Подсказка искателям рисков

Корпоративное управление

Автор:
Источник: Финансовый Директор ISSN 1680 – 1148
Опубликовано: 20 сентября 2010

Когда человек хочет начать новое дело, ему необходимо разобраться, стоит ли этим проектом заниматься в принципе, то есть оценить риски, и в первую очередь финансовые. Но, как всегда бывает в новом деле, понять, где эти самые риски могут поджидать, — не так уж и легко. Поэтому стоит на конкретном примере очертить направления поиска, а дальше все зависит от усилий тех, кто эти риски ищет…

В качестве примера возьмем распространенное сегодня явление. Владелец строительной компании, успешно существующей на рынке уже почти 10 лет, решает открывать новое направление бизнеса — ритейл. Опыта в создании торговых сетей у него нет, но есть хорошая основа — опыт в области строительства и собственные ресурсы. При этом есть много неизвестных — все, что связано с оборудованием и эксплуатацией магазинов и складов (компания ранее специализировалась на жилой недвижимости), подбор и обучение персонала, организация слаженной работы всех служб — да мало ли что…

Стоит понимать, что основные риски, которые могут возникнуть практически в любом проекте (ведь проекты, несмотря на их уникальность, очень даже типичны), можно разбить на основные группы: временные риски (несоблюдение графика проекта), финансовые риски (превышение бюджета), маркетинговые (оценка рынка и усилия по продвижению) и общеэкономические риски. Рассмотрим каждое из этих направлений по отдельности и поищем внутри них. Глядишь, что-то и найдем полезное и познавательное.

Временные риски

Исходя из опыта, можно сразу разбить временные риски на две группы. Первая группа объединяет в себе те риски, которые возникают под воздействием сил извне, на которые инвестор (в нашем случае строительная компания) не имеет влияния. Для проекта (портфеля проектов) в сфере ритейла такими рисками могут быть, например, изменение налогового законодательства, изменения законодательства в сфере строительства и зем-леотвода и самый существенный риск — непрозрачная схема землеотвода.

Понятно, что предотвратить эти риски не получится, но учесть и оценить вероятность их возможного возникновения (а для этого надо очень плотно поработать с компетентными экспертами) просто необходимо. Как правило, в этой группе рисков находятся такие, которые способны оказать серьезное влияние на проект, вплоть до его полного фиаско (например, не будет отведена земля под строительство супермаркета). Значит, стоит составить список временных рисков извне и внести их в карту рисков с соответствующей оценкой. То же самое, конечно, касается и других видов рисков, но если инвестор вполне может не заметить мелочей в силу их огромного количества, то в описанном нами случае подобная халатность может обойтись очень дорого.

Вторая группа временных рисков связана непосредственно с несоблюдением графика исполнения проекта (в силу различных причин), что приводит к увеличению срока окупаемости проекта как напрямую, так и за счет недополученной выручки. Также не стоит забывать, что в бизнесе все взаимосвязано — упустит владелец строительной компании эти риски, они выйдут боком и основному бизнесу — путем перекачки средств и ресурсов из основного бизнеса, за счет которого придется тушить разгоревшийся пожар. Точно так же временные риски влияют и на финансовых собратьев…

Финансовые риски

Финансовые риски в основном сосредоточены в области взаимоотношений с внешними контрагентами — чем их больше, тем больше риски. Ситуации, когда подрядчик, например осуществляющий монтаж холодильного оборудования на складах, задерживает сроки исполнения своих работ (неважно, по каким причинам), случаются сплошь и рядом, можно даже сказать, что это вполне обычное явление. Напомню, что временные и финансовые риски неразрывно взаимосвязаны, то есть задержка в сроках со стороны подрядчика выльется в недополученную прибыль (как минимум), а возможно, последуют и штрафные санкции — ведь в бизнесе контрагентов, как правило, много, и со всеми заключены различные договора. Эти риски тоже нужно определить, уделив максимум внимания взаимосвязям с контрагентами (самое опасное место — стыки с несколькими контрагентами), оценить их вероятность и степень угрозы, после чего снова внести в карту рисков. Помимо внесения в карту рисков, стоит сразу продумать, как от этих рисков уберечься (минимизировать их).

В качестве основного способа минимизации рисков в подобных случаях необходимо грамотное управление контрактами. То есть, вычислив риски и объем возможных финансовых потерь, нужно учесть эти цифры при подписании контрактов. На нашем примере открытия ритейл-направления это могут быть штрафные санкции за каждый день задержки сдачи объекта подрядчиком. Размер штрафных санкций напрямую зависит от недополученной прибыли и других негативных финансовых последствий, которые может понести заказчик.

А что если финансовые риски находятся во внутренней зоне (внутри компании), и внешние контрагенты тут не при чем? В этом случае все несколько по-иному — определить и минимизировать такие риски значительно сложнее, при этом объем убытков может возрасти. Почему так происходит? Во-первых, потому что помимо самой задержки и недополученной прибыли появляются дополнительные затраты, например все затраты, зависящие от времени: заработная плата участникам проекта, косвенные затраты и т. д. Во-вторых, увидеть риски внутри своей компании значительно сложнее, чем при работе с подрядчиками — в полном соответствии с поговоркой про соринку в чужом глазу. Зачастую именно для этого и приглашают внешних консультантов, которые могут критически посмотреть на принятые или традиционно сложившиеся правила игры в компании и задать страшный вопрос: «Почему так?».

В данном случае необходимы более точная оценка длительности и стоимости работ, а также эффективное управление процессом реализации проекта и его постоянный мониторинг.

Маркетинговые риски

По большому счету, маркетинговые риски можно охарактеризовать как риски недополучения прибыли в результате снижения объема реализации или цены. На нашем приме – \ ре это выглядит так при выборе места для строительства конкретного супермаркета (один I проект из всего портфеля) маркетинговая концепция была некачественной. Земельный участок был получен, магазин построен, персонал обучен и проект сдан в эксплуатацию. Проходит время, а запланированные показатели по прибыли так и не достигнуты. Причи – 1> на — месторасположение — люди не ходят именно в этот супермаркет за покупками, потому что, например, в этом районе плохая транспортная развязка, что не было учтено в маркетинговой концепции. И подобных примеров, когда семена краха проекта посеяны еще на этапе его маркетинговой подготовки, можно привести множество.

Поэтому маркетинговые риски являются одними из наиболее значимых для большинства инвестиционных проектов. Ошибки в планировании маркетинговой страте – Р гии возникают, главным образом, из-за недостаточного изучения потребностей рынка: неправильного позиционирования, неверной оценки конкурентоспособности рынка или неправильного ценообразования. Также к возникновению маркетинговых рисков могут привести ошибки в политике продвижения, например выбор неправильного способа продвижения, недостаточный бюджет на продвижение и т. д.

Риски общеэкономического характера

К общеэкономическим рискам в инвестиционных проектах можно отнести риски, связанные с внешними по отношению к предприятию факторами, например риски изменения курсов валют и процентных ставок, усиления или ослабления инфляции, риск увеличения конкуренции в отрасли из-за общего развития экономики в стране и риск выхода на рынок новых игроков. Думаю, что общее направление «куда копать» в сторону этих рисков понятно. Стоит отметить, что данный тип рисков возможен как для отдельных проектов (конкретного супермаркета), так и для всего портфеля проектов и компании в целом.

В нашем примере наиболее значимыми являются риски роста и сезонных колебаний цен на строительные материалы, а также риск выхода на рынок новых игроков в связи с общим экономическим подъемом в Украине. Также стоит дать небольшой, но полученный набитыми шишками совет — используйте для расчета стоимости/бюджета проекта разные валюты (гривны, евро, доллары), это позволит минимизировать риски курсовой разницы. Это особенно актуально, когда все вложения по приобретению и монтажу, например холодильного оборудования, осуществляются в валюте (тендер был выигран чешской компанией), а поступления прибыли, естественно, будет в гривне.

Подводя итог сказанному, нужно отметить, что перечисленный набор основных зон (направлений), где прячутся риски инвестиционных проектов, универсален, то есть применим к любому проекту (портфелю проектов) независимо от сферы бизнеса. Конечно, нюансы существуют, но основная часть все же определена. Теперь ответ на вопрос «где искать?» ясен, а на извечный вопрос «что делать?» с найденными рисками и как конкретно их минимизировать попробуем ответить, продолжив рассказ о строительной компании, открывающей свое ритейл-направление (владелец в результате анализа собранных рисков решил входить в этот бизнес). Но это уже совсем другая история…

Автор: