Как перейти на упрощенную систему налогообложения?

Статьи и аналитические материалы по Налогам

Автор:
Источник: журнал «Практическая бухгалтерия», 10/2002г.
Опубликовано: 15 сентября 2005

Как перейти на упрощенную систему налогообложения?

Недавно была принята очередная глава Налогового кодекса, посвященная упрощенной системе налогообложения. Хотя она начинает действовать только с 2003 года, подать документы для перехода на «упрощенку» надо уже сейчас. В статье мы расскажем, когда фирмам выгоднее работать по упрощенной системе и что для этого надо сделать.

Что такое «упрощенка»

Упрощенная система налогообложения предназначена для малого бизнеса. Фирмы и предприниматели переходят на нее добровольно. Это позволяет им платить меньше налогов и сдавать меньше отчетов в инспекцию.

Какие налоги надо платить

Если фирма перешла на упрощенную систему, то она не платит:

  • налог на прибыль;
  • НДС;
  • налог с продаж;
  • налог на имущество;
  • ЕСН.

Вместо них фирмы платят единый налог. Остальные налоги перечислять в бюджет нужно.

! Обратите внимание: фирмы, применяющие «упрощенку», должны с зарплаты сотрудников платить взносы в Пенсионный фонд.

Как рассчитать единый налог

Единый налог можно рассчитать двумя способами:

  • с доходов фирмы;
  • с доходов, уменьшенных на расходы.

Вы сами выбираете, как будете рассчитывать единый налог. Выбранный вариант надо указать в заявлении о переходе на «упрощенку».

I способ

Единый налог с доходов рассчитайте так:

Доход от реализации товаров (работ, услуг) + Внереализационные доходы х 6% = Единый налог

II способ

Единый налог с доходов, уменьшенных на расходы, рассчитайте так.

Доход от реализации товаров (работ, услуг) + Внереализационные доходы - Расходы фирмы х 15% = Единый налог

Если этот налог, меньше одного процента от доходов фирмы, то в бюджет надо заплатить другую сумму:

Доход от реализации товаров (работ, услуг) + Внереализационные доходы х 1% = Единый налог

Кто не может применять «упрощенку»

На упрощенную систему не может перейти фирма, если:

  • у нее есть филиалы и представительства;
  • она производит подакцизные товары;
  • она платит единый налог на вмененный доход;
  • в уставном капитале доля других фирм больше 25 процентов.

Когда выгодно перейти на «упрощенку»

Как правило, фирмам выгоднее платить единый налог. Дело в том, что он заменяет основные платежи в бюджет (ЕСН, налог на прибыль, НДС). Но особенно большая экономия на налогах получается:

  • если вы занимаетесь розничной торговлей. В этом случае вам приходится платить налог с продаж. В разных регионах он разный, но чаще всего ставка равна 5 процентам от выручки фирмы. Если вы будете платить единый налог с дохода, то его ставка составит 6 процентов. Однако вам не придется платить не только налог с продаж, но и ЕСН, НДС, налоги на прибыль и на имущество;
  • если у вашей фирмы большая прибыль. С нее надо платить налог по ставке 24 процента. Если же перейти на «упрощенку», то ставка фактически снизится до 15 процентов.

Пример 1. ЗАО «Актив» торгует в розницу.

В 2003 году доход фирмы составил 1 890 000 руб. (в том числе НДС – 300 000 руб., налог с продаж – 90 000 руб.).

Покупная стоимость товаров – 960 000 руб. (в том числе НДС – 160 000 руб.). В 2003 году сотрудникам ЗАО «Актив» выплачена зарплата 200 000 руб.

Рассмотрим, что выгоднее: платить все налоги или работать по «упрощенке».

Фирма платит все налоги

В этом случае ЗАО «Актив» должно заплатить:

  • ЕСН и взносы в Пенсионный фонд;
  • НДС;
  • налог с продаж;
  • налог на прибыль.

ЕСН и взносы в Пенсионный фонд равны:

200 000 руб. х 35,6% = 71 200 руб.

Фирма может уменьшить НДС к уплате на сумму налога, которая перечислена поставщикам за товары (160 000 руб.). В результате в бюджет надо заплатить:

300 000 руб. – 160 000 руб. = 140 000 руб.

Налог с продаж равен 90 000 руб.

Прибыль фирмы составит:

(1 890 000 руб. – 90 000 руб. – 300 000 руб.) – (960 000 руб. – 160 000 руб.) – 200 000 руб. – 71 200 руб. = 428 800 руб.

Рассчитаем налог на прибыль:

428 800 руб. х 24% = 102 912 руб.

Всего ЗАО «Актив» заплатит в бюджет:

71 200 руб. + 140 000 руб. + 90 000 руб. + 102 912 руб. = 404 112 руб.

Если фирма работает по «упрощенке», то она может платить единый налог с доходов или с разницы между доходами и расходами.

Фирма платит единый налог с доходов

Сумма единого налога составит:

1 890 000 руб. х 6% = 113 400 руб.

Кроме того, с зарплаты сотрудников надо заплатить взносы в Пенсионный фонд:

200 000 руб. х 14% = 28 000 руб.

Всего ЗАО «Актив» заплатит:

113 400 руб. + 28 000 руб. = 141 400 руб.

Фирма платит единый налог с разницы между доходами и расходами

Сумма единого налога составит:

(1 890 000 руб. – 960 000 руб. – 200 000 руб. – 28 000 руб.) х 15% = 105 300 руб.

Всего ЗАО «Актив» заплатит:

105 300 руб. + 28 000 руб. = 133 300 руб.

Как видим, ЗАО «Актив» выгоднее применять «упрощенку». Причем единый налог лучше рассчитать с разницы между доходами и расходами. В этом случае фирма сэкономит:

404 112 руб. – 133 300 руб. = 270 812 руб.

Как перейти на «упрощенку»

Чтобы перейти на «упрощенку», надо:

  • определить, имеете ли вы на это право. Для этого рассчитайте определенные показатели. Они не должны быть больше показателей, указанных в Налоговом кодексе;
  • написать заявление.

Какие показатели надо рассчитать

Чтобы перейти на «упрощенку», надо определить:

  • среднюю численность работников. В фирме должно работать не более 100 человек;
  • стоимость основных средств и нематериальных активов. Она должна быть меньше 100 млн рублей. В Налоговом кодексе не сказано, какую стоимость имущества нужно брать – первоначальную или остаточную. Однако в МНС нам сказали, что фирмы должны вести расчеты по остаточной стоимости;
  • сумму выручки за девять месяцев 2002 года. Она должна быть меньше 11 млн рублей. Этот показатель рассчитывается без НДС и налога с продаж.

Обратите внимание: если по итогам 2002 года доход фирмы превысит 15 млн рублей, то она не сможет применять «упрощенку».

Пример 2. ООО «Пассив» торгует продуктами питания. В нем работают 15 человек. У фирмы есть:

  • здание магазина. Его первоначальная стоимость составляет 500 000 руб., амортизация – 60 000 руб.;
  • компьютер первоначальной стоимостью 20 000 руб., амортизация – 5000 руб.

За девять месяцев 2002 года фирма продала товаров на 12 600 000 руб. (в том числе НДС – 2 000 000 руб., налог с продаж – 600 000 руб.).

Чтобы определить, можно ли применять «упрощенку», бухгалтер ООО «Пассив» сделал такой расчет:

 – средняя численность работников (15 человек) меньше величины, установленной Налоговым кодексом (100 человек);

 – остаточная стоимость амортизируемого имущества равна:

(500 000 руб. – 60 000 руб.) + (20 000 руб. – 5000 руб.) = 455 000 руб.

Эта величина меньше 100 млн руб.;

 – выручка фирмы за девять месяцев 2002 года равна:

12 600 000 руб. – 2 000 000 руб. – 600 000 руб. = 10 000 000 руб.

Это меньше величины, установленной Налоговым кодексом (11 млн руб.).

ООО «Пассив» по всем показателям удовлетворяет критериям, которые установлены Налоговым кодексом. С 2003 года фирма может перейти на упрощенную систему.

Как написать заявление

Заявление о переходе на «упрощенку» подайте в свою налоговую инспекцию. Сделайте это с 1 октября по 30 ноября.

В настоящее время специальной формы заявления нет. Но, по нашим данным, МНС ее разрабатывает. Как только она появится, мы о ней расскажем.

Налоговики могут не утвердить форму заявления о переходе на «упрощенку» до 1 октября. Тогда составьте его в произвольном порядке. Например, это может выглядеть так:

Руководителю инспекции МНС России
по г. Москве № 26
Курочкину Сергею Владимировичу
от директора ЗАО «Баланс» (ИНН 7726026598)
Григорьева Василия Ивановича






Заявление

На основании статьи 34613 Налогового кодекса РФ с 1 января 2003 года ЗАО «Баланс» переходит на упрощенную систему налогообложения.

За девять месяцев 2002 года у фирмы были следующие показатели деятельности:

  • доход (без учета НДС и налога с продаж) – 500 000 рублей;
  • средняя численность работников – 15 человек;
  • остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов – 100 000 рублей.

У фирмы нет филиалов и представительств. Подакцизную продукцию не продаем. Уставный капитал состоит из вкладов граждан.

В 2003 году ЗАО «Баланс» будет рассчитывать единый налог с доходов фирмы.

Руководитель
Главный бухгалтер
/В.И. Григорьев/
/Ю.В. Смирнова/

М.П.


Автор: