Налогообложение авторских прав иностранных издателей на территории России

Статьи и аналитические материалы по Налогам

Автор:
Опубликовано: 15 сентября 2005

Налогообложение авторских прав иностранных издателей на территории России

Рыночная экономика всегда отличалась от плановой тем, что рассматривала любой продукт человеческой деятельности в качестве товара, который должен свободно покупаться и продаваться. Даже такая специфическая область деятельности как литературное и художественное творчество в условиях рынка не только имеет свою цену, но и является фундаментом для существования и успешного функционирования ряда отраслей современной мировой экономики.

Более того, в данных отраслях западной экономики именно нематериальная собственность (авторские права на книги, газеты, журналы и другую печатную продукцию), объединенная в так называемый каталог (backlist), а не типографское оборудование, бумага и другое материальное имущество, составляет основное богатство и гордость той или иной издательской компании. Финансовая стоимость каталога любого издательства напрямую зависит не только от количества представленных в нем авторских прав на книги, но главное от частоты и способа использования этих авторских прав. Западные издательства в отличие от их российских коллег всегда заинтересованы в расширении рынков сбыта для своего специфического товара (авторских прав).

Для завоевания новых рынков сбыта западные издательства предпочитают использовать систему лицензионных сделок. Издательство, находящееся на территории, например США, предоставляет фирме или фирмам, расположенным на территории выбранной для экспансии страны, например России, исключительное или неисключительное право использовать на ее территории свой каталог.

Преимущество такого вида проникновения на российский рынок состоит в том, что российские фирмы, а не американские издатели, будут вынуждены обеспечивать в полном объеме финансирование лицензионных сделок и как следствие принимать на себя все коммерческие риски.

Типовые лицензионные соглашения, заключаемые между российскими и иностранными издательствами, включают в себя следующие основные условия: максимальное количество книг, которое российская фирма имеет право отпечатать и распространить; ограничения по территории распространения, прямой запрет на экспорт лицензионных книг за пределы России; паушальная форма выплат авторского вознаграждения в пользу западного издательства; предоставление иностранному издательству подробной информации о российском книжном рынке и т.д.

Что касается российских издателей, то при реализации подобных сделок, они могут помимо обычных для любого вида предпринимательской деятельности коммерческих рисков столкнуться и с доселе непривычным для них риском – платить дополнительные налоги и штрафы в российский бюджет за иностранного издателя.

Подобный казус может произойти, если при заключении лицензионных сделок российская сторона не уделила должного внимания налоговому планированию и в частности вопросам налогообложения «пассивных» доходов иностранных издательств на территории России. Формально этот налог должны платить зарубежные издательства, разрешившие российским предпринимателям изготавливать и распространять на территории России лицензионные книги. Вместе с тем реально в России (так же впрочем, как и во всем мире) действует правило, согласно которому, налог с доходов, полученных иностранными издательствами в результате продажи в Россию лицензий (авторских прав), должен рассчитываться и удерживаться тем российским предприятием, которое выплачивает такое лицензионное вознаграждение. Причем налог должен взыматься при каждом перечислении за рубеж сумм лицензионного вознаграждения (пункт 3 статьи 10 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 года № 2116-1).

Известны случаи, когда беспечность по отношению к учету и выплате налогов на «пассивные» доходы иностранных издательств из источников, расположенных на территории России, приводила к весьма неблагоприятным финансовым последствиям для российских предпринимателей.

Ныне действующее российское законодательство разделяет всех налогоплательщиков на два основных вида: резиденты и нерезиденты. В качестве резидентов могут выступать все юридические и физические лица, имеющие постоянное пребывание или проживание на территории Российской Федерации. В свою очередь все прочие физические и юридические лица подпадают под категорию нерезидентов. На резидентов в России возлагается неограниченная налоговая ответственность, т.е. они подлежат обложению налогами по всем их доходам, получаемым из любых (как национальных, так и зарубежных) источников. Налоговая ответственность нерезидентов на территории России носит ограниченный характер, поскольку они привлекаются к уплате российских налогов только в случае получения прибыли или извлечения доходов из источников, расположенных на территории Российской Федерации.

На какие же «подводные камни» российской налоговой системы может натолкнуться российский предприниматель при выполнении лицензионных сделок в области книгоиздания?

Прежде всего, российскому издателю не следует забывать, что с момента выплаты любому иностранному издательству энной суммы по лицензионному соглашению, он становится налоговым агентом российского государства. Выступая в качестве налогового агента российского государства, российский издатель будет обязан не только правильно рассчитывать суммы причитающихся к уплате налогов с доходов иностранного книгоиздателя, но и своевременно перечислять эти суммы в бюджет. В противном случае государство имеет законное право в принудительном порядке взыскать со своего налогового агента одновременно и суммы недоперечисленных в бюджет налогов с иностранного книгоиздателя и штраф. Причем уплата, как самого налога, так и штрафа осуществляется в той валюте, в которой российским книгоиздателем был произведен лицензионный платеж за рубеж.

В соответствии с действующим российским законодательством все источники доходов, возникающие у любого иностранного юридического лица на территории России, делятся на «пассивные» или «активные» доходы.

К категории «пассивных» доходов как раз и относятся лицензионные платежи за использование на территории России принадлежащих зарубежным книгоизадетелям авторских прав на книжную продукцию. Поэтому еще во время проведения переговоров российского предпринимателя с западным издательством необходимо установить имеется ли между Россией и той страной, где зарегистрирован тот или иной западный издатель соглашение об устранении двойного налогообложения. Ни в коем случае российский издатель не должен соглашаться вносить в лицензионный контракт оговорку о том, что он должен будет платить все налоги на территории России, а его зарубежный партнер на территории своей страны. Мало того, что подобные оговорки в отношении уплаты налогов запрещены российским законодательством, но они не смогут избавить российского издателя от штрафных санкций.

Соглашения об устранении двойного налогообложения в настоящее время существуют у России почти со всеми развитыми странами мира: США, Великобританией, Испанией, Нидерландами, Францией, Германией, Канадой и т.д. В каждом из этих соглашений есть специальная статья, посвященная выплатам авторского вознаграждения за лицензии.

Некоторые ставки налогообложения «пассивных» доходов иностранных книгоиздателей, относящиеся к производству и распространению на территории России книг и другой печатной продукции:

Страна Лицензиара Ставка российского налога на лицензионные книги и другую печатную продукцию, происходящие из данной страны Нормативный акт на основании которого установлен данный порядок налогообложения лицензионных книг и другой печатной продукции, происходящих из данной странны
Франция
полностью освобождены от уплаты Конвенция между Правительством РФ и Правительством ФР от 26.11.1996 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество» (Статья 12 Доходы от авторских прав и лицензий)
Швеция полностью освобождены от уплаты Конвенция от 15.07.1993 между Правительством РФ и Правительством Королевства Швеции «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы» (Статья 12 Доходы от авторских прав и лицензий)
Швейцария полностью освобождены от уплаты Соглашение от 15.11.1995 между РФ и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Статья 12 Доходы от авторских прав и лицензий)
Великобритания полностью освобождены от уплаты Конвенция от 15.02.1994 между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества» (Статья 12 Доходы от авторских прав и лицензий)
США полностью освобождены от уплаты Договор от 17.06.1992 между РФ и США «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» (Статья 12 Доходы от авторских прав и лицензий)
Германия полностью освобождены от уплаты Соглашение от 29.05.1996 между РФ и ФРГ «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» (Статья 12 Авторские вознаграждения и лицензионные платежи)
Венгрия полностью освобождены от уплаты Конвенция от 1.04.1994 между РФ и ВР «Об избежании налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» (Статья 12 Доходы от авторских прав и лицензий)
Белоруссия не более 10% валовой суммы дохода Соглашение от 21.04.1995 между Правительством РФ и Правительством РБ «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество» (Статья 11 Доходы от авторских прав и лицензий)
Украина не более 10% валовой суммы дохода Соглашение от 8.02.1995 между Правительством Украины и Правительством РФ «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов» (Статья 12 Доходы от авторских прав и лицензий (Роялти))
Узбекистан полностью освобождены от уплаты Соглашение от 2.03.1994 между Правительством РФ и Правительством РУ об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (Статья 12 Роялти)
Канада полностью освобождены от уплаты Соглашение от 5.10.1995 между Правительством РФ и Правительством Канады об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Статья 12 Доходы от авторских прав и лицензий)
Болгария не более 15% валовой суммы дохода Соглашение от 8.06.1993 между Правительством РФ и Правительством РБ об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Статья 12 Доходы от авторских прав и лицензий)
Польша не более 10% валовой суммы дохода Соглашение от 22.05.1992 между Правительством РФ и Правительством РП об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (Статья 11 Доходы от авторских прав и лицензий)
Бельгия полностью освобождены от уплаты Конвенция от 16.06.1995 между Правительством РФ и Правительством Королевства Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Статья 12 Доходы от авторских прав и лицензий)
Ирландия полностью освобождены от уплаты Соглашение от 29.04.1994 между Правительством РФ и Правительством Ирландии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы (Статья 12 Доходы от авторских прав и лицензий)
Чехия не более 10% валовой суммы дохода Конвенция от 17.11.1995 между Правительством РФ и Правительством ЧР об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Статья 12 Роялти)
Словакия не более 10% валовой суммы дохода Соглашение от 24.06.1994 между Правительством РФ и Правительством СР об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (Статья 12 Доходы от авторских прав и лицензий)
Люксембург полностью освобождены от уплаты Соглашение от 28.06.1993 между РФ и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Статья 12 Доходы от авторских прав и лицензий)
Филиппины не более 15% валовой суммы дохода Конвенция от 26.04.1995 между Правительством РФ и Правительством РФ об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (Статья 12 Роялти)

Для того, чтобы можно было воспользоваться привилегиями, предоставленными соответствующими статьями международных договоров, конвенций и соглашений об избежании двойного налогообложения, необходимо представить в налоговую инспекцию 4 экземпляра специальной формы 1013DT «Заявление на предварительное освобождение от налогообложения доходов от источников в Российской Федерации». Подача заявлений может быть осуществлена как непосредственно иностранным издательством, так и через ее уполномоченного представителя в течение года со дня получения дохода. Заявления, поданные по истечении указанного срока, к рассмотрению не принимаются (пункт 2 статьи 10 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 года № 2116-1).

Уполномоченными представителями иностранных книгоиздателей могут быть российские или иностранные юридические или физические лица, уполномоченные иностранным издательством представлять его интересы в налоговых органах Российской Федерации. Уполномоченные представители осуществляют свои полномочия на основе нотариально удостоверенного договора или доверенности, нотариально заверенные копии которых они обязаны представить в соответствующий налоговый орган. На нотариально заверенных копиях договора или доверенности должен быть проставлен апостиль (инструкция Госналогслужбы РФ от 16 июня 1995 г. N 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц»).

Рекомендации по правильному заполнению данной формы содержатся в письме Госналогслужбы РФ от 29 декабря 1995 г. N В3-6-06/672 «О новых формах к инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34».

Форма может заполняться на русском или английском языке. Форма 1013DT должна быть подписана надлежаще уполномоченным должностным лицом иностранной издательской компании и скреплена печатью этой компании.

1-й, 2-й и 4-й экземпляры данной формы направляются в территориальный налоговый орган Российской Федерации, в котором состоит на налоговом учете российский книгоиздатель (налоговый агент), предполагающий выплачивать лицензионное авторское вознаграждение. На этих экземплярах в разделе 5 должна быть обязательно проставлена отметка налогового или финансового органа иностранного государства, подтверждающая, что заявитель является лицом с постоянным местопребыванием в иностранном государстве, с которым заключено соответствующее соглашение об избежании двойного налогообложения.

3-й экземпляр формы предназначен для иностранного налогового органа зарубежного издательства.

При поступлении трех экземпляров заявления российский территориальный налоговый орган должен будет проставить на них отметки о получении с подписью уполномоченного должностного лица и печатью (штампом). 2-й экземпляр заявления с отметкой налогового органа о получении возвращается заявителю или его уполномоченному представителю. После проверки соответствия сведений, указанных в заявлении, фактическим данным и положениям соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения СССР/Российской Федерации с конкретным иностранным государством, начальник территориальной налоговой инспекции или его заместитель принимают решение о предварительном освобождении иностранного юридического лица от удержания налогов при выплате ему заявленных доходов, о чем делается отметка в разделе 6 первого и четвертого экземпляров заявления. 4-й экземпляр формы 1013DT с отметкой территориального налогового органа Российской Федерации в разделе 6 возвращается иностранному книгоиздателю или его уполномоченному представителю и подлежит обязательной передаче ее налоговому агенту (российскому книгоиздателю). В итоге данный экземпляр формы будет являться для российского книгоиздателя не только основанием для полного или частичного неудержания налога на «пассивные доходы» при выплате денег иностранному издателю, но и станет юридически надлежащим документом, избавляющим от каких-либо штрафных санкций.

В свою очередь для того, чтобы российские книгоиздатели, продавая лицензии на российские книги и другую печатную продукцию за рубеж, также могли бы легально не платить аналогичные налоги с «пассивных» доходов за границей (ставка которых колеблется от 25% до 40%), им необходимо будет заранее заполнить специальные заявления. Бланки таких заявлений российскому издательству может предоставить его зарубежный партнер, собирающийся выплачивать лицензионное вознаграждение. Зарубежные налоговые органы также требуют, чтобы экземпляры такого заявления были бы в обязательном порядке заверены налоговыми органами России.

С этой целью российскому издательству надлежит обратиться (направить запрос) в управление международных налоговых отношений Госналогслужбы России по адресу: 103381, Москва, К-381, ул. Неглинная, 23 (контактные телефоны: 200-27-37, 200-40-60).

К запросу, помимо соответствующей формы иностранного заявления, должны быть также приложены следующие документы: копия лицензионного соглашения (License agreement), обосновывающего получение доходов российским издательством в другом государстве, справка налогового органа о постановке российского издательства на налоговый учет с указанием его юридического адреса и идентификационного номера налогоплательщица (ИНН).

Алексей Сергеевич Кондрин,
АНО «Независимый Фонографический Альянс» (НФА)


Автор: