Параметрический анализ финансовых ресурсов холдинга

Финансовый Анализ

Автор:
Источник: журнал «Финансовый директор ISSN 1680-1148» № 3, 2006г.
Опубликовано: 7 Июня 2006

Сложно переоценить роль финансовых коэффициентов в управлении финансами. Холдинговым компаниям, которые желают привлечь внимание потенциальных доноров капиталов, рекомендуется расширить аналитическую часть публичных отчетов, включая в аналитическую записку расчеты наибольшего количества коэффициентов.

Процесс интеграции предприятий в структуры корпоративного типа ш I/ привел к появлению холдинговых компаний, промышленно-финансо-вых групп и других объединений.
В Украине среди этих групп наиболее распространенными являются холдинговые компании, особенно в энергетическом, строительном и торговом рынках национальной экономики.
Согласно украинскому законодательству, холдинговая компания — хозяйственный субъект, который владеет контрольными пакетами акций других (одного или больше) хозяйственных субъектов, и имеет право осуществлять контроль над хозяйственным субъектом.
Успешное управление финансами корпорации проводится на основе аналитических выводов и рекомендаций. Анализ финансовых ресурсов осуществляется в двух направлениях: анализ источников их формирования и анализ их использования. В свою очередь каждое из этих направлений предусматривает проведение общего и параметрического анализа. Общий анализ проводят для оценки динамики и структуры основных составляющих капитала и активов, а параметрический — находит свое отражение в финансовых коэффициентах.
Для детального анализа формирования финансовых ресурсов холдинговой компании, который проводится на основе ее консолидированной финансовой отчетности и финансовой отчетности дочерних предприятий, следует рассчитывать такие финансовые коэффициенты: коэффициент финансовой независимости, концентрации заемного капитала, соотношения заемного и собственного капитала, долгосрочности привлечения заемного капитала, финансовой стабильности, финансовой стойкости и структуры заемного капитала.
Коэффициент финансовой независимости (коэффициент автономии) рассчитывается как отношения источников собственных средств к общей величине финансовых ресурсов:

Кфин.нез. = СК / ВБ

где Кфин.нез. — коэффициент финансовой независимости; СК — источники собственных средств (собственный капитал); ВБ — общая величина финансовых ресурсов предприятия (валюта баланса).

Коэффициент финансовой независимости характеризует возможность холдинговой компании обеспечивать внешние обязательства за счет использования собственных средств. Чем больше значение коэффициента, тем лучшим будет считаться финансовое состояние хозяйствующего субъекта.
В процессе осуществления параметрического анализа исследуемые коэффициенты холдинговой компании следует сравнивать со среднестатистическими тенденциями отраслей, в которых работают структурные элементы объединения.
Коэффициент финансовой зависимости является обратным к коэффициенту финансовой независимости, он определяется отношением общей величины финансовых ресурсов к сумме источников собственных средств:.

Кфин.зав. = ВБ / СК

где Кфин.зав. коэффициент финансовой зависимости; ВБ — общая величина финансовых ресурсов предприятия; СК — источники собственных средств (собственный капитал).
Экономический смысл коэффициента финансовой зависимости состоит в определении, сколько единиц общей суммы финансовых ресурсов приходится на единицу источников собственных средств.
Положительной считается тенденция к снижению коэффициента финансовой зависимости. Как и каждое предприятие, холдинговая компания должна стремиться увеличивать долю собственных средств с целью повышения стабильности функционирования. Позитивно следует оценивать увеличение общего размера финансовых ресурсов за счет привлечения дополнительного, относительно недорогого заемного капитала.
Коэффициент концентрации заемного капитала — определенная мера дополнения к коэффициенту концентрации собственного капитала (коэффициенту финансовой независимости) и исчисляется по формуле:

Кконц.зк = ЗК / ВБ

где Кконц.зк коэффициент концентрации заемного капитала;ЗК— размер заемного капитала; ВБ — общая величина финансовых ресурсов предприятия (валюта баланса).
Коэффициент концентрации заемного капитала показывает, сколько заемного капитала приходится на единицу финансовых ресурсов или же, фактически, частицу заемного капитала в общем размере финансовых ресурсов предприятия. Коэффициент концентрации заемного капитала положительно оценивается в случае его снижения, а сумма коэффициента концентрации заемного капитала и коэффициента концентрации собственного капитала равняется единице. Чем ниже этот показатель, тем меньшей считается задолженность холдинговой компании или ее дочернего предприятия и тем более стойким будет его финансовое состояние.
Большое значение в процессе параметрического анализа структуры капитала отводится коэффициенту соотношения заемного и собственного капитала, которые еще называют коэффициентом финансового левериджа. Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала определяется делением величины заемного капитала на величину источников собственных средств:

Кс.зк/ск = ЗК / СК

где Кс.зк/ск коэффициент соотношения заемного и собственного капитала; ЗК — размер заемного капитала; СК— источники собственных средств (собственный капитал). Указанный коэффициент характеризует зависимость холдинговой компании от заемного капитала. Увеличение этого показателя — признак усиления зависимости предприятия от кредиторов и определенное снижение его финансовой стойкости. Считается, что подобная тенденция свидетельствует об увеличении финансового риска, то есть о возможности потери платежеспособности.

Экономисты советуют также после расчета показателя соотношения заемного и собственного капитала определять эффект финансового рычага, который определяется по другой формуле:

где ЕФР — эффект финансового рычага; СНП — ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью; RА — рентабельность имущества (активов) предприятия; %ЗК — ставка процента за кредит; ЗК — размер заемного капитала; СК — источники собственных средств.
Данный показатель отображает уровень дополнительно сформированной прибыли собственным капиталом холдинговой компании при разных долях использования заемного капитала. С помощью этого показателя можно обнаружить прирост рентабельности собственного капитала в зависимости от параллельного использования заемного капитала. Практика показывает: использование предприятием в своей хозяйственной деятельности лишь собственного капитала (и тем более лишь заемного) свидетельствует о неэффективной структуре капитала. Для успешного функционирования необходимо объединять использование обоих видов капитала.
Существует точка зрения, что соотношения собственного и заемного капитала предприятия может составлять 1:1. В таком случае общая сумма задолженности не должна превышать сумму собственных источников финансирования, то есть критическое значение коэффициента автономии, равное 0,5. Однако существует и другая точка зрения, которая, на наш взгляд, является более правильной, что при анализе структуры капитала следует учитывать отраслевые особенности компании: для промышленных предприятий доля собственного капитала может составлять не менее чем 60%; для торговли — 30%. Кроме того, у холдинговой компании есть возможность использовать временно свободные финансовые ресурсы одного дочернего предприятия на потребности другого, проводя трансфертное кредитование.
Коэффициент долгосрочности привлечения заемного капитала характеризует долю долгосрочных обязательств в общей величине капитала, используемого для осуществления деятельности предприятия на продолжительный срок. Этот показатель рассчитывается отношением долгосрочных обязательств к сумме источников собственных средств и долгосрочных обязательств:

где КД — коэффициент долгосрочности привлечения заемного капитала; ОД — размер долгосрочных обязательств; СК — источники собственных средств. Оптимальный уровень рассмотренного параметра считается ниже 0,3.
Коэффициент финансовой стабильности (коэффициент финансирования) рассчитывается как отношение источников собственных средств к заемному капиталу и есть обратным к коэффициенту соотношения заемного и собственного капитала:

где КФин.Стаб — коэффициент финансовой стабильности; СК — источники собственных средств; ЗК — размер заемного капитала.
Коэффициент финансовой стабильности характеризует обеспеченность задолженностей холдинговой компании собственными средствами. Чем больше будет величина собственного капитала над заемным, тем более устойчивым в финансовом понимании будет считаться предприятие.

Коэффициент финансовой устойчивости определяется отношением суммы источников собственных средств и долгосрочных обязательств к общей величине финансовых ресурсов предприятия:

где КФС — коэффициент финансовой устойчивости; СК — источники собственных средств; ОД — размер долгосрочных обязательств; ВБ — общая величина финансовых ресурсов холдинговой компании (валюта баланса).
Данный показатель характеризует долю стабильных источников финансирования в общей величине финансовых ресурсов Долгосрочные обязательства хотя и являются элементом привлеченных средств, однако, согласно направлению их использования, они считаются стабильными источниками финансирования.
Еще одним важным показателем в параметрическом анализе формирования финансовых ресурсов холдинговой компании является коэффициент структуры заемного капитала. Он рассчитывается делением суммы долгосрочных обязательств на сумму заемного капитала:

где КС. ЗК — коэффициент структуры заемного капитала; ОД — размер долгосрочных обязательств; ЗК— размер заемного капитала.
С помощью этого параметра можно оценить долю долгосрочных обязательств, которая приходится на единицу заемного капитала. Экономисты для данного показателя рекомендуют не превышать значение 0,4.
Таким образом, приведены наиболее распространенные коэффициенты, которые рекомендуются экономистами для параметрического анализа формирования финансовых ресурсов холдинговых компаний. Анализ следует проводить в разрезе каждого дочернего предприятия, материнской компании и всего объединения.
Однако для проведения экспресс-анализа формирования финансовых ресурсов холдинговой компании и ее дочерних предприятий достаточно вычислить значительно меньшее количество показателей.
Отечественные экономисты наиболее употребительными считают два показателя: коэффициент финансовой независимости и коэффициент соотношения заемного и собственного капитала. Следует также обратиться и к мировому опыту: приведем результаты анализа, проведенного Ч. Гибсоном в 1987 г. Лицензированным финансовым аналитикам было предложено дать оценку шестидесяти аналитическим коэффициентам с позиции их значимости для характеристики рентабельности, ликвидности и финансовой зависимости. Нужно было дать ответ на два вопроса: (а) стоит ли включать данный показатель в число важнейших индикаторов по данному направлению? и (б) какой ранг по шкале от 0 до 9 (9 — высочайший) можно присвоить данному показателю? Были получены ответы от 52 аналитиков.
Некоторые результаты анализа приведены в табл. 1 (коэффициенты упорядочены по уменьшению уровня значимости). Из этих данных видно, что среди аналитиков нет единства относительно классификации аналитических коэффициентов. Однако существует закономерность: наивысшие баллы получили показатели рентабельности, финансовой зависимости, ликвидности. То есть параметры, которые характеризуют оптимальность формирования финансовых ресурсов, занимают второе место. Наряду с показателями рентабельности коэффициенты финансовой зависимости имеют наибольшее значение для принятия стратегически важных решений — принимать или не принимать участие в деятельности компании (как инвестор или контрагент). Относительно меньшую значимость имеют индикаторы, которые характеризуют эффективность текущей деятельности (ликвидность, оборотность).

Таб.1. Классификация и ранжирование аналитических коэффициентов по Ч. Гибсону

Аналитический показатель Распространенность Уровень значимости индикатора
рентабельность финансовая зависимость ликвидность
Рентабельность собственного капитала ( посленалоговая ) 96 8,21    
Прибыль на акцию 69 7,58    
Норма чистой прибыли 100 7,52    
Рентабельность собственного капитала ( доналоговая ) 100 7,32    
Коэффициент покрытия постоянных финансовых затрат 92   7,22  
Коэффициент быстрой ликвидности 96     7,10
Коэффициент рентабельности активов 94 7,06    
Коэффициент обеспеченности затрат к уплате 92   7,06  
Привлеченные средства к собственному капиталу 85   7,00  
Уровень финансового левериджа 57   6,61  
Коэффициент финансовой зависимости капитализированных источников 85   6,52  
Коэффициент концентрации привлеченных средств 96   6,50  
Коэффициент концентрации собственного капитала 63   6,42  
Коэффициент текущей ликвидности 100     6,34
Оборачиваемость запасов в днях 54     5,82
Коэффициент абсолютной ликвидности 98     5,51
Ресурсоотдача 61 5,50    
Оборачиваемость запасов в оборотах 54     5,46
Оборачиваемость средств в расчетах ( дебиторской задолженности ) в днях 69     5,02
Доля оборотных активов в общей сумме активов 82     4,74
Доля абсолютно ликвидных активов в общей сумме активов 80     4,74
Фондоотдача 64 4,25    
Выручка от реализации к чистым активам 53 4,04    
Краткосрочные пассивы к производственным запасам 67     3,56
Доля производственных запасов в оборотных активах 88     2,89

Моделирование анализа формирования финансовых ресурсов холдинговой компа нии происходит путем построения системы показателей, так как аналитические коэф фициенты, которые применяются изолированно, «беспомощны».
Причиной этого являются следующие специфические особенности, присущие ко эффициентам:

  • в корпоративном анализе следует учитывать то, что методика расчета коэффициентов может чем-то отличаться, поэтому следует четко определить экономико-математические модели анализа для конкретного холдинга;
  • большинство коэффициентов исторические по своей природе, то есть характеризуют финансовое состояние фирмы по результатам уже завершенных операций;
  • назначение коэффициентов большое влияние имеют присущие для данной компа-нии методы ведения учета (например, методы начисления амортизации, создания резервов безнадежных долгов, оценки материальных запасов и т. п.), это нужно учитывать в сравнительном анализе;
  • важнейшим недостатком есть то, что все расчеты базируются на учетных данных, а не на рыночных оценках активов компании;
  • специфика расчета отдельных показателей не позволяет рассчитывать их по данным публичной консолидированной отчетности.

Таб.2. Система экономических показателей для проведения экспресс-анализа формирования финансовых ресурсов холдинговой компании и ее дочерних предприятий (ДП)

Показатель Экономическая модель ДП 1 ДП 2 ДП 3 ДП 4 ДП 5 Холдинговая компания
1. Уровень финансового левериджа Долгосрочные обязательства / Собственный капитал x1 x2 хЗ x4 x5 (x1 + x2 + x3 + x4 + x5) / 5
2. Коэффициент долго – срочности привлеченного капитала Долгосрочные обязательства ( Собственный капитал + Долгосрочные обязательства ) y1 y2 уз y4 y5 (y1 + y2 + y3 + y4 + y5) / 5
3. Коэффициент концен­ трации собственного Собственный капитал / Пассивы z1 z2 z3 z4 z5 (z1 + z2 + z3 + z4 + z5)/5
4. Коэффициент соотношения заемных Заемный капитал / Собственный капитал k1 k2 k3 k4 k5 (k1 + k2 + k3 + k4 + k5) / 5
5. Общий показатель уровня самофинансиро –  Неразделенная прибыль / Пассивы s1 s2 s3 s4 s5 (s1 + s2 + s3 + s4 + s5) / 5

Учитывая обозначенную специфику аналитических коэффициентов, холдинговым компаниям, которые желают привлечь внимание потенциальных доноров капиталов, рекомендуется расширить аналитическую часть консолидированных публичных отчетов, включая в аналитическую записку расчеты наибольшего количества коэффициентов, в особенности тех, которые рассчитывают по данным управленческого учета, аналитического учета и по рыночным оценкам. Для более полного освещения информации о финансовых ресурсах компании желательно приводить коэффициенты в динамике и в сравнении со среднеотраслевыми показателями. Открытая публикация такой информации может существенно активизировать развитие деловых контактов, в определенной мере предостеречь от возможности банкротства потенциальных инвесторов, кредиторов, и тем самым стимулировать вложение капитала в желательные области и виды деятельности.
Исходя из указанных тенденций и особенностей применения разных коэффициентов, а также учитывая возможность их расчета на основе публичной бухгалтерской отчетности, можно предложить модель показателей для проведения экспресс-анализа формирования финансовых ресурсов горизонтальной холдинговой компании и ее потенциальных или существующих дочерних предприятий (табл. 2).
Подобный подход позволит не только в сжатые сроки и без дополнительных затрат оценить эффективность формирования финансовых ресурсов холдинговых компаний с помощью коэффициентов, но и даст возможность оперативно влиять на улучшение деятельности холдинговой компании и отдельных ее дочерних предприятий.

Автор: