Оффшорная деятельность: мотивы, правила, принципы

Налоговые отношения с...

Автор:
Источник: журнал «Финансовый Директор® ISSN 1680 – 1148» № 6 (22) 2004 г
Опубликовано: 2 Февраля 2006

Оффшорная деятельность: мотивы, правила, принципы

По мнению экспертов, на сегодняшний день оффшор в Демократической Республике Сан-Томе и Принсипи имеет один из самых высоких показателей экономической эффективности.

В сложных экономических ситуациях бизнес всегда стремится к оптимизации финансовых потерь, включающих и налоговые платежи, вследствие чего ищет и находит благоприятные условия. Поэтому существуют отдельные оффшорные территории, часто называемые «безналоговыми». Как правило, это островные территории, небольшие государства или отдельные их части («зоны»), в которых созданы наиболее выгодные налоговые режимы для активизации экономической и финансовой деятельности. Однако не следует думать, что на этих территориях отсутствуют налоги, и государство не вмешивается в деятельность предпринимателей. Определенная фискальная политика проводится, поэтому предпринимателям необходимо знать ставки налогов отдельно по каждому государству. Важно понимать преимущества той или иной оффшорной территории, помня о принципе «бесплатного сыра в мышеловке». Довольно часто предприниматели не могут найти нужную им информацию об условиях организации бизнеса в том или ином оффшоре, т. к. затруднительно найти и сделать квалифицированный перевод нужного нормативного документа.
Без сомнения, наиболее прибыльным делом является регистрация финансовой деятельности, т. е. организация банка в свободной зоне. Однако и регистрация производственного предприятия весьма заманчива, так как не существует обязательного условия о функционировании всех производственных подразделений в месте регистрации. Этой нормой обычно успешно пользуются известные компании. Иногда предприятия фактически не осуществляют какой-либо производственной деятельности, а только «пропускают» через себя документы.
Попытаемся рассмотреть принципы и правила осуществления экономической деятельности в условиях свободного режима, введенного на территории мало известной в нашей стране Демократической Республики Сан-Томе и Принсипи. Данная статья базируется на изучении действующих нормативных документов, постановлений и указов правительства этой республики.
В Демократической Республике Сан-Томе и Принсипи оффшорная деятельность регулируется следующими документами:
 – Постановлением правительства (Совета Министров) № 61/95 от 10 августа 1995 года, которым вводится свободный режим;
 – Постановлением Совета Министров № 62/95 от 13.10.1995 г., устанавливающим специальные правила учреждения, регистрации и функционирования банков;
 – Постановлением Совета Министров № 70/95 от 29.09.1995 г., которым устанавливаются правила функционирования акционерных обществ.
Предприятия, ведущие деятельность в рамках свободного режима, должны быть созданы в форме оффшорных акционерных обществ или в форме совместных объединений. Поэтому регистрация и функционирование любого предприятия или учреждения банка в статусе акционерного общества регулируется не одним, а несколькими документами. Следует также руководствоваться положениями Постановления № 11/89 от 20.01.1989 г. касающегося создания свободных зон, ранее перечисленными постановлениями, и законодательным актом № 8/95 от 28.09.1995 г.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
«Свободной зоной» является часть таможенной территории Демократической Республики (ДР) Сан-Томе и Принсипи, имеющая определенные границы, созданная в целях деятельности, для которой применяется свободный режим, определенный положениями ранее указанных постановлений. «Оффшорным», считается общество, зарегистрированное и осуществляющее деятельность в оффшорной зоне.
Предоставление права на осуществление деятельности в рамках свободного режима предоставляется предприятиям, ведущим деятельность в сферах торговли, промышленности, а также здравоохранения, образования, досуга, телекоммуникаций, средств массовой информации, на основе поданного ими Прошения (заявления) о предоставлении свидетельства о регистрации деятельности предприятия в рамках свободной зоны. Если Прошение включает все установленные реквизиты, оно передается на рассмотрение Кабинету по вопросам выдачи свидетельств о регистрации деятельности предприятия в рамках свободной зоны. Свидетельство выдается в течение 30 дней со дня подачи прошения или со дня подачи последнего документа, необходимого для завершения процесса его рассмотрения.
В то же время, в случае отсутствия ответа в течение данного срока свидетельство следует считать предоставленным. Однако прошение о выдаче свидетельства может быть отклонено в следующих случаях:

  1. если предприятие не вносит в прошение все необходимые реквизиты, предусмотренные Постановлением, правилами его применения или не соответствует им;
  2. если деятельность может нанести ущерб государственной безопасности, общественному порядку, или же противоречит законам, действующим на территории ДР Сан-Томе и Принсипи, или может нанести вред окружающей среде.

Любое предприятие, которое пользуется привилегиями, предоставленными в рамках свободного режима, обязано:

  • соблюдать общественный порядок, правила гигиены и охраны здоровья;
  • принимать меры общего характера, направленные на защиту окружающей среды, охрану флоры и фауны, сбережение национального достояния;
  • подчиняться и следовать законам, действующим в ДР Сан-Томе и Принсипи.

В свою очередь, предприятиями, пользующимися привилегиями свободного режима являются:

  1. торговые или промышленные предприятия, объем экспортируемой продукции которых составляет не менее 80% от общего объема производимых или реализуемых товаров. Объем товаров, производимых предприятием, ведущим деятельность в рамках свободного режима, предназначенный для реализации на таможенной государственной территории, определяется согласно положениям Указа о выдаче свидетельства о регистрации;
  2. предприятия, осуществляющие деятельность исключительно в рамках сферы экспорта, будь-то предоставление услуг (товаров), а также предприятия, предоставляющие услуги (товары) на территории ДР Сан-Томе и Принсипи исключительно нерезидентам, имеющим соответствующее свидетельство о регистрации.

Необходимым условием для получения привилегий свободного режима, независимо от места размещения, является наличие у предприятия, пользующегося привилегиями, соответствующего органа по предоставлению администрации информации обо всех происходящих текущих изменениях в целях осуществления контроля.
Права и обязанности государства определены в положениях Конвенции, которой, в частности, предусматривается:

  • предоставление территории и мест, входящих в состав территории, привилегий свободной зоны;
  • определение перечня работ, подлежащих выполнению;
  • указание срока, на который предоставляется территория;
  • определение финансовых и другие отдельных условий частного характера.

Общество по вопросам расширения, продвижения и развития, регулирующее оффшорную деятельность, несет ответственность за выполнение возложенных на него заданий, и получает от предприятий, ведущих деятельность в рамках свободного режима, или же от любого лица, пользующегося услугами, предоставляемыми предприятиями, фиксированную денежную сумму в виде компенсации, что предусмотрено положениями Конвенции.
Основными задачами данного Общества являются:

  • проведение различного рода модуляций, строительства и сбережения в удовлетворительном состоянии зданий, сооружений, торговых корпусов и других построек;
  • развитие инфраструктуры, необходимой для эффективного функционирования свободной зоны;
  • заключение договоров и подписание контрактов;
  • предоставление прав другим сторонам, частным или государственным, на постройку или распоряжение каким-либо из зданий;
  • предоставление прямых услуг предприятиям, осуществляющим деятельность в рамках свободного режима, по снабжению водой, электроэнергией, телекоммуникациями, транспортными средствами и пр., а также заключение контрактов или привлечение других лиц с целью предоставления указанных ранее услуг;
  • принятие мер для обеспечения и гарантии надлежащего уровня безопасности, включая установление и поддержание границ, отделяющих свободную зону от государственной таможенной территории;
  • обеспечение функционирования необходимых таможенных органов в целях реализации их деятельности на территории свободной зоны;
  • предоставление прямых услуг предприятиям, осуществляющим свою деятельность в рамках свободного режима и взимание от имени государства налогов и пошлины;
  • установление правил функционирования свободной зоны и определение норм осуществления деятельности на ее территории, которые в обязательном порядке подаются на рассмотрение и одобрение государственным органам;
  • привлечение потенциальных инвесторов с целью активации свободной зоны.

При этом законодательно определено, что государство обязано принять все меры и предоставить соответствующие разрешения и лицензии, необходимые для выполнения своих задач как Обществом по вопросам расширения, продвижения и развития, так и его контрактными партнерами.
Юридический, налоговый и таможенный аспекты деятельности предприятий в рамках свободного режима определяются следующим образом:

  1. Предприятия, ведущие деятельность в рамках свободного режима, обязаны выплатить определенную денежную сумму в виде пошлины в момент получения соответствующего свидетельства и осуществить ежегодную разовую выплату налога по истечении 60-ти дней с момента получения свидетельства. Размеры выплат и пошлин зафиксированы в Постановлении Министра и определяются решением Кабинета по вопросам выдачи свидетельств о регистрации деятельности предприятия в рамках свободной зоны. Любые изменения осуществляются исключительно Кабинетом и не могут быть оспорены предприятиями, ведущими деятельность в рамках свободного режима, в течение 10-летнего периода с момента получения свидетельства.
  2. Предприятия, ведущие деятельность в рамках свободного режима, освобождены от выплаты налогов при осуществлении деятельности, указанной в соответствующем свидетельстве, в течение 10-летнего периода.
  3. Не взимаются налоги с дивидендов и выплат различного характера, связанных с предоставлением каких-либо услуг, осуществляемых предприятием, ведущим деятельность в рамках свободного режима, нерезиденту, за исключением случаев, когда он подвергается налогообложению в связи с деятельностью, осуществляемой на территории ДР Сан-Томе и Принсипине.
  4. Деятельность, осуществляемая в рамках свободного режима и вне таможенной территории ДР Сан-Томе и Принсипи, не подвергается взиманию налогов на импорт и экспорт, в случае транзитных перевозок товаров между:
  • предприятиями, ведущими деятельность в рамках свободного режима;
  • предприятиями, ведущими деятельность в рамках свободного режима, с одной стороны, и предприятиями, действующими за пределами таможенной территории ДР Сан-Томе и Принсипи, с другой.
    При этом транспортировка и какое-либо передвижение товаров должно оформляться последующей статистической отчетной декларацией, предоставляемой таможенным органам.
  • Товары, реализуемые на внутреннем рынке, предприятиями, осуществляющими деятельность на таможенной территории ДР Сан-Томе и Принсипи, рассматриваются как импортируемые на государственную территорию ДР Сан-Томе и Принсипи, и подпадают под действие местного таможенного законодательства и законодательства по вопросам экспортных операций. Продукты, являющиеся результатом промышленной деятельности предприятий, ведущих деятельность в рамках свободного режима, могут быть представлены на национальном рынке без каких-либо ограничений.
  • Товары и услуги, предоставляемые предприятиями, осуществляющими деятельность на таможенной территории ДР Сан-Томе и Принсипи, предприятиям, ведущим деятельность в рамках свободного режима, рассматриваются как операции по экспорту товаров и услуг.
  • Товары могут быть допущены для последующей реализации на территории свободной зоны только в рамках юридических ограничений, вытекающих из принципов соблюдения общественной морали и порядка, национальной безопасности и жизнедеятельности людей, защиты животных и охраны окружающей среды.
  • Перечень товаров, распространение которых запрещено на территории свободной зоны в силу каких-либо ограничений, указывается в положениях Постановления Министра по вопросам предоставления опеки.
  • Предприятия, ведущие деятельность в рамках свободного режима, имеют в распоряжении валютные поступления от осуществляемой ими деятельности и владеют правом открывать валютные счета на территории ДР Сан-Томе и Принсипи в национальном банке или в каком-либо финансовом учреждении, а также могут открывать валютные счета за пределами территории этого государства.
  • Предприятия, ведущие деятельность в рамках свободного режима, обязаны вести учет и сохранять приходные документы. Контроль над их деятельностью осуществляется со стороны таможенной администрации и агентов, уполномоченных Кабинетом по вопросам выдачи свидетельств о регистрации деятельности предприятия в рамках свободной зоны. Отчетные и первичные документы служат для идентификации какого-либо товара, а также используются в целях отслеживания перемещения данного товара, включая перемещения на территории свободной зоны.
    Физическим лицам и транспортным средствам доступ на территорию свободной зоны ограничен. Формальности, связанные с пребыванием на этой территории регулируются Обществом по вопросам расширения, продвижения и развития в сотрудничестве с соответствующими компетентными органами.
    В случае невыполнения предприятием, ведущим деятельность в рамках свободного режима (частично или в целом), своих обязательств, Кабинет по вопросам выдачи свидетельств о регистрации деятельности предприятия в рамках свободной зоны уведомляет его о необходимости принятия мер, направленных на урегулирование ситуации. В случае отсутствия соответствующих действий со стороны предприятия в течение двух месяцев со дня получения уведомления принимается решение о временном или полном запрете использования предприятием привилегий свободного режима.
    Территория свободной зоны, а также постройки передаются государством в распоряжение Общества по вопросам расширения, продвижения и развития на условиях, определенных Конвенцией и на срок, не превышающий 50 лет. Общество может сдавать в частичную аренду готовые участки под постройку, а также здания и корпуса, постройка которых уже завершена, предприятиям, ведущим деятельность в рамках свободного режима, на условиях, определенных законодательством о режиме свободной зоны. В случае прекращения реализации прав предприятием, ведущим деятельность в рамках свободного режима, предусмотренных договором об аренде и положениями касательно построек, сторона, пользующаяся привилегиями, обязана получить соответствующее свидетельство. Процедуры, связанные с прекращением действия договора об аренде или права собственности на постройки, не облагаются налогами.
    Все разногласия, возникшие между предприятием, ведущим деятельность в рамках свободного режима, и находящегося под контролем иностранного инвестора, или между иностранным инвестором, с одной стороны, и Государством с другой, рассматриваются арбитражным судом, согласно Порядку урегулирования конфликтных ситуаций и в рамках полномочий арбитража Комиссии ООН по правовым вопросам и вопросам международной торговли.
    Подводя итоги ранее изложенным нормам, следует заметить, что часть управленческих услуг предприятия могут передать Обществу по вопросам расширения, продвижения и развития. Это дает возможность сокращения расходов и управления деятельностью предприятия на расстоянии, через данное Общество. Значительно упрощены и процедуры взыскания налога. Практически, сумма налога зависит от предполагаемого вида и объемов деятельности, а уплата налога производится при регистрации предприятия. Доходы от деятельности фактически не облагаются. Таким образом, на сегодняшний день оффшор в ДР Сан-Томе и Принсипи имеет один из самых высоких показателей экономической эффективности.
    В следующей статье мы остановимся на вопросах регистрации и ведения банковской деятельности в ДР Сан-Томе и Принсипи, а также особенностях функционирования акционерных предприятий.


    Автор: