Оффшорная деятельность в банках

Налоговые отношения с...

Автор:
Источник: журнал «Финансовый Директор® ISSN 1680 – 1148»№ 7 (23)-2004 г.
Опубликовано: 2 Февраля 2006

Оффшорная деятельность в банках

В предыдущей статье (Оффшорная деятельность: мотивы, правила, принципы. «Финансовый директор». – 2004. – № 6. – С.54) мы определили мотивы, общие нормы создания оффшорных компаний на территории Демократической Республики Сан-Томе и Принсипи, а также правила их деятельности. Однако некоторые виды деятельности (в частности, банковская деятельность) регулируются дополнительными законодательными актами, которые конкретизируют общие правила и предотвращают возможные правонарушения. Кроме того, определенные условия деятельности, которые служат для кредиторов и акционеров защитой от «кидков», предусмотрены и для акционерных компаний. В отличие от многих оффшорных территорий, законодательная база рассматриваемого оффшора достаточно хорошо отрегулирована, поэтому территория ДР Сан-Томе и Принсипи не олицетворяется с местом отмывания «грязных» денег. Территория абсолютно безопасна для ведения любого вида бизнеса. В то же время, наличие большого количества налоговых льгот, свободы действий и гарантии экономической безопасности – вот необходимые привлекательные условия для хранения, движения, и главное, приумножения капиталов. Рассмотрим особенности создания, функционирования, налогообложения и ликвидации оффшорных банков.
Банковская деятельность, как наиболее прибыльная, регулируется на оффшорных территориях, как правило, отдельными законодательными актами, поскольку государства принимают во внимание роль, которую могут сыграть банки, занимающиеся оффшорными операциями, в активизации экономической и финансовой деятельности страны. При этом возникает необходимость введения специальных правил создания и составления реестров функционирующих оффшорных банков. Так, на территории Демократической Республики Сан-Томе и Принсипи действуют следующие нормативные документы, регулирующие создание и деятельность обществ, которые проводят банковские оффшорные операции:

  • Постановление «О создании оффшорного банка» № 34/85 от 15.11.1985 г.;
  • Закон «О законодательных правах» № 8/95 от 28.09.1995 г.;
  • Постановление «О деятельности банков и оффшорных операциях» № 62/95 от 13.10.1995 г.

Деятельность оффшорного банка в любой стране является исключительной и обычно лицензируется. В рассматриваемом оффшоре она может осуществляться исключительно обществами, созданными в форме оффшорных, владеющих соответствующими лицензией и регистрационным свидетельством, подтверждающими статус оффшорного банка, который не имеет право осуществлять никакую иную деятельность, за исключением оффшорных банковских операций.
Автономным органом общественного характера, занимающимся выдачей свидетельств, является соответствующий Кабинет, на который возлагаются следующие обязанности: решение вопросов по удовлетворению прошений о выдаче лицензий, координация вопросов касательно предоставления прав и выдачи соответствующих разрешений, а также функции контроля над применением законодательства относительно оффшорных операций, проводимых банками. Лицензия, предоставляющая право банку на осуществление оффшорных операций, выдается Управляющим Центрального Банка после соответствующего заключения Кабинета.
Прошение (заявление) о предоставлении лицензии на регистрацию оффшорного банка подается его учредителями или уполномоченным представителем, действующим от имени учредителей. Оно должно содержать информацию и документы финансового, юридического и административного характера, определяемые Кабинетом по вопросам выдачи свидетельств, для возможности оценки:

  • компетенции и порядочности учредителей и лиц, которые в дальнейшем будут управлять оффшорным банком;
  • значимости частных фондов оффшорного банка и соответствующей финансовой структуры;
  • систем отчетности и контроля над управлением оффшорным банком.

Кроме того, прошение о предоставлении лицензии должно содержать обязательство первых акционеров, гарантирующее следующее:

  • какая-либо передача акций акционером, владеющим не менее 10% капитала оффшорного банка, будет осуществлена только после рассмотрения соответствующих документов Управляющим Центрального Банка с получением необходимого свидетельства;
  • оффшорный банк при осуществлении своей деятельности берет на себя обязательство подчиняться и выполнять требования нормативно-правовых актов;
  • административное или ответственное лицо, занимающее должностной руководящий пост, имеет соответствующую квалификацию и необходимый опыт, а также назначается с официального согласия Кабинета, занимающегося вопросами выдачи свидетельств.

Следует отметить, что Кабинет имеет право после получения прошения о выдаче лицензии дополнительно потребовать предоставление какой-либо информации или документов, необходимых для рассмотрения прошения. После рассмотрения прошения и документов Кабинет, занимающийся вопросами выдачи свидетельств, передает его для дальнейшего рассмотрения Кабинету, занимающемуся вопросами составления реестров оффшорных обществ, для получения одобрения, после чего направляет Управляющему Центральным Банком подробный окончательный отчет о результатах рассмотрения прошения.
Лицензия, не подлежащая передаче, выдается Управляющим Центрального Банка при выполнении одного из двух следующих условий:

  • наличие соответствующей предварительной учетной банковской записи в Реестре оффшорных обществ;
  • осуществление соответствующих изменений в уставе и других документах, предусмотренных в рамках функционирования оффшорного общества.

В названии банка обязательно указывается упоминание «Offshore Bank», разборчиво указывается номер лицензии на любых бланках, объявлениях, документах, издаваемых таким банком, а также особых знаках и эмблемах.
При подаче прошения на выдачу лицензии осуществляется оплата пошлины в размере, установленном Кабинетом, а в течение 30 дней со дня выдачи лицензии с созданного банка взимается первый ежегодный разовый налог в сумме, определенной Кабинетом по выдаче свидетельств, исходя из объемов заявленной деятельности и существующей налоговой шкалы. Этим же Кабинетом вносятся предложения по изменению налоговой шкалы и размеров выплат, причем изменения размеров ежегодного налога не могут быть оспорены оффшорными банками, пользующимися привилегиями в рамках предоставленной лицензии в течение 5-ти лет, начиная со дня вступления в силу лицензии.
Банковские операции, проводимые оффшорными банками, не облагаются никакими видами налогов. На служащих оффшорных банков также распространяется действие льготного оффшорного налогового режима.
Выданная оффшорному банку лицензия может быть аннулирована Управляющим Центрального Банка после принятия соответствующего решения Кабинетом по вопросам выдачи регистрационных свидетельств в случаях, если:

  • банк не приступает к своей деятельность в течение 12-ти месяцев со дня вступления в силу выданной лицензии;
  • банк прекращает проводить операции, предусмотренные выданной лицензией;
  • банк является объектом, подлежащим ликвидации;
  • деятельность оффшорного банка противоречит нормативным документам.

За 90 дней до вступления в силу решения о начале процедуры аннулирования лицензии, Управляющий Центрального Банка обязан уведомить соответствующий оффшорный банк о своем намерении прекратить действие лицензии.
В течение 20-ти дней с момента получения уведомления оффшорный банк имеет право принять все необходимые меры и внести предложения для устранения причин прекращения действия лицензии и сообщить об этом Управляющему. О своем решении Управляющий сообщает в течение последующих 20-ти дней с момента получения уведомления о принятии соответствующих мер оффшорным банком. В случае отсутствия причин и серьезных оснований для сохранения лицензии, Управляющий незамедлительно ограничивает деятельность такого оффшорного банка, причем решение вступает в силу сразу после получения уведомления. Банк имеет право подать в течение 30 дней протест, опровергающий действия Управляющего, после чего Управляющий уведомляет о принятом им окончательном решении в течение 20 дней со дня получения протеста.
В то же время оффшорный банк имеет право по собственной инициативе подать прошение об аннулировании выданной ему лицензии в Кабинет по выдаче свидетельств, который проверяет, действительно ли оффшорный банк принял меры по погашению долгов и предотвращению причинения возможного ущерба кредиторам, проверяет дату аннулирования лицензии, принимая во внимание сроки, необходимые для ликвидации. На основании данных отчета, предоставленного Кабинетом, Управляющий уведомляет банк о принятии решения об аннулировании лицензии и о дате окончательного прекращения действия выданной лицензии.
Минимальный акционерный капитал оффшорного банка фиксируется в размере, эквивалентном $1 млн. Акционерный капитал в обязательном порядке вносится в момент создания при участии Центрального Банка или банка, уполномоченного Центральным Банком, в свободно конвертируемой валюте. Собственные капиталы банка не могут быть исчислены в сумме, менее $1 млн. или ее эквивалента в национальной валюте. В случае возникновения такой ситуации, когда собственный капитал дойдет до размера менее этой суммы, Управляющий Центрального Банка имеет право предоставить оффшорному банку срок, не превышающий 12 месяцев, для урегулирования ситуации в законном порядке. Акционеры банка обязаны обеспечить гарантии получения банком суммы, необходимой для восстановления его капитала.
Контроль над деятельностью оффшорных банков осуществляет Центральный Банк, в который в обязательном порядке подаются на рассмотрение документы касательно:

  • внесения изменений в устав или продажи, или передачи акций, сумма которых составляет более 10% от суммы капитала оффшорного банка;
  • создания агентства, открытия филиала или осуществления контроля над обществом, находящимся как на территории ДР Сан-Томе и Принсипи, так и за ее пределами.

Особенностью деятельности оффшорных банков является отсутствие права проводить операции в национальной валюте, которая называется «добра». Под деятельностью банков в рамках оффшора подразумеваются операции и переводы денежных сумм, проводимые банками в конвертируемой валюте при участии лиц, не являющихся резидентами ДР Сан-Томе и Принсипи. Такое понятие очень важно, так как операции банков в иностранной валюте становятся льготными и при этом фактически выходят за пределы оффшора. Однако для осуществления выплат, связанных с местными расходами, открывается отдельный счет в национальной валюте в одном из банков, учрежденных на территории ДР Сан-Томе и Принсипи.
Кроме того, установлены следующие правила и условия, которые поясняются необходимостью как соблюдения международных требований по борьбе с «теневыми» операциями и «отмыванием» денег, так и заботой о клиентах банка:

  • оффшорный банк не может быть открыт от имени клиента, личность которого не установлена;
  • вся информация, касающаяся оффшорного банка и его клиентов, считается конфиденциальной и секретной, однако Управляющий Центрального Банка, Кабинет, занимающийся вопросами выдачи свидетельств, или любой другой орган власти имеют право получить информацию, касающуюся клиента банка или его счета, открытого в этом банке;
  • согласно этому порядку, ни один управляющий или служащий оффшорного банка не имеет права во время исполнения своих обязанностей в данном банке (или после прекращения их выполнения в этом банке) разглашать какую-либо информацию, касающуюся личности, деятельности и счетов клиентов данного оффшорного банка, за исключением наличия письменного разрешения клиента на разглашение такой информации;
  • все, кто имеет доступ к конфиденциальной и секретной информации, в том числе и клиенты оффшорного банка, также обязаны хранить тайну, и ни при каких условиях не разглашать эту информацию;
  • '>
  • какое-либо нарушение обязанности хранить тайну и не разглашать секретную информацию карается тюремным заключением от шести месяцев до трех лет и (или) штрафом в размере от $10 тыс. до $100 тыс.

В то же время, обязанность хранить тайну считается недействительной в случае: смерти физического лица или добровольной (вынужденной) ликвидации юридического лица – владельца счета при наличии обоснованных документами требований лиц, имеющих право на активы частного лица или общества; необходимости проведения Генеральной прокуратурой расследований, связанных с уголовными процедурами, согласно законам, действующим на территории ДР Сан-Томе и Принсипи.
Оффшорный банк обязан подавать Центральному Банку следующую отчетность:

  • баланс и отчетность о деятельности, согласно порядку, установленному Центральным Банком, в течение трех последовательных месяцев со дня начала проведения операций с акциями;
  • финансовый отчет, отражающий положение своих активов и пассивов по требованию Центрального Банка в указанный им срок;
  • другую отчетность, необходимую для осуществления контроля над деятельностью и правильностью использования лицензии.

Любая информация, предоставляемая Центральному Банку оффшорным банком, рассматривается как секретная банковская информация с последующим сохранением ее конфиденциальности.
Все разногласия, возникающие между оффшорным банком или его акционерами и государством, подлежат рассмотрению арбитражем, созданным согласно порядку урегулирования конфликтных ситуаций, и в рамках полномочий арбитража Комиссии ООН по правовым вопросам и вопросам международной торговли. Полноправным и ответственным представителем этого органа, согласно упомянутому порядку урегулирования конфликтов, назначается Генеральный секретарь Международного центра по вопросам урегулирования споров, разногласий и конфликтных ситуаций, возникших между государствами и гражданами других государств.


Автор: