Как привести устав ООО в соответствие с новыми нормами законодательства

Российский бухучет

Автор:
Источник: Журнал "Российский налоговый курьер" №20-2009
Опубликовано: 24 ноября 2009

Сегодня в России самая распространенная организационно-правовая форма юридического лица — общество с ограниченной ответственностью. По состоянию на 1 июля 2009 года число таких компаний составило более 75% от общего количества действующих организаций. Уставы этих обществ должны быть приведены в соответствие с положениями Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ, вступившего в силу.

С 1 июля 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2008 № 312-ФЗ (далее — Закон № 312-ФЗ), который изменил значительную часть положений Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ) и части I Гражданского кодекса. Поэтому уставы обществ, созданных до указанной даты, следует привести в соответствие с новыми нормами законодательства не позднее 1 января 2010 года. Основанием является пункт 2 статьи 5 Закона от № 312-ФЗ.

Согласно пункту 4 статьи 12 Закона № 14-ФЗ изменения, внесенные в устав общества, подлежат государственной регистрации и в рассматриваемом случае приобретают силу для третьих лиц с момента такой регистрации. Таким образом, обществам необходимо после проведения внутри организации мероприятий, связанных с внесением в устав соответствующих изменений, обратиться в регистрирующий орган по месту своего нахождения. Документы, которые должны быть представлены в регистрирующий орган в данной ситуации, перечислены в статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ):

  • заявление о государственной регистрации;
  • решение о внесении изменений в учредительные документы общества;
  • изменения, вносимые в учредительные документы общества. Указанные изменения могут быть представлены в виде непосредственно изменений к уставу или устава в новой редакции;
  • документ об уплате государственной пошлины в размере 400 руб.

Какую форму заявления о государственной регистрации следует использовать.

В рассматриваемой ситуации следует использовать форму № Р13001 «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица». При этом отметим следующее. Форма № Р13001, утвержденная постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439, не содержит строки, позволяющей отметить, что в данном случае изменения вносятся в устав общества с ограниченной ответственностью в целях приведения его в соответствие с Законом № 312-ФЗ. Однако указанное условие (с учетом положения пункта 5 статьи 5 Закона № 312-ФЗ) является основанием для внесения регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) одновременно с государственной регистрацией изменений устава сведений о размерах долей участников общества.
Представляя в регистрирующий орган заявление по утвержденной форме № Р13001, к нему (согласно пункту 3.7 раздела IV Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица1) нужно приложить отдельный лист, подписанный заявителем, в котором указать, что данные изменения вносятся в устав в целях приведения его в соответствие с Законом № 312-ФЗ. Данный лист является неотъемлемой частью подаваемого в регистрирующий орган заявления и должен быть прошит с листами заявления. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки (п. 4 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей2).

При отсутствии в заявлении о государственной регистрации указанного листа с соответствующим уточнением налоговый (регистрирующий) орган не будет проинформирован, что одновременно с регистрацией устава необходимо внести в ЕГРЮЛ сведения о размерах долей участников общества. Проверять же устав на соответствие Закону № 312-ФЗ регистрирующий орган не вправе в силу положений пункта 4.1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ.

Следовательно, удобнее использовать рекомендуемую форму № Р13001, размещенную на сайте ФНС России в рубрике «Государственная регистрация и учет налогоплательщиков», которая содержит специальную строку о приведении устава общества в соответствие с Федеральным законом № 312-ФЗ.

Образцы заполнения заявления по форме № Р13001 (утвержденной и рекомендованной)3 приведены в приложении.

Как уже отмечалось, Законом № 312-ФЗ установлен срок для приведения уставов обществ в соответствие с действующей с 1 июля 2009 года редакцией Закона № 14-ФЗ — не позднее 1 января 2010 года. Но из Закона № 312-ФЗ не следует, что после указанного срока общества с ограниченной ответственностью не вправе продолжать свою деятельность и вносить необходимые изменения в устав.

Учитывая сказанное выше, неприведение уставов обществ с ограниченной ответственностью в соответствие с Законом № 312-ФЗ не повлечет за собой их автоматическое исключение из ЕГРЮЛ. Регистрирующие органы будут осуществлять регистрацию изменений уставов обществ в целях приведения их в соответствие с Законом № 312-ФЗ и после 1 января 2010 года.

Вопросы, возникающие у налогоплательщиков при приведении уставов ООО в соответствие с Законом № 312-ФЗ.

Вопрос первый. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона № 312-ФЗ уставы и учредительные договоры обществ с ограниченной ответственностью, созданных до 1 июля 2009 года, подлежат приведению в соответствие с указанным законом. Должен ли учредительный договор общества после приведения в соответствие с законом представляться в регистрирующий орган наряду с уставом?

При приведении устава общества в соответствие с Законом № 312-ФЗ новую редакцию учредительного договора в регистрирующий орган представлять не нужно. Согласно Закону № 129-ФЗ государственной регистрации подлежат учредительные документы юридических лиц. Учредительные договоры обществ с ограниченной ответственностью с 1 июля 2009 года утратили силу учредительных документов (п. 4 ст. 5 Закона № 312-ФЗ), поэтому их государственная регистрация после указанной даты осуществляться не будет.

Вопрос второй. Возможно ли отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью до приведения устава в соответствие с требованиями Закона № 312-ФЗ?

Ни Закон № 14-ФЗ, ни Закон № 129-ФЗ не содержат ограничений, связанных с возможностью отчуждения доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью до приведения его устава в соответствие с нормами Закона № 312-ФЗ. Поэтому заявление о государственной регистрации изменений, связанных с отчуждением участником (участниками) доли или части доли в уставном капитале общества, может быть представлено в регистрирующий орган до представления документов, связанных с приведением устава данного общества в соответствие с нормами Закона № 312-ФЗ.

Вопрос третий. Можно ли зарегистрировать новое место нахождения общества с ограниченной ответственностью или внести изменения в сведения о руководителе общества до приведения устава в соответствие с Законом № 312-ФЗ?

Неприведение устава общества в соответствие с нормами Закона № 312-ФЗ не может являться основанием для отказа в государственной регистрации изменений сведений об обществе, в том числе и сведений о месте нахождения организации или ее руководителе.

Вопрос четвертый. Должны ли общества с ограниченной ответственностью, зарегистрированные до 1 июля 2009 года и находящиеся в процессе реорганизации или ликвидации, а также планирующие провести реорганизацию или добровольную ликвидацию, привести свои уставы в соответствие с нормами Закона № 312-ФЗ до подачи в регистрирующий орган документов, необходимых для внесения в государственный реестр записи о завершении реорганизации или ликвидации общества, а также перед началом процедуры реорганизации или ликвидации?

В рассматриваемых случаях приведение уставов обществ в соответствие с Законом № 312-ФЗ нецелесообразно С точки зрения законодательства о регистрации юридических лиц неприведение устава общества в соответствие с требованиями Закона № 312-ФЗ не может являться основанием для отказа в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых или прекращающих деятельность в результате реорганизации, а также ликвидации юридического лица. То же самое относится и к внесению в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации или ликвидации общества с ограниченной ответственностью.

Вопрос пятый. В связи с вступлением в силу Закона № 312-ФЗ должен ли быть увеличен уставный капитал общества с ограниченной ответственностью в случае, если его размер составляет менее 10 000 руб.?

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона № 14-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 июля 2009 года, размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью должен быть не менее 100 МРОТ (стократной величины минимального размера оплаты труда), установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества.

Следовательно, требование к размеру уставного капитала общества предъявлялось законодательством об обществах с ограниченной ответственностью только на момент его государственной регистрации, что позволяло обществам, созданным до 1 марта 1998 года, до настоящего времени не увеличивать свой уставный капитал до минимального размера — 10 000 руб.

В соответствии с изменениями, внесенными Законом № 312-ФЗ, указанная норма сформулирована следующим образом: размер уставного капитала общества должен быть не менее чем 10 000 руб. Поэтому с 1 июля 2009 года размер уставного капитала общества должен быть не менее 10 000 руб. не только на момент его государственной регистрации, но и в любой другой момент.

Указанные изменения влекут за собой необходимость увеличения размера уставного капитала общества с ограниченной ответственностью до 10 000 руб.

Согласно положениям пункта 2 статьи 12 Закона № 14-ФЗ сведения о размере уставного капитала общества должны отражаться в его уставе. Поэтому устав общества, приведенный в соответствие с Законом № 312-ФЗ, должен содержать соответствующие требованиям законодательства сведения об уставном капитале.

Вопрос шестой. Общество увеличило уставный капитал. Возможно ли внесение изменений в сведения об уставном капитале общества, содержащиеся в ЕГРЮЛ, одновременно с приведением устава в соответствие с требованиями Закона № 312-ФЗ?

Увеличение уставного капитала общества связано с необходимостью внесения изменений в его устав, поскольку на основании положений пункта 2 статьи 12 Закона № 14-ФЗ сведения о размере уставного капитала общества должны содержаться в его уставе.

В рассматриваемом случае в заявлении о государственной регистрации по форме № Р13001 наряду со строкой и листами заявления, связанными с приведением устава в соответствие с Законом № 312-ФЗ, необходимо заполнить соответствующую строку и лист заявления, связанные с увеличением уставного капитала.

Отметим, что увеличение уставного капитала общества с ограниченной ответственностью связано с изменением номинальной стоимости (в предусмотренных законом случаях — размера) долей участников общества (ст. 18 и 19 Закона № 14-ФЗ). Указанные сведения должны быть представлены в регистрирующий орган для отражения в ЕГРЮЛ.

Вопрос седьмой. Общество изменило место нахождения. Возможно ли внесение изменений в сведения о месте нахождения общества, содержащиеся в ЕГРЮЛ, одновременно с приведением устава общества в соответствие с Законом № 312-ФЗ при условии, что сведения о месте нахождения согласно пункту 2 статьи 12 Закона № 14-ФЗ должны отражаться в уставе?

Да, это возможно. Для этого в заявлении по форме № Р13001 наряду со строкой и листами заявления, связанными с приведением устава в соответствие с Законом № 312-ФЗ, необходимо заполнить соответствующую строку и лист заявления, связанные с изменением места нахождения общества.

Вопрос восьмой. На основании пункта 2 статьи 12 Закона № 14-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 июля 2009 года) сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества должны были быть отражены в его уставе. После 1 июля 2009 года указанное требование исключено из приведенной нормы Закона № 14-ФЗ. Вместе с тем рассматриваемая норма в действующей редакции предусматривает, что устав общества может также содержать иные положения, не противоречащие указанному закону и иным федеральным законам. Могут ли сведения о размерах долей участников общества быть включены в устав после 1 июля 2009 года?
Отражение в уставе общества с ограниченной ответственностью после 1 июля 2009 года сведений о размерах и номинальной стоимости долей его участников не будет противоречить положениям законодательства об обществах с ограниченной ответственностью. В данной ситуации скорее нужно говорить о целесообразности включения в устав общества сведений об участниках согласно новым положениям Закона № 14-ФЗ, в частности об обязанности общества вести список его участников, о приоритетности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, пока не будет установлено иное.

Вопрос девятый. Внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о размерах и номинальной стоимости долей участников общества признаются достоверными до тех пор, пока их достоверность не будет опровергнута нотариально удостоверенными документами или заявлениями, подписанными всеми указанными в ЕГРЮЛ участниками общества, либо пока иное не будет установлено решением суда. О каких заявлениях участников общества идет речь?

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19.07.2009 № 205-ФЗ) заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть заверена в нотариальном порядке.

До утверждения форм заявлений о государственной регистрации в установленном законодательством порядке в рассматриваемой ситуации рекомендуется использовать форму № Р14001 «Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц», размещенную на сайте ФНС России http://www.nalog.ru/ в рубрике «Государственная регистрация и учет налогоплательщиков».

В указанной рекомендуемой форме лист заявления, в котором проставляется подпись заявителя и предусмотрено место для заверения данной подписи в нотариальном порядке, расположен в конце заявления, что позволяет заполнить такой лист в отношении каждого участника отдельно и приложить к одному заявлению.

Приложения:

Образцы заполнения заявления по форме № Р13001 (PDF, 4090.4 Кб)

Автор: