощенку» подайте в свою налоговую инспекцию. Сделайте это с 1 октября по 30 ноября.
В настоящее время специальной формы заявления нет. Но, по нашим данным, МНС ее разрабатывает. Как только она появится, мы о ней расскажем.
Налоговики могут не утвердить форму заявления о переходе на «упрощенку» до 1 октября. Тогда составьте его в произвольном порядке. Например, это может выглядеть так:
ЗаявлениеНа основании статьи 34613 Налогового кодекса РФ с 1 января 2003 года ЗАО «Баланс» переходит на упрощенную систему налогообложения. За девять месяцев 2002 года у фирмы были следующие показатели деятельности:
У фирмы нет филиалов и представительств. Подакцизную продукцию не продаем. Уставный капитал состоит из вкладов граждан. В 2003 году ЗАО «Баланс» будет рассчитывать единый налог с доходов фирмы.
М.П. |