Конференция «МСФО как основа финансового управления банком» (25-26 марта 2003г.)

Идеология МСФО и US GAAP

Автор:
Опубликовано: 16 Сентября 2005

В начале работы конференции приняла участие 1-ый зампред Банка России Т.В. Парамонова. В своем выступлении Татьяна Владимировна Парамонова остановилась на нескольких наиболее актуальных вопросах.

Во-первых, Банк России работает над документом по переходу от российской отчетности на международную. Это будет или инструкция или методические указания в зависимости от того, будет ли принят закон о составлении отчетности в соответствии с МСФО.

Этот регламент предусматривает использование ныне действующего учета и трансформацию данных по определенному алгоритму. Однако она заметила, что документ предполагает использование банками своего профессионального суждения при подготовке отчета. «Мы хотим подготовить этот документ к концу 2003 года»- сказала она. Некоторая задержка выпуска документа также связана с изменениями в самих международных стандартах, которые готовит Комитет по международным стандартам. Тем не менее мы не намерены задерживать выход регламента, а предпочитает потом внести изменения в него.

Было отмечено, что готовится закон предусматривающий, что «отчетность составленная путем трансформации будет являться юридически значимой».

На данный момент около 120 банков уже составляют отчетность по МСФО, около 1200 банков составят отчетность по МСФО в 2004 году впервые.

Она подтвердила, что все российские банки переходят на отчетность по международным стандартам, начиная с 1 января 2004 года. Первые отчеты по МСФО банки обязаны будут представить за шесть и за девять месяцев 2004 года. Отчетность по итогам 2004 года по МСФО должна будет заверена аудиторам. Однако, в течение двух лет, то есть до 1 января 2006 года эта отчетность будет подаваться только для целей анализа. С 1 января 2006 года отчетность подается уже для целей надзора, то есть с возможным применением мер воздействия по международным стандартам.

Теперь о «чемоданах Руцкого», точнее о пресловутых 16 инструкциях. «Эксперты ЕС признали полностью соответствующими международным стандартам отчетности подготовленные Банком России проекты 16 инструкций»- сказала она, однако эти инструкции посвящены вопросам бухгалтерского учета. В связи с тем, что вопросы учета и отчетности разделены, получается, что они важны, но не приоритетны. Если сейчас количество корректировок, которые нужно внести в российский учет и отчетность, достаточно велико, то по мере фактического внедрения новых принципов учета оно будет сокращаться, сказала она.

У многих возникали вопросы, насколько эти инструкции будут адекватны МСФО. Я лично думаю, что это вопрос сложный, так что приходится признать, что скорее всего и учет и отчетность будут все-таки приближены к МСФО, но не являться ими. Поживем – увидим.

Следующий вопрос – аудиторский. Она заметила, только около 300 российских аудиторов имеют сертификат на работу по МСФО и при этом далеко не все из них работают в аудиторских компаниях. Центробанк теребит Минфин, чтобы поскорее решился этот вопрос.

Также было обещано, что летом (предположительно в июне) будет представлен сертифицированный перевод международных стандартов на русский язык. Существующий на сегодняшний момент перевод, сделанный несколько лет назад, пока может быть использован для ознакомления со стандартами.

Кроме того, было отмечено, что готовится законопроект «О сводной консолидированной отчетности». Пока же надо учиться. В рамках перехода на МСФО около 10 тыс. работников банковского сектора должны пройти соответствующее обучение. Часть финансирования их обучения готов взять на себя ЕС. Банк России тоже примет участие в обучении.

Потом выступил Г.А. Тосунян. Конечно, он старался придать больший вес АРБ и пробовал объяснить Т.В. Парамоновой необходимость паритетного сотрудничества, ведь в рядах АРБ много толковых специалистов. Он заявил, что переход на международные стандарты является совместной задачей ЦБ и банковского сообщества, выразителем интересов которого является АРБ. По его словам, взаимодействие банков с ЦБ, при непосредственном организующем участии АРБ, должно развиваться по конкретному плану, который включает изучение проблемы, сбор предложений по ее решению и выработку проекта нормативного документа. Кажется, пока он не получил поддержки со стороны ЦБ. Банк России по-прежнему гнет свою линию на исключительность полномочий и тоталитарный контроль, пытаясь обойтись своими специалистами, хотя Татьяна Владимировна и отметила, что иногда советуется с банками, приведя в пример участие в совещаниях Финогенова .

Конечно меня интересовало каким видится будущий переход банков на МСФО в свете обсуждаемых концепций. Как в этом случае будут выстраиваться отношения в тройке Национальный совет – Банк России – АРБ. Не значит ли это, что функции учета перейдут от ЦБ к Национальному совету или , к примеру, к АРБ? Вот этот вопрос я и задал г-ну Тосуняну.

Татьяну Владимировну вопрос явно развеселил. Герегин Ашотович же коротенько разъяснил, что по его мнению банковский учет и отчетность должны остаться в ведении ЦБ и подлежать госрегулированию по крайней мере на обозримый срок и одновременно еще раз призвал Банк России к сотрудничеству с АРБ. Также он отметил, что пожелания г-на Бендукидзе являются только пожеланиями и не следует их распространять на банковскую сферу.

После выступлений в кулуарах г-жу Парамонову окружили журналисты со своими вопросами, а потом подтянулись и банковские клерки. Находясь в хорошем расположении духа Татьяна Владимировна отвечала на вопросы, причем на вопросы бухгалтеров она отвечала более любезно и приветливо. На наш вопрос, касающийся лицензирования банковских бухгалтеров она сказала, что в ближайшее время проведение такой процедуры не предусмотрено.

По поводу получения «корочек» выдаваемых организациями о прохождении обучения и не настанет ли момент, когда они будут признаны недействительными она подтвердила, что это реальный вопрос.

Кроме того, она отметила, что планируемая инструкция или методичка по пересчету баланса по МСФО может получиться в результате внесения изменений (на базе) 17 инструкции. Так что для меня вопрос о том, будет ли одновременно сдаваться отчетность по 17 инструкции и по МСФО или 17 преобразуется в МСФО так и остался открытым.

В общем, какие-то реальные меры по переходу на МСФО, хорошо это или плохо, ведет пока только Банк России. Как красный командир на лихом коне упорно скачет он впереди всей Европы по непроработанному правовому полю.

Кстати, фактически был дан ответ и на вопрос, который задают очень многие – зачем нам это надо. На конференции прозвучало, что Правительство и Банк России в 2001 г. дали международное обязательство перевести банки на МСФО. Теперь весь мир смотрит, как мы умудримся его выполнить.

Много интересного прозвучало и в ходе дальнейших выступлений.

По окончании состоялся Круглый стол.

Ведущие: Маркелов Константин, Компания ОТР, Эксперт АРБ.
Парфёнов Кирилл, Президент Клуба банковских бухгалтеров.

Вопросы, заданные в адрес Банка России:

1. Кто будет подписывать отчётность коммерческого Банка по МСФО? Общее мнение таково, что полномочий Главного бухгалтера, который подписывает стандартную бухгалтерскую отчётность, не хватает для подписания отчётности по МСФО.

2. Будет ли проводиться обучение и соответствующая сертификация руководителей коммерческих Банков?

3. Мнение тех, кто уже поработал с МСФО и знаком со стандартами в оригинале: То, что предлагает Банк России для коммерческих банков, отличается от МСФО. Есть ли комментарии у Банка России?

4. Сколько всего видов банковской отчётности существует: бухгалтерская, налоговая, БРМСФО, МСФО, управленческая отчётность…?

Суждения, высказанные банками и остальными участниками круглого стола:

1. МСФО – это новое мировоззрение менеджеров, один из способов научиться управлять своим бизнесом.

2. Нас учили всю жизнь думать по-другому.

3. Обучение МСФО необходимо начинать не с «отчётников», а с менеджмента Банка.

4. Задача обучения и формирования нового мировоззрения – сама важная!

5. К сожалению, основная работа аудиторов по составлению отчётности проходит по методу «чёрного ящика».

6. Первую МСФОтчётность надо составить «руками в Экселе», потом – что-то запрограммировать самим, а уж потом ставить задачу своим автоматизаторам.

7. На круглом столе совместными усилиями удалось несколько разубедить аудиторию в том, что для того, чтобы перейти на МСФО достаточно купить программу у разработчиков. Это совершенно не так. Если воспринимать МСФО только для ЦБ, то и программа не нужна особо – думаю, ничего сложного там не будет. А если относится к ним как к инструменту финансового управления (чему, собственно и была посвящена конференция), то одна программа ничем не поможет – нужны специалисты и, кроме того, нужно, чтобы высший менеджмент банка понимал, что стоит за этими цифрами. Отрадно было узнать, что уже есть банки, где руководство всерьез озаботилось проблемой собственного образования. Как сказал представитель банка «Петрокоммерц»: «Делайте сами. Сначала пару раз сделайте на коленке, в экселе, еще как… Чтобы вы представляли себе очень хорошо, откуда все берется. И вот тогда уже идите к IT-шникам. Чтобы не они вам дали черный мигающий ящичек и научили с ним работать, а вы говорили им, что и как вам надо. » Любая программа НЕ может на 100% заменить специалиста".

Никакой аудитор не раскроет своих фирменных тайн и методик, он может переложить баланс банка на МСФО, а не просто его подтвердить. Но ведь это другие деньги.

Автор: