2 марта 2009 года введен в действие новый Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам аудиторской деятельности». В законе содержатся принципиально новые положения, регулирующие процесс осуществления аудиторской деятельности, о которых по нашей просьбе нам расскажет Мамлеев Энвер Хафизович, Советник Президента Палаты аудиторов РК.
– Энвер Хафизович, скажите, пожалуйста, чем обусловлено принятие нового Закона? Каковы причины принятия данного закона?
– Президент подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам аудиторской деятельности», принятый Парламентом РК. Это уже не первое обращение законодателей к теме аудита, его совершенствования и развития. В далекие 90-ые годы прошлого столетия Нурсултан Абишевич, бывший тогда Председателем Совета Министров Казахской ССР, первым в Советском Союзе глубоко разобрался в тенденциях и требованиях свободного рынка и, несмотря на непонимание и даже противодействие отдельных представителей верхних эшелонов власти, распорядился о создании в Казахстане первой хозрасчетной аудиторской группы. Более 15-ти лет тому назад, 18 октября 1993 года, он подписал Закон «Об аудиторской деятельности», который стал одним из первых рыночных Законов независимого Казахстана. Глава государства не только стоял у истоков отечественного аудита, но и нацелил бизнес на скорейшую интеграцию в мировую систему бухгалтерских и аудиторских координат, на безотлагательный переход к международному языку бизнеса.
Как и прежде, страна наша всерьез заинтересована во всестороннем сотрудничестве с передовыми странами, что даст возможность расширить и упрочить технологическое, транспортное, торгово-экономическое взаимодействие, малый и средний бизнес, почерпнуть их опыт интеграции и институционально-правовых реформ. Особое внимание уделяется вопросам качества жизни, улучшению состояния окружающей среды, охране водных ресурсов, развитию бизнеса.
Как отметил Президент Казахстана в февральском номере «Российской газеты», «…мы находимся на рубеже создания радикально новой, по-иному построенной модели мировой экономики, политики и глобальной безопасности». И далее он подчеркнул, что «…радикально новые подходы к анализу, пониманию и практическому самообновлению мира в эпоху глобального кризиса могут служить единой основой для постановки, обсуждения и практического решения таких вопросов на всех уровнях и в разных органах в едином системном, конструктивном и позитивном ключе». Нужен «четкий План радикального обновления». И, несомненно, заметную роль в его разработке и реализации должны сыграть профессиональные экономисты, бухгалтеры, аудиторы, все те, кто в конце минувшего века приобрел бесценный опыт антикризисного управления.
Известно, однако, что современное развитие бизнеса, сопровождающееся резким возрастанием роли и значения международной интеграции в сфере экономики, предъявляет новые требования к единообразию и прозрачности применяемых в разных странах принципов бухгалтерского учета и аудита. Именно единообразие может стать тем ключом, который шире откроет двери к международной интеграции, особенно для Содружества независимых государств.
И нынешние изменения вытекают в законодательстве из указаний Президента страны, содержащихся в его Ежегодных Посланиях народу Казахстана. «Одной из главных задач всех госхолдингов, входящих в них нацкомпаний и других организаций, – подчеркнул Нурсултан Абишевич в своем Послании 2007 года, – остается упорядочение их деятельности через внедрение международной практики корпоративного управления, подотчетности и прозрачности».
Понятно, что настоящую объективность и прозрачность финансов можно обеспечить только с помощью аудита.
– Полностью с вами согласна. Без аудита ну никак. Однако Закон устанавливает новые реалии для аудиторов, вносит кардинально новые изменения в их деятельность. Хотелось бы, чтобы вы как можно подробнее остановились на них.
– Для нового законопроекта характерно то, что он разработан на основе научных подходов, нацелен не только на профессиональную сферу, реализацию профессиональных интересов аудиторов, но, главное – на обеспечение прав всех пользователей, всех, кто заинтересован в получении объективной и надежной информации о состоянии дел хозяйствующих субъектов. И с этой точки зрения неоценима роль аудита, на плечи которого ложится публичная оценка качества финансовой отчетности.
Неслучайно Глава государства высказал ожидания «…что ежегодный аудит результатов работы госхолдингов, который будет проводиться с привлечением независимого аудитора с безупречной репутацией, будет содействовать обеспечению четкой системы прозрачности и публичной оценки деятельности данных холдингов». Следовательно, основополагающим принципом аудита является его независимость. В этом направлении уже сделаны серьезные и нелегкие шаги. До мая 2006-го года уставный капитал аудиторской организации мог быть сформирован аудитором – на 51%, 49% – неаудиторскими организациями и лицами. Из-за нарушения принципа независимости нередко возникал конфликт интересов. Поэтому позднее установлено, что аудиторская организация может быть сформирована только стопроцентным присутствием аудиторов в виде физических лиц либо международных аудиторских организаций.
Еще одно условие независимости – это Кодекс этики, свод этических правил профессиональной деятельности аудиторов. Первый Кодекс этики был выработан в 1994 году (сразу после принятия первого Закона «Об аудиторской деятельности»), в 2006 году он претерпел изменения в рамках требований не только закона, но и современных стандартов, а именно основных принципов аудиторской профессии – честность, объективность, профессиональная компетентность, ответственность, конфиденциальность, соблюдение стандартов организации. Поэтому, депутаты сочли необходимым определить, что кодексы этики профессиональных организаций в нашей стране должны соответствовать требованиям кодекса этики Международной федерации бухгалтеров.
Выступая на XI форуме предпринимателей Казахстана в октябре 2003 года, Президент указал: «Мы доросли до такого уровня, когда можем переложить ответственность за решение вопросов, связанных с допуском в бизнес, контролем за качеством и безопасностью товаров, работ и услуг с государства на различные гражданско-правовые институты. Многие из таких вопросов успешно могут решать, например, профессиональные объединения и ассоциации самих предпринимателей».
Во исполнение этого указания в стране сделано немало. Нормативные правовые акты, как правило, проходят экспертизу в аккредитованных профессиональных и общественных объединениях, чье мнение учитывается при окончательном решении вопросов. На необходимость сокращения административных барьеров, поэтапной передачи государственных функций в бизнес, из центра вниз, от государства – самоуправляемым организациям неоднократно обращал внимание Председатель Правительства Карим Масимов.
Каждый законопроект, вносимый Правительством в Парламент, проходит, можно сказать, пробу: насколько он прогрессивен, антикоррупционен, насколько он обеспечивает свободу бизнесу для повышения благосостояния граждан Казахстана. Хотелось бы особо отметить, что все сложные вопросы, по которым мнения депутатов расходятся, решаются коллегиально, все стремятся найти консенсус на основе научного подхода и международной практики. Для примера приведу различное видение путей создания и функционирования квалификационных комиссий по аттестации кандидатов в аудиторы.
Квалификационные комиссии могут создаваться только профессиональными организациями, имеющими определенную Законом численность членов. Решено, что нижний предел количественного состава профессиональных организаций не может быть менее 10-ти аудиторских фирм. Это очень немного: ведь для получения права аттестовать новых аудиторов нужно обеспечить соответствующую базу подготовки кандидатов и приема экзаменов на международном уровне.
Другой путь – создание единой квалификационной комиссии. Однако для ее эффективного функционирования необходимы условия, которые могут оказаться невыполнимыми. Внутренние противоречия между учредившими эту комиссию профессиональными организациями (а их в теории может быть до 10-ти и более) не позволят ей решать поставленные задачи. Каким окажется уровень единой квалификационной комиссии, ее качественный и количественный состав, и можно ли ожидать доверия инвесторов к сертификатам такой комиссии и к выданным аудитором отчетам? Кто конкретно будет отвечать за профессионализм аудиторов? Было очевидно, что нужно избрать первый путь.
Кроме того, Казахстан одним из приоритетных направлений своего развития определяет вхождение в ВТО, что предполагает адекватное соответствие международным стандартам. По отчету Всемирного Банка, который проводил исследования в области соблюдения стандартов, кодексов бухгалтерского учета и аудита в нашей стране, Казахстану предложено поднять уровень сертификационных экзаменов с тем, чтобы не потерять доверие со стороны инвесторов к отечественным предприятиям, выходящим на международные биржи, где они размещают свои ценные бумаги.
Поэтому и сами члены комиссий должны соответствовать этому уровню и представлять профорганизации, являющиеся членами Международной федерации бухгалтеров, либо наработавшие опыт осуществления контроля качества работы своих членов. И не случайно, глубоко разобравшись в существе вопроса и просчитав возможные негативные последствия, депутаты пришли к мнению, что каждая профессиональная аудиторская организация обязана в установленный Законом срок сама создать квалификационную комиссию, соответствующую требованиям Закона и других нормативных правовых актов.
И еще одно уточнение. Для того, чтобы обеспечить государственный контроль за работой квалификационных комиссий в их состав войдет по одному постоянному представителю уполномоченного органа с полномочиями, определенными законодателем.
Думается, что каждая профессиональная организация должна определить разумный численный состав своей Квалификационной комиссии исходя из ее задач по проведению экзаменов и оценке экзаменационных работ. При пяти-шести экзаменах это где-то 15-17 человек. Если состав будет меньшим, невозможно обеспечить четкую организацию экзаменов, которые, кстати, будут проходить ежеквартально. Если же численный состав увеличить, то вряд ли можно надеяться на то, что ее можно будет хотя бы собирать с установленной периодичностью.
Это пример характерный, но далеко не единичный. Разработчик предлагал включить в ЗРК «О частном предпринимательстве» право Министерства финансов РК осуществлять «контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан об аудиторской деятельности». Депутаты высказали сомнение в целесообразности такой новации. Они усмотрели здесь противоречие указаниям Главы государства о снижении числа проверок и бюджетных расходов. Что же должно контролироваться? Это, на мой взгляд,
- контроль за соблюдением аудиторскими организациями лицензионных правил и норм;
- контроль за осуществлением аудиторскими организациями видов деятельности, предусмотренных законодательством РК;
- контроль за соблюдением аудиторскими организациями требований законодательства РК, устанавливающих запрет на проведение аудита;
- контроль за соблюдением законодательства РК об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности аудиторских организаций.
И только при имеющихся материалах о нарушении законодательства уполномоченный государственный орган вправе проверить соответствие деятельности этих аудиторов, аудиторских организаций требованиям законодательства РК об аудиторской деятельности.
Что же касается внешнего контроля качества, контроля за тем, как выполняются международные стандарты аудита, собственные внутренние стандарты организаций, этические требования, то это входит в обязанности профессиональных организаций.
Сообщаю еще о некоторых новациях закона. В ЗРК «Об аудиторской деятельности», принятом в 2006 году, было определено минимальное количество аудиторов, работающих или, как принято говорить, состоящих в штате аудиторской фирмы. Оно составляло три аудитора. Однако, анализ аудиторских услуг, численность сертифицированных аудиторов в регионах страны, обращение отдельных аудиторов в Парламент, Правительство, Палату аудиторов позволил вплотную подойти к вопросу о снижении этого лимита до двух аудиторов. К слову сказать, российские законодатели также намерены снизить этот лимит с пяти до трех человек.
Принято решение, что в Законе необходимо конкретизировать перечень отраслей и организаций, подлежащих обязательному аудиту. К ним относятся:
- акционерные общества;
- страховые (перестраховочные) организации и страховой брокер;
- крупные участники страховой (перестраховочной) организации, владеющие (имеющие право голосовать) двадцатью пятью и более процентами голосующих акций страховой (перестраховочной) организации, а также юридические лица, в которых страховая (перестраховочная) организация имеет значительное участие;
- накопительные пенсионные фонды и организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами;
- крупные участники открытого накопительного пенсионного фонда, а также юридические лица, в которых открытый накопительный фонд имеет значительное участие;
- недропользователи;
- банки, банковские холдинги и организации, в которых банк и (или) банковский холдинг являются крупными участниками;
- субъекты естественной монополии, за исключением субъектов естественной монополии малой мощности;
- организации гражданской авиации, за исключением авиакомпаний, осуществляющих авиационные работы по перечню, определяемому Правительством РК;
- хлебоприемные предприятия;
- фонд гарантирования страховых выплат;
- юридические лица Республики Казахстан, заключившие контракт на осуществление инвестиций, предусматривающий инвестиционные преференции;
- хлопкоперерабатывающие организации. Этот перечень включен в Закон.
Упорядочит структурное построение аудиторского сообщества и положение о том, что сотрудники аудиторских фирм и сами аудиторские организации, где они работают, могут являться членами одного профессионального объединения, то есть они не могут состоять в разных организациях.
Повышается ответственность аудиторов и аудиторских организаций за административные правонарушения. Вводится ответственность аудиторов за составление недостоверного аудиторского отчета, несообщение уполномоченному государственному органу по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и неуведомление аудируемых финансовых организаций, для которых проведение аудита обязательно, о нарушениях законодательства. За предоставление аудитору аудируемым субъектом несвоевременной, недостоверной или неполной информации также предусмотрены строгие меры.
– Есть ли неустраненные недостатки и проблемы действующего законодательства в области аудита? Какие предлагаете пути совершенствования?
– Без всякого сомнения, перед аудитом страны с принятием закона открываются новые перспективы. Законодательно решены основные проблемы, казалось бы, сняты на многие годы все наболевшие вопросы. Но жизнь продолжается. Появляются новые проблемы. А как же без них? Вот сейчас, например, какое-то недоумение вызывает у аудиторского сообщества намерение уполномоченного органа, опубликовавшего на днях Стратегический план Министерства финансов РК на 2009-2011 годы, проводить ежегодно по 80-90 проверок аудиторских организаций, когда их всего в стране порядка 150-ти.
Проблематичным для нас является и то, что Департамент развития бухгалтерского учета, аудиторской деятельности и финансового контроля Министерства финансов продолжает практику запроса и получения от аудиторских фирм и профессиональных организаций совершенно необязательной и никому, кроме него, ненужной отчетности. Его интересует, например, какие фирмы и в какие сроки прошли внешний контроль качества, когда и какие курсы для аудиторов проводятся. Это так называемые отчеты перед Минфином: «Ежегодный отчет о проведенном внешнем контроле качества профессиональной организацией» и «Ежегодный отчет о проведении курсов повышения квалификации и выдачи сертификатов».
Между тем, согласно Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам аудиторской деятельности» от 20 февраля 2009 года аудиторские организации не обязаны проходить внешний контроль качества, а лишь не препятствовать при его проведении (ст. 21, п. 2, пп. 2). Поэтому совершенно неуместно, причем в противовес политике Президента, Министерством устанавливается дополнительная, причем срочная (!) отчетность аудиторских организаций о прохождении ими внешнего контроля.
Согласно полномочиям, определенным статьей 11, п. 1, пп. 2) профессиональные организации вправе «проводить курсы по повышению квалификации аудиторов, выдавать сертификаты о прохождении курсов». Следовательно, отчетность об этой работе также не предусматривается законодательством, так как не может быть отчетности перед уполномоченным государственным органом об использовании прав.
Поэтому понятно, что приложения № 4 и № 5 к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 26 июля 2006 года № 275 «Ежегодный отчет о проведенном внешнем контроле качества профессиональной организацией» и «Ежегодный отчет о проведении курсов повышения квалификации и выдачи сертификатов» из приказа должны быть исключены. Произойдет ли это на самом деле? Будем надеяться…
– Как вы считаете, сможет ли реформа аудита оправдать те ожидания, которые на нее изначально возлагались?
– Конечно, мы надеемся на то, что внесенные в закон изменения оправдают наши ожидания. Хотя, подчеркну, мы ведем речь не о реформе аудиторской деятельности, а об упорядочении основ функционирования аудиторского рынка.
– Понятно.В виду того, что Палата аудиторов принимала самое непосредственное участие встановлении аудиторской деятельности в Казахстане, хотелось бы поинтересоваться, какова роль Палаты аудиторов РК для развития аудиторской деятельности сегодня.
– В Парламенте, как нам известно, есть убеждение, что аудиторское сообщество Казахстана, которому фактически уже 20 лет, немалую роль сыграло в повышении престижа нашей страны во всем мире. И пусть не покажутся всем эти слова высокопарными. Палата аудиторов первой на постсоветском пространстве стала действительным членом IFAC – Международной федерации бухгалтеров, объединяющей свыше 120 стран мира. Это успех, с которым нельзя не считаться.
В октябре прошлого года впервые в нашей стране и СНГ была проведена региональная конференция Международной федерации бухгалтеров, местом проведения был осознанно выбран Казахстан, потому что международному сообществу профессионалов нужно было воочию убедиться, как работает профессиональная организация, какие есть достижения, с какими проблемами она столкнулась. Эта региональная конференция членов Международной федерации бухгалтеров, а точнее его Комитета, на которую приехали представители более 30 стран: США, Сенегала, Шри-Ланки, Японии и других государств. Получен огромный профессиональный импульс – члены Палаты аудиторов имели уникальную возможность для личного общения. Отрадно, что работа профессиональной организации оценена очень высоко, а ее представитель впервые в истории страны и всего СНГ стал членом Комитета IFAC по развивающимся нациям. Это реальные шаги по пути, определенному Президентом, поднимающие роль Казахстана – как центрального государства Евразии.
А разве не работает на престиж Казахстана то, что Палата аудиторов в свое время стала инициатором и организатором создания Евразийского Совета сертифицированных бухгалтеров и аудиторов (ЕССБА), в который вошли Россия, Беларусь, Украина, Молдова, Грузия, Азербайджан, все страны Центрально-Азиатского региона. Председателем ЕССБА избран Президент Палаты аудиторов РК С.Х. Кошкимбаев. Удалось достичь главной цели – создания единой системы подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов международного уровня, их единой сертификации. Центральный офис ЕССБА находится в Алматы, в городе, который намеревается стать Региональным финансовым центром. В рамках этого международного проекта уже прошли обучение более 40 000 бухгалтеров и аудиторов. 10 978 бухгалтеров и аудиторов уже получили сертификаты САР и СIРА, в том числе по Казахстану – 4 482 человека. Уровень этих сертификатов профессиональных бухгалтеров соответствует уровню квалификации аудиторов и нужно согласиться, что в дальнейшем эти специалисты без дополнительных условий должны быть признаны аудиторами.
– Да… Это хорошо. Значит, есть чем гордиться. Чего стоит только то, что представитель от Казахстана, как вы говорите, впервые в истории страны и всего СНГ стал членом Комитета IFAC по развивающимся нациям. По сути, это международное признание. Что еще позитивного? Может, расскажете о международном опыте?
– Так и быть, расскажу. Далеко ходить не будем, возьмем, к примеру, ближайшего соседа Россию. На мой взгляд, особенно положительным в вопросах развития аудита и бухучета можно считать собственно взаимодействие парламентов и профессиональных организаций Казахстана и России. В России, например, уже отказались от аккредитации саморегулируемых организаций аудиторов, лицензирования аудиторской деятельности, контроля со стороны уполномоченных государственных органов за деятельностью аудиторских организаций и аудиторов, являющихся сотрудниками аудиторских фирм. В то же время возрастает роль саморегулируемых аудиторских организаций и повышаются требования к ним. Вводится обязательное членство в них аудиторов и аудиторских организаций, система обязательного повышения квалификации аудиторов. Взамен аккредитации предусмотрено право уполномоченного органа на ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов по представленным ими документам. Осуществляется нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности. Предусмотрено также право направлять обязательные к исполнению предписания саморегулируемым организациям аудиторов о приостановлении членства аудиторских организаций в саморегулируемых организациях аудиторов. Таким образом, усиление требовательности к аудиторским организациям сочетается в новом законе РФ с укреплением и развитием саморегулируемых организаций, повышением их роли и ответственности за развитие аудиторской деятельности. В дальнейшем нам следует попристальнее присмотреться к опыту и новациям россиян и лучшее использовать у себя.
– Обычно Россия смотрит на Казахстан как на пилотное государство. Ведь многие изменения происходят у нас раньше. Но, наверное, и нам тоже не помешает перенять лучшее у них. Благодарю вас за то, что согласились провести разъяснения для наших читателей и проанализировать новые положения закона.