Отчет о международном опыте применения МСФО. Часть II

Разработка стратегии поддержки российск...
Источник: ФКЦБ, апрель 2003 г.
Опубликовано: 20 сентября 2010

  1.   Реформа бухгалтерского учета в БелоруссииПечатная версия статьи  NEW
  2.   Опыт и проблемы перехода Молдовы на МСФОПечатная версия статьи  NEW
  3.   Переход Украины на МСФОПечатная версия статьи  NEW
  4.   Реформа бухгалтерского учета в Среднеазиатском регионеПечатная версия статьи  NEW
  5.   Глобализация стандартов бухгалтерского учетаПечатная версия статьи  NEW
  6.   ЗаключениеПечатная версия статьи  NEW

Бухгалтерский учет в СССР был ориентирован на обслуживание плановой административно-командной системы, не учитывавшей экономическую реальность. Поэтому он был мало пригоден для принятия решений в условиях рыночной экономики. С начала 90-х годов в бухгалтерском учете стран СНГ произошли значительные перемены. Особый интерес вызывает изучение их опыта движения к МСФО.

Наличие одинаковых экономических проблем на территории постсоветского пространства стимулирует правительства стран СНГ к тому, чтобы искать общие подходы в формировании системы бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности. Начавшееся к настоящему времени реформирование системы бухгалтерского учета проходит во многих странах бывшего СССР на разных этапах развития, отличается направлением и учитывает особенности ситуации в национальной экономике, Тем не менее, сходство первоначальной ситуации во многом обусловило сходство процесса экономических реформ, в том числе и во многом сопоставимую схему реформирования существующих систем финансовой отчетности. Необходимостью согласования усилий по реформированию систем финансовой отчетности объясняется создание Координационного совета по методологии бухгалтерского учета, объединяющего представителей Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Украины и Узбекистана. Представители России и иностранные эксперты также принимают участие в работе Совета. В октябре 2001 года Советом принят проект Основных принципов и положений, согласно которому страны-участницы договорились о следующих основных принципах составления бухгалтерской отчетности организаций:

  • финансовая отчетность состоит из образующих единое целое, взаимно увязанных бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств и пояснений к ним;
  • финансовая отчетность должна быть полезна пользователям. Руководство также заинтересовано в информации, содержащейся в финансовой отчетности, и имеет доступ к дополнительной управленческой и финансовой информации, которая помогает планированию, принятию решений и контролю. Формы и содержание такой информации определяются руководством организации;
  • финансовая отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации и его изменениях, а также финансовых результатах деятельности;
  • при формировании финансовой отчетности организации должны руководствоваться следующими принципами: обособленность имущества, непрерывность, начисление, осмотрительность, приоритетность содержания перед формой, нейтральность;
  • информация, включаемая организациями в финансовую отчетность, должна быть понятной, отвечать потребностям пользователей, быть правильной и сравнимой.

Реформа бухгалтерского учета в Белоруссии

В силу принятых в Беларуси принципов и методов ведения учета, бухгалтерская отчетность значительно отличается от той, которая составляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) в других странах. Поэтому многим белорусским предприятиям, стремящимся к сотрудничеству с зарубежными партнерами, приходится делать дополнительную работу по переводу своей отчетности с учетом требований МСФО.

Ключевой проблемой развития бухгалтерского учета и отчетности в Беларуси является подготовка законодательной базы, позволяющей применять международные стандарты в полном объеме, при этом она должна быть согласована с остальным законодательством, являться полной, ясной и непротиворечивой.

Необходимо подготовить внесение поправок в действующие нормативные акты, которые позволят банкам и предприятиям составлять финансовую отчетность по международным стандартам для иностранных и отечественных пользователей. Цель этой работы – облегчить доступ иностранного капитала в экономику страны, сделав отчетность предприятий прозрачной, и сами предприятия – более привлекательными для зарубежных инвесторов, повысив их доверие как к отчетности банков, так и к национальной экономике в целом.

Основным документом, определяющим направление реформы финансовой отчетности в Белоруссии, является в настоящее время государственная программа перехода на МСФО, принятая постановлением Совета министров Белоруссии в 1998 году. Также важное значение имеет работа по унификации отечественного бухучета и отчетности с нормами, принятыми в государствах — участниках Таможенного союза в рамках выполнения Плана совместных действий по созданию условий для введения единой денежной единицы Союзного государства на 2001—2005гг., одобренного 30.03.2001г. на VI заседании Межбанковского валютного совета и мероприятий по реализации Основных направлений по проведению согласованной структурной перестройки экономик на 2002—2005 годы государств — участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999г., утвержденных решением Межгосударственного Совета от 10.10.2000г. N 81.

Особенностью реформы финансовой отчетности в Белоруссии можно считать тот факт, что в процессе перехода на международные стандарты банковский сектор опережает промышленные предприятия. В то время, как финансовых кругах продолжается обсуждение возможных путей реформирования отчетности белорусских предприятий, Национальный банк Республики Беларусь в соответствии с Банковским кодексом, Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2002 год и Концепцией развития банковской системы на 2001—2010 годы принял решение о разработке на основе международных стандартов национальных стандартов финансовой отчетности. Начало реформ в области бухгалтерского учета в банковском секторе было положено в 1994 г., когда была проведена фундаментальная работа по переходу банковской системы на международные принципы учета и получению финансовой отчетности в соответствии с МСФО. С 1996 г. белорусские банки перешли на новые Планы счетов бухгалтерского учета, соответствие которых международным стандартам было подтверждено аудиторской компанией «Куперс энд Лайбрант».

Политика Национального банка по переходу на МСФО учитывает особенности развития экономики и законодательства страны. Поэтому переход к международным стандартам путем создания национальных стандартов — процесс плавный и поэтапный, требующий понимания на всех уровнях управления как государством, так и Национальным банком.

Действие новой системы бухгалтерского учета в течение последних семи лет было достаточно эффективным, что позволило Национальному банку и другим пользователям получать информацию качественно нового уровня для принятия управленческих решений.

Сегодня банковская система Белоруссии применяет следующие международные принципы бухгалтерского учета:

  • непрерывность деятельности;
  • постоянство правил бухгалтерского учета;
  • осмотрительность;
  • день сделки;
  • раздельное отражение активов и пассивов;
  • преемственность входящего баланса;
  • приоритет содержания над формой;
  • единица измерения;
  • открытость;
  • консолидация;
  • метод начисления (наращивание доходов и расходов).

Все они, кроме последнего, соблюдаются в полном объеме. Метод начисления реализован не до конца. Согласно этому принципу доходы и расходы, относящиеся исключительно к отчетному периоду, должны отражаться в бухучете независимо от времени поступления доходов или платежей, связанных с расходами. В банковской практике Белоруссии применяются два подхода. Первый — кассовый метод — используется при работе с доходами, второй — метод начисления — с расходами. Это связано, с одной стороны, с ситуацией в экономике (значительным количеством невозвратных кредитов), а с другой — с применением международного принципа осмотрительности. В настоящее время Национальный банк работает с Министерством по налогам и сборам над проблемой применения метода начисления к доходам. Проблема обусловлена тем, что налоговики предлагают отражать доходы по методу начисления. Национальный банк не возражает против такого подхода при условии унификации налогового законодательства, учитывающего специфику банковской деятельности, с применением мировых стандартов учета. Необходимы также конкретные указания о возврате сумм налогов, уплаченных банками в части средств, не полученных от клиентов, но зачисленных в счет доходов.

Продолжением реформ в области бухучета стало принятие в 2001 г. Национальным банком Белоруссии ряда постановлений, утвердивших национальные стандарты финансовой отчетности (НСФО) и правила по их применению. Первым из них стал стандарт МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» (НСФО 29), определяющий порядок пересчета статей отчетности банков в гиперинфляционной экономике.

Следующим стал стандарт 27 «Консолидированная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние структуры» (НСФО 27), устанавливающий требования к составлению консолидированной отчетности банков с учетом инвестиций в капиталы юридических лиц, находящихся под его контролем (доля участия более 50%).

Стандарт 30 «Финансовая отчетность банков» (НСФО 30) применяется только в банковском секторе, где ему принадлежит основополагающая роль при составлении финансовой отчетности. Стандарт охватывает вопросы учетной политики, составления балансов, отчетов о прибылях и убытках, возможных обязательств и условных событий, включая внебалансовые статьи, сроков погашения активов и обязательств, концентрации активов, обязательств и внебалансовых статей, учета убытков по активам, основных рисков, активов, предоставленных в качестве обеспечения, доверительного управления, операций со связанными сторонами.

Указанные стандарты определяют требования к составу и порядку составления финансовой отчетности банков и обязательны для исполнения в Республике Беларусь Национальным банком, коммерческими банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями. По итогам 2001 г. банковская финансовая отчетность составляется с учетом этих стандартов.

В ближайшей перспективе в банковскую практику страны будут внедрены новые НСФО, разработанные в соответствии с международными стандартами. Это «Представление финансовой отчетности» (N 1), «Отчет о движении денежных средств» (N 7), «Учет инвестиций в ассоциированные компании» (N 28), «Влияние изменений валютных курсов» (N 21), «Прибыль на акцию» (N 33) и др.

Вместе с тем, следует отметить, что прогресс банковской системы Белоруссии в области бухгалтерского учета не может дать ощутимых результатов без аналогичных преобразований в экономике государства в целом. Решением этой проблемы должна стать реализация государственной Программы перехода на международные стандарты бухгалтерского учета народного хозяйства республики, утвержденной постановлением Совета министров Белоруссии в 1998 году.

Одной из причин невозможности немедленного перехода на МСФО является отсутствие достаточного числа квалифицированных специалистов. Большинство специалистов, прошедших обучение, являются работниками коммерческих структур, в которых есть доля иностранного капитала и которые, таким образом, должны вести бухгалтерский учет параллельно по международным стандартам и по белорусским. Также обучение прошли работники предприятий, руководство которых осознало необходимость привлечения инвестиций.

В рамках решения кадровой проблемы в Белоруссии подготовлена первая группа специалистов, которые завершили обучение стандартам финансовой отчетности по методике GAAP.ru США. Сертификаты специалистов международного образца имеют около двух десятков выпускников курсов. Обучение организовано Белорусским общественным объединением бухгалтеров и аудиторов, компанией «Делойт и Туш» и Международной высшей школой бизнеса Белорусского Государственного Университета.

По мнению белорусских экспертов, несовершенство действующей системы бухгалтерского учета не только препятствует притоку иностранных инвестиций в экономику страны, но и осложняет деятельность самих предприятий, так как не дает возможности определить реальную выручку.

Опыт и проблемы перехода Молдовы на МСФО

В течение последних трех лет Молдова постепенно переходит на систему бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с МСФО. В настоящее время в Молдове достигнуты следующие основные результаты перехода на МСФО:

  • создана новая нормативная база бухгалтерского учета,
  • разработаны и внедрены новые формы финансовой отчетности,
  • введена программа непрерывного профессионального образования и сертификации бухгалтеров и аудиторов, соответствующая требованиям Международной федерации бухгалтеров.

Нормативная база бухгалтерского учета основана на МСФО и включает три основных элемента:

  • Национальные стандарты бухгалтерского учета (НСБУ),
  • Комментарии по применению НСБУ,
  • План счетов бухгалтерского учета.

НСБУ разрабатываются на основе МСФО и утверждаются Министерством финансов Молдовы. Они устанавливают общие принципы и правила бухгалтерского учета для всех экономических агентов независимо от их отраслевой принадлежности, вида собственности и организационно-правовой формы.

Основное содержание НСБУ, а также их нумерация и названия разрабатывались в соответствии с МСФО. В то же время при разработке НСБУ учитываются сложившиеся подходы к организации бухгалтерского учета, сформировавшийся менталитет практических работников и другие условия и факторы, в связи с этим в разработанные стандарты в целях их детализации и для более лучшего понимания были внесены некоторые изменения и дополнения.

Кроме того, в число НСБУ включены два стандарта, не предусмотренные в перечне МСФО, но которые необходимы для облегчения усвоения новой системы бухгалтерского учета: НСБУ 3 «Состав затрат и расходов предприятия» и НСБУ 4 «Особенности учета на предприятиях малого бизнеса».

Согласно Концепции реформы бухгалтерского учета, утвержденной Правительством Молдовы в 1997 году, НСБУ должны уточняться в соответствии с изменениями и дополнениями, вносимыми в МСФО. Более того, перечень НСБУ будет пополняться по мере принятия новых МСФО. При этом в случае отсутствия отдельных НСБУ должны применяться положения соответствующих МСФО.

Комментарии по применению НСБУ разъясняют порядок применения положений НСБУ на конкретных примерах и в различных коммерческих ситуациях. Они также утверждаются Министерством финансов Молдовы и являются нормативными документами обязательными для всех экономических агентов.

План счетов бухгалтерского учета устанавливает перечень синтетических счетов и субсчетов и Методологические нормы по их использованию, что является обязательным к применению.

Новые формы финансовой отчетности включают: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении собственного капитала, отчет о движении денежных средств и приложения.

Содержание финансовой отчетности и порядок оценки ее показателей соответствуют принципам МСФО и не требуют трансформации.

Система непрерывного образования и сертификации бухгалтеров и аудиторов была введена на начальном этапе перехода Молдовы на МСФО. К настоящему времени подготовку и повышение квалификации прошли подавляющее большинство бухгалтеров и аудиторов. Сертификация бухгалтеров и аудиторов проводится два раза в год по программе IFAC. Подготовка и проведение сертификационных экзаменов осуществляются Ассоциацией бухгалтеров и аудиторов Республики Молдова, являющейся ассоциированным членом IFAC. В состав сертификационной комиссии наряду с местными специалистами входят и сотрудники зарубежных аудиторских фирм и проектов, имеющих свои представительства в Молдове. Обладатели квалификационных сертификатов имеют значительные преимущества при трудоустройстве как в государственных органах, так и в частных фирмах.

Переход Украины на МСФО

Реформирование бухгалтерского учета на Украине осуществляется с целью приведения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями рыночной экономики и Международных стандартов бухгалтерского учета. Применение ПБУ, которые законодательно закрепляют новые принципы ведения бухгалтерского учета, предусматривает на практике как изменение бухгалтерского учета на предприятиях, так и соответствую переподготовку бухгалтеров предприятий и аудиторов.

Реформа бухгалтерского учета и аудита на Украине осуществляется путем реализации следующих направлений:

  • Создание правовой базы для принятия и введения Международных стандартов бухгалтерского учета и аудита;
  • Создание и внедрение программы сертификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов;
  • Анализ опыта внедрения национальных стандартов бухгалтерского учета и определение путей совершенствование практики их внедрения;
  • Внедрение системы управленческого учета;
  • Помощь в укреплении профессиональных организаций бухгалтеров и аудиторов Украины;
  • Поддержка реформирования учебных курсов.

В данный момент актуальной является проблема согласования бухгалтерского и налогового учета, решение которой требует глубокого понимания требований ПБУ и налогового законодательства. Отделы Государственной налоговой администрации, которые занимаются методологической и проверочной работой, заинтересованы в более глубоком изучении:

  • ПБУ, включая анализ типичных проблем, которые возникают при их применении;
  • Различий в налоговом и финансовом учете;
  • Системы корректировок и сверки прибыли предприятий, которая подлежит налогообложению.

Адаптация Международных стандартов бухгалтерского учета (МСБУ) и Международных стандартов аудита (МСА) к украинской правовой среде

В соответствии с утвержденной Программой реформирования бухгалтерского учета 1 декабря 1998 г. Министерство финансов Украины утвердило «Перечень и сроки утверждения и введения в практику стандартов бухгалтерского учета (ПБУ)». Сейчас действует 25 ПБУ. Кроме того, продолжается работа по разработке новых у усовершенствованию уже действующих ПБУ. ПБУ не противоречат МСБУ, но:

  • Имеют более узкую сферу применения;
  • Являются более директивными (в случаях, когда МСБУ разрешают несколько учетных подходов, ПБУ разрешают только один).

В январе 2001 г. Аудиторская палата Украины утвердила МСА как национальные нормативы для Украины. В июне 2001 г. Палата утвердила план «Реформы бухгалтерского учета и аудита в Украине», предусматривающий разработку учебных программ по МСБУ и МСА.

Министерство финансов Украины в своем Плане мероприятий по совершенствованию системы финансового контроля на Украине, разработанном для Кабинета Министров Украины, предложило реализовать 16 мероприятий с целью приведения системы бухгалтерского учета в соответствии с международной практикой. Эти меры включают введение МСБУ, пересмотр программы сертификации, заимствование лучшей практики, введение МСА и обеспечение введения стандартов аудита Аудиторской палатой и Союзом аудиторов Украины.

3 июля 2001 г. Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку утвердила Концептуальные основы системы отчетности участников фондового рынка на 2001-2003 годы. Создается и развивается система отчетности участников фондового рынка Украины по МСБУ.

Необходимым условием качественной национальной системы бухгалтерского учета является подготовка профессиональных бухгалтеров. Необходима оптимизация учебных программ по подготовке бухгалтеров. Специальная программа для преподавателей высших учебных заведений началась в ноябре 2001 г. и будет продолжаться до декабря 2002 г. целью программы, которая состоит из трех этапов, является подготовка высококвалифицированных преподавателей для введения новых учебных программ по бухгалтерскому учету и аудиту в высшей школе. Она предоставляет уникальную возможность усовершенствовать знания и навыки, необходимые для преподавания бухгалтерского учета и аудита в современных условиях на Украине. Программа разработана в соответствии с требованиями Международной федерации бухгалтеров и «Общего перечня учебных курсов для профессиональной подготовки профессиональной подготовки бухгалтеров» ООН.

Реформа бухгалтерского учета в Среднеазиатском регионе

Реформирование системы финансовой отчетности в странах Центральной Азии в решающей мере связано с участием международных и зарубежных организаций, с их финансовой и методологической помощью. В этой связи необходимо упомянуть деятельность Всемирного Банка, Международного валютного фонда, Американского агентства международного развития USAID, Организации Экономического сотрудничества и развития OECD, а также аудиторских компании Большой Четверки.

В условиях переходной экономики произошли значительные изменения в регулирующих основах, в рамках которых должен действовать бухгалтер, появилось множество новых технологий. Возрос общественный интерес к профессии бухгалтера, как и уровень требований к профессиональным знаниям, о чем свидетельствует возникновение новых профессиональных организаций, объединений бухгалтеров и аудиторов, таких, как Международный совет сертифицированных бухгалтеров и аудиторов (МССБА). МССБА был создан по инициативе профессиональных ассоциаций бухгалтеров и аудиторов Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана на базе неформального Центральноазиатского совета профессионального совета бухгалтеров и аудиторов. На учредительной встрече МССБА в декабре 2001 года в Ташкенте к Совету присоединились также Россия и Украина.

Деятельность МССБА направлена на разработку и внедрение единой для региона программы тестирования и сертификации бухгалтеров. Программа профессиональной сертификации бухгалтеров разработана специалистами корпорации Прагма в рамках проекта USAID в Центральной Азии и в течение года проводится в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Программа основана на международных руководствах и стандартах в отношении технического образования профессиональных бухгалтеров. Бухгалтеры, участвующие в программе, после обучения и успешной сдачи экзаменов получают квалификацию «Сертифицированный международный профессиональный бухгалтер». В продолжение Программы предполагается создание региональной сети экзаменационных и сертификационных центров, которые будут подготавливать, проводить и оценивать экзамены и совместно с Советом выдавать сертификаты. Единая программа и порядок проведения квалификационных экзаменов будут утверждаться МССБА.

Программа реформы системы бухгалтерского учета является частью проекта поддержки предприятий, осуществляемой в странах Центральной Азии, таких, как Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В рамках Программы осуществляется поддержка принятия и внедрения на предприятиях порядка учета, отвечающего требованиям рыночной экономики, способствующего повышению эффективности и экономическому росту. Программа включает три части:

Учебные программы, экзамены и профессиональная аттестация бухгалтеров.

Осуществляется содействие развитию бухгалтерской профессии в регионе посредством проведения профессиональных обучающих программ, экзаменов и профессиональной аттестации бухгалтеров. Учебные курсы проводятся по следующим программам:

1. Финансовый учет I
2. Финансовый учет II
3. Управленческий учет I
4. Управленческий учет II
5. Финансы
6. Аудит
7. Налогообложение и законодательство
8. Информационные системы в управлении (MIS)

Обучение проводится с соблюдением требований:

  • Руководства Международной федерации бухгалтеров (МФБ, IFAC)
  • Международных норм, разработанных Советом Объединенных Наций по Торговле и Развитию, Рабочей группой по международным стандартам финансовой отчетности (UNCTAD / ISAR)

Кроме того:

  • С технической точки зрения содержание программы основано на руководстве Общества Дипломированных Бухгалтеров Канады (CGA).
  • Курсы по перечисленным выше программам могут быть представлены как в виде трейнингов, так и в форме академических семинаров или курсов для самообучения. Трейнинги по программам 1-7 рассчитаны на 60 часов, и готовят кандидата к сдаче базового независимого добровольного экзамена.

Успешно сдавшие экзамены получают диплом профессионального бухгалтера и степень Дипломированного практикующего бухгалтера (CPA) или Дипломированного профессионального бухгалтера международного уровня (CIPA).

Поддержка деятельности профессиональных организаций бухгалтеров.

Программа подразумевает сотрудничество с национальными и региональными профессиональными объединениями бухгалтеров с целью принятия программы профессиональной сертификации в качестве обязательного технического требования при вступлении в организацию. Несколько наиболее крупных ассоциаций в Центральной Азии уже приняли эти программы для обязательной сертификации своих членов.

Предусмотрена поддержка институционального развития, в частности содействие профессиональным ассоциациям при разработке и принятии Уставов и регулирующих документов, отвечающих мировым стандартам корпоративного управления и профессиональным требованиям, основанным на рекомендациях Международной федерации бухгалтеров. Оказывается содействие профессиональным объединениям при вступлении в члены МФБ и поддержка деятельности регионального Международного Совета дипломированных бухгалтеров и аудиторов по гармонизации профессиональных стандартов. В состав Совета входят наиболее прогрессивные бухгалтерские и аудиторские организации республик Центральной Азии, России и Украины. Деятельность Совета направлена на гармонизацию действующих стандартов бухгалтерского учета и аудита в странах-участницах и внедрение программы профессиональной сертификации.

Казахстан

С учетом развития рыночной экономики, а также в связи с возросшей потребностью в такой системе бухгалтерского учета, которая была бы ориентирована на использование передовых методов учета, международных стандартов в целях улучшения организации управления, прогнозирования и анализа посредством обеспечения учетной информацией различных уровней управления, а также обеспечения прозрачности финансовой информации, в Казахстане осуществляется реформа, в ходе которой введены в действие новые стандарты бухгалтерского учета и разработан на их основе Генеральный План счетов бухгалтерского учета.

Началом процесса реформирования системы бухгалтерского учета в Казахстане стало принятие Указа Президента Республики Казахстан «О бухгалтерском учете» от 29 дeкабря 1995 года. Указ имеет силу закона и является первым законодательным актом, определяющим направления работы по созданию системы учета и подготовки финансовой отчетности в соответствии с принципами, принятыми в международной практике.

Указом в законодательном порядке определены стандарты бухгалтерского учета как документы, устанавливающие методы и порядок ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, основныe принципы учeта и трeбования к внeшнeму и внутрeннeму аудиту. Казахстанские стандарты бухгалтерского учета основаны на международных стандартах, но при этом учитывают особенности развития рыночных отношений в республике, а также законодательство Республики Казахстан.

Программа перехода Казахстана на МСФО является, в частности, одним из важнейших направлений работы в рамках Программы развития рынка ценных бумаг в республике Казахстан.

Постановлeниeм Национальной комиссии Рeспублики Казахстан по бухгалтeрскому учeту от 12 ноября 1996 года No. 2 была утвeрждeна «Концeптуальная основа для подготовки и прeдставлeнию финансовой отчeтности», в которой были опрeдeлeны:

  • понятия, лeжащиe в основe подготовки и прeдставлeния финансовой отчeтности для пользоватeлeй;
  • цeли ee прeдставлeния; основныe принципы бухгалтeрского учeта и финансовой отчeтности;
  • опрeдeлeниe, признаниe и измeрeниe элeмeнтов финансовых отчeтов.

С 01 января 1997 года были ввeдeны в дeйствиe 20 стандартов бухгалтeрского учeта, разработанныe в соотвeтствии с вышeназванным указом на основании IAS и утвeрждeнныe постановлeниeм Национальной комиссии Рeспублики Казахстан по бухгалтeрскому учeту от 13 ноября 1997 года No. 3, а такжe Гeнeральный план счeтов бухгалтeрского учeта, утвeрждeнный постановлeниeм Национальной комиссии Рeспублики Казахстан по бухгалтeрскому учeту от 18 ноября 1996 года No. 6. Данныe нормативныe акты стали правовой основой пeрeхода хозяйствующих субъeктов Рeспублики Казахстан (кромe банков второго уровня) на вeдeниe бухгалтeрского учeта с учeтом трeбований новых стандартов. Этот этап рeформирования бухгалтeрской систeмы был завeршeн в 1998 году.

Что касаeтся банков второго уровня, то их пeрeход на новый План счeтов бухгалтeрского учeта был начат в апрeлe 1996 года и завeршeн в августe 1997 года. Пeрвоначально постановлeниeм Правлeния Национального Банка «О планe счeтов бухгалтeрского учeта в банках второго уровня Рeспублики Казахстан» от 26 дeкабря 1995 года No. 237 прeдусматривалось завeршить пeрeход банков второго уровня на новый План счeтов до 01 января 1997 года. Однако в дальнeйшeм этот срок был продлeн до 01 августа 1997 года.

Процесс реформирования бухгалтерского учета в Казахстане нельзя считать завершенным, так как формы первичных и отчетных документов и облагаемая база для исчисления налогов продолжают нередко изменяться. Составление отчетности в соответствии с МСФО без помощи аудиторов и специалистов по методологии бухгалтерского учета по прежнему представляется проблематичным, несмотря на то, что достаточное количество местных специалистов прошли обучение на курсах финансового и управленческого учета, проводимого в рамках Проекта Реформа Бухгалтерского Учета USAID.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности», на основе международной практики были разработаны стандарты аудита, которые определяют принципы осуществления аудиторской деятельности и направлены на создание системы независимой финансовой проверки, способствующей защите имущественных интересов собственника и государства. Принятие данных нормативных правовых актов в целом способствовало улучшению инвестиционного климата в Казахстане.

В целях продвижения реформы финансовой отчетности, для обеспечения доступности новых и разрабатываемых стандартов бухгалтерского учета для максимального числа заинтересованных специалистов, в настоящее время Министерство финансов Республики Казахстан осуществляет проект информационной поддержки реформы и размещает новые документы в Интернет.

Новая система бухгалтерского учета, принятая в Казахстане, соответствует Международным стандартам бухгалтерского учета и позволяет хозяйствующим субъектам организовывать бухгалтерский учет так, чтобы он полностью соответствовал специфике, формам организации, структуре деятельности и всем требованиям, применяемым пользователями к получаемой информации. Однако отношение к результатам реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности среди местных специалистов остается неоднозначным. По отзывам некоторых казахстанских экспертов, новые «экономические стандарты», внедренные в недавнее время при содействии зарубежных экспертов, не соответствуют местному менталитету и экономической среде. Возможно, такое отношение к результатам реформ является свидетельством наличия кадровой проблемы перехода к новым стандартам, естественного консерватизма и нежелания отказываться от принятых требований и привычных методов работы. По мнению местных экспертов, реформа системы бухгалтерского учета в направлении МСФО носит излишне либеральный характер, ослабляет контрольные функции учета, а также ослабляет роль учета в управлении экономикой и обеспечении налоговой функции государства.

Кыргызская Республика

Развитие внешнеэкономических связей и привлечение инвестиций также диктуют необходимость обеспечения потенциальных партнеров достоверной финансовой информацией, позволяющей им принимать обоснованные решения при построение хозяйственных отношений с хозяйствующими субъектами Кыргызстана. Именно это обстоятельство диктует необходимость стандартизации финансовой отчетности в условиях рыночной экономики. Только при наличии таких стандартов у экономических субъектов появится потенциал роста.

В целях решения вышеуказанных задач Президентом Кыргызской Республики 3 апреля 2000 года № 73 был издан Указ «О мерах по реформированию системы бухгалтерской и финансовой отчетности», в соответствии с которыми создана Национальная комиссия по стандартам финансовой отчетности и аудиторской деятельности при Президенте Кыргызской Республики.

Для законодательной поддержки перехода субъектов на МСФО Госкомиссией был разработан проект Закона Кыргызской Республики «О бухгалтерском учете», который устанавливает единую методологическую основу ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности на территории Кыргызской отчетности в соответствии с МСФО для всех субъектов, независимо от форм собственности и определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления финансовой отчетности.

Применение МСФО в республике требует определенной степени подготовленности персонала организаций и бухгалтерских кадров. Акционерным обществам необходимо обучить бухгалтеров МСФО, разработать учетную политику и провести конверсию перехода предприятий на МСФО. На сегодняшний день в учебных центрах переподготовку по МСФО прошли 6923 человека.

Для обеспечения методической базы перехода на МСФО и увязки их с действующей системой бухгалтерского учета Госкомиссией будут разработаны методические рекомендации и комментарии по применению МСФО. В целях развития предпринимательства в республике, достижения прозрачности информации для внешних пользователей и расширения притока инвестиций в данный сектор экономики будет разработан упрощенный метод ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, основанный на МСФО для предприятий малого и среднего бизнеса.

Внешний аудит призван играть возрастающую роль в развитии прозрачности деятельности участников финансового рынка, усилении рынка и совершенствование системы корпоративного управления и внутреннего контроля. Основной задачей Госкомиссии в области аудиторской деятельности, является внедрение стандартов аудита в соответствии с требованиями международной практики и Международных стандартов финансовой отчетности. Для этих целей Госкомиссией был разработан проект Закона «Об аудиторской деятельности», подписанный Президентом Кыргызской Республики 30 июля 2002 года.

Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности и аудита позволит решить следующие стратегические задачи: формирование и развитие финансового рынка, действующего на основании рыночных принципов, развитие инфрастуктуры финансового рынка.

Узбекистан

В целях координации усилий в ходе реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности 19 октября 2001 года Ассоциация бухгалтеров и аудиторов Республики Узбекистан подписала соглашение с Международной ассоциацией бухгалтеров и аудиторов «Содружество» о представлении взаимных интересов и проведении совместных разработок по проблемам реформ бухгалтерского учета и аудита в России и Узбекистане. Ассоциация бухгалтеров и аудиторов республики Узбекистан осуществляет образовательную и издательскую деятельность в рамках реформы системы бухгалтерского учета, в частности, при финансовом содействии USAID осуществлена доработка и издание учебного пособия по бухгалтерскому учету в условиях рыночной экономики Узбекистана. Пособие издано на русском языке и бесплатно распространяется среди членов Ассоциации, работников финансовых служб предприятий, студентов и других заинтересованных профессионалов.

Таджикистан

Первые попытки экономических реформ в Таджикистане были предприняты в 1994 году при активном участии Всемирного банка, специалистами которого был подготовлен так называемый Экономический меморандум для Таджикистана. Однако в силу чрезвычайной политической нестабильности в Таджикистане от первоначальных попыток провести экономическую реформу на тот момент пришлось отказаться. После середины 1995 года новое правительство Таджикистана стало активно сотрудничать со Всемирным Банком и Международным валютным фондом в разработке программы макроэкономической стабилизации и структурных реформ, результатом чего явилось принятие в ноябре 1995 года Правительственной программы реформ, рассчитанной на период с 1995 по 2000 год. Одним из компонентов осуществленной программы стала разработка и внедрение новой схемы бухгалтерского учета и ревизии банковской отчетности, а также разработка эффективного механизма платежей и проверки деятельности банков.

Туркменистан

Начиная с ноября 2001 года на территории Туркменистана действует программа профессиональной сертификации бухгалтеров по курсу Финансовый учет I, осуществляемая в рамках проекта реформы бухгалтерского учета Программы поддержки предприятий. К настоящему времени обучение МСФО прошли около сотни специалистов-сотрудников частных и государственных компаний, международных фирм, работающих на территории Туркменистана, сотрудников банков, а также налоговых инспекций и Министерства экономики и финансов Туркменистана. Курс Финансовый учет I является одним из семи предлагаемых курсов, разработанных для профессиональной подготовки, проведения экзаменов и подтверждения квалификации посредством выдачи сертификата профессионального бухгалтера-специалиста по МСФО. Программа сертификации в целом охватывает республики Центральной Азии, Россию и Украину. Из трех существующих уровней сертификации в Туркменистане на сегодняшний день предлагается сертификация первого уровня.

В течение последних лет в Туркменистане создается правовая база для перехода к рыночной экономике, совершенствуются действующие нормативные акты. Также разрабатываются и принимаются новые документы, в частности, приняты законы «Об аудиторской деятельности» и «О бухгалтерском учете». В Департаменте методологии Министерства экономики и финансов Туркменистана обсуждаются возможности создания ассоциации профессиональных бухгалтеров и внедрения международных стандартов.

Глобализация стандартов бухгалтерского учета

В последние годы в мире возросла потребность к уменьшению различий между национальными системами бухучета и их гармонизации. Стирание различий — это постоянный процесс, направленный на достижение конечной цели. Развитие бизнеса, сопровождающиеся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет новые требования единообразию и прозрачности применяемых в разных странах принципов бухгалтерского учета.

Применение международных стандартов обеспечивает обслуживание транснациональных финансовых операций с капиталом и ценными бумагами, гарантирует прозрачность, сопоставимость и распространение достоверной информации. В силу своего авторитета международные стандарты все шире признаются как основа национальных требований к финансовой отчетности во многих странах.

Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности. Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применяемых в любой ситуации в любой стране.

Становится все более очевидным, что именно МСФО станет тем фундаментом, на котором будет осуществляться подготовка сопоставимой финансовой отчетности. Так, в прошлом году Европейский парламент принял директиву, которая начиная с 2005 года будет требовать от компаний, зарегистрированных на биржах в странах ЕС, готовить свою консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО.

Проблема несоответствия моделей бухгалтерского учета не является присущей только странам – членам СНГ. Она носит глобальный характер. В процессе работы составителей и пользователей финансовых отчетов во всем мире возникает проблема унификации бухгалтерского учета. Поэтому конец тысячелетия для бухгалтерского учета стран – членов СНГ связан с переводом на международные стандарты бухгалтерского учета.

В 2000 году Европейская комиссия в Брюсселе приняла решение запустить в действие механизм, благодаря которому Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) могли бы вступить в силу на территории Европейского Союза (ЕС). Еще до принятия данного решения было установлено, что к 2005 году сводная финансовая отчетность (в частности, составляемая компаниями с котируемыми ценными бумагами) в обязательном порядке должна представляться в соответствии с МСФО. Остальные организации могут либо перейти на МСФО, либо продолжить составлять отчетность согласно действующему порядку (т.е. в рамках Директив ЕС), при этом решение о применении той или иной системы стандартов принимается на национальном уровне странами-членами ЕС.

Правление Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (далее – Правление), отвечающее за разработку МСФО, является негосударственным объединением. Несмотря на то, что большинство организаций, включая Совет министров и другие структуры в ЕС, разделяет мнение о целесообразности использования МСФО в качестве общемировых стандартов бухгалтерского учета и отчетности, было необходимо разработать схему, позволяющую документам негосударственной организации приобрести законодательную силу на территории ЕС.

В настоящий момент правила ведения бухгалтерского учета в ЕС устанавливаются национальным законодательством, на уровне которого принимаются Директивы ЕС, в частности, Четвертая директива, регламентирующая порядок составления финансовой отчетности компаниями как отдельными юридическими лицами, а также Седьмая директива по сводной финансовой отчетности. На первом этапе в данные Директивы были внесены поправки, устраняющие противоречия с МСФО. Различные заинтересованные стороны, включая представителей стран-членов ЕС, провели серьезную исследовательскую работу с тем, чтобы поправки в Директивах действительно позволили внедрить МСФО. Потребовалось сделать не так много поправок, хотя отдельные поправки оказались достаточно весомыми в свете наметившейся в МСФО тенденции перехода на отражение объектов учета (в частности, финансовых инструментов согласно МСФО 39) по справедливой стоимости. Кроме того, было достигнуто соглашение о внесении дальнейших поправок в Директивы по мере необходимости с тем, чтобы отразить положения новых МСФО.

В то же время отдельно взятые МСФО было решено вводить в действие на территории ЕС путем принятия соответствующего Постановления. Таким образом, каждый МСФО (и, в первую очередь, существующие МСФО) предполагается утверждать на уровне Европейской Комиссии в статусе Постановления. В результате МСФО обретают законную силу в странах-членах ЕС, при этом не нужно будет обращаться в Парламент (как в случае с Директивами) всякий раз, когда выносится на рассмотрение новый стандарт или поправка в действующий стандарт. Очевидно, данный механизм представляется более эффективным в сравнении с правовой структурой, используемой для утверждения Директив.

Тем не менее, было необходимо сформировать структуру, посредством которой МСФО могли бы перейти из разряда документа, разрабатываемого международной негосударственной организацией, и приобрести статус Постановления на территории ЕС. Поэтому Европейская Комиссия выступила с инициативой создания подходящего механизма.

Комиссия планировала, что техническую работу будут осуществлять организации, представляющие негосударственный сектор в ЕС. В этой связи Комиссия провела переговоры с рядом профессиональных объединений, созданных на европейском уровне и возглавляемых европейскими специалистами по бухгалтерскому учету (в частности, с Федерацией европейских бухгалтеров, FEE). В результате FEE совместно с другими организациями, объединяющими, среди прочего, европейских промышленников и финансовых аналитиков (при посредничестве тогдашнего Президента Европейской федерации обществ финансовых аналитиков), сформировала рассматриваемую ниже структуру.

По плану Комиссии предполагалось создать Техническую экспертную группу (далее – ТЭГ) для выполнения всей технической работы. Однако заинтересованные профессиональные объединения, учредившие Европейскую консультативную группу по финансовой отчетности (далее – Консультативная группа), приняли решение сформировать Наблюдательный совет в рамках структуры Консультативной группы. Наблюдательный совет отвечает за сбор средств, направляемых на финансирование деятельности ТЭГ, назначение первоначального состава ТЭГ и заполнение вакансий членов ТЭГ в будущем по мере возникновения необходимости. Наблюдательный совет не занимается техническими вопросами за исключением одной-единственной ситуации, а именно: когда ТЭГ или другие нижеперечисленные заинтересованные стороны выступают с предложением не принимать какой-либо из международных стандартов. В этом случае за разрешение спорной ситуации берутся Наблюдательный совет и организации-члены профессиональных объединений на европейском уровне.

Структура Наблюдательного совета отражает размеры и степень значимости участвующих в его работе заинтересованных профессий. С другой стороны, в структуру ТЭГ входят одиннадцать человек, отбираемых на основании технических навыков без привязки к тем или иным регионам. Таким образом, несмотря на наличие определенного разброса стран, отдельные государства могут быть представлены не одним, а двумя членами, при этом не все страны ЕС входят в состав ТЭГ. Что касается технических навыков, в структуру ТЭГа входят представители предприятий различных отраслей промышленности, аудиторской профессии и финансовых аналитиков. Кроме того, некоторые сотрудники ТЭГ работают в советах по стандартам бухгалтерского учета отдельных стран-членов ЕС. Благодаря своим представителям и другим контактам с национальными советами по стандартам бухгалтерского учета ТЭГ получил возможность работать в условиях полной информации о ходе работы над стандартами бухгалтерского учета в странах-членах ЕС.

Принимая во внимание всю сложность страхового рынка, была сформирована отдельная Консультативная группа по страхованию на правах подкомитета ТЭГ для рассмотрения всех вопросов, связанных с бухгалтерским учетом договоров страхования или ведением учета в страховых компаниях. Однако в случае, если ТЭГ обсуждает вопрос, имеющий отношение к страхованию, на заседание приглашаются представители Консультативной группы по страхованию.

В течение примерно десяти месяцев года ТЭГ проводит ежемесячные заседания и решает целый ряд задач. В первую очередь, в обязанности ТЭГ входит представление рекомендаций об утверждении каждого МСФО в статусе Постановления ЕС. На первом этапе выполнения поставленной задачи была проведена экспертиза действующих стандартов. Следует отметить, что у ТЭГ есть право выдать рекомендацию об отклонении, а не корректировки того или иного международного стандарта. Рекомендацию об утверждении международного стандарта ТЭГ направляет в Комитет ЕС по регулированию бухгалтерского учета (далее – Комитет). В состав Комитета входят представители стран-членов ЕС и, в отличие от ТЭГ, Комитет является правительственным органом ЕС, имеющим право принимать решение о переходе к процедуре официального утверждения на уровне Европейской комиссии. В случае разногласия между Комитетом и ТЭГ проблема выносится на повестку дня Наблюдательного совета Консультативной группы, и все заинтересованные стороны работают над ее разрешением.

В случае, если какой-либо из новых МСФО вступает в противоречие с действующими Директивами, ТЭГ рекомендует Комитету, Комиссии и другим организациям внести соответствующую поправку в Директивы.

Процесс утверждение МСФО по мере их разработки отражает всего один аспект деятельности ТЭГ. Перед ТЭГ стоит еще одна масштабная задача, а именно: обеспечение взаимодействия с Правлением КМСФО в процессе его текущей работы над дискуссионными документами, Предварительными вариантами стандартов и другими документами, рассматриваемыми на этапе подготовки МСФО. Таким образом, Европейский союз будет принимать самое непосредственное участие в дискуссиях по разработке новых международных стандартов.

Что касается затрат на содержание Консультативной группы (в части деятельности Наблюдательного совета), то они покрываются профессиональными объединениями, участвующими в ее работе, а затраты ТЭГ – организациями, командирующими своих сотрудников в ТЭГ, – например, совет по стандартам бухгалтерского учета покрывает расходы на содержание члена ТЭГ, представляющего соответствующую страну. Консультативная группа не выплачивает вознаграждение и не покрывает расходы членов ТЭГ. Однако работу ТЭГ обеспечивает административный аппарат Консультативной группы, возглавляемый Генеральным секретарем: оплата услуг аппарата производится за счет средств, привлекаемых Наблюдательным советом среди своих членов, т.е. профессиональных объединений ЕС. Затраты технического персонала ТЭГ ограничены ввиду того, что, по меньшей мере, часть предварительной работы над техническими вопросами может быть выполнена советами по стандартам бухгалтерского учета в ЕС. Это еще один фактор, способствующий логически последовательному обсуждению всех технических аспектов, в том числе привлечению к работе лиц, уже принимающих активное участие в дискуссиях по техническим вопросам бухгалтерского учета в рамках других организаций.

Заключение

В настоящее время в ЕС уже запущен и вполне удовлетворительно работает механизм преобразования МСФО в нормативную базу для составления сводной финансовой отчетности. Инициатива Европейской комиссии, направленная на привлечение к работе негосударственных объединений, имеет огромное значение, так как она позволяет выносить технические вопросы на обсуждение с привлечением практикующих специалистов соответствующих профессий. В то же время прохождение МСФО через Комитет ЕС по регулированию бухгалтерского учета придает данному процессу политическую легитимность.

Безусловно, Европейскому союзу было бы крайне сложно противостоять стремлению мирового сообщества к утверждению того или иного МСФО. Представители международного бизнеса и международных инвесторов-участников рынка капитала негативно отнеслись бы к любым расхождениям между стандартами бухгалтерского учета, принятыми в ЕС, и стандартами, действующими в других странах. В этой связи следует также отметить, что, хотя официальные круги в Соединенных Штатах пока достаточно осторожны в своих публичных заявлениях, практика показывает убежденность американских органов государственной власти в необходимости своевременного принятия решения об использовании МСФО, а не GAAP.ru США для целей регулирования в США. Переход США на МСФО вполне возможен в период 2005 – 2007 гг.

—>

Предыдущая часть | ОглавлениеСледующая часть —>