Налог на мусорную корзину

Практические советы

Автор:
Источник: журнал «Расчет», №12-2003 г
Опубликовано: 15 сентября 2005

Налог на мусорную корзину

Обновленную экологическую плату чиновники по старинке собирают со всех фирм. Даже с тех, которые в принципе не должны ее платить.

В этом году июньское постановление правительства № 344 о плате за загрязнение окружающей среды активизировало деятельность сразу двух ведомств – МНС и Минприроды. Чтобы как-то скоординировать свои действия, в октябре они провели совещание. В результате решили идти рука об руку. По традиции экологи будут контролировать объемы загрязнения, а налоговики – следить за поступлением сбора в бюджет.

Существуешь – значит, загрязняешь

Нередко в поле зрения поборников экологии попадают не только производственные фирмы, но и обычные «офисные»: посреднические, проектные, медицинские, юридические, консультационные и прочие. То, что природопользователями их можно назвать с очень большой натяжкой, никого не смущает.

Какие-нибудь отходы найдутся у каждой фирмы независимо от того, чем она занимается. Например, та же бумага, картон, тонеры или перегоревшие лампочки. Все они относятся к определенному классу опасности, в чем можно убедиться, заглянув в Федеральный классификационный каталог отходов.

Получается, что неопасных отходов нет в принципе. Кроме того, у безопасных на первый взгляд фирм есть еще и «стационарные источники», загрязняющие воздух. Один ксерокс чего стоит!

Этого оказалось достаточно, чтобы Минприроды приравняло безобидные офисы к промышленным предприятиям. В своем желании пополнить казну экологи порой доходят до абсурда. За одни и те же отходы платят и арендатор, и арендодатель. С перепугу некоторые питерские фирмы стали требовать со своих арендодателей справки о том, что те забирают у них весь мусор.

Однако попытки оправдаться тем, что вы арендуете офис по принципу «все включено», в штате нет уборщицы, а весь мусор собирает арендодатель, – не спасут. Инспектор укажет вам, что в таком случае у собственника офиса должна быть лицензия на обращение с отходами.

Конечно, ваш арендатор и слыхом не слыхивал о таком документе. Он всего лишь заключает договор со специализированной фирмой, которая вывозит мусор.

«По мнению наших экологов и налоговиков, – говорит Ирина Скачкова, бухгалтер из Санкт-Петербурга, – встать на учет в Минприроды должна каждая законопослушная фирма. Даже если в отходах у нее одна бумажка. Причем если, не приведи господи, вы самостоятельно заключили договор на вывоз мусора, но не получили разрешения на размещение отходов, плата увеличивается в 5 раз!»

На этот счет УМНС по Санкт-Петербургу 30 сентября 2003 г. даже выпустило специальное письмо № 25-06/19805. В нем сказано, что с III квартала этого года каждый природопользователь должен согласовать расчет экологического сбора с питерским отделением Минприроды. Сдать его в налоговую фирмы должны были до 20 октября. В этот же срок сбор нужно было перечислить в бюджет.

Чтобы узнать, кого посчитали природопользователями, мы обратились в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Минприроды по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Нам ответили, что платить за загрязнение должны все. Так и не объяснив почему.

Не волнуйтесь, вас найдут

Единой стратегии по сбору «грязных» платежей с непроизводственных фирм чиновники еще не выработали. В Москве офисный бизнес пока почти не трогают. Сбор платят только промышленные предприятия.

Процедура, которую они при этом проходят, впечатляет. Чтобы сбор можно было считать в пределах нормативов, для начала нужно заплатить за разработку проекта по отходам, согласованного с Минприроды, СЭС и прочими структурами. Итоговая стоимость проекта достигает 40 тысяч рублей. Затем промышленники получают разрешение, которое тоже стоит денег и выдается лишь на один год.

В качестве природопользователей регистрируют всех поголовно не только в Санкт-Петербурге, но и в других регионах. Недавно эта участь постигла Самарскую область. Порой комитеты по охране природы вдруг требуют с фирм, вставших к ним на учет в 2003 году, составить расчеты начиная аж с 2000 года! Причем объем отходов офиса рассчитывают то на глазок, то по средней численности персонала.

Чтобы не платить сбор, нужно иметь специальное разрешение. Однако далеко не всем удается его получить. «В экологии мне пришлось простоять четыре часа, – жалуется Елена Мельникова, бухгалтер ООО »Торы« из Тольятти. – Какие документы нужно собрать, чтобы дали разрешение, толком не известно. Да и само разрешение нужно ждать около месяца. В общем, придется платить за сверхлимитное размещение отходов».

Налоговики, чтобы наставить «офисный» бизнес на путь истинный, отказываются принимать у фирм бухгалтерскую отчетность без штампа экологов. Иногда требуют показывать разрешение на размещение отходов. А на руководителей тех фирм, которые отказываются признаться в загрязнении окружающей среды, составляют протокол об административном нарушении (по ст. 8.1 КоАП).

Пока штрафы питерских и самарских налоговиков достаточно скромны. Видимо, у них нет узких налоговых специалистов по экологическим вопросам.

В Нижегородской, Волгоградской и Московской областях забывчивую фирму наказывают 20-процентным штрафом от суммы, которую доначислит инспектор. Естественно, по статье 122 Налогового кодекса. Вдобавок могут обвинить в грубом нарушении бухгалтерского учета в течение нескольких налоговых (!) периодов. Стандартная формулировка нет проводок по начислению сбора. Такая провинность оценивается в 15 тысяч рублей (п. 2 ст. 120 НК).

Впрочем, большинство бухгалтеров либо вообще ничего не слышали об экологическом сборе (см. диаграмму), либо живут по принципу «Не буди лихо, пока оно тихо». Обивать пороги комитетов экологии совершенно ни к чему, если этого не требует налоговая. К тому же у «офисных» фирм практически стопроцентный шанс отстоять в суде свою непричастность к загрязнению окружающей среды.

Не размещаешь – значит, не загрязняешь

Многие непроизводственные фирмы платить сбор не спешат. «Я лично ничего сдавать и перечислять не буду, – говорит директор ООО »ЮрисКонсалт« Михаил Игнатьев, Московская область. – Какой еще вред окружающей среде при оказании юридических услуг?» С ним трудно не согласиться. Платить экологический сбор, несмотря на его законность, представители «офисного бизнеса» не обязаны. И вот почему.

В Законе «Об охране окружающей среды» речь идет о плате за выбросы загрязняющих веществ в воду, воздух и почву. А это явно относится к промышленным предприятиям.

Впрочем, специально для офисов экологи нашли в законе расплывчатую формулировку «размещение отходов потребления». Правда, умолчали почему-то про другой закон – «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

В его самой первой статье даны все основные понятия. В частности, «размещение отходов» – это их хранение или захоронение.

То есть если кто-то и должен платить за офисный мусор, так это специализированная фирма-мусоросборщик. Например, та, в ведении которой находится городская свалка.

Офис размещать отходы не может уже потому, что нигде, кроме как в пресловутой корзине, их не содержит. И даже если фирма заключила договор на вывоз мусора, это не значит, что она его размещает. Она платит за услугу по его вывозу, но не по размещению.

Теперь заглянем в классификатор отходов, где, по утверждению экологов, якобы есть и бытовой мусор. Действительно, под кодом 18700000 00 00 0 можно обнаружить и бумагу, и картон.

Однако то, что они находятся в одном разделе с отходами целлюлозы, позволяет сделать вывод, что эти отходы относятся конкретно к бумажной промышленности. Иначе можно будет сказать, что, затачивая единственный карандаш, мы имеем дело с отходами древесины.

Превысили полномочия

С точки зрения экологов и налоговиков, правительство, установив нормы «грязной» платы, окончательно расставило все точки над «и». Безусловно, ставка является важным элементом каждого обязательного платежа. Но далеко не единственным.

Кроме нее должны быть установлены еще и сроки перечисления сбора в бюджет. С 1992 года и до сих пор вопрос этот регулируется правительственным постановлением № 632. В нем упомянуто только одно ведомство – Минприроды, вернее, его территориальные отделения.

На практике эту функцию взяли на себя почему-то еще Минфин и Госналогслужба (ныне МНС). Выпустив совместное письмо от 3 марта 1993 г. № 04-15/61-638; 19; ВГ-6-02/10, они тем самым превысили свои полномочия. Поэтому законно установленных сроков уплаты экологического сбора на сегодня не существует.

Более того, назвав плату за загрязнение окружающей среды «фискальным сбором неналогового характера», Верховный Суд поставил ее вне системы налогов и сборов Российской Федерации.

Это решение верховных судей тут же стали применять в арбитражной практике. Так, в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 июня 2003 г. по делу № КА-А41/3458-03 указано, что налоговики не имеют права следить за поступлением экологического сбора в бюджет.

О том, что налоговая не может начислить фирме экологический сбор и пени по нему, говорится в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июля 2003 г. по делу № Ф04/3069-895/А27-2003.

Административный штраф фирма тоже может не платить. Кто пришел с проверкой – экологи или налоговики, значения не имеет. Экологические требования, о которых говорится в статье 8.1 Кодекса об административных правонарушениях, касаются не уплаты сборов, а соблюдения правил по охране окружающей среды. По этой статье можно оштрафовать предприятие лишь за незаконное загрязнение. А ответственность за не сданные в экологию расчеты вообще не установлена.

По большому счету, если ваша фирма – офисная и есть опасения, что ее сочтут злостным неплательщиком экологического сбора, отчаиваться не стоит. Сама сумма сбора невелика и вряд ли отразится на благосостоянии вашей фирмы, а без решения суда списывать штрафы с вашего расчетного счета никто не станет.

Более того, даже налоговики прекрасно понимают, что в суде они проиграют, но пока нет инструктивных писем от вышестоящего начальства – регионального (городского) налогового управления, они будут продолжать свой сизифов труд. Причем тратя впустую государственные деньги.


Автор: