Налог на прибыль с учетом последних изменений и разъяснений Минфина России

Налоговый учет

Автор:
Источник: Аудиторско-консалтинговая компания "АУДИТОРиЯ"
Опубликовано: 16 февраля 2009

Вопрос: Скажите, действительно ли отменят авансовые по прибыли? Т.е. будем отчитываться раз в квартал и платить раз в квартал?

Ответ: Вопрос об уплате авансовых платежей по налогу на прибыль в настоящее время находится на стадии обсуждения и законодательно не установлен.

Вопрос: Устроилась на новую работу: применяют ПБУ-18. Ничего не понимаю. В бухгалтерской справке отражают отложенные налоговые обязательства. Основные средства: стоит сумма 12000.Открываешь налоговый учет – написано: Амортизация 84000 руб. Объясните, как применять ПБУ-18 в 1С 7.7?

Ответ: Изменения в ПБУ 18/02 «Об утверждении положения по бухгалтерском у учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» внесены приказом Минфина РФ от 11.02.2008 № 23н и вступили в действие, начиная с отчетности за 2008 год. Этим приказом исключены нормы, регулировавшие порядок ведения аналитического учета отложенных налоговых активов и обязательств. Раньше ПБУ 18/02 предусматривало требование о том, что отложенные налоговые активы и обязательства в аналитическом учете следует отражать дифференцированно по видам активов и обязательств, в оценке которых возникли вычитаемые и налогооблагаемые временные разницы. Теперь таких требований в ПБУ 18/02 нет. В настоящее время организация вправе самостоятельно решать, насколько детально нужно вести аналитику при отражении отложенных налоговых активов и обязательств. Выбранный способ необходимо закрепить в учетной политике. Организация может вообще отказаться от детального аналитического учета отложенных налоговых активов и обязательств, если для нее не составляет особого труда отслеживать движение этих сумм на основе имеющейся аналитики временных разниц.

Вопрос: Наше предприятие в 2008 году исчисляло налог на прибыль исходя из фактической прибыли за месяц. Налоговую декларацию подавали с нарастающим итогом с начала года. Уплата налога просчитывалась как налог с начала года минус авансовые платежи, исчисленные по итогам предыдущего месяца. Насколько правильно мы исчисляли и уплачивали налог на прибыль? в 2009 году мы хотим перейти на ежеквартальные платежи. правильно ли я понимаю, что исчисление квартальных платежей будет аналогично исчислению помесячных как в 2008г.? Т.е. мы исчисляем и уплачиваем налог исходя из фактической прибыли и не начисляем авансов на следующий квартал? Заполнение декларации также остается с нарастающим итогом.

Ответ: Поправки в налоговом законодательстве по налогу на прибыль предусмотрены для организаций, которые уплачивали ежемесячные авансовые платежи по прибыли предыдущего квартала. Для организаций уплачивающим платежи ежемесячно поправки не коснулись. 2008 год необходимо «закрыть» как принято Вашей учетной политикой. Для того чтобы перейти на другой способ уплаты, организация должна внести изменения в учетную политику, уведомить налоговую инспекцию, причем не позднее срока уплаты соответствующего авансового платежа.

Вопрос: Правильно ли мы понимаем, что теперь при выставлении счета-фактуры на аванс недостаточно написать в наименовании «предварительная оплата», а придется полностью указывать наименование продукции работ, кол-во и т.д. за которую пришел аванс? Как выставить счет-фактуру, если аванс пришел в рамках договора на поставку, а потом этот аванс закрывается в зависимости от заявки покупателя? Мы же как поставщик не можем определить ассортимент продукции, которую в последствии закажет наш покупатель.

Ответ: По общему правилу счета-фактуры заполняются в соответствии с требованиями, установленными п. 5 ст. 169 НК РФ. Однако при получении аванса составить счета-фактуры с соблюдением всех этих требований не представляется возможным, поскольку на момент их составления отсутствует реальная отгрузка товаров (выполнение работ или оказание услуг), передача имущественных прав. В такой ситуации счета-фактуры необходимо оформлять с учетом следующих особенностей: – в строке 5 счета-фактуры должен быть указан номер платежно-расчетного документа (пп. 4 п. 5 ст. 169 НК РФ); – в графе 1 указывается назначение получаемых денежных средств – оплата (частичная оплата) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав; – в графах 2, 3, 4, 5, 6, 10 и 11 продавец товаров (работ, услуг) должен поставить прочерки; – в графе 7 необходимо указать расчетную ставку налога 18/118 или 10/110; – в графе 8 отражается сумма НДС, исчисленная с полученного продавцом аванса; – в графе 9 указывается сумма поступившего аванса (предоплаты).

Вопрос: Подскажите, каков порядок учета возникающей доп. выгоды в целях НОБ по налогу на прибыль, в случае реализации товара комиссионером выше установленной цены комитентом? В договоре между комитентом и комиссионером никаких договоренностей по доп. выгоде нет.

Ответ: Статьей 992 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, когда комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Таким образом, доходы, полученные комиссионером в рамках исполнения договора комиссии в виде вознаграждения, учитываются им при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствующей комиссионеру доле. Если же комиссионер не хочет «делится» с комитентом, то на наш взгляд необходимо составить дополнительное соглашение к договору, для того чтобы комиссионер был вправе рассчитывать еще и на половину дополнительной выгоды.

Вопрос: Здравствуйте, подскажите пожалуйста, можно ли учитывать в составе расходов такси до (или от) аэропорта в городе командирования (документ подтверждение присутствует)? Будет ли это являться обоснованными расходами?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 252 расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Следует отметить, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. В вашей ситуации, считаем возможным уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму расходов на проезд работника на такси из аэропорта в город или гостиницу только при условии подтверждения их экономической обоснованности. При этом обязанность проверки экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов возложена на налоговые органы.

Вопрос: Организация 30.10.2007 перечислила на депозитный счет в обслуживающем банке денежные средства в сумме 500 000 руб. Депозит размещен сроком на 9 месяцев под 10% годовых. Проценты выплачиваются единовременно по окончании срока действия договора банковского вклада. По условиям договора банковского вклада в случае досрочного расторжения договора процентная ставка снижается и составляет 3% годовых. 10.01.2008 организация досрочно расторгла договор банковского вклада (в связи с отсутствием свободных денежных средств). Как отразить указанные операции в учете организации: 1) По какой ставке (максимальной исходя из предполагаемого срока действия договора 10% или минимальной 3%, предполагая, что депозит может быть расторгнут досрочно) необходимо начислить доход при составлении бухгалтерской и налоговой отчетности за 2007 год? 2). Если начислить по ставке 10%, и в случае досрочного расторжения депозита организация получит доход меньший, чем был начислен на отчетную дату 31.12.07, каким образом следует отразить это уменьшение дохода в налоговой отчетности (подать уточненную декларацию за 2007 год либо уменьшить текущие доходы текущего периода, как вне реализационные расходы ( какой статьей НК можно в таком случае аппелировать при попытке налоговых органов снять данные убытки, как не относящиеся к текущему периоду.

Ответ: В данном случае организация расторгает договор банковского вклада до окончания срока его действия, в связи с чем снижается процентная ставка и соответственно уменьшается доход в виде процентов по договору банковского вклада (п. 3 ст. 837 ГК РФ). Следовательно в бухгалтерском учете сумма признанного дохода подлежит корректировке (п. 6.4 ПБУ 9/99). В данном случае часть признанного дохода (проценты, начисленные за ноябрь – декабрь 2007 г.) сформировала финансовый результат за 2007 г. Следовательно организация не может скорректировать этот финансовый результат после утверждения бухгалтерской отчетности за 2007 г. (абз. 2 п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н). В связи с этим излишне признанная в 2007 г. сумма дохода может быть отражена в составе внереализационных расходов в 2008 г., как убыток прошлых лет, признанный в отчетном году (п. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). В целях исчисления налога на прибыль, на наш взгляд, у организации не возникает обязанности вносить исправления в налоговый учет 2007 г., поскольку в 2007 г организация правомерно начислила проценты, исходя из действующих на тот момент условий договора. Кроме того, в рассматриваемой ситуации не произошло занижения суммы налога на прибыль, подлежащей уплате за 2007 г. Следовательно, организация не обязана сдавать уточненную декларацию за 2007 г. (п. 1 ст. 81 НК РФ). Считаем, что сумма излишне начисленных в 2007 г. процентов по депозитному вкладу может быть признана организацией в 2008 г. в составе внереализационных расходов на основании пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ. Сумма процентов, излишне признанная доходом в 2007 г., в бухгалтерском учете может быть скорректирована соответствующими сторнировочными записями по дебету счета 76, субсчет 76-5, и кредиту счета 91, субсчет 91-1. В налоговом учете сумма превышения доходов, признанных ранее в 2007 г., над суммой фактически полученных процентов может учитываться в составе внереализационных расходов на основании п. 1 ст. 265 НК РФ. Такой вывод можно сделать, основываясь на п. 3 разд. 1.2 Методических рекомендаций по расчету налоговой базы, исчисляемой в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», утвержденных Приказом МНС России от 21.08.2002 N БГ-3-02/458. При составлении бухгалтерской отчетности, независимо от выбранного счета учета депозитных вкладов (55 или 58), суммы этих вкладов отражаются в составе финансовых вложений, в рассматриваемой ситуации по строке 250 «Краткосрочные финансовые вложения» Бухгалтерского баланса (форма N 1, рекомендованная Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»).

Вопрос: Работаю в крупной компании в отделе налогового учета, полгода не можем разобраться в вопросе оформления документов по транспортным перевозкам в случае смежной перевозки, пример – груз едет из Воронежа до Москвы автомобилем, от Москвы до Хабаровска самолетом, из Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре. Логисты предоставляют следующие документы по этапам: 1. Воронеж-Москва , предоставляется ТТН, где грузополучателем выступает Организация, осуществляющая авиаперевозку (хотя это неверно, по уму грузополучателем должен быть аэропорт, но само собой разумеется, данное учреждение никогда ни в каких документах, кроме своих, ставить никаких отметок не будет. 2. Москва-Хабаровск, предоставляется авианакладная (как правило это единственный документ, который не вызывает вопросов) 3. Хабаровск-Комсомольск, предоставляется документ свободной формы «Транспортная накладная» (НЕ ТТН), где грузоотправитель – организация перевозчик, грузополучатель – мы. По уверению логистов ТТН оформить невозможно, т.к. аэропорт не будет ставить своих отметок. В результате данные расходы приходится класть на 91 счет НЕ ПРИНИМАЕМЫЕ. Подскажите, как, по вашему мнению, оформлять данную перевозку.

Ответ: Из вопроса не ясно, каким транспортом доставляется груз из Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре. Если самолетом, то должна быть авианакладная. В вашем случае рационально иметь дело с перевозчиком, который доставит груз до конечного адресата и предоставит весь пакет документов.

Вопрос: Организация арендует офисное помещение у физического лица-резидента. В договоре прописано, что Арендатор выплачивает компенсацию по затратам на коммунальные услуги. Арендодатель выставляет счет от своего имени в сумме фактически произведенных расходов (без предоставления копий счетов от коммунальных служб). Считается ли эта компенсация доходом физ. лица – арендодателя и должны ли мы уплачивать НДФЛ с суммы компенсации коммунальных услуг за арендодателя?

Ответ: Если организация арендует у физического лица нежилое помещение и возмещает ему стоимость коммунальных услуг, то оплата арендатором части расходов, размер которых зависит от их фактического потребления и определяется на основании подтверждающих документов, не является экономической выгодой физического лица. Такой вывод был сделан, поскольку арендатор компенсирует арендодателю расходы, произведенные арендатором исключительно в своих интересах. Поэтому суммы такого возмещения НДФЛ у арендатора не облагаются. Данная позиция изложена в письме Минфина РФ от 11.07.2008 № 03-04-06-01/194.

Вопрос: Если из налоговой получено требование о предоставлении документов в связи с камеральной проверкой, а документы не предоставлены в срок, какие штрафные санкции могут быть предъявлены?

Ответ: Если вы получили требование о предоставлении документов в связи с камеральной проверкой, а документы не предоставили в срок, то налоговые органы вправе привлечь к налоговой ответственности в соответствии со статьей 126 НК РФ. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 Налогового Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Вопрос: Организация арендует парковочные места для своих сотрудников у физ.лица-резидента. При оплате отдельно перечисляем НДФЛ за физ.лицо-резидента. Согласно нашему законодательству при предоставлении парковочных мест сотруднику необходимо также удержать НДФЛ из зарплаты. В итоге, дважды перечисленный НДФЛ за одну и ту же парковку и никакой логики. Что делать с НДФЛ и можно ли учитывать данные расходы в налоге на прибыль?

Ответ: Поскольку организация арендует парковочные места для машин своих сотрудников, то у сотрудников возникает дополнительный доход и его необходимо облагать налогом на доходы с физических лиц, выступая в качестве налогового агента. В качестве налогового агента организация выступает и при выплате дохода физическому лицу, у которого арендует парковочные места. А для целей налогообложения прибыли расходы по оплате услуг, по аренде парковочных мест для стоянки личных легковых автомобилей работников организации, в том числе предъявленная сумма НДС не учитываются (п. 29 ст. 270, п. 1 ст. 170 НК РФ). Для того чтобы не удерживать НДФЛ при выплате дохода Арендодателю, заключите договор аренды со специализированной организацией, но и в этом случае, расходы не могут быть признаны в расчете налога на прибыль, поскольку, парковочные места предназначены для машин, являющихся собственностью сотрудников вашей организации.

Вопрос: Как наиболее правильно с точки зрения налогообложения налогом на прибыль и НДС определить цену реализации транспортного средства, стоящего на балансе юр лица, если его остаточная стоимость равна нулю. Основная задача при этом не нарваться на штрафные санкции налоговой?

Ответ: Провести оценку транспортного средства и продать по этой стоимости. В данном случае, у организации налоговых рисков не будет. Уточняющий вопрос: Спасибо за ответ, только в условиях кризиса не хотелось бы тратить деньги на оплату услуг оценщика, можно ли продать просто по договорной цене подкрепив ее каким-нибудь внутренним приказом? Мы же не продаем ниже остаточной стоимости, т.к. она равна 0.

Вопрос: А какую цену установить сверх 0 это, на наш взгляд дело договорное. Так? Или я ошибаюсь?

Ответ: Не ошибаетесь.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста! Конец года и Учредитель хочет получить, как она говорит, свои дивиденды. Организация на ЕНВД. 1.Прибыль распределяется по итогам года, а не в ноябре? 2.Учредителя у нас два в разных долях. Никаких акций нет, могут ли существовать какие-либо дивиденды? 3.Как рассчитывать прибыль? Я так понимаю – балансовая. Ведь налоговую мы не рассчитываем? И баланс не подаем, в налоговой сказал инспектор, что не нужно.

Ответ: Коммерческие организации, в том числе применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД, ежегодно распределяют прибыль и выплачивают дивиденды. Одним из основных условий для признания выплаты дивидендов является пропорциональность ее величины долям (акциям) в уставном капитале. Другим условием для признания выплат дивидендами является наличие решения о выплате дивидендов (для АО) или решения о распределении прибыли между участниками (для ООО). Данное решение принимается общим собранием участников (акционеров) по результатам I квартала, полугодия, 9 месяцев или финансового года. Основанием для распределения прибыли, является финансовая (бухгалтерская) отчетность – промежуточная и годовая, следовательно, для того, чтобы распределять прибыль Вы в организации должны вести бухгалтерский учет и формировать отчетность, которую подавать в ГНИ, действительно не надо. Организация, производящая выплаты акционерам из свободных денежных средств, оставшихся после налогообложения, обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, рассчитанную по ставке 9 процентов. Вопрос: Подскажите, пожалуйста: 1. допустим мы оставим авансовые платежи по налогу на прибыль в 2008 году, в 2009 году будет только от фактической прибыли? 2. предприятие оказывало услуги по ремонту оборудования. на данный момент сложилась ситуация что в наших услугах никто не нуждается. работники уволились т.к. нашли другую работу, куда относить зарплату директора и бухгалтера в январе, на «расходы будущих периодов» не будет ошибкой? Ответ: Первый вопрос непонятен. По второму вопросу: зарплата директора и бухгалтера за январь будут являться расходами текущего периода.

Вопрос: Наша организация приходует товар от поставщика на основании Торг-12, выписанных в рублях. Счет фактура от поставщика выставляется в долларах. Оплату производим на основании счета, выставленного в долларах, по курсу ЦБ на день оплаты с отсрочкой в 15 дней (право собственности на товар переходит в момент отгрузки товара на наш склад, все условия оговорены в договоре). Подскажите пожалуйста, у нас при оплате образуются курсовые или суммовые разницы? Какими НПА регламентирован учет курсовых (суммовых) разниц? Включают ли в себя данные разницы НДС? Правильно ли мы поступаем, списывая данные разницы для определения НОБ для налога на прибыль, на прочие доходы-расходы (вне реализационные) в момент оплаты?

Ответ: При оплате у Вас образуются курсовые разницы для бухгалтерского учета и суммовые разницы для налогового учета. Порядок учета курсовых разниц в целях бухгалтерского учета регламентируется ПБУ3/2006, утвержденным приказом Минфина РФ от 27.11.2006 № 154н « Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». В налоговом учете суммовые разницы являются вне реализационным расходом согласно ст. 265 Налогового Кодекса РФ. По НДС: согласно нормам гл.21 НК РФ в случае, когда по условиям договора оплата товаров (работ, услуг) производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте, при росте курса рубля и принятой для целей налогообложения учетной политике «по отгрузке» ранее начисленная сумма налога на добавленную стоимость увеличивается продавцом на основании фактически полученной выручки от реализации товаров (работ, услуг), то есть определяется с учетом положительных суммовых разниц. Что касается отрицательных суммовых разниц, то уменьшение ранее начисленного налога на добавленную стоимость на суммы таких разниц нормами гл.21 Налогового Кодекса не предусмотрено.

Вопрос: В. Путин в своем выступлении говорил о снижении налога на прибыль для УСН, при этом решение о снижении должны принимать местные органы власти. Насколько я знаю, ставка налога 15% установлена в НК РФ. Как местные органы власти могут решить вопрос о снижении налога?

Ответ: При упрощенной системе налогообложения уплачивается Единый налог при УСН, а не налог на прибыль. 15% – это ставка Единого налога при УСН при объекте налогообложения «доходы минус расходы». Поправка в НК РФ дает право местным органам власти понизить ставку ЕН с 15 до 5 процентов. Воспользуются ли таким правом местные власти вопрос только к ним.

Вопрос: Данное новшество вступит в действие с 1 января. Есть ли уже процедурные решения по документообороту? Если работодатель решает возместить затраты работнику, то сможет ли он возместить частично затраты, а не в полном объеме? и сможет ли он это делать, если сотрудник пока только строит квартиру по существующему Предварительному договору купли-продажи квартиры с застройщиком и по ипотечному договору?

Ответ: Возмещение работникам затрат на уплату процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья учитывается в расходах на оплату труда. К числу расходов на оплату труда отнесены затраты на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья. Данные расходы учитываются для целей налогообложения в размере не более 3 процентов от суммы расходов на оплату труда (п. 24.1 ст. 255 НК РФ). Однако учитывать их можно будет только до 1 января 2012 года согласно п. 2 ст. 7 Закона от 22.07.2008 № 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21,23,24,25 и 26 Налогового кодекса и другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах». В соответствии со статьей 7 Закона № 158-ФЗ изменения вступают в силу с 1 января 2009 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (опубликован в «Российской газете» – 30.07.2008) и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Вопрос: Я начинающий бухгалтер, работаю менее года пока. Недавно директор нашей фирмы купил в свой кабинет домашний кинотеатр, который состоит из телевизора и еще нескольких приборов. Общая стоимость всей купленной техники более 200 тысяч рублей. Как мне отразить покупку в налоговом учете?

Ответ: Прежде всего, необходимо проанализировать, соответствует ли критерию Основного средства приобретенный домашний кинотеатр. К основным средствам для целей налогообложения прибыли относится часть имущества, которая используется в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией. При этом первоначальная стоимость такого имущества должна составлять более 20 000 руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ). Согласно ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей. Поэтому Вам необходимо документально обосновать, что Ваше основное средство используется в качестве средства труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, а также для извлечения дохода. После этого Вы можете, определив срок полезного использования, рассчитать сумму амортизации, которую можно учесть в целях налогообложения по налогу на прибыль.

Вопрос: Организация по инвест договору получила квартиры, при чем она для оплаты инвест. взноса привлекала соинвесторов(без примен. 214 ФЗ).Но соинвесторам квартиры не переданы по ряду причин. По инвест. договору инвестор оплачивает содержание квартиры первые 6 мес. пропорционально общей площади. В связи с тем, что квартиры соинвесторам не переданы, то инвестор оплачивает и коммунальные платежи после 6 мес. Может ли инвестор уменьшить налогооблагаемые прибыль на сумму этих расходов: 1) В случае возмещение соинвестором этих расходов. 2) В случае не возмещения этих расходов.

Ответ: Для ответа на поставленный вопрос необходимо изучить договоры с Заказчиком-застройщиком и соинвесторами. Иначе невозможно правильно ответить на Ваш вопрос. Я рекомендую Вам обратиться к нашим консультантам, имея при себе все договоры.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, должны ли мы извещать поручителя о получении дополнительной выгоды, если по договору вся доп.выгода принадлежит нам.

Ответ: При получении дополнительной выгоды по агентскому договору извещать не надо.

Вопрос: В СФ также одобрили новый порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль: российские предприятия смогут только один раз перейти на новый порядок уплаты налога на прибыль, предусматривающий уплату авансовых платежей исходя из фактической прибыли. Я так понимаю, перейти повторно уже будет нельзя? Изменились сроки подачи заявления на переход на уплату НП исходя из фактической прибыли?

Ответ: Пока это только законопроект. Как только в официальных документах будет публикации, можно будет делать какие-то выводы. Для того чтобы перейти на другой способ уплаты, организация должна внести изменения в учетную политику, уведомить налоговую инспекцию, причем не позднее срока уплаты соответствующего авансового платежа.

Уточняющий вопрос: А ФЗ № 224-ФЗ от 26.11.08 Опубликован 27 ноября 2008 г. в Российской газете? Т.е. я могу завтра подать декларацию по НП по итогам 10 месяцев? С письмом для налоговой о переходе на уплату авансов с фактической прибыли.

Ответ: Да он был опубликован сегодня. Изменений по поводу подачи деклараций по итогам 10 месяцев в нем нет. Поправки относятся только к уплате авансовых платежей на прибыль.

Вопрос: Организация на сегодняшний момент уплачивает ав.платежи ежемесячно и по итогам квартала производится доплата по декларации, если ежемесячные авансовые платежи не покрыли начисленный налог за квартал. Прошу разъяснить следующие вопросы в связи с последними изменениями: 1. Как правильно платить ав.платежи в 4 квартале 2008 и 1 кв. 2009 года? 2. С 2009 года уплачивать ав.платежи исходя из фактически полученной прибыли нужно будет ежемесячно? ежеквартально? Какая периодичность подачи декларации? 3. Нужно ли уведомлять ИФНС (сроки), что организация с 2009 года хочет перейти на уплату ав. платежей, исходя их фактически полученной прибыли?

Ответ: В четвертом квартале 2008 года организациям разрешили перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей «по факту». Как это сделать: ноябрьский аванс по сроку уплаты 28 ноября рассчитывается исходя из прибыли за январь-октябрь 2008 года. При этом в зачет берутся ранее начисленные авансовые платежи за 9 месяцев 2008 года. Для того чтобы перейти на такой способ уплаты, организация должна внести изменения в учетную политику, уведомить налоговую инспекцию, причем не позднее срока уплаты соответствующего авансового платежа. Срок октябрьского авансового платежа уже пропущен. Доплату налога на прибыль за 2008 год организация должна будет уплатить 28 марта 2009 года. Поэтому, хоть принятые изменения относятся к четвертому кварталу 2008 года, из текста законопроекта следует, что она действует с 1 января 2009 года. В 1 квартале 2009 года организация должна будет платить авансовый платеж за январь 2009 года 28 февраля 2009 года по «факту».

Уточняющий вопрос: Уважаемая Наталья, поясните, пожалуйста, правильно ли я поняла: 1. До конца 2008 года мы платим, как обычно, т.е. по рассчитанным ав. платежам в декларации за 9 мес. (т.к. срок 28 ноября-завтра, уведомить ИФНС мы уже не успеем, ав. платеж мы уже заплатили) 2.28 марта доплачиваем налог за 2008 год.( с учетом всех ав. платежей в декл. за 9 мес.) 3. Ав. платежи в 2009 году – январь, февраль и т.д. мы теперь платим по факту? Декларацию мы должны сдавать ежемесячно? Этот порядок носит уведомительный характер для ИФНС или обязателен для плательщиков с определенной выручкой?

Ответ: Вы правильно поняли. Вопрос по сдаче декларации законом № 224-ФЗ от 26.11.2008 года не урегулирован.

Вопрос: Совсем запуталась с отнесением платы за открытие лимита овердрафта в %% от суммы овердрафта, которая является Предметом Соглашения с банком, заключаемым каждый месяц: надо нормировать или сразу в полной сумме относить согласно ст.265 п.1 п.п. 15 НК РФ как услуги кредитных организаций.

Ответ: В целях налогообложения прибыли расходов в виде платы за пользование кредитом на условиях овердрафта, размер которой составляет фиксированный процент за открытый лимит кредитования учитывается в целях налогообложения прибыли как расход в виде процентов по долговому обязательству в соответствии со ст. 269 Кодекса. Согласно п.1 ст. 269 НК РФ расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце – для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения. При определении среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о межбанковских кредитах. Данное положение применяется также к процентам в виде дисконта, который образуется у векселедателя как разница между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи векселя. При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях. При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, – при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам – по долговым обязательствам в иностранной валюте. В целях настоящего пункта под ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации понимается: – в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, – ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая на дату привлечения денежных средств; – в отношении прочих долговых обязательств – ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

Уточняющий вопрос: Спасибо большое! Почему задала этот вопрос? Потому что в некоторых разъяснениях эта плата считается платой за услуги банка, а не нормируемым расходом в виде процентов по долговым обязательствам по п.п.2, п.1, ст.265. Пример постановление ФАС Поволжского округа от 13.03.2007 №А12-11353/06-С60, ФАС Уральского округа от 10.10.2006 №Ф09-9113/06-С7. Или здесь все-таки превалирует п.3 ст.43 НК РФ? тогда почему называется не процентами, а платой?

Ответ: Плата за обслуживание кредита, стоимость которой выражена в процентном отношении, приравнивается к процентам в целях налогообложения прибыли. Данную позицию Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики излагает в своем письме от 6 марта 2008 г. N 03-03-06/1/154. В этом письме Департамент указывает, что в соответствии с п. 3 ст. 43 Налогового кодекса Российской Федерации в целях налогообложения процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам. Поэтому плату приравнивают к доходу, и, следовательно, к проценту.

Вопрос: Подскажите все-таки как для целей налога на прибыль учитывать курсовые разницы. Предоплата произведена в августе в долларах США. Отгрузка в октябре. Естественно, что с того периода курс доллара изменился значительно. Как правильно учесть курсовые разницы?

Ответ: Валютная выручка (доход) и обязательства покупателя оцениваются продавцом в рублях на дату признания дохода от реализации продукции. Пересчет экспортной выручки в целях налогообложения прибыли осуществляется согласно п. 3 ст. 248 НК РФ. На основании ст. 316 НК РФ, в случае если цена реализации выражена в валюте иностранного государства, сумма выручки от реализации пересчитывается в рубли на дату реализации. В целях исчисления НДС (п. 3 ст. 153 НК РФ) при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за иностранную валюту выручку нужно пересчитывать в рубли по официальному курсу Банка России, действующему на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы. При получении авансовых платежей НДС придется уплатить в рублях исходя из курса Банка России, действовавшего на дату поступления денег на валютный счет. В дальнейшем при отгрузке товаров (работ, услуг) в счет полученного аванса сумма выручки и НДС, подлежащего уплате в бюджет, пересчитывается в рубли по курсу на дату отгрузки. По всем указанным причинам переоценивать валютные авансы, перечисляемые в иностранной валюте, нужно. Если вы хотите на конкретном примере понять, как это практически осуществляется, приведите свою ситуацию на цифрах.

Автор: