Особенности проведения IPO в России

IPO: стратегия, перспективы и опыт российских комп...

Автор:
Источник: Книга "IPO: стратегия, перспективы и опыт российских компаний" 2007 г. Изд-во "Вершина". По согласованию с изд-вом "Вершина"
Опубликовано: 7 мая 2007

Прежде всего следует сказать несколько слов о законодательной базе, способствующей активному использованию такого инструмента привлечения капитала, как IPO. В частности, практика проведения IPO выявила необходимость внесения определенных изменений в российское законодательство. С одной стороны, потребовалось устра­нить или смягчить некоторые требования, затягивающие сроки проведения размещения ценных бумаг и затрудняющие формирование рыночной цены размещения акций. С другой стороны, практика проведения IPO показала необходимость введения в российскую правовую систему институтов, которые бы способствовали развитию фондовых рынков.

В этой связи следует отметить новое Положение о порядке выдачи ФСФР разрешения на размещение и/или обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами РФ, утверж­денное приказом ФСФР РФ от 12 января 2006 года № 06–5/пз-н, поскольку этот акт налагает на эмитентов некоторые дополнительные ограничения. Итак, к числу наиболее важных законодательных инициатив относится создание альтернативного порядка реализации преимущественного права акционерами.

Так, ст. 40 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предоставляет акционерам право преимущественного приобретения дополнительных акций, размещаемых посредством открытой подписки, пропорционально уже имеющемуся у них количеству акций. Общий порядок реализации преимущественного права, единственно возможный ранее, предусматривает определение цены размещения акций акционерам до реализации акционерами преимущественного права. Соответственно, вместе с заявлениями о приобретении определенного количества размещаемых акций, акционеры представляют документы, подтверждающие оплату таких акций. Другими словами, основное неудобство описанного порядка связано с 45-дневным разрывом между датой определения цены размещения акций в рамках процедуры реализации преимущественного права и датой начала размещения ценных бумаг. Именно столько занимает стандартная процедура реализации преимущественного права акционерами. Введенный альтернативный порядок позволяет устанавливать цену размещения акций для акционеров и для прочих инвесторов одновременно, причем после реализации акционерами преимущественного права.

В этом случае определение цены размещения акций после окончания срока реализации преимущественного права предусматривается в решении о размещении акций. После регистрации выпуска акций общество-эмитент направляет своим акционерам или публикует уведомление о возможности осуществления преимущественного права. С этого момента отсчитывается 20-дневный срок, в течение которого акционеры могут подать заявления о приобретении всего причитающегося им или меньшего количества акций.

По истечении указанного срока совет директоров определяет цену размещения акций. После этого эмитент раскрывает информацию о цене размещения акций. В течение как минимум пяти дней с момента раскрытия этой информации акционеры могут приобрести заявленное или меньшее количество акций. Далее они вправе участвовать в размещении акций, не выкупленных за эти пять дней, наравне со всеми остальными инвесторами.

Что это дает компании? Прежде всего новая процедура позволяет эмитентам добиться формирования справедливой цены на размещаемые акции, поскольку момент ее определения будет приближен к моменту начала размещения. Кроме того, за счет уменьшения срока реализации преимущественного права эмитенты получают возможность провести размещение акций в более короткие сроки.

Другая составляющая законодательства в сфере упрощения проведения IPO отечественными компаниями заключается в том, что в решении о дополнительном выпуске ценных бумаг устанавливается порядок заключения договоров, направленных на приобретение ценных бумаг. Данный порядок теперь может предусматривать приглашение делать предложения о приобретении размещаемых дополнительных акций, адресованное неопределенному кругу инвесторов. В установленные сроки инвесторы подают оферты о приобретении определенного количества акций с указанием цены, которую они готовы заплатить.

В качестве опции можно предоставить инвесторам право не обозначать в оферте цену приобретения акций, а указать общее количество акций или общую сумму, на которую они готовы приобрести акции по цене размещения, определенной эмитентом.

Поданные инвесторами оферты регистрируются в специальном журнале учета поступивших предложений. Эмитент по собственному усмотрению выбирает из журнала тех инвесторов, которым он в определенные сроки направит ответ о принятии предложения (акцепт). При этом эмитент не обязан прописывать в решении о выпуске ценных бумаг критерии, которыми он может или должен руководствоваться при выборе своих новых акционеров. Данный вопрос оставлен на усмотрение эмитентов. Это позволяет эмитентам установить цену размещения акций адекватно ожиданиям рынка на основе анализа поступивших предложений. Кроме того, эмитенты получают возможность косвенно влиять на последующее обращение акций путем выбора в качестве акционеров неспекулятивных инвесторов.

Третьей составляющей либерализации процедуры IPO является возможность обращения акций компании на бирже до государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг. В настоящее время при соблюдении определенных требований регистрацию отчета можно избежать. Вместо этого в ФСФР представляется уведомление об итогах выпуска, после чего обращение размещенных ценных бумаг может начинаться.

Указанные ФСФР требования заключаются в следующем. Во-первых новый порядок распространяется только на размещение ценных бумаг путем открытой подписки. Во-вторых, необходимо, чтобы такое размещение осуществлялось с привлечением брокера. Другими словами, основной контекст данного правила заключается в том, что брокерская организация как профессиональный участник рынка ценных бумаг обладает достаточными навыками для эффективного контроля за процедурой выпуска ценных бумаг своего клиента. В-третьих, обязательным является получение листинга на фондовой бирже.

Еще одной, четвертой характерной особенностью нового регулирования является то, что ФСФР теперь напрямую устанавливает порядок размещения ценных бумаг российских эмитентов на зарубежных рынках. Ранее регулирование заканчивалось с момента зачисления выпущенных акций на счет депо российского банка-депозитария; следовательно, заграничная часть размещения могла проходить по любому удобному сценарию. Как правило, эмитент депозитарных расписок, удостоверяющих права на акции российской компании, реализовывал расписки конкретным лицам (обычно андеррайтерам), что примерно соответствовало проведению закрытой подписки в российском праве. Андеррайтеры, в свою очередь, продавали расписки своим клиентам.

Теперь же, если на публичный рынок размещаются дополнительные акции компании, то осуществить размещение как 30 % акций выпуска (для отечественной площадки), так и 70 % (для зарубежных площадок), можно только по открытой подписке. Следовательно, размещение акций по закрытой подписке в пользу депозитария оказывается невозможным, в итоге депозитарию отводится чисто техническая функция.

Если эмитент не хочет проводить публичное размещение на российском и зарубежном рынках одновременно, а также не желает использовать открытую подписку, то он может обойти ограничения, выбрав схему, по которой на IPO выходят уже размещенные акции, т. е. лица, уже являющиеся акционерами компании, продают свои акции эмитенту депозитарных расписок, а взамен  для них размещается необходимое количество дополнительных акций по закрытой подписке. Данная схема требует дополнительных координационных усилий, однако предоставляет эмитенту и организаторам проекта определенную свободу действий. Только 35 %-ное ограничение при этом все равно будет необходимо соблюсти. Зато схема позволяет акционерам без каких-либо затруднений продать выводимые на IPO «вторичные» акции эмитенту депозитарных расписок, а соответственно последнему реализовать их по своему усмотрению.

В заключение можно остановиться еще на таком нововведении, как включение акций компании в котировальный список «В», который позволяет ускорить процедуру получения разрешения ФСФР России на размещение или обращение акций компании за рубежом, а также будет способствовать увеличению числа размещений акций, в том числе первичных, на торгах российских фондовых бирж.

Таким образом, новые правила позволяют компании-эмитенту представить документ, подтверждающий получение листинга, в любой момент до истечения 30-дневного срока выдачи разрешения. С учетом того, что акции могут быть включены в котировальный лист «В» сразу же после государственной регистрации выпуска, эмитент, планирующий заграничное IPO, получает возможность обратиться за разрешением ФСФР практически без потери времени. В случае если листинг у компании уже имеется, она вправе подать документы на получение разрешения ФСФР одновременно с документами на государственную регистрацию дополнительного выпуска акций. В то же время к числу условий включения акций в котировальный лист «В» относится отсут­ствие убытков в течение двух из последних трех лет существования эмитента.
В заключение можно отметить, что российское фондовое законодательство начинает существенно меняться под воздействием бурного развития IPO в России, тем не менее необходимость расширения доступности данного рынка для большинства отечественных компаний очевидна, и в итоге позволит сформировать объемный рынок ценных бумаг в России.

Автор: