В последнее время контролирующие органы и налогоплательщики стали обращать внимание на ситуации, когда физическое лицо наряду с привлечением к налоговой ответственности согласно Налоговому кодексу РФ привлекается и к уголовной по ст. 198 Уголовного кодекса РФ за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений в крупном или особо крупном размере. Рассмотрим в качестве примера определение Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 N 1488-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лосева Павла Валерьевича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 198 УК РФ».
В своей жалобе в Конституционный Суд РФ П.В. Лосев оспаривал конституционность ч. 1 ст. 198 УК РФ в части, допускающей привлечение к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов гражданина, который ранее был привлечен к налоговой ответственности за неуплату налогов, и отметил, что данная норма противоречит Конституции РФ, в частности ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 50.
Обратите внимание!
Согласно резолютивной части определения ч. 1 ст. 198 УК РФ вопреки утверждению заявителя сама по себе не может рассматриваться как нарушающая его конституционные права.
Проверка же законности и обоснованности правоприменительных решений, вынесенных по его делу, не входит в компетенцию Конституционного Суда РФ.
Согласно обстоятельствам дела решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Владимирской области от 21.04.2008 П.В. Лосев за неуплату налогов был привлечен к ответственности в виде штрафа в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ.
Решением Вязниковского городского суда Владимирской области от 21.08.2008 исковые требования налогового органа о взыскании штрафа были удовлетворены частично. Взысканные по решению суда штрафы уплачены П.В. Лосевым в полном объеме.
В то же время постановлением следователя следственного отдела при отделении внутренних дел по Вязниковскому району Владимирской области от 22.10.2008 он был привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении него 25 августа 2008 года на основании ч. 1 ст. 198 УК РФ.
Уголовное дело было передано на рассмотрение в Вязниковский городской суд Владимирской области, затем возвращено прокурору, а 6 мая 2009 года прекращено в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
При этом основанием для привлечения П.В. Лосева к налоговой ответственности, как и основанием для возбуждения в отношении него уголовного дела, послужили выявленные в ходе выездной налоговой проверки (акт выездной налоговой проверки от 24.03.2008) его неправомерные деяния, повлекшие неуплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога на добавленную стоимость и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на общую сумму 840 938 руб. 76 коп.
В определении по данному делу Конституционный Суд РФ совершенно правильно отметил: в правовом механизме исполнения конституционной обязанности по уплате налогов предусмотрено несколько видов нарушений законодательства о налогах и сборах – налоговые, административные правонарушения по фактам нарушения законодательства о налогах и сборах и нарушения законодательства о налогах и сборах, являющиеся преступлениями.
Часть 1 ст. 198 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, совершенное в крупном размере. Именно крупный размер позволяет отграничить состав преступления от налогового правонарушения.
При этом диспозиция ст. 198 УК РФ является бланкетной и применяется во взаимосвязи с положениями НК РФ, согласно ст. 108 которого никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (п. 2).
Предусмотренная данным Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если оно не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации (п. 3).
По смыслу приведенных взаимосвязанных положений уголовного и налогового законодательства привлечение физического лица к ответственности за налоговое правонарушение возможно только в случае, если совершенное им деяние не содержит признаков преступления, т.е. исключается привлечение физического лица к ответственности дважды за одно и то же правонарушение, и тем более не предполагается повторное осуждение за одно и то же преступление.
На исключение возможности привлечения к налоговой и уголовной ответственности за совершение одного и того же налогового деликта направлены и отдельные нормы вступившего в действие с 1 января 2010 года Федерального закона от 29.12.2009 N 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Так, согласно одной из его новелл установлена обязанность руководителя налогового органа (его заместителя) в случае направления материалов в органы внутренних дел не позднее дня, следующего за днем направления материалов, вынести решение о приостановлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.
При этом ст. 101 НК РФ «Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки» дополнена п. 15.1 следующего содержания.
"15.1. В случае, если налоговый орган, вынесший решение о привлечении налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) – физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, направил в соответствии с пунктом 3 статьи 32 настоящего Кодекса материалы в органы внутренних дел, то не позднее дня, следующего за днем направления материалов, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан вынести решение о приостановлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.
При этом течение сроков взыскания, предусмотренных настоящим Кодексом, приостанавливается на период приостановления исполнения решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.
В случае, если по итогам рассмотрения материалов будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или постановление о прекращении уголовного дела, а также если по соответствующему уголовному делу будет вынесен оправдательный приговор, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не позднее дня, следующего за днем получения уведомления об этих фактах от органов внутренних дел, выносит решение о возобновлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.
В случае, если действие (бездействие) налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) – физического лица, послужившее основанием для привлечения его к ответственности за совершение налогового правонарушения, стало основанием для вынесения обвинительного приговора в отношении данного физического лица, налоговый орган отменяет вынесенное решение в части привлечения налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) – физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Органы внутренних дел, получившие от налоговых органов материалы в соответствии с пунктом 3 статьи 32 настоящего Кодекса, обязаны направлять в налоговые органы уведомления о результатах рассмотрения этих материалов не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.
Копии решений налогового органа, указанных в настоящем пункте, в течение пяти дней после дня вынесения соответствующего решения вручаются налоговым органом лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения. В случае направления копии решения налогового органа по почте заказным письмом датой ее получения считается шестой день с даты отправки".
Таким образом, в настоящее время создан механизм, направленный на исключение возможности привлечения физического лица к двум видам ответственности за один и тот же налоговый деликт.