Обзор процесса

Практическое пособие по IPO (первоначальное публи...

Автор:
Опубликовано: 16 сентября 2005

Практическое пособие по первоначальному публичному предложению акций (IPO).

Данный материал является отрывком из книги П.Г. Гулькина «Практические пособие по первоначальному публичному предложению акций (IPO)»,Аналитический центр «Альпари СПб», Санкт-Петербург, 2002г.
Заказать книгу можно здесь

Первоначальное публичное предложение: начало работы.

На практике используются три метода или способа организации процедуры первоначального публичного предложения акций на биржевой площадке (порядок определения цены): метод фиксированных цен, метод «формирования портфеля» (он носит также название «метод сбора заявок») и аукцион. Метод фиксированных цен применяется достаточно редко и в основном – на высоко зарегулированных фондовых рынках в отдельных странах. Наиболее распространенным методом является метод «формирования портфеля» – Bookbuilding. Аукционный метод предложения и распределения акций при IPO возник как альтернатива методу «формирования портфеля» и получил особенную известность вследствие обнаружившихся в период, последовавший за крахом Интренет-бума, многочисленных нарушений и злоупотреблений со стороны крупнейших инвестиционных банков и компаний, практиковавших в основном метод «формирования портфеля». Тем не менее, аукционный метод не смог пока доказать свою способность полностью заместить общепринятый метод первоначального публичного предложения акций – метод «формирования портфеля». Первое в отечественной практике IPO группы «Росбизнесконсалтинг» было осуществлено по методу «формирования портфеля» и, надо полагать, последующие публичные размещения также будут проводиться по такому же образцу.1

При всех процедурных различиях трех имеющихся методов организации предложения новых эмиссий на биржевом рынке, предшествующие им мероприятия, завершающиеся представлением проспекта эмиссии потенциальным инвесторам и регулятору фондового рынка – ФКЦБ России, полностью идентичны.

Обзор процесса

Чтобы осуществить выход на фондовый рынок, компания должна следовать процессуальным требованиям, предъявляемым к операциям с акциями, и специальным законам. От самой компании, тем не менее, не требуется знания всех технических деталей. Более того, самостоятельно пройти через тернии предварительной подготовки и засверкать звездой на небосклоне фондового рынка только своими силами ни одной компании не удастся. И согласно формальным требованиям работы на профессиональном рынке ценных бумаг, и исходя из сложившегося на нем разделении труда, эмитент вынужден взаимодействовать с целым рядом специалистов. Единственное, что потребуется от компании-эмитента – это осознание того, что и она, и сплотившаяся вокруг нее команда профессионалов должны соблюдать все требования, предъявляемые к информации. Их выполнение обязательно – начиная с требования к размеру бумаги, и кончая цветом чернил, которые будут использоваться при написании инвестиционного меморандума и проспекта эмиссии.

В общем виде процесс подготовки эмиссионных документов выглядит следующим образом: компания, андеррайтер и консультанты готовят подробное описание бизнеса и несколько вариантов проспектов, которые в конечном итоге будут представлены ФКЦБ России и потенциальным инвесторам в напечатанном виде как законченный проспект эмиссии. Параллельно, андеррайтеры должны провести процедуру Due Diligence (тщательное изучение или наблюдение) бизнеса компании – эмитента. Проспект эмиссии в своем конечном виде пройдет проверку и утверждение в ФКЦБ России и, в случае необходимости, компания, андеррайтер или консультант должны будут внести в него необходимые поправки или изменения.

Используя предварительный проспект или инвестиционный меморандум как инструмент продажи, компания – эмитент под руководством специалистов андеррайтера и эмиссионного консультанта, начинают этап, известный в процессе IPO под названием «маркетинг». Он подразумевает проведение целой серии информационных и публичных мероприятий и презентаций, направленных на выявление и фиксацию интереса потенциальных инвесторов к акциям компании, предлагаемым на публичную продажу. На этом этапе проводится так называемое «дорожное шоу» – Road Show – многочисленные презентации перед аудиторией потенциальных инвесторов в различных городах или странах. Новшеством виртуальной действительности явилось проведение сетевых дорожных шоу – Net Road Show – презентаций компании – эмитента в сети Интернет. В ходе всех этих действий андеррайтер старается определить интерес и реакцию инвесторов, чтобы выявить вероятность успеха размещения, а также просчитать оптимальное количество и цену акций, которые целесообразно будет выставить на первоначальное предложение. В последние дни процесса компания эмитент и андеррайтер определят окончательную цену на акции и выпустят окончательный вариант проспекта эмиссии. Все завершится, когда андеррайтер продаст акции компании, и теперь уже ставший публичным эмитент получит доход от эмиссии (вырученные от продажи акций деньги) акций после проведения «итоговой встречи» со всеми участниками IPO кампании.

По мере приближения к итоговой дате IPO, будет возрастать напряжение. Все участники процесса написания проспекта эмиссии, должны предусмотреть возможность защиты от чрезмерной и излишней ответственности, могущей возникнуть из-за сделанных некорректных заявлений, утаивания или пропуска в итоговом документе того или иного существенного факта или допущенной нечеткости формулировок. В случае возникновения разногласий между компанией – эмитентом, андеррайтером и инвесторами, их придется регулировать, не имея возможности апеллировать к органам государственной регистрации. Согласно положению п. 10.10 «Стандартов эмиссии»: «Регистрирующие органы несут ответственность только за полноту сведений, содержащихся в решениях о выпуске и проспектах эмиссии ценных бумаг, но не за их достоверность»2.

Заказать книгу можно здесь



1 Подробное описание всех используемых методов проведения IPO дано в уже цитировавшейся работе «Оценка стоимости и ценообразование …» на стр. 121 – 145.
2 «Стандарты эмиссии акций …», п. 10.10
3 С подробностями постановлений и разъяснений ФКЦБ РОССИИ, затрагивающих различные аспекты проспектов эмиссии применительно к различным типам и категориям эмитентов, можно ознакомиться в разделе «Официальные документы» на сервере ФКЦБ РОССИИ www.fedcom.ru

Автор: