Обесценение активов, или бесценный инструмент.

IAS: искусство иллюзии

Автор:
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Как делают у нас.

У любой компании есть активы, которые со временем обесцениваются. В российском бухгалтерском учете обесценение активов осуществляется путем переоценки основных средств.

Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 устанавливает, что коммерческая организация может не чаще одного раза в год переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости либо путем прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам, либо методом индексации. Для обеспечения второго метода определения восстановительной стоимости, в соответствии с постановлением правительства РФ от 19 августа 1994 г. № 967 «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов», Госкомстат разрабатывал и публиковал в СМИ индексы изменения стоимости основных фондов по видам и группам.

Уже много и справедливо писалось о том, что компании часто используют механизм переоценки то для уклонения от налогов, то для сокрытия прибыли от акционеров. Но, похоже, сейчас российские компании остались даже без того, явно паллиативного и далекого от совершенства, механизма переоценки активов, который существовал до последнего времени.

Так, постановлением правительства РФ от 20 февраля 2002 г. № 121 постановление № 967 признано утратившим силу в связи с внесением изменений и дополнений в Налоговый кодекс и другие законодательные акты. Вслед за этим Госкомстат сообщил, что начиная с апреля 2002 года он прекращает публикацию индекса инфляции, применяемого для индексации стоимости основных фондов и иного имущества предприятий.

Наверное, г-н Касьянов, подписывая данный документ, думал о чем-то возвышенном и благородном (например, о приведении документов в соответствие с новым Налоговым кодексом), а может, и не думал… Но получилось как всегда. Интересно, как фискальные органы будут принимать отчетность у российских предприятий, если не появится механизм, замещающий индексирование, ведь рыночные цены можно определить далеко не для всех основных средств. Но это будет потом. Сейчас этот вопрос мало кому интересен…

А как у них?

В Международных стандартах бухгалтерского учета (IAS) для этих целей и существует стандарт IAS 36 «Обесценение активов». Стандарт устанавливает процедуры, позволяющие учитывать активы компании по величине, не превышающей их так называемой возмещаемой стоимости.

Положения стандарта IAS 36 проработаны до мелочей. Однако поборники введения IAS в России явно наивны, если полагают, что, в противоположность российской системе бухучета, указанный стандарт являет собой пример совершенства. Как и в предыдущем случае с Goodwill (см. «РП» №5—6, стр. 73—75), стандарт IAS 36, который предназначен для отражения справедливой стоимости активов, может быть использован компанией как для приукрашивания отчетности, так и для сокрытия полученной прибыли.

Начнем с того, что возмещаемая стоимость актива определяется как наибольшее значение из чистой продажной цены актива и его ценности использования (IAS 36.15). Наилучшим свидетельством чистой продажной цены актива является его рыночная цена за вычетом затрат на выбытие, или, другими словами, расходов на его реализацию (IAS 36.22). Если отсутствует значение текущей цены в качестве основы для оценки чистой продажной цены, то, в соответствии с IAS 36.22, может быть использована цена самой последней сделки.

Но иногда ситуация складывается так, что чистую продажную цену актива невозможно определить по разным причинам, например ввиду отсутствия основы для надежной оценки. В таких случаях, согласно IAS 36.17, в качестве возмещаемой величины актива можно взять ценность его использования. И вот здесь начинается самое интересное.

Определение ценности использования актива основывается на оценке будущих притоков и оттоков денежных средств от использования этого актива (IAS 36.26) и применения соответствующей ставки дисконта к будущим потокам денежных средств. Оценки же будущих притоков и оттоков основываются на финансовых прогнозах бюджета компании, утвержденных руководством (IAS 36.27). Таким образом, прогнозы потоков денежных средств влияют на величину оценки чистой продажной цены актива, а компании, варьируя этими прогнозами по своему усмотрению, могут проводить необходимую им оценку указанной цены.

Прибыль от убытка.

Рассмотрим, как это может быть использовано для регулирования финансового результата компании на следующем примере.

Итак, некие компании А и В занимаются реализацией продуктов питания. Для более удобного сравнения предположим, что все финансовые показатели у этих компаний равны. Они также имеют одинаковое специализированное оборудование, приобретенное три года назад, для которого необходимо оценить возможное обесценение в соответствии с IAS 36. Балансовая стоимость специализированного оборудования составляет 200 тыс. долларов.

Компания А в конце текущего года приобрела аналогичное оборудование у компании С, цена сделки составляет 180 тыс. долларов. В соответствии с IAS 36.22 компания А определила чистую продажную цену старого актива равной цене новой сделки (180 тыс. долларов), заключенной с компанией С.

Компания В в текущем году не приобретала аналогичного оборудования, узнать рыночную цену на него она не смогла и, в соответствии с IAS 36.17, в качестве возмещаемой величины актива решила засчитать ценность его использования. Для определения ценности использования компания В оперирует прогнозами потоков денежных средств от использования данного оборудования. Эти прогнозы составляются на основе финансовых бюджетов (IAS 36.27), утвержденных руководством компании В.

За текущий год компании А и В до включения результатов обесценения получили прибыль в размере 30 тыс. долларов. Руководство компании В планирует закончить год с прибылью, следовательно, убыток от обесценения у нее не должен превысить 30 тыс. долларов.

Компания В, оценив сложившуюся ситуацию, решает, что ценность использования оборудования должна составить 187 тыс. долларов. Для того чтобы получить такие результаты, руководство компании утверждает финансовый бюджет, в котором прогнозы потока денежных средств от использования этого оборудования дают необходимый для годовой отчетности результат.

В отчете о прибылях и убытках результат обесценения показывается как убыток от обесценения. Поэтому следующим шагом будет определение убытка от обесценения и расчет чистой прибыли компаний А и В. Убыток от обесценения определяется как разница между балансовой стоимостью и возмещаемой стоимостью (чистой продажной стоимостью или ценностью использования).

В результате компании получат следующие значения убытка от обесценения:

у компании А это

200 000 — 180 000 = 20 000 долларов,

а у компании В

200 000 — 187 000 = 13 000 долларов.

А в отчете о прибылях и убытках это будет выглядеть следующим образом. Для того чтобы не усложнять наш пример, возьмем заключительные строки отчета о прибылях и убытках (таблица 1).

Таблица 1. Занижение убытка от обесценения для завышения прибыли (долл.)

Компания А Компания В
Прибыль до включения результатов обесценения 30000 30000
Убыток от обесценения -20000 -13000
Чистая прибыль 10000 17000

Как видно из примера, компания В в финансовой отчетности показала чистую прибыль выше, чем компания А.

Для завышения прибыли компания В использовала составленные по своему усмотрению прогнозы денежных потоков на основе утвержденных финансовых бюджетов на будущие года.

Следовательно, компания может регулировать свою прибыль за счет убытка от обесценения, как завышая, так и занижая ее. Для этих целей она определяет необходимую компании ценность использования актива, регулируя прогнозы будущих потоков.

Прибыль от возвращения убытка.

Но это не единственная возможность, которую данный стандарт предоставляет компаниям для регулирования своих финансовых показателей. Рассмотрим другой вариант.

Кроме ситуации, когда у компании появляется убыток от обесценения, возможно и такое положение дел: возмещаемая стоимость окажется выше по сравнению с предыдущим годом. В этом случае в финансовой отчетности компании фиксируется возвращение убытка от обесценения, то есть появляется дополнительная «прибыль» от обесценения активов компании. В соответствии с IAS 36.104, возврат убытка от обесценения должен немедленно признаваться в отчете о прибылях и убытках в качестве прибыли, если только актив не учитывается по стоимости переоценки согласно другому стандарту (например, альтернативный метод из IAS 16).

Таким образом, компания может регулировать свою прибыль за счет возврата убытка от обесценения в случае, когда оценка ценности использования актива будет основана, в соответствии с IAS 36.27, на прогнозах денежных потоков, которые компания может составить по своему усмотрению.

Рассмотрим пример. Пусть компании А и В, как и в предыдущем примере, занимаются реализацией продуктов питания. Для более удобного сравнения снова предположим, что все финансовые показатели у этих компаний равны. Они имеют одинаковое специализированное оборудование, приобретенное ранее, для которого необходимо определить возможное обесценение в соответствии с IAS 36.

Предположим, что изначально балансовая стоимость специализированного оборудования у компаний А и В была одинаковой — 200 тыс. долларов. На следующий год компании оценили влияние обесценения по-разному: у компании А убыток от обесценения составил 20 тыс. долларов, а у компании В — 13 тыс. долларов (мы взяли результаты первого примера). А теперь наступает новый год, и нужно вновь оценить обесценение этого оборудования, то есть определить его восстановительную стоимость.

В текущем году компании А и В нового аналогичного оборудования не приобретали. Узнать рыночную цену на него они уже не смогли, и, в соответствии с IAS 36.17, обе компании решили в качестве возмещаемой стоимости актива учитывать ценность его использования. Для определения ценности использования оборудования компании А и В оперируют прогнозами потоков денежных средств (IAS 36.27) на основе финансовых бюджетов, утвержденных топ-менеджментом, как это уже делала компания В в предыдущем примере. Предположим для удобства сравнения, что за текущий год компании А и В до включения результатов обесценения, как и в прошлом году, получили одинаковую прибыль в размере 30 тыс. долларов.

Руководство компании А планирует закончить текущий год с прибылью и принимает решение показать дополнительно в годовом отчете прибыль за счет возвращения убытка от обесценения актива, применив IAS 36.104. Для этого компания А, оценив ситуацию, решает, что ценность использования оборудования в этом году должна составить 187 тыс. долларов. С этой целью руководство компании А утверждает финансовый бюджет, в котором прогнозы потока денежных средств от использования этого оборудования дают необходимый для годовой отчетности результат.

Руководство компании В планирует закончить год с прибылью, но не желает ее увеличивать за счет возврата убытка от обесценения, а, наоборот, хочет уменьшить свою прибыль на небольшую величину, как и в первом примере. В связи с этим убыток от обесценения у нее не должен превысить 30 тыс. долларов. Проанализировав сложившуюся ситуацию, компания B решает, что ценность использования оборудования в этом году должна составить 180 тыс. долларов. Для того чтобы получить такие результаты, руководство компании В утверждает очередной финансовый бюджет, подгоняя соответствующим образом прогнозы потока денежных средств от использования этого оборудования.

А теперь определим результат от обесценения и величину чистой прибыли компаний А и В.

У компании А возмещаемая стоимость (ценность использования) оборудования больше балансовой стоимости, и в текущем году компания А получает возвращение убытка от обесценения равного их разнице:

возвращение убытка от обесценения = возмещаемая стоимость — балансовая стоимость = 187 000 — 180 000 = 7000 долларов.

У компании В совершенно противоположный результат. Возмещаемая стоимость получилась меньше балансовой стоимости и, соответственно, компания В в текущем году, как и в прошлом, получает убыток от обесценения:

убыток от обесценения = балансовая стоимость — возмещаемая величина (ценность использования) = 187 000 — 180 000 = 7000 долларов.

Итак, обе компании получили одинаковые цифры, но существенная разница между ними в том, что компания А получает дополнительную прибыль, а компания В — убыток (на одну и ту же величину).

В результате в отчете о прибылях и убытках это будет выглядеть следующим образом. Для того чтобы не усложнять наш пример, как и в первом случае, возьмем заключительные строки отчета о прибылях и убытках (таблица 2).

Таблица 2. Использование возврата убытка от обесценения для завышения прибыли (долл.)

Компания А Компания В
Прибыль до включения результатов обесценения 30000 30000
Убыток от обесценения -7000
Возврат убытка от обесценения 7000
Чистая прибыль 37000 23000

Как видно из последнего примера, руководство компании А с помощью прогнозирования будущих потоков денежных средств обозначило ценность использования актива таким образом, что это позволило ей получить возврат убытка от обесценения и тем самым увеличить свою чистую прибыль в текущем году. А компания В с помощью такой же методики прогнозирования потоков денежных средств, наоборот, уменьшила свою чистую прибыль за год.

Возьмите в руки карандаш.

Конечно, для наглядности мы использовали крайне упрощенные примеры. В реальной жизни стандарт IAS 36 «Обесценение активов» может служить очень изощренным механизмом регулирования показателей финансовой отчетности.

Если компания имеет в составе основных средств нестандартное или уникальное оборудование, например морские суда для путешествий (лайнеры индивидуальной постройки), энергетические установки, оборудование для производства микропроцессоров (больших интегральных схем), автомобильные сборочные цеха или телекоммуникационные комплексы, разработанные по индивидуальным заказам, то она всегда сможет воспользоваться стандартом IAS 36 и показать в отчетности желаемый результат, который не будет совпадать с реальным.

А российскому инвестору, поглядывающему на западные фондовые рынки, можем дать совет (хотя говорят, что совет — вещь неблагодарная): прежде чем вы сделаете вложения хотя бы на доллар (тем более, если этот доллар чужой), возьмите карандаш и финансовую отчетность объекта ваших инвестиционных притязаний и проведите в одиночестве пару вечеров. Поверьте, пытливый инвестор будет вознагражден: он или откроет для себя новые недооцененные возможности компании, а значит, свой потенциальный заработок, или увидит надвигающийся кризис.

Американского инвестора Уоррена Баффета, ставшего живой легендой благодаря своей поразительно эффективной рыночной стратегии, как-то спросили, какими секретными инструментами прогнозирования он пользуется. Баффет ответил просто: «Карандаш, письменный стол, факс и бухгалтерская отчетность». Именно эти финансовые инструменты не раз помогали ему принимать правильные инвестиционные решения и уходить с рынка без потерь.

Автор: