Налоговая служба в электронном формате — сегодня и завтра

Software
Источник: Журнал "Российский налоговый курьер" №18-2009
Опубликовано: 5 октября 2009

Электронный документооборот получил широкое распространение в деятельности Федеральной налоговой службы и во внешнем информационном обмене. О его масштабах в настоящее время и направлениях развития рассказал на страницах журнала «Российский налоговый курьер» руководитель службы Михаил Павлович МОКРЕЦОВ.

Автоматизированная информационная система Федеральной налоговой службы обрабатывает колоссальные объемы информации, поступающей от сторонних организаций. Причем наиболее интенсивный информационный обмен проводится более чем с 30 государственными органами и организациями. Это таможенные органы, органы внутренних дел (в том числе ГИБДД), Федеральная миграционная служба, органы Росреестра, БТИ и ЗАГСы, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования, Федеральное казначейство, Федеральная служба судебных приставов, Банк России, Сбербанк России, Центризбирком и органы местного самоуправления.

Использование федеральных информационных ресурсов в работе налоговых органов позволяет оптимизировать процессы обмена информацией, создавать и поддерживать в актуальном состоянии ведомственные базы данных, существенно сокращать время на получение достоверных сведений и объемы переписки между налоговыми органами и другими ведомствами в разных регионах России.

В целях обеспечения открытости и общедоступности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, ФНС России организовала их предоставление в электронном виде с использованием интернет-технологий. Востребованность данного сервиса с 2005-го по 2009 год увеличилась в 34 раза и продолжает стабильно расти.

Информация о Порядке предоставления в электронном виде сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП (введен в действие с 1 января 2005 года), размещена на сайте ФНС России в разделе «Государственная регистрация и учет налогоплательщиков», закладка «Доступ к федеральным базам ЕГРЮЛ и ЕГРИП». Также можно обратиться к баннеру «Доступ к ЕГРЮЛ и ЕГРИП» (расположен справа): при нажатии откроется страница с разъяснениями о порядке доступа и ссылкой на форму заявки.

Практически все федеральные органы государственной власти проинформированы о возможности получения оперативного доступа к сведениям, содержащимся в государственных реестрах, и возможности самостоятельно сформировать выписку из соответствующего реестра о конкретных юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.

На рисунке (см. далее) показан объем пользователей, обращающихся за выписками из ЕГРЮЛ и ЕГРИП через Интернет. А число обращений к информационным ресурсам составляет почти 100 000 в месяц.

В процессе расширения электронного документооборота выявился ряд проблем…

Активное использование электронного документооборота между ФНС России и налогоплательщиками началось в 2002 году: именно в это время появилась правовая база, благодаря которой документы, заверенные электронной цифровой подписью (ЭЦП), обрели полную юридическую значимость, что позволило исключить дублирование данных документов в бумажном виде.

За прошедшие годы система представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) доказала свою работоспособность и получила широкое распространение. Все региональные управления ФНС России имеют техническую возможность принимать отчетность по ТКС. Вместе с тем выявился ряд проблем.

Одним из недостатков системы электронного документооборота является множественность программно-аппаратных средств компаний — спецоператоров связи. Используемые многочисленные оригинальные решения вызывают проблемы и у налоговых органов, и у налогоплательщиков. Большие сложности также создает отсутствие единого государственного удостоверяющего центра. Это определило стремление ФНС России к унификации системы.

Первые практические шаги в данном направлении сделаны с принятием приказов ФНС России от 08.08.2007 № ММ-3-13/4б9@ «Об утверждении Унифицированного формата транспортного сообщения при информационном взаимодействии налогоплательщиков и налоговых органов…» и от 13.06.2006 № САЭ-3-27/34б@ «Об организации сети доверенных удостоверяющих центров». Первый приказ позволяет иметь на стороне налогового органа единый приемный комплекс, который принимает сообщения в утвержденном формате, независимо от оператора связи.

Второй приказ решает вопросы получения ЭЦП в любом регионе РФ и ее использования для работы на территории всей России, то есть направлен на создание единого поля доверия ФНС России сертификатам ключей подписи. Налогоплательщику достаточно обратиться в Удостоверяющий центр, аккредитованный в сети Доверенных удостоверяющих центров ФНС России.

Уже сейчас 63 подобных центра получили аккредитацию и работают в едином поле доверия сертификатам ключей подписи в рамках информационной системы ФНС России. Информация о Доверенных УЦ размещена на сайте ФНС России.

Преимущества представления налогоплательщиками отчетности по ТКС бесспорны

Крупнейшие налогоплательщики и налогоплательщики со штатной численностью свыше 100 человек обязаны представлять отчетность в электронном виде по ТКС. Этот способ:

  • обеспечивает максимальную автоматизацию процесса приема и ввода;
  • сводит к минимуму ошибки за счет процедур автоматизированного контроля как у налогоплательщиков, так и в налоговых органах;
  • не требует личного контакта налогоплательщика или его представителя с налоговыми органами (бесконтактные технологии снижают уровень отдельных злоупотреблений);
  • позволяет полностью отказаться от бумажных носителей и не требует ведения бумажного архива;
  • обеспечивает оперативность ввода и обработки данных.

Рисунок. Пользователи, получающие сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП с использованием интернет-технологий


Применяемые в системе сдачи налоговой отчетности в электронном виде по ТКС средства шифрования аналогичны средствам, которые используются в силовых ведомствах и спецслужбах. Следовательно, передаваемая отчетность полностью защищена от несанкционированного доступа.

С внедрением этой технологии стало возможным автоматизированное предоставление налогоплательщикам или их уполномоченным представителям различных информационных услуг. В частности, ФНС России утвержден следующий перечень документов, предоставляемых налогоплательщику через Интернет и по каналам связи:

  1. справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам;
  2. выписка операций по расчету с бюджетом;
  3. перечень бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной в отчетном году;
  4. акт сверки расчетов по налогам, сборам и взносам;
  5. справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций по запросу налогоплательщика.

Налогоплательщики по достоинству оценили преимущества системы электронного представления отчетности. Так, по состоянию на 1 июля 2009 года в среднем по России удельный вес организаций, ведущих финансово-хозяйственную деятельность и представивших налоговые декларации (расчеты) по ТКС, составил 49,9%, в отдельных регионах данный показатель превышает 80%.

Необходимо отметить, что рост доли налогоплательщиков, отчитывающихся по ТКС, происходит на фоне стабильного увеличения числа юридических лиц, ведущих финансово-хозяйственную деятельность. Если в 2006 году по ТКС отчетность в налоговые органы представляли четверть миллиона организаций, то в 2007 году их стало более 600 000, а в 2009 — более миллиона. При этом обязаны сдавать отчетность по ТКС всего 8—10% из них.

В то же время число истребованных и накапливаемых ФНС России документов, которые необходимо хранить в соответствии с изменениями в Налоговом кодексе, неуклонно растет. В этой связи ФНС России сформулировала Концепцию создания Централизованной системы обработки и хранения документов, образующихся в процессе деятельности ФНС России. В Санкт-Петербурге началась подготовка пилотного проекта элементов этой системы.

Реализация Концепции предусматривает создание в ФНС России к 2015 году девяти Центров обработки и хранения документов общей площадью 210 000 кв. м (для хранения 7,6 млрд. листов документов). Это позволит повысить эффективность деятельности налоговых органов при обработке документов, поступающих от налогоплательщиков и органов государственной власти и управления, сократить сроки принятия решений, существенно уменьшить бумажный документооборот и оптимизировать процедуры истребования документов у налогоплательщиков.

Отдельно остановимся на счетах-фактурах. По оценкам экспертов, их документооборот в РФ составляет примерно 15 млрд. штук в год. С целью снижения объема бумажного документооборота между хозяйствующими субъектами, налогоплательщиками и налоговыми органами в процессе контрольных мероприятий ФНС России завершило пилотный проект по созданию и внедрению системы электронного документооборота счетов-фактур. Причем возможность обмена электронными счетами-фактурами технически и технологически подтверждена.

Системауправления налогообложением в цифрах

Система управления налогообложением в РФ представляет собой единую централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой иерархической организации: федерального, регионального и местного уровней. Каждый из них имеет свои функции и специфику.

К федеральному уровню управления относится Центральный аппарат ФНС России, состоящий из 9 управлений, осуществляющих методологическое руководство, контроль за налогообложением и за деятельностью нижестоящих налоговых органов. Также на федеральном уровне работают Федеральная инспекция по централизованной обработке данных — ФЦОД и 10 межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам.

К региональному уровню относятся 82 управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, 7 межрегиональных инспекций по Федеральным округам и 6 межрегиональных инспекций по централизованной обработке данных — МРИ ЦОД.

Местный уровень составляют 1184 налоговые инспекции по городам, районам, межрайонного уровня и 1520 территориально-обособленных рабочих мест — ТОРМ.

Информационное взаимодействие в ФНС обеспечивается посредством системы телекоммуникаций (СТК ФНС России), которая объединяет 2786 объектов, связанных между собой 1Р-сетью федерального (101 объект) и регионального уровней.

Скорости подключений объектов в 1Р-сетях ФНС России варьируются от 64 000 до 100 000 килобит в секунду. Для поддержания надежности и бесперебойности информационного обмена между налоговыми органами федерального и регионального звена действует система резервирования на основе спутниковых каналов связи.

Основными сервисами, применяемыми в СТК ФНС России для обеспечения функционирования налоговой службы, являются система ведомственного электронного документооборота (охватывает 101 объект федерально-регионального уровня и 2584 объектов местного уровня) и система удаленного доступа к ресурсам ФЦОД. На данный момент сотрудникам налоговой службы предоставляется удаленный доступ более чем к 40 федеральным информационным ресурсам. Причем ресурсы федерального уровня формируются путем передачи сведений с местного уровня на региональный, с регионального — на федеральный.

Процедуры выгрузки сведений автоматизированы и выполняются в регламентные сроки с соблюдением требований информационной безопасности.

Система аудио-, видеовещания, циркулярной рассылки данных и видео-конференц-связи ФНС России (охватывает более 700 объектов федерального, регионального и местного уровней) позволяет проводить дистанционное обучение, сеансы видео-конференц-связи (что обеспечивает существенную экономию времени и командировочных расходов), а также централизованно доставлять информационные материалы сотрудникам налоговых органов.

ФНС России расширяет перечень онлайн-сервисов для налогоплательщиков

Особое внимание в информационной политике ФНС России сегодня уделяется расширению доступа к интернет-ресурсам и публикации необходимой для налогоплательщиков информации в общедоступных ресурсах сети Интернет, предоставлению дополнительных сервисов налогоплательщикам на официальном сайте ФНС России и ее территориальных органов www.nalog.ru.

На сайте Федеральной налоговой службы доступны справочные информационные онлайн-сервисы, которые позволяют пользователям-налогоплательщикам получить различные сведения из информационных ресурсов налоговой службы. Блок онлайн-сервисов размещен на главной странице сайта в колонке справа.

Так, сервис «Адрес вашей инспекции» позволяет определить инспекцию ФНС России (ее номер, адрес и телефон), соответствующую заданному адресу места проживания налогоплательщика.

Также имеется возможность автоматически формировать (заполнять) платежные поручения как для наличного, так и безналичного платежа в бюджет. Воспользоваться данным сервисом может как физическое, так и юридическое лицо. Следует ввести адрес, выбрать нужные варианты в полях «Вид платежа», «Группа налогов», «Налог», «Статус лица, оформившего расчетный документ» и «Основание платежа». Программа автоматически заполнит такие реквизиты получателя платежа, как ИНН, КПП, БИК, номер счета и наименование кредитной организации получателя, сформирует платежное поручение и выведет его на экран в удобном формате.

Сервис «Сведения из ЕГРЮЛ (публикация)» предоставляет заинтересованным лицам возможность получить основную информацию об организациях, сведения о которых включены в Единый государственный реестр юридических лиц. Для получения информации необходимо заполнить одно из обязательных полей («Наименование организации», «ОГРН/ГРН/ ИНН»), можно также уточнить запрос, заполнив поля «Адрес», «Дата регистрации», «Регион».

Информация названного сервиса обновляется еженедельно.

Следующий сервис «Проверьте, не рискует ли ваш бизнес?» создан в целях информирования участников гражданского оборота о представлении документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Указанная информация может быть использована для пресечения неправомерного внесения изменений в сведения о юридических лицах, а также для обеспечения возможности принятия обеспечительных мер при угрозе рейдерских захватов. Информация обновляется ежечасно и позволяет в режиме реального времени отслеживать несанкционированные изменения сведений Единого государственного реестра юридических лиц. Данная услуга позволяет также проверить, не зарегистрирована ли потенциальная организация-контрагент по так называемому адресу массовой регистрации: не входят ли в состав ее исполнительных органов дисквалифицированные лица.

Указанные поисковые системы позволяют любому заинтересованному лицу не только оперативно узнавать достоверную и актуальную информацию об организации-контрагенте, заемщике, получателе бюджетных средств, исполнителе госконтракта, но и на протяжении длительного времени отслеживать происходящие с ним изменения и, как следствие, минимизировать риски, а также возможные потери.

О суммах задолженности по обязательным платежам будут информировать по Интернету

В настоящее время проводится работа по внедрению государственной услуги по информированию налогоплательщиков — физических лиц о суммах задолженности по налогам, текущих начислениях и платежах с использованием интернет-технологий централизованно в масштабах России. Речь идет о так называемом «Личном кабинете».

Налогоплательщик — физическое лицо с любого удобного для него места с доступом в Интернет будет иметь возможность после аутентификации оперативно ознакомиться со своими налоговыми обязательствами, автоматически сформировать платежный документ и осуществить платеж удобным для него способом: через операционные окна кредитных организаций или посредством банкоматов и платежных терминалов кредитных организаций. В отдельных регионах налоговыми органами в порядке эксперимента реализована возможность для физических лиц уточнить задолженность по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам.

Необходимо отметить, что в ряде регионов в качестве пилотных проектов уже реализованы и действуют сервисы для налогоплательщиков — физических лиц «Узнай свою задолженность». Одним из первых этот сервис запустило на своем сайте Управление ФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу. Ввод в диалоговом окне ИНН налогоплательщика и его фамилии, имени и отчества позволяет получить информацию о наличии или отсутствии задолженности по местным налогам. При обнаружении непогашенной задолженности автоматически формируется и выводится на печать платежное поручение, которое позволяет погасить долги перед бюджетом в ближайшем отделении банка.

Заявление о постановке на налоговый учет можно будет направить в электронном виде

Теперь несколько слов о перспективах реализации проекта «Электронная Россия». С учетом устойчивой тенденции роста количества обращений физических лиц в налоговые органы с заявлениями о постановке на учет и выдаче соответствующего свидетельства к концу года будет реализована возможность направления заявления о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства через Интернет. Также через Интернет будет направляться уведомление о результатах его рассмотрения с указанием даты и времени получения свидетельства в налоговом органе по месту жительства. В дальнейшем, с учетом развития информационных систем налоговых органов, будет обеспечена возможность получения свидетельства в любом налоговом органе, удобном для заявителя.

Таким образом, двукратное обращение в налоговый орган (для подачи заявления, а затем для получения свидетельства) превращается в однократное обращение — только для личного получения свидетельства, оформленного на бланке строгой отчетности.

Также в настоящее время проводится работа по обеспечению возможности для юридических лиц, имеющих ЭЦП, запросить через Интернет сведения о себе из ЕГРЮЛ и получить выписку в электронном виде. Выписка направляется на электронный адрес заявителя. При этом она будет подписана ЭЦП должностного лица регистрирующего органа, то есть будет являться полноценным документом.

Регистрирующие органы представляют свыше 7 млн. выписок из реестров на бумажном носителе в год. Как правило, необходимость получения выписки из ЕГРЮЛ обусловлена требованием представления ее в органы государственной власти, суды, кредитные, страховые и иные организации, для участия в конкурсах на оказание услуг государственным органам и во множестве других случаев. Чтобы механизм предоставления государственных услуг в электронном виде через Интернет заработал в полном объеме, необходимо определить статус документов, предоставляемых регистрирующими (налоговыми) органами заявителям в электронном виде, а также установить возможность их последующего использования. И суды, и банки, и все другие потребители выписок из государственных реестров должны принимать их в электронном виде, если они заверены ЭЦП должностного лица.

В следующем году планируется подойти к предоставлению заверенных ЭЦП выписок из реестров о «чужих» юридических лицах. Данная услуга не требует ЭЦП заявителя, но подразумевает уплату госпошлины, и для исполнения услуги необходимо решить вопрос об оперативном подтверждении ее оплаты.

Также в планах ФНС России пойти еще дальше — предоставить возможность подачи через Интернет заявления о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, заверенного ЭЦП нотариуса, с контролем прохождения обработки заявления. Учитывая, что в год по заявлениям осуществляется свыше 6 млн. записей, востребованность данной услуги очевидна. И здесь необходима нормативно-правовая стандартизация оказания подобных услуг.