ККТ: новеллы нашего времени

Российский бухучет

Автор:
Источник: Актуальная бухгалтерия
Опубликовано: 31 августа 2009

За последнее время законодатели рассмотрели и приняли многочисленные поправки в порядок применения контрольно-кассовой техники и платежных терминалов. Бои за каждый законопроект шли нешуточные. Наконец-то «вмененщики» могут надеяться на отмену ККТ по видам деятельности, которые переведены на уплату единого вмененного налога. А вот платежные терминалы все без исключения со следующего года должны быть обязательно оборудованы ККТ. О новых правилах работы с контрольно-кассовой техникой и без ее применения нам рассказал Яков Яковлевич Хомец, советник государственной гражданской службы РФ II класса.

Здравствуйте Яков Яковлевич! Расскажите, пожалуйста, какие организации вправе не применять ККТ и не использовать бланки строгой отчетности при наличных расчетах?

Согласно проекту Федерального закона № 471693-4 (принятому в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания) от применения ККТ при осуществлении наличных расчетов будут освобождены организации и предприниматели, которые являются плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, осуществляют виды деятельности, перечисленные в пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса, и не подпадают под действие пунктов 2 и 3 статьи 2 Федерального закона о применении ККТ1. Однако при этом организация или предприниматель обязаны выдавать по требованию покупателя (клиента) подтверждающий документ в момент оплаты, содержащий следующие сведения:

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа, дату его выдачи;
  • наименование для организации (фамилия, имя, отчество— для индивидуального предпринимателя);
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
  • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Скажите, пожалуйста, кто будет контролировать выполнение новых правил расчетов наличными без ККТ, в частности выдачу соответствующего документа покупателю?

Осуществлять контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями обязанности по выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), будут налоговые органы. Такие поправки внесены в Закон «О налоговых органах Российской Федерации»2.

Кроме того, налоговые органы вправе штрафовать организации и предпринимателей за отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Согласно новой редакции статьи 14.5 КоАП РФ невыдача такого документа по требованию покупателя влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей; на должностных лиц — от 3000 до 4000 рублей; на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей.

Теперь несколько вопросов о применении Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Надо ли регистрировать ККТ в составе платежных терминалов в налоговой инспекции по месту расположения или месту нахождения организации (месту жительства предпринимателя)?

В Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54?ФЗ внесены поправки3, которые вступают в силу с 1 января 2010 года. Так, статья 4 дополнена пунктом 1.1. В нем, в частности, сказано, что ККТ в составе платежного терминала, применя-емого платежным агентом, должна:

  • быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала;
  • быть исправна, опломбирована в установленном порядке;
  • иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени;
  • обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом в некорректируемом виде;
  • эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом;
  • передавать в фискальном режиме в платежный терминал зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющих платежный терминал или банкомат;
  • иметь паспорт установленного образца.

В случае смены места расположения терминала надо ли об этом сообщать в налоговую инспекцию?

В случае изменения адреса места установки платежного терминала платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки ККТ, входящего в состав платежного терминала4.

Можно ли создавать бланки строгой отчетности с помощью специализированных бухгалтерских программ и распечатывать на принтере?

Фирмы и предприниматели вправе выдавать бланки, разработанные ими самостоятельно, при оказании услуг населению и только по тем услугам, которые содержатся в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОК 002-93 (ОКУН)). Требования к таким БСО приведены в пункте 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 года № 359.

Бланк строгой отчетности может изготавливаться типографским способом или формироваться с использованием автоматизированных систем. При этом нужно обеспечивать5:

  • наличие защиты от несанкционированного доступа, идентификацию/фиксацию и сохранение всех операций с бланком в течение минимум 5 лет;
  • сохранение номера и серии бланка.

Кроме того, по требованию налоговых органов владельцы таких систем обязаны предоставлять сведения о выпущенных документах. Таким образом, обычный компьютер не обеспечивает названных условий для создания БСО, а значит, не может использоваться для создания бланков строгой отчетности. По вопросам использования автоматизированных систем рекомендуется обращаться в Минпромторг России, который осуществляет техническую политику по применению ККТ6.

Компания приобрела ККТ, которая будет установлена в обособленном подразделении, находящемся в другом регионе. Какие требования надо соблюсти при регистрации ККТ?

Для регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе (за исключением кредитных организаций) пользователь представляет в налоговый орган (по месту нахождения — для юридического лица или по месту жительства — для физического лица) заявление о регистрации контрольно-кассовой техники по соответствующей форме7.

Заявление о регистрации контрольно-кассовой техники, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, представляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения. В этом заявлении указывается полное наименование обособленного подразделения организации.

Отмечу важный момент. ККТ обособленного подразделения должна быть настроена таким образом, чтобы на чеке печатались наименование и ИНН головной организации, наименование и КПП обособленного подразделения (в зависимости от модели ККТ). В карточке регистрации контрольно-кассовой машины должны быть указаны ИНН головной организации и КПП филиала.

Надо ли для регистрации ККТ по месту нахождения организации (филиала) подтверждать право аренды или собственности на помещение, по адресу которого будет зарегистрирован кассовый аппарат?

Согласно пункту 15 Положения о регистрации и применении ККТ к заявлению прилагаются пас-порт контрольно-кассовой техники, подлежащей регистрации, и договор о ее технической поддержке, заключенный пользователем и поставщиком (центром технического обслуживания). Данный список документов является исчерпывающим. Следовательно, требовать представления каких-либо других дополнительных документов налоговые органы не вправе.

Тем не менее, после официального опубликования Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники8 требование налоговых органов о подтверждении права (аренды или собственности) на помещение, в котором установлена ККТ, будет правомерно.

Необходимо ли снимать с учета кассовый аппарат при переходе из одной налоговой инспекции в другую и ставить его на учет в новой налоговой инспекции? Какие документы подавать в новую налоговую инспекцию?

Согласно пункту 16 Положения9 перерегистрация и снятие ККТ с регистрации осуществляются по заявлению пользователя. Такое заявление необходимо представить в налоговый орган, в котором зарегистрирована контрольно-кассовая техника. К заявлению прилагаются паспорт ККТ и карточка регистрации.

О снятии с регистрации ККТ делается отметка в паспорте контрольно-кассовой техники, которая заверяется печатью налогового органа, а также отметка в книге учета и карточке регистрации, которая остается в налоговом органе.

Для регистрации ККТ в другом налоговом органе пользователь представляет в налоговый орган по месту нахождения (для юридического лица) заявление о регистрации ККТ.

К заявлению прилагаются паспорт контроль-но-кассовой техники, подлежащей регистрации, и договор о ее технической поддержке, заключенный пользователем и поставщиком (центром технического обслуживания). (До официального опубликования Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники.)

Налоговый орган не позднее 5 рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов регистрирует ККТ путем внесения сведений о ней в книгу учета ККТ. Налоговый орган одновременно с регистрацией ККТ выдает пользователю карточку регистрации ККТ, а также возвращает документы, прилагавшиеся к заявлению.

Какие даты могут быть на приходном кассовом ордере и чеке? Может ли чек быть пробит позже, чем выписан ПКО, или ПКО должен быть выписан позднее, чем пробит чек ККТ?

Приходный кассовый ордер и чек ККТ выдаются покупателю только в момент оплаты (в момент фактического внесения в кассу организации денежных средств), поэтому даты этих документов обязательно должны совпадать. В соответствии с пунктом 13 Порядка ведения кассовых операций в РФ10 прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя предприятия.

Согласно указаниям по заполнению ПКО11 эта форма применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации как в условиях методов ручной обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники.

При этом прием и выдача денег по кассовым ордерам могут производиться только в день их составления. Лицам, вносящим наличные деньги, выдается квитанция к приходному кассовому ордеру.

1Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ

2Закон РФ от 21.03.1991 № 943-I

3Федеральный закон от 03.06.2009 № 121-ФЗ

4п. 5 ст. 6 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ

5пп. 4, 11 Положения, утв. пост. Правительства РФ от 06.05.2008 № 359

6письмо Минфина России от 06.03.2009  № 03-01-15/2-96

7Приложение № 1 к приказу ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@

8утв. приказом Минфина России от 10.03.2009 № 19н

9утв. пост. Правительства РФ от 23.07.2007 № 470

10утв. решением Совета директоров ЦБР от 22.09.1993 № 40

11утв. пост. Госкомстата России от 18.08.1998 № 88

Драгоценные терминалы

В Германии установлен первый в мире торговый терминал по продаже золотых слитков. Воплотить в реальность столь революционную идею решилась немецкая компания, которая специализируется на онлайн-торговле драгоценны-ми металлами. Сейчас «золотой» терминал, расположенный на железнодорожном вокзале во Франкфурте, работает в тестовом режиме. Все желающие имеют возможность купить посредством терминала однограммовую плитку золота за 30 евро, а 10 граммовую — за 245.

Таким образом, посредством терминалов, принимающих наличные деньги, а также пластиковые карточки, можно будет приобрести золотые слитки весом один грамм, 5 и 10 граммов, а также золотые монеты «Крюгерранд». Каждый терминал может хранить до 1500 золотых предметов.

Между тем, как утверждают эксперты, цены в автоматах будут обновляться каждые не-сколько минут. При этом цены на золото всего на 30 центов выше, чем в специализированных магазинах. Позаботилась компания-агент и о безопасности: все автоматы будут оснащены скрытыми видеокамерами. Стоимость одного такого терминала составляет 20 000 евро за штуку.

В планах у компании значительное расширение сети «драгоценных» торговых терминалов. Так, около 500 автоматов будет размещено в Германии, Швейцарии и Австрии. Появление подобных автоматов обусловлено возросшим интересом к драгоценному металлу ввиду экономического кризиса, поставившего под сомнение ряд других инвестиционных направлений.

Автор: