Отдельные вопросы, связанные с переходом российских банков на МСФО. Выдержки из Финансового бюллетеня Delloite

Банковский бизнес в России...

Автор:
Источник: Финансовый бюллетень, выпускаемый компанией Delloite, май 2004 г
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Переход российских банков на МСФО

Центральный банк Российской Федерации (далее «ЦБ РФ») предпринимает серьезные шаги для проведения банковской реформы в России. Недавно ЦБ РФ ввел дополнительные требования в отношении капитала банков, прозрачности структуры акционерного капитала и розничных операций. В рамках данной реформы в декабре 2003 года ЦБ РФ издал указание, регулирующее обязательную подготовку финансовой отчетности в соответствии с положениями Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Первая отчетность по МСФО должна быть подготовлена за период, заканчивающийся 30 сентября 2004 года, и представлена в ЦБ РФ к декабрю 2004 года. Первая годовая отчетность в соответствии с положениями МСФО должна быть подготовлена за 2004 год и представлена в ЦБ РФ к октябрю 2005 года. В течение двух лет отчетность по МСФО будет составляться параллельно с обязательной отчетностью. Финансовая отчетность по МСФО будет составляться на основе данных обязательного бухгалтерского учета с внесением необходимых корректировок. ЦБ РФ будет проводить пруденциальное регулирование, основываясь на обязательной отчетности. Планируется перейти к единой финансовой отчетности, составляемой в соответствии с положениями МСФО, начиная с 2007 года. С 2007 года банки должны будут перейти к ведению учета в соответствии с МСФО, что будет способствовать Финансовый бюллетень Май 2004 г. подготовке финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

В России приблизительно 1300 банков. Менее 200 из них в настоящее время готовят отчетность в соответствии с МСФО. Мы полагаем, что переход банков на отчетность стандарта МСФО является значительным шагом в развитии банковской системы в России. Не будет преувеличением сказать, что правильная подготовка финансовой отчетности в соответствии с положениями МСФО является очень сложным и длительным процессом. О переходе на МСФО было объявлено достаточно давно, однако большинству банков придется решить много вопросов для обеспечения своевременной подготовки качественной отчетности. Информационные системы, используемые большинством российских банков, предназначены для решения вопросов, связанных с составлением обязательной финансовой и налоговой отчетности, которая значительно отличается от стандартов МСФО. Первая проблема для банков – это отсутствие качественной информации по финансовым инструментам и прочих сведений, раскрываемых в соответствии с МСФО. Еще одной важной проблемой является ограниченное количество опытных сотрудников, способных подготавливать отчетность в соответствии со стандартами МСФО. Большинство специалистов в данной области работают в аудиторских фирмах. Банки должны будут привлекать сторонних специалистов, предоставляющих данные услуги, так как на развитие собственных ресурсов в данной области может уйти несколько лет. Хотя вышеупомянутые проблемы являются достаточно серьезными, их можно решить соответствующим образом как технические вопросы. Еще одна проблема, с которой столкнутся банки, касается отношения высшего руководства банков к финансовой отчетности. Обязательная отчетность основывается на формальном применении правил и предназначена для обеспечения выполнения налоговых и нормативных требований. Применение основных требований МСФО, таких как принцип приоритета содержания над формой, осмотрительность, своевременность и баланс между затратами и выгодами, требует использования профессионального суждения. Так как данное понятие не применяется в обязательной отчетности, то, возможно, потребуется некоторое время, чтобы соответствующим образом понять его и другие особенности МСФО. Банкам придется провести серьезную реорганизацию своей структуры. Реорганизация коснется области информационных технологий, кадровых ресурсов, оценки и реинжиниринга организационной структуры. Возникновение подобных проблем ожидается и со стороны ЦБ РФ, так как он будет основным пользователем финансовой отчетности по МСФО. В течение двухлетнего переходного периода персонал ЦБ РФ должен будет приобрести значительный опытв данной сфере, что позволит ему осуществлять пруденциальный надзор, основываясь на стандартах МСФО. ЦБ РФ организовал ряд семинаров для бухгалтеров и высшего руководства банков, чтобы поделиться своими взглядами на реформу.

Правительство Российской Федерации разрабатывает планы перевода на стандарты МСФО и небанковских компаний. Для выполнения этих планов разработано несколько программ. В соответствии с планами, это произойдет через несколько лет.

Отдельные вопросы, связанные с переходом российских банков на МСФО

В данном выпуске мы продолжаем рассмотрение поступивших от банков вопросов, связанных с переводом отчетности банков на МСФО.

Вопрос: Кто устанавливает правила МСФО?

Порядок составления финансовой отчетности в каждой стране определяется национальными стандартами. Эти правила включают в себя правила ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности, принятые соответствующими национальными регулирующими органами. До создания Комитета Международных стандартов финансовой отчетности (КМСФО) между публикуемыми бухгалтерскими стандартами многих стран часто возникали разночтения по форме и по содержанию. КМСФО обобщил стандарты финансовой отчетности различных стран и на их основании разрабатывает единые Международные стандарты финансовой отчетности, которые будут использоваться во всех странах.

Одной из основных целей КМСФО провозглашается максимальная гармонизация стандартов финансовой отчетности и правил ведения бухгалтерского учета разных стран. КМСФО постоянно пересматривает и обновляет отдельные МСФО. КМСФО публикует новые стандарты и изменения к уже действующим стандартам, устанавливая даты, с которых их следует применять. Официальным языком работы КМСФО является английский.

КМСФО был основан в 1973 году в результате соглашения между бухгалтерскими организациями Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и Соединенных Штатов Америки. Пересмотренное соглашение и Устав КМСФО были подписаны в 1982 году. В настоящее время всю работу, связанную с выпуском новых и обновлению действующих Международных стандартов финансовой отчетности ведет Правление Международных стандартов бухгалтерского учета.

Вопрос: Если банк впервые составляет отчетность по МСФО в 2003 году, необходимо ли применять МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»?

МСФО 29 применяется банками, которые составляют отчетность в валюте страны с гиперинфляционной экономикой. Целью данного стандарта является обеспечение представления финансовой отчетности таких банков в единицах измерения, которые были бы сопоставимы с единицами измерения, действующими в настоящий момент. МСФО 29 определяет такие единицы измерения как денежные единицы, действующие на отчетную дату. В условиях гиперинфляции деньги теряют покупательную способность настолько быстро, что сравнение сумм, полученных от операций, и событий, имевших место в разное время даже в пределах одного отчетного периода, может вводить в заблуждение.

МСФО 29 не устанавливает абсолютного значения темпа инфляции, который указывал бы на наличие гиперинфляции в стране, но приводит ряд характеристик, которые следует оценить при определении необходимости применения МСФО 29 при составлении финансовой отчетности. Стандарт приводит в качестве основных следующие характеристики экономической обстановки, которые могут указывать на наличие гиперинфляции в стране:

a. население предпочитает хранить свои сбережения в неденежных активах или в относительно стабильной иностранной валюте;

b. ценность того или иного продукта определяется населением не в национальной валюте, а в относительно стабильной иностранной валюте, цены также устанавливаются в этой валюте;

c. продажи и покупки в кредит производятся по ценам, компенсирующим ожидаемое падение покупательной способности в течение срока, на который предоставляется кредит, даже если этот период непродолжителен;

d. процентные ставки, заработная плата и цены устанавливаются с учетом индекса цен;

e. совокупный рост инфляции за три года приближается или превосходит 100%.

МСФО 29 применяется к финансовой отчетности любого банка, начиная с того отчетного периода, в котором экономика страны, в валюте которой банк составляет финансовую отчетность, начинает определяться как гиперинфляционная. Составление финансовой отчетности в соответствии с МСФО 29 требует использования общего индекса цен, который отражает изменения в общей покупательной способности денежных единиц, в которых составляется финансовая отчетность. Для достижения сопоставимости показателей финансовой отчетности всех экономических субъектов, отчитывающихся в валюте одной и той же страны, при составлении финансовой отчетности такие экономические субъекты должны использовать одни и те же индексы для приведения показателей финансовой отчетности к единицам измерения, действующим на отчетную дату.

Банк прекращает применение МСФО 29 в том году, в котором экономика страны, в валюте которой составляется финансовая отчетность, выходит из периода гиперинфляции. Показатели финансовой отчетности экономического субъекта, выраженные в единицах измерения, действующих на конец последнего периода, в котором экономика страны определялась как гиперинфляционная, используются как основа для балансовых величин при составлении финансовой отчетности в дальнейшем.

Таким образом, банк, впервые составляя финансовую отчетность в соответствии с МСФО в 2003 году, применяет МСФО 29 за весь период времени, в течение которого экономика страны, в валюте которой банк готовит отчетность, определялась как гиперинфляционная.

Существуют особенности составления финансовой отчетности банков, которые работают в стране с гиперинфляционной экономикой, но составляют отчетность в оценочной валюте, отличной от национальной. Такие случаи рассмотрены в МСФО 21 «Влияние изменения валютных курсов» и ПКИ-19 «Валюта отчетности – оценка и представление показателей финансовой отчетности согласно МСФО 21 и МСФО 29». Исходя из нашей практики, мы хотели бы отметить, что случаи составления финансовой отчетности в оценочной валюте, отличной от национальной, крайне редки для российских банков.

Вопрос: Каковы требования МСФО в отношении первой отчетности?

Составление финансовой отчетности в соответствии с МСФО – это составление отчетности в соответствии с принципами бухгалтерского учета, которые значительно отличаются от национальных правил ведения бухгалтерского учета. Поэтому подготовку отчетности в соответствии с МСФО следует рассматривать как отдельную задачу.

МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» приводит общие правила составления финансовой отчетности банка в соответствии с МСФО с тем, чтобы обеспечить ее сопоставимость с собственной отчетностью за предшествующие периоды и с финансовой отчетностью других банков. В МСФО 1 указывается, что основы оценки и отражения в отчетности отдельных специфических операций приводятся в других МСФО. В частности, дополнительные требования по раскрытию информации для банков и финансовых институтов, согласующиеся с требованиями МСФО 1, рассматриваются в МСФО 30 «Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов».

МСФО 1 представляет информацию о назначении финансовой отчетности, о лицах, ответственных за подготовку и представление финансовой отчетности, приводит полный перечень форм, которые должны быть представлены в финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, рассматривает понятия существенности и достоверности представления финансовой отчетности, определяет требования по представлению сравнительной информации, а также требования к раскрытию информации, включая порядок выбора и последовательность применения учетной политики.

МСФО предусматривает специальные требования в отношении отчетности, составляемой впервые, а именно:

a. в периоде, в котором МСФО применяется впервые в полном объеме в качестве основы учета, финансовая отчетность должна готовиться и представляться так, как если бы она всегда готовилась в соответствии с МСФО. Финансовая отчетность, которая определяется как составленная в соответствии с МСФО, должна полностью учитывать требования всех Международных стандартов финансовой отчетности, иначе она не может характеризоваться как соответствующая МСФО;

b. любая корректировка, являющаяся результатом переходного периода на МСФО, должна рассматриваться как корректировка начального сальдо нераспределенной прибыли наиболее раннего из периодов, представленных в соответствии с МСФО, но не должна признаваться в отчете о прибылях и убытках текущего периода;

c. отдельные МСФО и ПКИ следует применять ретроспективно, то есть, начиная с того периода, в котором они были впервые применялись, за исключением случаев, когда иное оговорено стандартами или величина корректировки, относящейся к предшествующим периодам, не может быть определена достоверно;

d. положения переходного периода действующих МСФО и ПКИ следует применять только для периодов, заканчивающихся на дату, предписанную соответствующими МСФО и ПКИ.

В финансовой отчетности следует отметить, что она впервые представляется в соответствии с МСФО, представить сравнительную информацию, которая требуется в соответствии с МСФО 1, а также представить описание учетной политики с обязательным указанием учетной политики для каждого МСФО, допускающего выбор учетной политики в переходный период.

Вопрос: Каким методом можно составлять отчет о движении денежных средств?

Порядок составления и представления отчета о движении денежных средств определен МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств». Согласно МСФО 7 отчет о движении денежных средств при его использовании совместно с остальными формами финансовой отчетности представляет собой информацию, позволяющую пользователям оценить изменения в чистых активах и финансовой структуре (включая ликвидность и платежеспособность). Информация о движении денежных средств увеличивает сопоставимость отчетности банков, она полезна при проверке точности прошлых оценок будущих потоков денежных средств и при изучении связи между прибыльностью и чистым движением денежных средств, она также важна для более полного понимания результатов деятельности отчитывающегося субъекта.

Для достижения наибольшей информативности данные в отчете о движении денежных средств представлены отдельно для каждого из трех направлений деятельности экономического субъекта: операционного, инвестиционного и финансового.

МСФО 7 предлагает два метода, которые могут использоваться при составлении отчета о движении денежных средств: прямой и косвенный. Основное отличие этих двух методов заключается в порядке представления в отчете о движении денежных средств информации о движении денежных средств от операционной деятельности. В отчете о движении денежных средств в отношении операционной деятельности при использовании прямого метода раскрывается информация об основных видах валовых денежных поступлений и платежах операционного характера, перечень которых близок к перечню соответствующих статей отчета о прибылях и убытках. При использовании косвенного метода чистая прибыль или чистый убыток корректируется с учетом результатов операций неденежного характера и начислений, а также доходов и расходов, связанных с поступлением и выбытием денежных средств от инвестиционной и финансовой деятельности. Правила представления информации о движении денежных средств от инвестиционной и финансовой деятельности одинаковы при использовании прямого и косвенного методов при составлении отчета о движении денежных средств.

МСФО 7 поощряет использование прямого метода для представления потоков денежных средств. Однако большинством банков во всех странах традиционно используется косвенный метод, так как при его использовании не требуется большого количества информации, кроме той, которая уже содержится в других формах финансовой отчетности (балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках). При использовании косвенного метода в комментариях к финансовой отчетности следует дополнительно раскрыть суммы полученных и уплаченных процентных доходов и расходов за период.

Автор: