В отношениях между банками и налоговиками нередко возникают определенные сложности, связанные с предоставлением информации о фирмах — клиентах кредитных организаций. Накануне ФНС внесла ясность в вопрос об истребовании у банков сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Недоступность «тайны»
В статье 26 Закона от 2 декабря 1990 г . № 395-1 «О банках и банковской деятельности» прописано, что кредитная организация имеет право выдавать справки по операциям и счетам организаций либо самим вкладчикам, либо судам. Список получателей сведений дополняет Счетная палата, таможня, судебные приставы и правоохранительные органы. Тем не менее основная масса запросов, отправляемых в банковские организации, поступает от налоговиков.
Однако любые сведения, которые компания представляет в кредитную организацию для открытия счета и обеспечения его дальнейшей функциональности, составляют банковскую тайну. В связи с этим порядок получения сведений строго регламентирован. Представитель налогового органа вправе истребовать у банка необходимую информацию о деятельности проверяемой фирмы по конкретным сделкам (п. 1 ст. 93.1 НК). Причем, согласно пункту 2 статьи 86 Налогового кодекса, инспекторы имеют право потребовать у кредитной организации выдачу информации лишь в трех конкретных случаях:
- в случаях проведения мероприятий налогового контроля у проверяемых организаций (индивидуальных предпринимателей);
- после вынесения решения о взыскании налога;
- в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).
Требуется уведомление
Для получения информации о проверяемом предприятии налоговики должны предъявить банку письменный запрос об истребовании необходимой документации. Запросы о предоставлении справок о наличии счетов в кредитной организации и об остатках денежных средств на счетах, а также о предоставлении выписок по операциям на счетах налоговики должны направлять в банки по строго определенным формам (приказ ФНС от 5 декабря 2006 г . № САЭ-3-06/829). При этом должен быть четко указан пакет запрашиваемых документов. И если инспекция потребует информацию, которая не отображена в письменном требовании, кредитная организация вправе отказать в предоставлении данных о налогоплательщике, говорит юрист компании «Право» Надежда Симонова:
— Вся информация, необходимая налоговикам, должна быть указана в запросе. В противном случае банк не обязан ее рассекречивать. Это касается и случаев, когда в письменном запросе не указаны все необходимые реквизиты, либо он предъявлен не по установленной форме — в этом случае кредитно-финансовая организация также не обязана выдавать сведения о вкладчике.
Как сказано в разъяснительном письме ФНС от 11 октября 2007 г . № ШТ-6-06/774, банк не обязан исполнять требование налогового органа, оформленное по форме, отличной от утвержденной. Согласно статье 86 Налогового кодекса, такой запрос не может быть признан требованием о предоставлении информации о наличии счета в банке, об остатках денежных средств на счетах, либо заявкой о предоставлении выписок по операциям на счетах.
Режим взаимодействия
В пункте 3 статьи 86 Налогового кодекса установлено, что порядок предоставления банками информации по запросам налоговых органов устанавливается Минфином по согласованию с Центробанком. На сегодняшний день порядок предоставления банками информации утвержден приказом ФНС от 30 марта 2007 г . № ММ-3-06/178.
Требование вручается представителю банка под расписку либо отправляется по почте заказным почтовым письмом с уведомлением о вручении (приказ № САЭ-3-06/829). При этом документ должен быть заверен печатью инспекции и подписан руководителем налогового органа либо его заместителем.
Однако кредитная организация имеет право предоставить информацию лишь по определенной процедуре, указанной налоговиками в запросе. Поэтому, в случае если контролеров интересуют данные по конкретной сделке проверяемой фирмы, помимо требования банку понадобятся сведения, позволяющие идентифицировать сделку среди всех операций компании. В любом случае ревизоры направляют письменное поручение об истребовании документов о деятельности проверяемой организации напрямую в банк.
Стоит учесть, что ни Налоговый кодекс, ни приказ ФНС № САЭ-3-06/829, ни другие документы не предусматривают обязанность инспекторов направлять запросы через налоговый орган по месту учета банка. Поэтому такое мнение представителей кредитной организации ошибочно, говорит юрисконсульт компании «Право» Дмитрий Матвеенков:
— Подобные претензии не обоснованы. Эта позиция банка свидетельствует о банальном незнании закона и, естественно, не снимает с него ответственности.
Ответственность банка
Кредитные организации обязаны незамедлительно реагировать на запросы налоговиков об истребовании необходимой документации и предоставлять контролерам необходимую информацию в 5-дневный срок. Многие представители банков сетуют на столь жесткие рамки. Они ссылаются на то, что изъятие, сбор и выдача информации требуют более длительного времени, утверждает менеджер банка «Евро-стандарт» Николай Федоров:
— При этом в установленный срок входит не только вычленение необходимых данных из всего объема информации, но и сама доставка пакета документов налоговикам. И если банк задерживается, он обязан за несколько дней до истечения срока известить инспекторов об этом факте. Что порой просто невозможно в силу различного рода причин.
Если налоговики выдали запрос по установленным требованиям и без различного рода нарушений, то просрочка в передаче сведений, как и отказ банковской организации предоставить выписки по операциям и счетам, влекут за собой ответственность в виде взыскания штрафа в размере 10 тысяч рублей (п. 1 ст. 35 НК).
А если банк предоставит информацию о проверяемом лице без соответствующих запросов, это будет являться нарушением прав вкладчика, убеждена юрист Татьяна Демьянова:
— В таком случае выходит, что данные достались налоговикам незаконным путем. Поэтому, разумеется, такие сведения не смогут применяться как доказательство вины налогоплательщика.
Фирма вправе обжаловать в суде факт разглашения банковской тайны, если налоговики станут ссылаться на то, что сведения предоставлены банком. Ведь кредитные организации гарантируют своим клиентам неразглашение информации об операциях, о счетах и вкладах. И все служащие банка обязаны хранить данные о клиентах в секрете, если это не противоречит законодательству (ст. 26 закона № 395-1).
Гражданский кодекс предусматривает, что в случае разглашения кредитной организацией сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, чьи права были нарушены, вправе потребовать возмещения понесенных по этой причине убытков (п. 3 ст. 857 ГК). В том числе руководители пострадавшей организации могут требовать компенсации морального ущерба, говорит юрисконсульт компании «Юридическая поддержка» Виктор Иванов.
За незаконное разглашение сведений без согласия на это их владельца, лицу, которому такая информация была доверена или стала известна в связи с его местом работы, грозит уголовная ответственность (ст. 183 УК). Минимальное наказание за это преступление штраф в размере 120 тысяч рублей. При этом сумма будет востребована с зарплаты либо другого дохода ответчика за период равный одному году. Помимо этого нарушитель лишается возможности занимать определенные должности, констатирует старший юрисконсульт Департамента налогов и права компании «Русский инвестиционный клуб консалтинг» Наталья Шарошкина:
— На него налагается запрет заниматься определенным видом деятельности на срок до 3 лет. Типы ограничений рассматриваются судом в каждом конкретном случае.
Однако в силу того, что право на конфиденциальность информации было нарушено, представителю банка, разгласившему сведения, также может грозить лишение свободы на срок до 3 лет (п. 2 ст. 183 УК). Если суд сочтет, что разглашение банковской тайны повлекло за собой тяжкие последствия, сотрудник может быть заключен и на срок до 10 лет (п. 4 ст. 183 УК).