Организация и оценка качества системы внутреннего контроля в коммерческом банке

Банковский бизнес в России...

Автор:
Опубликовано: 13 Декабря 2007

Статья посвящена основам организации и оценки качества системы внутреннего контроля в коммерческом банке. Автор уточняет состав элементов, формирующих систему внутреннего контроля, дает развернутое описание каждого элемента и взаимосвязей между ними, а также предлагает рекомендации по созданию методики оценки качества системы внутреннего контроля кредитной организации.

Организация системы внутреннего контроля

Значение внутреннего контроля переоценить трудно: при его помощи обеспечиваются защита имущества, качество учета и достоверность отчетности, выявление и мобилизация имеющихся резервов в сфере производства, финансов и т.п. Внутренний контроль охватывает все сферы деятельности организации и направлен на повышение эффективности управления компанией.

Организация системы внутрибанковского контроля является актуальной задачей, которая во многом определяет возможность стабильного развития каждой кредитной организации и банковской системы в целом. Важными документами, определяющими порядок организации системы внутреннего контроля в банках, являются не только Положение Банка России № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» и внутреннее положение, действующее в каждом коммерческом банке, но и документы Базельского комитета по банковскому надзору

«Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях», «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» и др.

Организация системы внутреннего контроля в общем случае находится под воздействием ряда факторов:

  • отношение руководства к системе внутреннего контроля;
  • размеры, оргструктура, масштабы и виды деятельности кредитной организации;
  • цели и задачи системы внутреннего контроля;
  • степень механизации и компьютеризации деятельности кредитной организации;
  • ресурсное обеспечение;
  • уровень компетентности кадрового состава.

На наш взгляд, система внутреннего контроля кредитной организации, как не-отъемлемая часть системы корпоративного управления, представляет собой совокупность взаимосвязанных действующих элементов (цель, предмет, объект, субъект, механизм), позволяющая объективно оценить эффективность и результативность финансовых операций кредитной организации, достоверность финансовой информации, соответствие этих операций и информации законодательству Российской Федерации и внутренним документам организации.

Таким образом, эффективный контроль может быть реализован только в системе внутреннего контроля посредством взаимодействия всех ее элементов.

Представим схематично организацию качественной системы внутреннего контроля (рис. 1).

Рассмотрим основные элементы системы внутреннего контроля.

1. Цель системы

Основными целями функционирования системы внутреннего контроля кредитной организации являются:

  1. обеспечение эффективности деятельности кредитной организации и ее развития;
  2. своевременная адаптация кредитной организации к изменениям во внутренней и внешней среде;
  3. обеспечение устойчивого положения организации на рынке в условиях конкуренции.

Достижение указанных целей системы внутреннего контроля обеспечивается решением следующих задач:

  • соблюдение кредитной организацией требований законодательства и внутренних документов;
  • соответствие деятельности кредитной организации утвержденной стратегии;
  • должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для принятия эффективных управленческих решений;
  • безошибочность регистрации и обработки финансово-хозяйственных операций организации;
  • достоверность, своевременность и полнота составления отчетности;
  • рациональное и экономное использование всех видов ресурсов;
  • соблюдение работниками организации установленных руководством требований, правил и процедур.

Эти и многие другие задачи обусловливают создание в организации качественной системы внутреннего контроля.

Рис. 1. Организация системы внутреннего контроля кредитной организации

2. Предмет системы

Предметом системы внутреннего контроля является соответствие деятельности кредитной организации законодательству Российской Федерации и внутренним документам. Так, для эффективного осуществления деятельности кредитной организацией необходим непрерывный контроль за:

  • соблюдением сотрудниками кредитной организации законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности;
  • предупреждением конфликтов интересов;
  • обеспечением надлежащего уровня надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых банком операций и минимизации рисков банковской деятельности.

3. Объекты системы

Объект системы внутреннего контроля, на наш взгляд, является «стержневым», базовым элементом, ради которого формируется данная система и посредством появления которого возможен вообще внутренний контроль в коммерческом банке. Под объектами системы внутреннего контроля понимается вся совокупность элементов системы коммерческого банка, попадающих в зону действия контроля.

К объектам системы внутреннего контроля относятся:

  1. организация деятельности кредитной организации;
  2. функционирование системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков;
  3. распределение полномочий при совершении банковских операций и других сделок;
  4. управление информационными потоками (получение и передача информации) и обеспечение информационной безопасности;
  5. функционирование системы внутреннего контроля.

Организация системы внутреннего контроля банка предполагает охват контрольными процедурами всех без исключения сфер деятельности банка (тотальный контроль). Однако с точки зрения потенциального риска различные операции и сделки, проводимые банком, далеко не равнозначны. Риск возможных потерь колеблется от минимального, возникающего при проведении простейших операций, до риска утраты значительной части активов — при выборе ошибочной стратегии кредитования или при ошибках проведения инвестирования. Соответственно отличается и подход к внутреннему контролю: от создания простейших контрольных процедур в рамках бухгалтерского учета до применения сложных технологий оценки и управления риском с участием многих подразделений банка.

4. Субъекты системы

Субъекты системы — участники системы внутреннего контроля, кто главным образом проводит контроль и кто выполняет контрольную функцию («организующий» элемент).

К субъектам системы внутреннего контроля в кредитной организации можно отнести:

  • органы управления кредитной организации;
  • ревизионную комиссию (ревизор);
  • главного бухгалтера и его заместителей;
  • руководителя и главного бухгалтера филиала кредитной организации;
  • подразделения и служащих, осуществляющих внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определяемыми внутренними документами кредитной организации.

Схема подотчетности субъектов системы внутреннего контроля кредитной организации представлена на рисунке 2.

5. Механизм системы

Механизм системы внутреннего контроля в кредитной организации — «образующий» элемент системы, то есть то, посредством чего обеспечивается непосредственное проведение внутреннего контроля.

Элементами механизма системы являются:

  • контрольная среда;
  • регламентация;
  • контрольные процедуры;
  • мониторинг системы внутреннего контроля.

Контрольная среда — это фундамент для всех остальных элементов системы внутреннего контроля, обеспечивающий дисциплинированность сотрудников. Данное понятие характеризует общее отношение, осведомленность и практические действия, мероприятия и процедуры руководства банка, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля.

Регламентация представляет собой систему нормативных документов, регулирующих деятельность банка, его подразделений и сотрудников. Она включает разработку, принятие и соблюдение нормативных документов

Контрольные процедуры — методы и правила, дополняющие элементы контрольной среды, разработанные администрацией для достижения стоящих перед банком целей. Это процесс взаимодействия и функционирования отдельных элементов системы внутреннего контроля. Контрольные процедуры направлены на предотвращение, выявление и исправление ошибок и искажений, которые могут возникнуть при проведении операций.

Мониторинг системы внутреннего контроля предполагает осуществление на постоянной основе наблюдения за функционированием системы внутреннего контроля в целях выявления сбоев в ее работе, оценки степени ее соответствия задачам деятельности банка, разработки предложений и осуществления контроля за реализацией решений по ее совершенствованию. Мониторинг системы внутреннего контроля осуществляется руководством и служащими различных подразделений, включая подразделения, осуществляющие банковские операции и другие сделки и их отражение в бухгалтерском учете и отчетности, а также службой внутреннего контроля.

Таким образом, можно говорить о наличии определенного множества взаимосвязанных элементов, представляющих собой организацию качественной системы внутреннего контроля, что в конечном счете определяет эффективность корпоративного управления кредитной организации.

Подходы к оценке эффективности

Однако даже хорошо выстроенная и организованная система внутреннего контроля (СВК) нуждается в оценке своей эффективности как с точки зрения достижения поставленных целей, так и с точки зрения экономичности. Как же можно оценить систему внутреннего контроля в коммерческом банке, чтобы сделать вывод о ее эффективности?

В настоящее время в российской банковской практике в отношении подходов к оценке качества системы внутреннего контроля правовое поле определяется Письмом ЦБ РФ от 24.03.2005 № 47-Т «О методических рекомендациях по проведению проверки и оценки организации внутреннего контроля в кредитных организациях». В данном документе содержатся рекомендации по проведению проверки организации внутреннего контроля в кредитных организациях уполномоченными представителями Банка России. В самих кредитных организациях методики оценки их систем внутреннего контроля отсутствуют вовсе. В связи с этим нами были разработаны рекомендации по созданию методики оценки качества системы внутреннего контроля в кредитной организации.

Рекомендации по созданию методики оценки качества системы внутреннего контроля (далее — Методика) разработаны с учетом законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, в том числе методических рекомендаций по проверке и оценке кредитных организаций главными управлениями (национальными банками) ЦБ РФ, а также международных рекомендаций в области банковского дела. Ряд применяемых показателей и уровней существенности являются рекомендательными и могут изменяться или переутверждаться внутренними документами банка, регламентирующими процесс мониторинга системы внутреннего контроля. Однако изменение показателей должно быть осторожным и взвешенным, не исключающим саму эффективность внутреннего контроля.

Основными пользователями результатов Методики являются общее собрание участников (акционеров) и совет директоров (наблюдательный совет). Основными участниками процесса применения Методики рекомендуется считать менеджмент (исполнительный единоличный и(или) коллегиальный орган; заместитель руководителя, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера), внешних аудиторов, службу внутреннего контроля, ревизионную комиссию.

Два метода оценки

Качественный метод (экспертная оценка)

В основе указанного метода лежит тестинг СВК участниками процесса оценки по основным направлениям внутреннего контроля.

Качественная оценка СВК является двойственным интегральным показателем, включающим:

  • интегральную оценку качества каждого из направлений внутреннего контроля в разрезе обязательных элементов Методики ЦБ РФ и дополнительных критериев Базельского комитета;
  • вторичную интегральную оценку СВК в разрезе групп участников оценки (менеджмент; служба внутреннего контроля (аудита); внешний аудитор и(или) ревизионная комиссия).

При проведении качественной оценки СВК участникам процесса необходимо заполнить оценочные карты, содержащие следующий перечень вопросов:

  1. обязательные элементы, основанные на Методических рекомендациях ЦБ РФ;
  2. дополнительные критерии на основе требований Базельского комитета по банковскому надзору.

Обязательные элементы, основанные на Методических рекомендациях ЦБ РФ

1. Контроль со стороны органов управления за организацией деятельности кредитной организации.

1.1. Соответствует ли созданная система органов внутреннего контроля положениям, предусмотренным уставом, внутренними документами кредитной организации, о составе, порядке их образования и полномочиях?

1.2. Имеет ли кредитная организация внутренние документы, определяющие:

1.2.1. порядок организации системы внутреннего контроля, включая структуру и содержание системы внутреннего контроля?

1.2.2. порядок и процедуры осуществления внутреннего контроля?

1.2.3. основные вопросы, связанные с осуществлением внутреннего контроля, предусмотренные Приложением 2 к Положению Банка России № 242-П?

1.3. Соблюдаются ли кредитной организацией порядки и процедуры, указанные в пунктах 1.2.1–1.2.3?

2. Контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков.

2.1. Осуществляют ли органы внутреннего контроля кредитной организации на постоянной основе контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и оценкой банковских рисков?

2.2. Предусмотрен ли внутренними документами кредитной организации порядок информирования соответствующих руководителей кредитной организации о факторах (внутренних и внешних), влияющих на повышение уровня банковских рисков?

2.3. Осуществляет ли служба внутреннего контроля контроль за эффективностью принятых подразделениями и органами управления кредитной организации по результатам проверок мер, обеспечивающих снижение уровня выявленных рисков?

3. Контроль за распределением полномочий при совершении банковских операций и других сделок.

3.1. Соблюдается ли кредитной организацией установленный порядок распределения полномочий между подразделениями кредитной организации и служащими кредитной организации при совершении банковских операций и других сделок посредством материального (физического) контроля?

3.2. Обеспечивается ли распределение должностных обязанностей таким образом, чтобы исключить возможный конфликт интересов (противоречие между имущественными и иными интересами кредитной организации и(или) ее служащих и(или) клиентов, которое может повлечь за собой неблагоприятные последствия для кредитной организации и(или) ее клиентов) (п. 3.4.2 Положения Банка России № 242-П)?

3.3. Установлен ли кредитной организацией порядок выявления и контроля за областями потенциального конфликта интересов служащих с целью исключения возможности сокрытия ими противоправных действий (п. 3.4.3 Положения Банка России № 242-П)?

3.4. Предоставляются ли совету директоров (наблюдательному совету), исполнительным органам кредитной организации, а также руководителям структурных подразделений, соответствующим комитетам и т.д. отчеты и информация о результатах деятельности структурных подразделений в целях выявления недостатков контроля, нарушений, ошибок?

3.5. Осуществляется ли сверка отчетов о соблюдении установленных лимитов на осуществление банковских и других сделок с данными первичных документов?

3.6. Действует ли в кредитной организации система согласования (утверждения) операций (сделок), превышающих установленные лимиты, предусматривающая своевре-менное информирование соответствующих руководителей кредитной организации (ее подразделений) о таких операциях (сделках)?

3.7. Осуществляется ли в кредитной организации проверка соблюдения порядка совершения банковских операций и других сделок с одновременным информированием соответствующих руководителей кредитной организации о выявленных нарушениях, ошибках и недостатках?

3.8. Осуществляется ли в кредитной организации выверка счетов с одновременным информированием соответствующих руководителей кредитной организации о выявленных нарушениях, ошибках и недостатках?

3.9. Соблюдаются ли требования законодательства Российской Федерации в части достоверности, полноты и объективности систем учета (отчетности) кредитной организации, сбора, обработки и хранения иных сведений?

4. Контроль за управлением информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности.

4.1. Обеспечивает ли установленный кредитной организацией порядок контроля своевременность, надежность, конфиденциальность, правильность оформления информации?

4.2. Осуществляет ли кредитная организация процедуры по общему контролю автоматизированных информационных систем?

4.3. Осуществляет ли кредитная организация программный контроль банковских операций и других сделок?

4.4. Устанавливаются ли кредитной организацией правила управления информационной деятельностью, включая порядок защиты от несанкционированного доступа и распространения конфиденциальной информации?

4.5. Разработаны ли кредитной организацией планы действий на случай непредвиденных обстоятельств с использованием дублирующих (резервных) систем и(или) устройств?

4.6. Соблюдается ли порядок проверки планов действий, указанных в пункте 4.5?

5. Осуществляемое на постоянной основе наблюдение за функционированием системы внутреннего контроля (мониторинг СВК).

5.1. Имеет ли кредитная организация внутренние документы, определяющие порядок мониторинга системы внутреннего контроля советом директоров (наблюдательным советом), исполнительными органами кредитной организации?

5.2. Соблюдается ли кредитной организацией порядок, указанный в пункте 5.1?

5.3. Соответствуют ли внутренние документы, определяющие порядок деятельности службы внутреннего контроля, функции службы внутреннего контроля, положениям, определенным пунктом 4.4 Положения Банка России № 242-П?

5.4. Обеспечивается ли кредитной организацией постоянство деятельности службы внутреннего контроля?

5.5. Определена ли во внутренних документах кредитной организацией независимость службы внутреннего контроля?

5.6. Обеспечивается ли кредитной организацией беспристрастность службы внутреннего контроля?

5.7. Установлены ли в кредитной организации требования к профессиональной компетентности руководителя (его заместителей) службы внутреннего контроля?

5.8. Соблюдаются ли требования, определенные в пункте 5.7?

5.9. Осуществляет ли служба внутреннего контроля проверки в соответствии с планом, утвержденным советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации или уполномоченным им органом?

5.10. Применяются ли в кредитной организации основные способы (методы) осуществления проверок службой внутреннего контроля, приведенные в Приложении 3 к Положению Банка России № 242-П?

5.11. Выполняется ли установленный кредитной организацией порядок контроля за принятием мер по устранению выявленных службой внутреннего контроля нарушений?

5.12. Выявляются ли службой внутреннего контроля кредитной организации недостатки и нарушения в деятельности кредитной организации, аналогичные установленным ранее в ходе проверок, проводимых Банком России?

Дополнительные критерии на основе требований Базельского комитета по банковскому надзору

1. Управленческий контроль и культура контроля.

1.1. Осуществляет ли совет директоров утверждение и периодический пересмотр общей стратегии кредитной организации?

1.2. Осуществляет ли совет директоров утверждение и периодический пересмотр документов по различным аспектам политики кредитной организации?

1.3. Установлены ли в кредитной организации требования к профессиональной компетентности членов совета директоров?

1.4. Входят ли в состав совета директоров лица, не занимающиеся повседневным уп-равлением кредитной организации?

1.5. Создан ли при совете директоров специальный комитет, ответственный за общий надзор за подготовкой финансовой отчетности и функционированием системы внутреннего контроля (комитет по аудиту)?

1.6. Насколько доступны документы, определяющие операционные процедуры в области внутреннего контроля, всем заинтересованным сотрудникам кредитной организации?

1.7. Существуют ли в кредитной организации программы, направленные на повышение уровня компетентности всех заинтересованных сотрудников кредитной организации в области внутреннего контроля?

2. Признание и оценка рисков.

2.1. Устанавливает ли совет директоров приемлемые уровни рисков, принимаемых на себя кредитной организацией, в частности:

2.1.1. лимиты ответственности при осуществлении сделок со связанными с кредитной организацией лицами (Письмо ЦБ РФ от 17.01.2005 № 2-Т)?

2.1.2. экономические критерии взаимосвязи заемщиков при расчете норматива Н6 (Письмо ЦБ РФ от 10.09.2004 № 106-Т)?

2.1.3. предельные значения коэффициентов дефицита/избытка ликвидности в разрезе групп активов и пассивов, сформированных по срокам востребования/погашения (Письмо ЦБ РФ от 27.07.2000 № 139-Т)?

2.2. Постоянно ли выявляются и оцениваются существенные риски, принимаемые на себя кредитной организацией на индивидуальной и консолидированной основе, которые могут оказать отрицательное влияние на достижение ее целей?

2.3. Применяются ли кредитной организацией внутренние модели оценки банковских рисков?

2.4. Предусмотрены ли внутренними документами кредитной организации процедуры, направленные на раннюю диагностику критических уровней банковских рисков (например, процедура стресс-тестинга)?

2.5. Предусмотрены ли внутренними документами кредитной организации мероприятия, направленные на устранение рисков кредитной организации?

2.6. Возможен ли в кредитной организации пересмотр системы внутреннего контроля для эффективного отслеживания новых или до этого не контролируемых рисков?

3. Деятельность по осуществлению контроля и разделение полномочий.

3.1. Предусмотрены ли внутренними документами кредитной организации следующие процедуры:

3.1.1. проверки на высшем уровне, в частности запрос советом директоров и менеджментом информации и отчетов о результатах деятельности, которые дают возможность проверки хода достижения кредитной организацией поставленных целей и задач?

3.1.2. контроль за деятельностью, в частности проверка руководителями подразделений отчетов о работе и отклонениях от поставленных целей на ежедневной, еженедельной или ежемесячной основе?

3.1.3. проверка соблюдения установленных лимитов на риски и последующий контроль устранения выявленных нарушений?

3.1.4. система согласований и делегирования прав?

3.1.5. система сверки счетов и перекрестной проверки?

3.2. Существует ли в кредитной организации в максимально возможной степени разделение полномочий между некоторыми сотрудниками для снижения риска манипулирования финансовой информацией и риска хищения имущества?

3.3. Проводятся ли в кредитной организации периодические проверки обязанностей и функций сотрудников, занимающих ключевые посты, с тем чтобы они не имели возможности скрывать совершение неправомерных действий?

4. Информация и система ее передачи.

4.1. Ограничивает ли (определяет лимиты) автоматизированная банковская система кредитной организации доступ к информации любого незаинтересованного пользователя — сотрудника организации?

4.2. Разработаны ли в кредитной организации положение или правила, касающиеся формирования, передачи и защиты внутрибанковской отчетности?

4.3. Соблюдаются ли указанные в пункте 4.2 внутренние документы кредитной организации?

5. Мониторинг деятельности и исправление недостатков.

5.1. Отслеживает ли исполнительное руководство кредитной организации (менеджмент) адекватность и действенность системы внутреннего контроля?

5.2. Оценивается ли на постоянной основе общая эффективность внутреннего контроля?

5.3. Разработана ли детальная методика оценки эффективности системы внутреннего контроля, проводимая службой внутреннего аудита?

5.4. Разработана ли программа координации деятельности (взаимодействия) внешнего и внутреннего аудита кредитной организации?

5.5. Адекватен ли выбранный в плане цикл аудита (срок плана аудита) срочности проводимым кредитной организацией операциям?

5.6. Предусмотрен ли в кредитной организации порядок пересмотра плана аудита?

5.7. Существует ли в кредитной организации внутрибанковская процедура оценка капитала, отличная от базового подхода определения достаточности капитала по Инструкции № 110-И?

При балльной оценке ответов на вопросы рекомендуется исходить из следующего:

1 — да, в полной мере;
2 — в основном, в большинстве случаев;
3 — частично, иногда;
4 — нет, никогда, в том числе в случае отсутствия.

При этом качественная оценка СВК будет определяться следующим образом:

Окач = (Ом x С1 + Освк x С2 + Оа x С3) / (С1 + С2 + С3), (1)

где Окач — качественная оценка качества СВК;
Ом — качественная оценка качества СВК, определенная менеджментом;
Освк — качественная оценка качества, определенная службой внутреннего аудита;
Оа — качественная оценка качества, определенная внешним аудитом (ревизором);
С1, С2, С3 — вес, определяемый на основе экспертной оценки.

В целях настоящей методики принимаются следующие веса качественных оценок по группам участников:

Статистический метод (количественная оценка)

Данный метод основан на определении финансовых показателей кредитной организации как необходимого условия производственной и финансовой эффективности деятельности. Кроме того, здесь же применяются количественные характеристики активности службы внутреннего контроля.

По каждому из показателей рассчитываются критерии (баллы) качества СВК. Количественная оценка качества СВК представляет собой среднюю арифметическую, рассчитанную исходя из указанных баллов.

1. Показатели финансовой эффективности.

1.1. Динамика прибыли:

Крп = (П1 / Пср – 1) / 0,2, (2)

где Крп — коэффициент роста прибыли;
П1 — балансовая прибыль отчетного квартала;
Пср — среднеквартальная балансовая прибыль из расчета за год;
0,2 — уровень существенности, снижения (прироста) показателя.

1.2. Динамика достаточности капитала:

Крдк = (ДК1 / ДКср – 1) / 0,2, (3)

где Крдк — коэффициент роста достаточности капитала;
ДК1 — достаточность капитала (Н1) отчетного квартала;
ДКср — среднеквартальная достаточность капитала (Н1) из расчета за год;
0,2 — уровень существенности, снижения (прироста) показателя.

1.3. Вероятность невыполнения экономических нормативов, установленных ЦБ РФ:

(4)

где Mi — количество невыполнений i-го норматива в текущем году;
К — количество нормативов, установленных нормативным актом, регулирующим деятельность кредитной организации.

2. Активность службы внутреннего контроля.

2.1. Соотношение роста активов (брутто) и роста внутренних проверок за последний год:

Аслвк = ((П1 / П0) / (А1 / А0) – 1) / 0,2, (5)

где Аслвк — активность службы внутреннего контроля;
П1, ПО — количество внутренних проверок на конец и начало года;
А1, А0 — активы брутто на конец и начало года.

Значения баллов качества по каждому показателю приведены в таблице 1.
Итоговую оценку системы внутреннего контроля в кредитной организации рекомендуется определять в зависимости от значения показателя уровня качества на основании таблицы соответствия (табл. 2). Таблица 2 является результирующей методики, описывающей конечный результат оценки.
Уровень качества определяется как средневзвешенный показатель количественной и качественной оценок и рассчитывается следующим образом:

К = (Окач x В1 + Окол x В2) / (В1 + В2), (6)

где К — уровень качества;
Окач — качественная оценка качества СВК;
Окол — количественная оценка качества СВК;
В1, В2 — вес, определяемый на основе экспертной оценки.

В целях настоящей методики принимаются следующие веса оценок качества:

Весовые коэффициенты отражают относительную значимость каждого показателя.

Базовый вариант рекомендаций по разработке методики оценки эффективности системы внутреннего контроля кредитной организации прошел апробацию на примере ряда коммерческих банков города Иваново. В целом применение рекомендаций на практике показало состоятельность предложенных нами подходов по оценке системы внутреннего контроля в кредитной организации.

Адаптация методики с учетом основных положений рекомендаций на уровне конкретной кредитной организации может быть действенным инструментом при проведении мониторинга системы внутреннего контроля высшими органами управления банка. При достаточном наборе статистических данных на основе предложенных подходов могут быть разработаны четкие правила проведения оценок качества систем внутреннего контроля в кредитных организациях Российской Федерации.

Автор: