В прошлом номере «Консультант» писал об инициативе Минэкономразвития реформировать законодательство об акционерных обществах [1]. Напомним, МЭРТ планирует упразднить организационно-правовую форму ЗАО. В связи с этим закрытым обществам придется перерегистрироваться в ОАО либо ООО. В статье авторы рассмотрели правовые особенности первого варианта.
Итак, МЭРТ твердо намерено прекратить существование ЗАО в их нынешней форме. Министерство наметило подготовку соответствующего доклада Правительству на 2 квартал 2008 года. Следовательно, Государственная Дума примет решение о дальнейшей судьбе ЗАО не ранее 2008 года. Это означает, что в ближайшие два года руководителям закрытых акционерных обществ необходимо определиться с будущей формой компании. Давайте проследим, какой путь предстоит пройти фирме, которая решит стать «публичной».
Во всех делах главное – начало
Законом об АО (Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах) установлены случаи, когда ЗАО не может быть преобразовано в ОАО:
- не допускается изменять тип акционерного общества в случаях, если по законодательству фирму можно было создать только как ЗАО (пример – аудиторские организации);
- ЗАО нельзя преобразовать в ОАО, если размер уставного капитала создаваемого акционерного общества окажется ниже минимального уровня, который определен для АО (в настоящее время – 100 тысяч рублей);
В некоторых ситуациях компания обязана сменить закрытую форму на открытую – например, если количество ее акционеров превысит 50 человек (п. 2 ст. 7 Закона об АО).
Мнение МЭРТ
В Концепции развития корпоративного законодательства Минэкономразвития указывает, что «нормальное состояние акционерного общества – открытая форма без ограничений на обращение акций… Стадия существования акционерного общества в «закрытом» виде должна являться промежуточной, переходной. За ней, в зависимости от обстоятельств, фирма может либо привлечь капитал на открытом рынке, либо занять консервативную позицию и ничего не предпринимать. Вполне возможно, что компания станет еще более «закрытой» – преобразуется в общество с ограниченной ответственностью».
Поскольку изменение типа акционерного общества с правовой точки зрения не является реорганизацией, то требования, установленные в пункте 5 статьи 58 Гражданского кодекса, пункте 5 статьи 15 и статье 20 Закона об АО, применять не нужно. То есть, при преобразовании ЗАО в ОАО учредители не составляют передаточный акт и не уведомляют кредиторов о предстоящем переустройстве. Акционерам в этом случае не будет предоставлено право выкупа акций, даже если они голосовали против реформы. Решение о переходе к открытому типу хозяйствования принимает общее собрание акционеров. Чаще всего такие заседания внеочередные, хотя иногда подобные обсуждения проходят и во время годовых совещаний.
Процедура преобразования акционерного общества состоит из следующих этапов:
- заседание совета директоров принимает решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров;
- составляют список участников собрания;
- акционеров уведомляют о его проведении;
- участники принимают решение изменить устав компании или утвердить его в новой редакции в связи со сменой типа акционерного общества;
- государственная регистрация принятых изменений.
Требования к подготовке и проведению общего собрания акционеров прописаны в Законе об АО и в Постановлении ФКЦБ РФ от 31 мая 2002 г. № 17/пс «Об утверждении положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров».
Чтобы изменения устава или его новая редакция вступили в силу, большинство присутствующих на собрании акционеров должно проголосовать за это положительно (п. 4 ст. 49 Закона об АО).
Окончание процедуры
Заключительный этап преобразования ЗАО в ОАО – его государственная регистрация. На этой стадии необходимо внести изменения в учредительные документы организации и в единый государственный реестр юридических лиц. В правовом смысле компания будет реформирована только по окончании указанных выше процедур (п. 2 ст. 14 Закона об АО). Порядок внесения всех необходимых изменений регулирует глава VI Федерального Закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации). Согласно статье 17 этого закона, для совершения процедуры организация должна передать контролерам следующие документы:
- подписанное уполномоченным сотрудником [2] заявление о государственной регистрации по форме № Р13001 (утв. постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439). Оно подтверждает, что планируемые изменения соответствуют требованиям законодательства, а сведения, которые содержат учредительные документы, достоверны;
- решение об изменении учредительных документов фирмы или об утверждении их новой редакции;
- документ, содержащий изменения, внесенные в учредительные документы компании или их новая редакция;
- квитанцию об уплате государственной пошлины.
После государственной регистрации акционерное общество получит один экземпляр свидетельства о внесении изменений в устав общества или новую редакцию последнего. Кроме этого, компании выдадут «Свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц» по форме № Р50003 (утв. постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439), а также новое «Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица», в котором организационно-правовая форма будет указана уже как «ОАО».
Кто должен узнать о переменах на фирме
После государственной регистрации акционерному обществу нужно сообщить об изменении своего типа в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), отделения статистики и внебюджетные фонды.
Порядок уведомления ФСФР об изменении типа организации установлен Главой X «Стандартов эмиссии ценных бумаг» (утверждены приказом ФСФР РФ от 16 марта 2005 г. № 05-4/пз-н, далее – Стандарты).
Акционерное общество-эмитент обязано в течение 5 дней с момента внесения изменений представить в ФСФР «Уведомление об изменении сведений о выпуске ценных бумаг, сведений об эмитенте и/или лице, предоставившем обеспечение по облигациям» (приложение № 11 к Стандартам). Одновременно в ФСФР подают копию обновленного устава.
Об изменении своего типа акционерное общество обязано уведомить также отделения статистики и внебюджетные фонды. О том, как сделать это, сказано в следующих документах: законе РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
На основании информации, которую предоставит фирма, ей заменят информационное письмо об учете в ЕГРПО и свидетельство о постановке на учет. В новых бумагах организационно-правовая форма будет указана как «ОАО».
По окончании перечисленных процедур акционерному обществу нужно будет сделать новые записи в трудовых книжках сотрудников.
Согласно пункту 3.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек (утв. постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. № 69), если за время работы сотрудника в организации ее наименование изменилось, то информацию об этом нужно внести в трудовую книжку.
Оговоримся, случай преобразования компании-работодателя инструкция не предусматривает. Несмотря на это, если сменился организационно-правовой тип фирмы, записи в трудовых книжках нужно все-таки сделать. Основанием для них послужит новое свидетельство о государственной регистрации, его номер и дата.
«Упрощенцы» должны быть осмотрительны
Необходимо отметить, что при преобразовании из ЗАО в ОАО у компаний, которые применяют упрощенную систему налогообложения, часто возникают проблемы. Они связаны с тем, что специалисты налоговых инспекций в основном рассматривают изменение типа АО как реорганизацию по Гражданскому кодексу, а преобразованное предприятие – как вновь созданную фирму [3].
При этом инспекторы ссылаются на пункт 2 статьи 346.13 Налогового кодекса. В нем сказано, что компания, которая решила перейти на «упрощенку», может подать прошение об этом одновременно с заявлением о постановке на учет в налоговой. Соответственно, если реорганизация произошла в середине года и фирма не представила необходимые документы, применять упрощенную систему налогообложения на основании выданного ранее уведомления она не вправе.
Однако с инспекторами можно поспорить. Ведь в данном случае реорганизации акционерного общества как таковой не происходит – новая фирма не появляется. Следовательно, компания, которая поменяла свой тип, вправе применять упрощенную систему налогообложения без каких-либо ограничений. В противном случае принцип непрерывного ведения бухгалтерского и налогового учета акционерного общества будет нарушен.
Такую позицию подтверждает постановление Пленума Высшего арбитражного суда от 18 ноября 2003 г. № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах». Судьи отметили, что изменение типа общества не является реорганизацией фирмы, поскольку ее организационно-правовая форма остается прежней [4]
Вопрос ЕСН
Другой проблемой для вновь преобразованных акционерных обществ может стать расчет единого социального налога.
Поскольку, как мы упоминали выше, инспекторы считают ОАО вновь созданной организацией, они обязывают ее рассчитывать налоговую базу по ЕСН со дня «образования». При этом контролеры отказываются обращать внимание на суммы, которые в свое время начисляло ЗАО. Ситуацию усугубляет то, что инспекторы не сообщают, как можно определить момент создания новой фирмы. По нашему мнению, им будет дата государственной регистрации изменений в учредительные документы компании.
Позиция контролеров по вопросу расчета ЕСН также достаточно спорна. Поскольку при изменении типа акционерного общества его реорганизации не происходит, по нашему мнению, ОАО вправе рассчитывать налоговую базу по ЕСН с учетом сумм, которые оно начисляло еще в качестве ЗАО.
Заметим, если компания не выполнит требования инспекторов, существует риск, что ей придется отстаивать свои права в суде. Поэтому каждой фирме необходимо решить, готова ли она спорить с контролерами.
2Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о регистрации, заявителем может быть: руководитель организации или сотрудник (гражданин), который имеет право действовать от имени этой компании без доверенности. Им также может быть исполнитель, которого государство наделило соответствующими полномочиями.
3Письмо УМНС РФ по г. Москве от 29 октября 2003 г. № 21-09/60664.
4Аналогичное мнение ВАС РФ и ВС РФ высказали в Постановлении от 2 апреля 1997 г. № 4/8, которое в настоящее время утратило силу.