Оценка финансового состояния НПФ

Оценка бизнеса

Автор:
Источник: Финансовый Директор ISSN 1680 – 1148
Опубликовано: 19 сентября 2006

Поскольку традиционные подходы, применяемые для оценки финансового состояния большенства субъектов хозяйствования, малопригодны для НПФ, задача разработки и совершенствования критериев и методов оценки приобретает особую актуальность.

Финансовое состояние негосударственного пенсионного фонда (НПФ) — совокупность показателей, отражающих наличие, попол – нение, размещение и использование его финансовых ресурсов — пенсионных активов. Особый правовой, налоговый и неприбыльный (непредпринимательский) статус НПФ не позволяет применять для их оценки критерии, используемые для традиционных субъектов хозяйственной деятельности (заводов, фабрик и др.) и финансовых учреждений (банков, страховых компаний и т. п.).
Анализ финансового состояния фонда должен быть как внутренним, так и внешним. Внутренний анализ проводится Администратором пенсионного фонда, а его результаты, представленные в виде бухгалтерской и специальной отчетности, используются для внешнего анализа Аудитором фонда и Гос-финуслуг, а также другими госорганами контроля и надзора. Внешний мониторинг операций с пенсионными активами фонда в ежедневном режиме осуществляет Банк-хранитель.
Аудиторские проверки НПФ сводятся, главным образом, к оценке прошедшего или текущего состояния дел в фонде и констатации фактов. Принимая во внимание долгосрочный характер пенсионных накоплений, финансовое состояние НПФ необходимо анализировать не только с позиции статус-кво, но и способности фонда к выполнению обязательств в перспективе. Данная задача, как следует из мировой практики, решается в ходе внешнего анализа независимым Актуарием фонда, чего на сегодняшний день в Украине не наблюдается.
В соответствии с требованиями статьи 52 Закона Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» (далее — Закон) критерии оценки финансового состояния пенсионного фонда будут устанавливаться Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины (Госфинуслуг). В данной статье авторы излагают свое видение критериев и методов оценки финансового состояния НПФ в Украине.
Финансовое состояние НПФ характеризуется обеспеченностью фонда финансовыми ресурсами, необходимыми для его нормального функционирования в течение всего жизненного цикла в соответствии с целевым предназначением — выплата негосударственных пенсий участникам.
Критерии оценки финансового состояния НПФ представляют собой совокупность показателей, отражающих основные аспекты его деятельности, по изменению которых можно, в соответствии с установленными правилами, сделать выводы о способности пенсионного фонда к выполнению обязательств перед участниками негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) на момент оценки и в перспективе.
Финансовое состояние НПФ характеризуется следующими аспектами деятельности:

  1. надежностью функционирования;
  2. экономической эффективностью деятельности;
  3. ликвидностью пенсионных активов;
  4. возвратностью пенсионных накоплений участников.

Надежность функционирования — свойство фонда выполнять свои функции по негосударственному пенсионному обеспечению участников в любые моменты времени на условиях, предусмотренных пенсионными контрактами с вкладчиками и иными договорами, заключенными фондом.
Согласно Закону Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении», основные задачи-функции НПФ:

  1. накопление пенсионных взносов с последующим управлением активами;
  2. осуществление пенсионных выплат участникам.
Порядок определения ( расчета ) показателя Источник информации Нормативное ( требуемое ) значение показателя Отклонение показателя , требующее регулирования
СЗВ = Сумма величин , указанных в форме НПФ -5* ( табл . 2) Код ряда 1 80 по каждой схеме Форма НПФ -5* ( табл . 2) Код ряда 1 80 по каждой схеме 0,0 растет
СЗПВ = Сумма величин , указанных в форме НПФ -5 ( табл . 2) Код ряда 170 ряд 5 по каждой схеме Форма НПФ -5 ( табл . 2) Код ряда 170 ряд 5 по каждой схеме 0,0 растет
СПОВС = Сумма величин , указанных в форме НПФ -5 Форма НПФ -5 ( табл . 2) Код ряда 200 по каждой схеме Задается администратором фонда Возникновение задолженности по выплатам в следующем квартале
СПФ : СВФ Форма НПФ -2 ( табл . 1) Код ряда 090
Форма НПФ -3 ( табл . 1) Код ряда 290
Больше 1 при отсутствии за­ долженности Меньше 1 при наличии задол­женности
ЧСА : ( СПОВС + СЗВ ) Форма НПФ -6 ( табл . 2) Строка 4 ряды 3 и 4
Форма НПФ -5 ( табл . 2) Коды рядов 1 80 и 200
Больше 1 и возрастает при росте ЧСПА Меньше 1 и падает с ростом обя­ зательств
СКА :( ЗАФ + ЗНВ ) Форма НПФ -10 ( табл . 17) ряд 1
Форма НПФ -3 ( табл . 1) Коды рядов 190 и 200
Больше 1 Меньше 1 и уменьшается
СДР : ( ЗАФ + ЗНВ ) Форма НПФ -7 ( табл . 3) ряды 2-3
Форма НПФ -3 ( табл . 1) Коды рядов 190 и 200
Больше 1 Меньше 1 и уменьшается
Разница величин , указанных в столбцах 4 и 3 по форме НПФ -( табл . 1) Код ряда 040 Форма НПФ -2 ( табл . 1) Код ряда 040 Растет Падает
ОЗ:СПФ Форма НПФ-3 (табл. 1) Код ряда 290
Форма НПФ-3 (табл. 1) Код ряда 090
Уменьшается Растет

Финансовый аспект надежности фонда оценивается из предположения, что сумма уплаченных вкладчиками взносов с учетом полученного инвестиционного дохода обеспечивает все выплаты, предусмотренные пенсионными контрактами и договорами фонда, а также покрывает все расходы, возникающие при оплате фондом за счет пенсионных активов оказанных ему услуг в соответствии со статьей 48 Закона Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении».
Надежность фонда оценивается:

  1. по системе показателей и критериев, характеризующих платежеспособность фонда и его администратора (табл. 1);
  2. по состоянию актуарного баланса фонда.

Таб.1. Система показателей и частных критериев оценки надежности функционирования НПФ

Содержание показателя (критерий) оценки НПФ, обозначение Что оценивается (смысл показателя)
Сумма задолженности по выплатам по всем пенсионным схемам, СЗВ Указано в содержании показателя
Сумма задолженности по взносам по всем пенсионным схемам, СЗПВ Указано в содержании показателя
Сумма прогнозируемых обязательств по выплатам в следующем квартале по каждой пенсионной схеме СПОВС Указано в содержании показателя
Отношение общей суммы поступлений в фонд к сумме всех выплат фонда Способность фонда выполнить обязательства по выплатам за счет поступлений в фонд без реализации пенсионных активов
Отношение чистой стоимости пенсионных активов (ЧСА) к сумме прогнозируемых обязательств по выплатам в следующем квартале и задолженности по выплатам по каждой пенсионной схеме Способность фонда выполнить обязательства по выплатам в случае отсутствия поступлений в фонд в следующем квартале
Отношение собственного капитала администратора фонда к сумме задолженности по перечислению пенсионных средств и начисленным, но неосуществленным выплатам Возможность выполнения обязательств фонда перед участниками за счет администратора в случае нарушения сроков выплаты администратором
Отношение суммы денежных средств на вкладных (депозитных) счетах в банках к сумме задолженности по перечислению пенсионных средств и начисленным, но неосуществленным выплатам Возможность выполнения обязательств фонда перед участниками в случае нарушения сроков выплаты администратором
Изменение объема пенсионных взносов по сравнению с предыдущим периодом Стабильность поступлений в фонд и выплат из фонда за счет денежных средств на счете
Отношение суммы затрат на оплату услуг, оплачиваемых за счет пенсионных активов, к сумме поступлений в фонд Рост (снижение) пенсионных накоплений участников фонда

Общим критерием надежности функционирования фонда является динамика изменения обязательств и активов НПФ, которая оценивается по отношению обязательств фонда перед участниками ОФУ к его пенсионным активам, а именно — чистой стоимости пенсионных активов (ЧСА). Если указанное соотношение растет, то имеет место отклонение, требующее выяснения его причин и применения методов регулирования со стороны Госфинуслуг.

Признаки нарушения текущей платежеспособности фонда обнаруживаются при анализе результатов его деятельности, отраженных в квартальной и годовой отчетности, предоставляемой в Госфинуслуг Администратором НПФ.
Показатели, характеризующие нарушение текущей платежеспособности фонда:

  1. рост суммы задолженности по выплатам по всем пенсионным схемам (СЗВ);
  2. рост суммы задолженности Администратора фонда по перечислению пенсионных средств (ЗАФ);
  3. рост суммы задолженности по начисленным, но неосуществленным выплатам Администратором фонда (ЗНВ);
  4. рост суммы задолженности по взносам по всем пенсионным схемам (СЗПВ).

Оценка возможности фонда и его администратора выполнить обязательства перед участниками производится также по частным критериям, представленным в табл. 1.

Для обеспечения финансовой устойчивости НПФ необходимо, чтобы в любой момент времени активы фонда превышали его обязательства перед вкладчиками и участниками. В связи с тем, что уплата пенсионных взносов и выплата пенсий, а также иных сумм, предусмотренных Законом Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении», осуществляется, как правило, в различные моменты времени, сравнение этих финансовых потоков производится по их современной стоимости на момент проведения актуарной оценки деятельности фонда.
Деятельность НПФ должна планироваться и осуществляться так, чтобы случайные факторы не позволяли на планируемом интервале времени нарушить равновесие потока текущих поступлений и обязательств фонда.

Для оценки возможностей фонда по выполнению обязательств на момент оценки и в будущих периодах используется общий актуарный баланс фонда, представляющий собой соотношение имеющихся активов и прогнозируемых поступлений (актуарные активы) к текущим и предстоящим выплатам фонда (пассивы).
Общий актуарный баланс строится на базе актуарных балансов групп пенсионных контрактов по каждой пенсионной схеме, реализуемой фондом.
Такая оценка производится методами актуарных расчетов и состоит в сопоставлении пенсионных обязательств и пенсионных активов НПФ на заданный момент времени в будущем с учетом возможных случайных факторов и дисконтированных на текущий момент времени (момент оценки).
Вывод о состоянии актуарного баланса фонда делается методом сравнения результатов оценивания актуарных активов и пассивов в предположении о нормальной работе фонда. Если стоимость актуарных активов равна стоимости пассивов, то актуарный баланс фонда считается практически выдержанным, а финансовое состояние фонда — устойчивым. Если стоимость актуарных активов меньше стоимости пассивов, то имеет место дефицит актуарного баланса фонда, а финансовое состояние фонда считается неустойчивым. В этом случае Госфинуслуг и Актуарием НПФ должна производиться более детальная оценка состояния фонда с целью определения причин и методов устранения актуарного дефицита на текущий момент и в будущем.

Признаки будущей неплатежеспособности фонда на большем (не менее трех лет) интервале времени выявляются на основе анализа результатов актуарного оценивания НПФ, отраженных в актуарном заключении, предоставляемом Актуарием НПФ.

Экономическая эффективность деятельности фонда— степень реализации фондом возможностей по формированию пенсионных накоплений для выплат пенсий за счет взносов вкладчиков и полученного фондом инвестиционного дохода.
Финансовое состояние фонда в данном аспекте, отражающем инвестиционную деятельность, оценивается позитивно по следующим критериям:

  1. рост реальной доходности инвестирования средств пенсионных активов (РДПА);
  2. рост чистой стоимости единицы пенсионных взносов (ЧСЕПВ).

Доходность инвестирования средств пенсионных активов раскрывается лицом, осуществляющим управление пенсионными активами фонда (КУА) отдельно по каждому инвестиционному портфелю (для выплат пенсий на определенный срок и формирования накоплений иных участников) по форме, представленной в табл. 2.

Таб.2. Оценкак реальной доходности НПФ

Наименование показателя Обозначение показателя Значение % годовых Официальный индекс инфляции за период, % Реальная доходность фонда, %
1 2 3 4 5
Доходность инвестирования средств пенсионных активов за период сначала текущего года ДНГ - - -
Доходность инвестирования средств пенсионных активов за предшествующие 12 месяцев Д12 - - -
Доходность инвестирования средств пенсионных активов за предшествующие 3 года Д36 - - -

Показатель «доходность инвестирования средств пенсионных активов за предшествующие 12 месяцев» не раскрывается, если срок управления средствами пенсионных активов составляет менее 12 месяцев. Показатель «доходность инвестирования средств пенсионных активов за предшествующие 3 года» не раскрывается, если период управления средствами пенсионных активов составляет менее 3 лет.
При раскрытии информации о доходности инвестирования средств пенсионных активов на любую отчетную дату должны раскрываться все три показателя.
Доходность является ведущим показателем фонда, от которого зависит размер накоплений на индивидуальном пенсионном счете участника, и следовательно, размер пенсионных выплат. Формирование накоплений в НПФ является долгосрочным процессом, поэтому доходность следует рассматривать в долгосрочном плане. Часто пенсионный фонд, реализовавший хорошую доходность за короткий период, начинает спекулировать этим результатом, хорошо осознавая, что это рыночный трюк, преследующий краткосрочные цели и не имеющий ничего общего с долгосрочными интересами участников. Международная практика показывает, что доходность следует рассматривать в рамках периода не менее трех лет, учитывая не только конкретные цифры, но и тенденции (колебания) в уровнях реализованной доходности за тот же период.
Доходность инвестирования средств пенсионных активов за период сравнивается с официальным индексом инфляции за период, что позволяет судить:

  1. о реальной доходности фонда, в том числе по сравнению с другими фондами и среднерыночными либо критическими показателями для доходности фондов;
  2. о выполнении обязательств лицом, осуществляющим управление активами фонда, по обеспечению минимальной доходности на уровне официального индекса инфляции, если такое обязательство предусмотрено договором об управлении активами

Реальная доходность РДПА считается:

  • низкой, если: РДПА
  • недостаточной, если: 0%
  • приемлемой, если: Ъ%
  • достаточной, если: РДПА> 5%.

Показатели доходности пенсионного фонда R за период n рассчитываются в процентах годовых по методу взвешенной по времени доходности с поправкой на входящие-исходяще денежные потоки фонда. Расчет производится по формуле:

где Rn — доходность инвестирования средств пенсионных активов за расчетный период в процентах годовых;
п — количество дней, в которые происходили поступления/изъятия средств пенсионных активов в расчетном периоде, плюс один день (дата конца расчетного периода
ЧСАi (0 i n) — чистая стоимость активов на дату поступления средств пенсионных активов в инвестиционный портфель или изъятия средств пенсионных активов из инвестиционного портфеля;
ЧСА{ j — чистая стоимость активов на дату предыдущего поступления или изъятия средств пенсионных активов;
Si (0 i n) — денежный поток, равный сумме всех поступивших средств минус сумма всех изъятых средств в i-й день поступления/изъятия средств;
К — количество календарных дней в расчетном периоде.

Денежный поток Si рассчитывается по формуле:

где СПФ — общая сумма поступлений в НПФ;
ССФ — общая сумма средств, изъятых из НПФ.

Показатель «доходность инвестирования средств пенсионных активов за предшествующие 3 года» рассчитывается в процентах годовых как среднее геометрическое до-ходностей за три расчетных периода по 12 месяцев каждый.
Расчет производится по формуле:

где Rср — средняя доходность инвестирования средств пенсионных активов за предшествующие 3 года в процентах годовых;
R1, R2, R3 — доходности инвестирования средств пенсионных активов за периоды по 12 месяцев, рассчитанные в соответствии с формулой 1, разделенные на 100.

Расчетным периодом для показателя «доходность инвестирования средств пенсионных накоплений за предшествующие 3 года» являются 36 календарных месяцев, предшествующих отчетной дате.
Чистая стоимость единицы пенсионных взносов (ЧСЕПВ) — расчетная стоимость единицы пенсионных взносов (ЕПВ), определяемая путем деления чистой стоимости активов пенсионного фонда на общее количество единиц пенсионных взносов на день подсчета. По изменению данного показателя делается вывод о том, в какую сумму пенсионных накоплений участника НПФ на конец периода оценки конвертируется единица пенсионного взноса вкладчика, осуществленного в начале периода.
Расчет стоимости единицы пенсионных взносов (ЧСЕПВ) производится совместно Администратором и КУА по методике, согласованной с Госфинуслуг. Чистая стоимость единицы пенсионных взносов на день поступления первого пенсионного взноса в пенсионный фонд устанавливается в размере 1 гривня.
Критерий оценки данного аспекта деятельности фонда: чем выше чистая стоимость единицы пенсионных взносов по сравнению с предыдущим периодом, тем эффективнее работает фонд по формированию пенсионных накоплений участников.

Ликвидность НПФ — способность быстро (в сроки, предусмотренные договорами и законодательством) и без значительных потерь стоимости пенсионных активов преобразовать активы участника (группы участников) в денежные средства С, для последующей передачи в пользу участника (группы участников) или лица, имеющего право на пенсионные активы участника.
Ликвидность фонда оценивается по объему денежных средств С, которые могут быть использованы за счет пенсионных активов и текущих поступлений для выполнения обязательств перед участниками. Если эта величина снижается, то имеет место отклонение, требующее выяснения его причин и применения методов регулирования.
При оценке ликвидности различают текущую и плановую ликвидность фонда.
Текущая ликвидность (ТЛ) — достаточность суммы денежных средств и эквивалента денежных средств для осуществления предусмотренных законодательством выплат, а также и передачи сумм накоплений в пользу участников НПФ, разорвавших пенсионные контракты (выбывших из фонда) в текущий момент. ТЛ оценивается по наличию необходимого объема средств для внеплановых выплат С1 по формуле:

где КУВ — количество участников, выбывающих из фонда;
ССВУ— средняя сумма выплат (передаваемых накоплений) в пользу одного участника.

Количество участников и сумм выплат (передаваемых накоплений) прогнозируется на основе анализа статистических данных предыдущих периодов, либо в первом приближении принимается равным сумме выплат соответствующим категориям участников в предыдущем периоде.
Если сумма денежных средств в виде прогнозируемой суммы взносов и эквивалента денежных средств является достаточной для осуществления выплат, а также передачи сумм накоплений в пользу участников НПФ, разорвавших пенсионные контракты (выбывших из фонда) в сроки, предусмотренные законодательством, то текущая ликвидность фонда считается нормальной.
Плановая ликвидность (ПЛ) — достаточность суммы денежных средств, эквивалента денежных средств и прогнозируемых поступлений от инвестирования активов, из которых выплачивается пенсия на определенный срок в соответствии со ст. 64 Закона, для осуществления выплат участникам НПФ, предусмотренных в отчетном периоде в соответствии с договорами о выплате пенсий (выплаты на определенный срок и одноразовые выплаты). Объем таких средств планируется администратором НПФ и формируется КУА в соответствии со ст. 60 Закона.
ПЛ оценивается по объему средств для плановых выплат участникам С2.
Оценка фонда производится в предположении, объем средств для плановых выплат, получаемых от пенсионных активов должен соответствовать объему денежных средств, необходимых для осуществления пенсионных выплат участникам фонда в соответствии с заключенными пенсионными контрактами.
Для признания плановой ликвидности нормальной должно выполняться условие:

где С2 — объем средств для плановых выплат участникам;
СДД — сумма денежных средств на счете фонда;
ЭДС— эквивалент денежных средств;
СЗП — объем суммы запланированных выплат;
СЗВ — сумма задолженности по выплатам по всем пенсионным схемам.

Ликвидность фонда считается достаточной, если выполняется условие

Возвратность пенсионных накоплений — способность фонда удовлетворить требования участников по передаче их пенсионных накоплений при условно-одновременном разрыве пенсионных контрактов и договоров о выплате пенсий;
Возвратность оценивается по величине денежных средств, получаемых от продажи пенсионных активов при условной ликвидации фонда в случае одновременного разрыва пенсионных контрактов и договоров о выплате пенсий. Расчет условно-ликвидационного объема денежных средств производится с учетом необходимости передачи данных средств в пользу выбывающих из фонда участников в сроки, предусмотренные ст. 18 Закона.
Возвратность считается удовлетворительной, если объем суммы денежных средств, получаемых фондом от продажи всех пенсионных активов ОСДА, достаточен для возмещения всем участникам фонда всей суммы пенсионных взносов, ранее внесенных в их пользу ОСПВ, т. е. выполняется условие:

ОСДА принимается равным чистой стоимости активов НПФ (ЧСА) на дату оценки. В случае недостаточности условно-ликвидационного объема денежных средств (указанное условие не выполняется) возвратность считается неудовлетворительной.
Нормативные (требуемые) значения показателей деятельности фонда могут изменяться Госфинуслуг для каждой, определяемой Госфинуслуг, группы фондов, исходя из состояния и перспектив развития системы негосударственного пенсионного обеспечения с разбивкой групп по видам фондов (открытые, корпоративные, профессиональные).
Критерии принадлежности оцениваемого пенсионного фонда к той или иной группе фондов устанавливаются Госфинуслуг один раз в год, не позднее, чем за год до проведения оценки.
В качестве критериев принадлежности могут применяться количественно-качественные показатели, отражающие динамику роста чистой стоимости пенсионных активов, численности участников, их статуса в качестве вкладчиков и пенсионеров, а также стадии развития фонда.
Для группирования фондов выделяются следующие стадии развития:

  1. накопление — текущие выплаты фонда меньше потока поступлений в фонд пенсионных взносов;
  2. стабилизация — объем текущих выплат соответствует пенсионным активам (взносы и инвестиционный доход полностью обеспечивают текущие выплаты);
  3. затухание (выбытие) — уменьшение (прекращение) поступлений в фонд пенсионных взносов с постепенным выбытием участников;
  4. ликвидация фонда в соответствии со статьей 18 Закона Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении».

В процессе становления НПФ, имеющем место в ближайшие 3-5 лет, уточнение численных значений показателей в критериях оценки фондов будет осуществляться по мере развития пенсионной системы и рынка финансовых услуг.
Госфинуслуг проводит комплексную оценку финансового состояния НПФ путем проверки расчетов и анализа:

  1. основных финансовых показателей и критериев, предоставленных в табл. 1-2;
  2. актуарного заключения, предоставленного аккредитованной при Госфинуслуг актуарной фирмой, с которой Администратором от имени Фонда заключен договор на оказание услуг по актуарному оцениванию НПФ.

В случаях если одновременно выполняются следующие условия:

  1. деятельность НПФ соответствует критериям, приведенным в таблицах;
  2. заключение актуария положительное (нет актуарного дефицита), то финансовое состояние фонда считается устойчивым и не требует применения методов регулирования со стороны Госфинуслуг.

В случае если деятельность НПФ не соответствует критериям оценки финансового состояния или имеются существенные (свыше 20%) отклонения показателей оценки по сравнению со средними показателями группы пенсионных фондов, к которой относится оцениваемый фонд, Госфинуслуг обязана рекомендовать совету пенсионного фонда:

  1. провести разработку, утверждение и осуществление мероприятий по приведению финансового состояния фонда в соответствие с установленными Госфинуслуг критериями для данной группы фондов;
  2. рассмотреть вопрос о внесении изменений в инвестиционную декларацию фонда и/или замене лица, осуществляющего управление активами такого пенсионного фонда, либо осуществления других мер для обеспечения должного уровня инвестиционной прибыли;
  3. пересмотреть договоры на оказание услуг фонду с целью сокращения расходов на оплату услуг за счет пенсионных активов;
  4. рассмотреть вопрос о замене лица, отвечающего по своим обязательствам перед пенсионным фондом всем имуществом, принадлежащим ему по праву собственности, и возмещающего убытки за счет резервного фонда и другого имущества.

В случае если по результатам актуарного оценивания имеется актуарный дефицит, Госфинуслуг обязана рекомендовать совету пенсионного фонда:

  1. принять рекомендации актуарной фирмы к исполнению;
  2. разработать и согласовать с Госфинуслуг план мероприятий по устранению актуарного дефицита Фонда.

В особых случаях, определяемых по значительным отклонениям квартальных показателей работы фонда от среднерыночных показателей группы фондов, Госфинуслуг может рекомендовать совету фонда и администратору провести внеочередное актуарное оценивание фонда.
Обнаружение отклонений должно производиться Госфинуслуг с помощью применения методов обработки (расчета) и анализа информации о состоянии НПФ, предоставляемой Администратором фонда и Актуарием фонда. Содержание и порядок предоставления информации Актуарием НПФ должно определяться методическими рекомендациями Госфинуслуг по проведению актуарного оценивания НПФ.
Выводы о финансовом состояния НПФ делаются, в соответствии с установленными Госфинуслуг правилами анализа показателей деятельности и результатами актуарного оценивания фонда. Приведение данных показателей в соответствие с нормативными (требуемыми) значениями должно осуществляться постоянным или периодическим применением субъектами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) рекомендованных Госфинуслуг методов регулирования возникающих отклонений.
В условиях становления рынка НПФ возрастает роль независимого актуарного оценивания фондов, а задача разработки и совершенствования критериев и методов их оценки напрямую связана с защитой интересов участников со стороны государства.

Автор: