Методология

Аналитические статьи, рейтинги

Автор:
Опубликовано: 15 сентября 2005

Методология рейтингового процесса, разработанная Информационно-рейтинговым агентством (ИРА) экспертно-аналитической компании «ЮНИПРАВЭКС», имеет единый стандарт для различных сегментов рынка бизнес-услуг. Это позволяет производить каскадный анализ отрасли в целом, каждого сегмента и компании в отдельности. И на его основе составлять комплексный прогноз развития. В том числе аудита, консалтинга, оценки, рекрутмента, маркетинга, PR, коучинга и др. Основой методологии является трехмерная рейтинговая матрица, содержащая интегрированные базовые показатели: количественную и качественную характеристики, оценку внутренних и внешних корпоративных ресурсов, сравнительный анализ конкурентных преимуществ.
Методика федерального интегрированного рейтинга аудиторских организаций аудирована ведущими специалистами и экспертами в области аудиторской деятельности, являющимися, в том числе консультантами официального ежегодного бизнес-каталога «Аудит в Российской Федерации, СНГ и Зарубежье».
Сама задача составления рейтинга такого масштаба представлялась весьма неординарной. Поэтому для ее решения в 2001 – 2003 гг. была проведена апробация отдельных элементов рейтингового процесса.
Первый подход к составлению рейтинга аудиторских организаций, действующих на территории Российской Федерации был сделан в период с 15 апреля по 15 июня 2001 г. На этапе проведения первого полномасштабного рейтинга доведение информации до аудиторов производилось компанией «ЮНИПРАВЭКС» по специально сформированным базам данных (более 5000 юридических лиц), опубликованных в официальных ежегодных бизнес-каталогах: «Консалтинг в Российской Федерации», «Консалтинг/Аудит в Российской Федерации, СНГ и Зарубежье» и др. Итоги первого рейтинга, проведенного по методологии компании «ЮНИПРАВЭКС» в сокращенном, измененном и переработанном варианте были опубликованы в экономическом еженедельнике «Деньги» издательского дома «Коммерсантъ». Технологическая схема информационного взаимодействия компании «ЮНИПРАВЭКС» и данного СМИ выглядела следующим образом. Результаты исследований российских рынков аудиторских и консалтинговых услуг по итогам каждого года представлялись компанией «ЮНИПРАВЭКС» в издательский дом «Коммерсантъ» в виде многостраничных объемных аналитических обзоров, диаграмм, гистограмм и таблиц. Таким образом, с 2001 г. все рейтинги аудиторских организаций и консалтинговых компаний проводятся на основе информационного инструментария (рейтинговых анкет), разработанных компанией «ЮНИПРАВЭКС», о чем свидетельствуют соответствующие ссылки в публикациях вышеупомянутого СМИ.
На первом этапе основной проблемой при разработке методологии был вопрос, связанный с терминологическими понятиями. Главным критерием ранжирования организаций/компаний/фирм (по предложению издательского дома «Коммерсантъ») являлся показатель совокупной выручки от представления консультационных/аудиторских услуг за отчетный период. Однако простое ранжирование по базовым показателям (в международной практике называемое рэнкингом), по мнению аналитиков компании «ЮНИПРАВЭКС», не давало полной картины оценки работы аудиторов и консультантов за год. В связи с этим, компанией «ЮНИПРАВЭКС» была разработана специальная рейтинговая анкета, учитывающая и другие объективные критерии. В ее основу были положены апробированные в 2000-2001 гг. показатели работы организаций/компаний/фирм на базе анкеты-резюме для ежегодных бизнес-каталогов «ЮНИПРАВЭКС». (См. раздел "Методологический инструментарий).
Таким образом, на основе объединения рэнкинговой методики и базовых показателей по итогам работы за год была сформирована пилотная/рамочная методология рейтинга. По соглашению сторон она носила компромиссный характер.
Для корректного составления рейтинговых таблиц компанией «ЮНИПРАВЭКС» в анкету был введен важный пункт, отражающий лишь один основной вид деятельности компании. Это позволило на этапе сбора и обработки информации четко разграничить сферы деятельности участников. Другим фактором, дающим понимание о степени активности, являлась информация о продолжительности работы в данном сегменте рынка. Дополнительными критериями для консалтинговых компаний было распределение видов консультационных услуг по специальным классификаторам (FEACO, ЮНИПРАВЭКС и др.), а для аудиторских фирм – по основным видам аудита. Полные перечни видов услуг российского консалтинга (по методике «ЮНИПРАВЭКС») опубликованы в бизнес-каталогах «Консалтинг в Российской Федерации», аудиторов – «Аудит в Российской Федерации», оценщиков – «Оценка в Российской Федерации» и др.
Для полного отражения видов деятельности аудиторов и консультантов были разработаны две исходные матрицы. Одна структурировала информацию по всем семи федеральным округам Российской Федерации, другая – по всем отраслям экономики. Это дало возможность наряду с основной рейтинговой таблицей составить отдельные рейтинги в разрезе каждого федерального округа с учетом работ, проводимых в субъектах Российской Федерации. Правильность представленной информации подтверждалась сведениями из копий бухгалтерских балансов с отметкой местных налоговых органов.
Результатом проведенной работы являются следующие рейтинговые таблицы: 1. «50 крупнейших аудиторских компаний России» 2. «50 крупнейших консалтинговых компаний России». 3. «Компании – лидеры на региональных рынках». 4. «Аудиторские компании – лидеры на региональных рынках». 5. «Консалтинговые компании – лидеры на региональных рынках».
В аналитических обзорах, сопровождающих рейтинги, приводились следующие данные в виде диаграмм и таблиц: 1. Рынок консалтинговых и аудиторских услуг в Российской Федерации (по данным компании «ЮНИПРАВЭКС»). 2. Рост основных показателей консалтинговых компаний и аудиторских услуг за текущий год по отношению к предыдущему (на основе полученной информации). 3. Распределение участников рейтинга по федеральным округам. 4. Распределение клиентов по федеральным округам. 5. Структура российского рынка аудиторских компаний. 6. Структура российского рынка консалтинговых компаний. 7. Факторы влияющие на решения заказчиков при выборе бизнес-консультантов (по данным компании «ЮНИПРАВЭКС») и др.

Федеральный интегрированный рейтинг аудиторских организаций по итогам работы за 2003 г., опубликованный в журнале «Профиль» №10 от 15 марта 2004 г. явился новым этапом развития рейтингового процесса. Он основывается, прежде всего, на двух группах критериев. Первая группа – комплекс внутрикорпоративных показателей аудиторской деятельности. Вторая – внешние проявления деловой активности организации, компании, фирмы.

К первой группе относятся: основные показатели финансовой деятельности и внутренние ресурсные факторы.
Во вторую группу входят: доля бюджета, направленная на развитие/продвижение организации и внешние ресурсные факторы.
Сочетание этих двух групп критериев, объединенных в интегрированную рейтинговую матрицу, дает достаточно полное представление о производственном потенциале каждой организации, а в совокупности со сводными рейтинговыми таблицами отражает их ранжированный порядок. Такой подход, по мнению разработчиков данной методики, позволит заказчикам аудиторских услуг четко определиться в выборе наиболее приемлемого по нужным показателям бизнес-партнера.
К базовым показателям финансовой деятельности относятся: показатели финансовой устойчивости, коэффициенты финансового состояния и др. Анализ проводился на основании сведений, представленных аудиторскими организациями по итогам работы за первое полугодие 2004 года:

  1. Выручка по работам (услугам) в области аудиторской деятельности за год.
  2. Относительный рост выручки от аудиторских услуг по сравнению с предыдущим годом.
  3. Совокупная выручка от всех видов деятельности за год, в том числе доля выручки от работ (услуг):
  • аудиторские услуги (см. п. 1),
  • консалтинговые услуги,
  • оценочная деятельность и др.
  • Относительный рост совокупной выручки по сравнению с предыдущим годом.
  • Средняя выручка на одного аудитора за год.
  • Средняя стоимость одного часа работы одного специалиста (аудитора).
  • Прибыль.
  • Уставный капитал.
  • Сведения о страховании.
  • К внутренним ресурсным факторам относятся:

    1. Время работы компании на рынке аудиторских услуг.
    2. Наличие лицензии на осуществление аудиторской деятельности, выданной Министерством финансов РФ.
    3. Имеющиеся патенты, зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания) и др.
    4. Количество штатных сотрудников (общая списочная численность работников на текущий момент).
    5. Количество штатных аудиторов, имеющих квалификационный аттестат аудитора.
    6. Количество привлекаемых аудиторов.
    7. Количество привлекаемых специалистов и экспертов другого профиля (консультантов, оценщиков, бухгалтеров, юристов, инвестиционных аналитиков, маркетологов и др.) для оказания сопутствующих аудиту услуг согласно Ст.1, п.6 Федерального Закона «Об аудиторской деятельности».
    8. Основные виды деятельности.
    9. Специализация по видам услуг.

    Под долей бюджета, направленной на развитие и продвижение аудиторской организации в данной методологии подразумевается:

    1. Наличие рекламного бюджета и его объем.
    2. Наличие технологий / инструментария, применяемых в деятельности по связям с общественностью (Интернет – сайт и др.).

    К внешним ресурсным факторам также относятся:

    1. Количество аффилированных компаний / Степень аффилированности с компаниями, входящими в группу / Наличие филиалов, представительств, дочерних фирм.
    2. Территория оказываемых услуг.
    3. Обслуживаемые отрасли народного хозяйства.
    4. Количество клиентов в различных секторах экономики.

    Рейтинговый процесс индексируется универсальными показателями:

    Индекс Значение индекс
    Корпоративные показатели
    N Количество лет на рынке бизнес-услуг.
    (N) Общее количество лет на рынке с учетом последующей перерегистрации, слияний, разделений и т.д.
    n/n/n/n Количество штатных сотрудников.
    Количество штатных аудиторов, имеющих квалификационный аттестат аудитора.
    Количество привлекаемых аудиторов.
    Количество привлекаемых специалистов и экспертов другого профиля для оказания сопутствующих аудиту услуг.
    Корпоративная категория
    A Организация / группа компаний имеет филиалы, представительства, отделения, дочерние фирмы, аффилированные организации, осуществляет свою деятельность как на территории России, так в странах СНГ и зарубежья.
    Б Организация осуществляет деятельность в своем федеральном округе и на всей территории России
    В Организация осуществляет свою деятельность только в своем федеральном округе.
    Индекс внутреннего корпоративного ресурса
    1 Организация имеет значительный корпоративный ресурс.
    2 Организация имеет достаточный корпоративный ресурс.
    3 Организация имеет удовлетворительный корпоративный ресурс.
    Индекс внешнего корпоративного ресурса
    1 Организация имеет значительный корпоративный ресурс, привлекательный имидж, высокий коэффициент деловой активности, использует информационные технологии.
    2 Организация имеет достаточный корпоративный ресурс, хороший имидж, средний коэффициент деловой активности, недостаточно использует информационные технологии.
    3 Организация имеет удовлетворительный корпоративный ресурс, недостаточно высокий коэффициент деловой активности, не использует информационные технологии для своего продвижения в рынке.
    Дополнительные значения и конкурентные преимущества
    + + Организация имеет эксклюзивный корпоративный ресурс, высокое конкурентное преимущество.
    + Организация располагает дополнительными возможностями в данном классе, обладает значительным конкурентным преимуществом.
    - Организация имеет замечания со стороны контролирующих государственных органов, клиентов.
    Дисконтный индекс
    % Организация осуществляет дисконтную программу для заказчиков или планирует участие в ней.
    Индексы UNi
    + + + Показатели организации позволяют рассматривать ее как претендента для включения в состав индексов UNi(Ауд), UNi(Кон), UNi(Оц) и др.

    Сравнительный анализ ответов, полученных от потенциальных заказчиков аудиторских, консультационных и др. видов бизнес-услуг показал, что преимущество выбора всегда остается за рейтинговыми индексами. Именно они служат главным критерием заключения сделки. Выручка же аудиторов, по мнению респондентов, «никогда и ни кого не волновала». Методология рейтингового процесса, разработанная компанией «ЮНИПРАВЭКС», имеющая единый стандарт для различных сегментов рынка бизнес-услуг, позволяет производить каскадный анализ отраслей в целом, каждого сегмента и компании в отдельности. И на его основе составлять комплексный прогноз развития. Основой методологии является трехмерная рейтинговая матрица, содержащая интегрированные базовые показатели: количественную и качественную характеристики, независимую объективную оценку внутренних и внешних корпоративных ресурсов, сравнительный анализ конкурентных преимуществ. Лидеры рынка, деятельность которых особенно заметно влияет на состояние отрасли бизнес-услуг, группируются в отдельные корпоративные категории (А, Б, В). По специальным показателям определяются индексы: UNi(Ауд) (для аудита), UNi(Кон) (для консалтинга), UNi(Оц) (для оценки стоимости) и др., комплексно отражающие положительную (+) или отрицательную (-) динамику рынка бизнес-услуг и прогноз развития отраслей. Совокупность рейтинговых индексов, рассчитанных по каждой организации и/или группе компаний, в сочетании с другими показателями по каждой отрасли является самым надежным опережающим индикатором (leading indicators) рынка бизнес-услуг. Технология выделения из всего множества разнообразных параметров, характеризующих деятельность компаний однородного сегмента (специализацию по Классификатору ЮНИПРАВЭКС), позволяет рассматривать итоговые показатели рейтинга в качестве единообразного товара. Это является уникальной особенностью системы индексов, разработанных компанией «ЮНИПРАВЭКС»/«UNipravex» для рынка бизнес-услуг. Благодаря этой системе происходит переход от статистически неустойчивых величин (например, совокупной выручки) к тарифному индексу, плавно меняющейся величине, определяемой общими тенденциями рынка. В таком контексте индексы UNi(Ауд), UNi(Кон), UNi(Оц) и др., становятся схожими по стратегическим целям с фондовыми индексами. Поскольку их величина не отражает цены за какую-либо конкретную услугу, а является лишь ориентиром увеличения, уменьшения или стабильности показателей. В этом случае, наиболее важное значение имеет не столько абсолютная величина индекса, сколько ее изменение, которое, как и изменения всех фондовых индексов (ММВБ, РТС, Dow Jones Index, S&P, NASDAQ, Nikkei и др.) является показателем общерыночных тенденций к повышению или понижению.
    При составлении рейтинга определялись лидеры в различных сегментах рынка. Здесь важным фактором ранжирования служили количественные и качественные показатели по видам аудиторской деятельности, специализациям. Наряду с этим, учитывалась степень деловой активности как внутри своего субъекта федерации, так и за его пределами. Оценка деятельности в ходе рейтингового процесса проводилась с учетом абсолютных показателей, представленных в электронной анкете и коэффициентов деловой активности.
    Результатом рейтинга аудиторских организаций является выявление перспективных точек роста и степени привлекательности различных секторов российской экономики с целью приоритетности оказания в них аудиторских услуг и формирования устойчивой клиентской базы для каждой аудиторской организации.

    Методологический инструментарий компании «ЮНИПРАВЭКС»

    Научно-методологический инструментарий, разработанный компанией «ЮНИПРАВЭКС» для исследования, анализа и проведения рейтингового процесса рынка бизнес-услуг, представляет собой совокупность концептуально взаимосвязанных методов, подходов, принципов, критериев, корпоративных показателей, тарифных показателей, шкал, измерителей, и т.п. Для рейтинга аудиторов, консультантов, оценщиков отбирались показатели и данные, использование которых абсолютно обязательно, так как они наиболее полно и объективно раскрывали предмет и содержание деятельности организации/компании/фирмы/группы компаний. Наряду с этим в методологию включен инструментарий смежных отраслей научных знаний, но таких, без характеристики которых невозможно цельное понимание его ценности в каждой процедуре, задаче, работе. В основу разработки системы индикаторов для измерения количественных характеристик и величин рынка бизнес-услуг легли именно качественные подходы. Разработчики методологического инструментария стремились к тому, чтобы главной исследовательской задачей являлось создание не громоздкого и неподвижного «архива фактов», а, прежде всего, оперативной, мобильно действующей, практикоориентированной модели информационного продукта. А, поскольку в прикладном анализе экономического развития самым распространенным методом является качественная экспертная оценка, совокупность предложенных методов осмысливается в аналитическом сопоставлении, осуществляемом сообществом аудиторов, консультантов, оценщиков и др. К примеру, итоги федерального рейтинга аудиторских организаций показали, что от всех услуг, сопутствующих аудиту, на консалтинг пришлось более половины доходов, на оценочные услуги около трети, а на другие виды деятельности – десятая часть от общей выручки. В целом же, предложенные методы и методики решали задачу не только оптимального сочетания адекватных качественных и количественных показателей внутри бизнес-сообщества для повышения конкурентоспособности, но и приемов анализа применительно к динамике отношений между заказчиками услуг и их исполнителями.

    Автор: